ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Художественноприкладное моделирование» разработана для занятий с учащимися 8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. В программе реализуется системно-деятельностный подход в обучении,предполагающий активацию познавательной, художественноэстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия по данной программе решают не только задачи эстетического воспитания, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка, позволяют проверить свои способности в области проектирования. При проведении занятий используется технология деятельностного подхода, которая обеспечивает активное включение учащихся в процесс самостоятельного проектирования, способствует процессу самоопределения и помогает учащимся адекватно оценить свои возможности. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности,создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовнонравственному воспитанию. Также создаются условия для воспитания: -трудолюбия, творческого отношения к учению,труду, жизни; -ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических ценностях; -ценностного отношения к природе, окружающей среде. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитания у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.Большое внимание уделяется формированию информационной грамостности. Включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект. Содержания занятий ориентированы на жизненные потребности обучающихся.Значительное внимание уделяется повышению мотивации, т.к. процесс творчества невозможен без эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируется фантазия и изобретательность. Различные техники выполнения изделий несут большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные приемы, учащиеся сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору. Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности: выполнение практических и самостоятельных работ, работа над творческим проектом, работа с различными источниками информации. Новизна заключается в том, что в программу включен материал, не содержащийся в базовой программе по технологии. В соответствии с планом внеурочной деятельности на реализацию программы в 8 классе 1 час в неделю. Цель программы: создать условия для гармоничного единства личностоного,познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к творческой деятельности. Задачи программы: Предметные познакомить учащихся с понятием «дизайн», его историей; обзорно познакомить учащихся с понятиями «дизайн», «дизайнер», направления дизайна; систематизировать имеющиеся знания о творческом проекте и требованиях, предъявляемых к проекту; познакомить со способами украшения; формировать знания в области дизайна, как важной формы деятельности человека. Как в быту, так и в профессиональной сфере. Метапредметные: развивать навыки учащихся по созданию новых изделий с учетом особенностей; продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать; формировать интерес к предмету, творческое отношение к труду; развивать интеллектуальные способности, внимание и логическое мышление учащихся; овладевать самостоятельными практическими навыками как основным методом приобретения знаний; познакомить с основными правилами создания композиций; рационально использовать рабочее время. Личностные: содействовать развитию вкуса у учащихся, развивать чувства прекрасного; формировать эстетическую культуру; помогать обучающимся следовать новым тенденциям развития моды; воспитывать у обучающихся чувство коллективизма, ответственности, аккуратности, трудолюбия. ПЛАНИРУЕМЫЕ деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса внеурочной Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; -устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; -адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; -выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -понимать и сохранять учебно-творческую задачу; -учитывать выделенные в пособиях этапы работы; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия обучающиеся смогут: -допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; -учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -контролировать действия партнера. Обучающийся получит возможность научиться: -Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использование дополнительной литературы, в том числе в пространстве интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -устанавливать причинно-следственные связи; -обобщать; -подводить под понятие; -устанавливать аналогии. Делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей и использованием ресурсов библиотек и сети интернет; -использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: -развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; -расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; -познакомится с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; -познакомится с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; -использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; -создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; -совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; -оказывать помощь в дизайне и оф0рмлении класса, школы, своего жилища; -достичь оптимального для каждого уровня развития; -сформировать систему универсальных учебных действий; -сформировать навыки работы с информацией. - самостоятельно преобразовать среду обитания на более комфортную, наилучшим образом удовлетворяющую свои потребности и своей семьи; -приобрести устойчивый интерес к такой сфере профессиональной деятельности, как дизайнерское творчество. Содержание занятий внеурочной деятельности Декорирование посуды Понятие о дизайне. Основы цветочных композиций. Сушка растений. Декорирование стеклянной посуды самоклеющейся бумагой. Декорирование стеклянной посуды с использованием техники «декупаж». Декорирование стеклянной посуды с использованием засыпок из разного материала. Декорирование стеклянной посуды с использованием бумажной массы. Декорирование стеклянной посуды цветочными композициями. Плоскостные и объёмные коллажи с использованием различных материалов Создание изделий из пластиковой посуды Салфетница из стаканов.Рамки для фото из тарелок. Веер из вилок. Шар из стаканчиков Новогодние сувениры Дизайн новогодней открытки с использованием различных материалов. Создание необычной елочной игрушки из бросовых материалов. Изделия из DVD/CD-дисков Аппликация на дисках. Подсвечник из дисков. Салфетница из дисков. Дизайн подарков Искусство дарить подарки. Декорирование свечей в технике декупаж и с помощью мелких предметов. Декорирование фоторамок. Украшение цветочных горшков. Декоративные картины и технология их изготовления. Изонить. Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла и окружности. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку. Изготовление декоративных картин из природных материалов. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преобладающие формы занятий: групповая и индивидуальная. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, лекции, экскурсии, самостоятельная практическая работа школьников. В программе предусмотрены следующие виды деятельности: - индивидуальные занятия; - работа в группе; - творческие проекты; - викторины; - конкурсы; - участие в выставках декоративно-прикладного искусства; - поиск информации - создание своей страницы на сайте «Страна мастеров». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Занятий внеурочной деятельности «Художественно-прикладное моделирование» 8 класс (1 час в неделю, 35 часов) № Название раздела, Кол- Сроки Корректив п/п темы во ы часо выполнени в я Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Декорирование посуды 2 Понятие о дизайне 3 Основы цветочных композиций 4 Сушка растений 5 Декорирование стеклянной посуды самоклеющейся бумагой. 6 Декорирование стеклянной посуды с использованием техники «декупаж». 7 Декорирование стеклянной посуды с использованием техники «декупаж». 8 Декорирование стеклянной посуды с использованием засыпок из разного материала 9 Декорирование стеклянной посуды с использованием бумажной массы. 10 Декорирование стеклянной посуды цветочными композициями 11 Плоскостные и объёмные коллажи с использованием различных материалов 1 04.09 10 1 1 11.09 18.09 1 1 25.09 02.10 1 09.10 1 16.10 1 23.10 1 06.11 1 13.11 1 20.11 Создание изделий из пластиковой посуды 12 Создание изделий из пластиковой посуды. Салфетница из стаканов 13 Создание изделий из пластиковой посуды. Рамки для фото из тарелок 14 Создание изделий из пластиковой посуды. Веер из вилок. 15 Создание изделий из пластиковой посуды. Шар из 4 1 1 27.11 1 04.12 1 11.12 1 18.12 стаканчиков Новогодние сувениры 16 Дизайн новогодней открытки с использованием различных материалов 17 Создание необычной елочной игрушки из бросовых материалов Изделия из DVD/CD-дисков 2 1 25.12 1 15.01 3 18 Изделия из DVD/CD-дисков 1 22.01 19 Аппликация на дисках. Изделия из DVD/CD-дисков. Подсвечник из дисков. 1 29.01 20 Изделия из DVD/CD-дисков. Салфетница из дисков. 1 05.02 Дизайн подарков 15 21 Искусство дарить подарки. 1 12.02 22 Декорирование свечей в технике декупаж и с помощью мелких предметов. 1 19.02 23 Декорирование свечей в технике декупаж и с помощью мелких предметов. 24 Декорирование фоторамок. 1 04.03 25 Украшение цветочных горшков Украшение цветочных горшков Декоративные картины и технология их изготовления. Изонить. Декоративные картины и технология их изготовления. Изонить. Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла и окружности. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. 1 11.03 26 27 28 29 30 26.02 18.03 1 25.03 1 08.04 1 15.04 1 22.04 31 Составление геометрических 1 узоров и заполнение их в технике изонити. 29.04 32 Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. Декоративные картинки в технике изонити и технология их изготовления. Завершение работы по изготовлению картинки. Оформление работы в рамку Изготовление декоративных картин из природных материалов 1 06.05 1 13.05 1 20.05 1 26.05 33 34 35