РП по родному русскому языку 7

Адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающегося с нарушением опорно-двигательного
аппарата с легкой умственной отсталостью
обучающегося 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
1.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа
основного общего образования для обучающегося с нарушением опорнодвигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью - это
образовательная программа, адаптированная для обучения обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
разработана для ученицы 7 класса Камиловой Хадижат на основе Закона об
образовании № 273 от 29.12.2012г., примерной АООП для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.2. АОП определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
1.3. Нормативно-правовую базу разработки АООП составляют: − Закон
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г.; −
Конвенция о правах ребенка; − Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном
учреждении для
обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии (утв. постановлением
Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288), (с изменениями от 10 марта
2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.); − Приказ Правительства РФ от
10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; − Постановление
Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г., №26.
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; − Рекомендации
Министерства образования Республики Дагестан; − Локальные акты МКОУ
«Совхозная СОШ»;
1.4. Структура АОП ООО обучающегося с нарушением опорнодвигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АОП НОО обучающегося с НОДА, а

также способы определения достижений целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: •
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области; • программу коррекционной работы; • воспитательный
компонент.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АОП НОО.
Целью реализации программы является создание специальных условий
для развития и социальной адаптации обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья, обучающегося в МКОУ «Совхозная СОШ». На
основании заключения ПМПК в 2023/2024 учебном году рекомендовано
обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе с
нарушениями опорно-двигательного аппарата с легкой умственной
отсталостью. Учебный процесс обучающегося по АОП для обучающегося с
легкой умственной отсталостью организован следующим образом: обучающийся занимается инклюзивно в условиях класса при
индивидуальном подходе. Адаптированная основная общеобразовательная
программа основного общего образования с нарушениями опорнодвигательного аппарата с лёгкой умственной отсталостью Целевой раздел
Адресность программы: адаптированная образовательная программа (АОП)
разработана для Камиловой Хадижат, обучающейся в 7 классе МКОУ
«Совхозная СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Адаптированная образовательная программа учитывает особенности его
психофизического развития, индивидуальные возможности, особые
образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. Целью реализации АОП для
обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата с лёгкой
умственной отсталостью является формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственное,
социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Программа составлена на основании коллегиального заключения ПМПК.
Общая характеристика АОП АОП обучающегося с НОДА с ЛУО – это
программа, которая учитывает особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, особые образовательные потребности,
обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. Эта программа самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность
в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
для умственно отсталых обучающихся, с учетом примерной основной
образовательной программы для умственно отсталых обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с НОДА с
легкой умственной отсталостью. Это группа обучающихся - дети с
двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой
степенью
интеллектуальной
недостаточности,
осложненными
нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические
нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной
отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный
характер. На первый план выступает недостаточность высших форм
познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и
высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте
особенности развития личности характеризуются низким познавательным
интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено
чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых
усилий и мотивации.
Камилова Хадижат - ребёнок с двигательными нарушениями и с
интеллектуальной недостаточностью. На первый план выступает
недостаточность форм познавательной деятельности — абстрактнологического мышления и других функций. При сниженном интеллекте
особенности развития личности характеризуются низким познавательным
интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено
чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых
усилий и мотивации. Для организации психолого-педагогического
сопровождения ребёнка с НОДА с лёгкой умственной отсталостью в
образовательном процессе, задачами которого являются правильное
распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное
оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности,
МКОУ «Совхозная СОШ» опирается на типологию, которая носит
педагогически ориентированный характер. Обучающийся с НОДА в нашей
школе, это ребёнок с нарушением функций опорнодвигательного аппарата,
передвигающийся
самостоятельно,
имеющий
разборчивую
речь.
Интеллектуальное развитие у ребёнка сочетается с отсутствием уверенности
в себе, с ограниченной самостоятельностью. Личностная незрелость
проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и
практических вопросах жизни. Помимо этого ребёнок с НОДА нуждается в
различных видах помощи, что обеспечивает необходимые в период обучения
щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Особые образовательные потребности обучающегося с НОДА с ЛУО Особые
образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные обучающемуся с НОДА с ЛУО: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в

процессе индивидуальной работы; - требуется в введение содержания
обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе,
адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо
использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том
числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения; - индивидуализация обучения
требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
ситуациях
взаимодействия
с
действительностью;
коррекция
произносительной стороны речи: освоение умения использовать речь по
своему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы,
договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды; - максимальное расширение образовательного
пространства спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы,
договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
Для обучающегося выделяются особые образовательные потребности:
учет особенностей и возможностей реализуется через образовательные
условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков,
пространственных и временных представлений, приемы сравнения,
сопоставления, противопоставления при освоении нового материала,
специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию,
психологическую и логопедическую помощь. Практическая направленность
обучения, т.е. направленность на социализацию и воспитание автономности.
К специальным образовательным условиям для данного обучающегося
относятся: - особые методы и формы психолого-медико-педагогической
помощи: для повышения продуктивности деятельности индивидуально и
дифференцировано использовать коррекционные, традиционные и
современные
педагогические
технологии;
с
целью
повышения
работоспособности использовать упражнения и задания с учётом
здоровьесберегающих технологий; - предоставление услуг ассистента
(помощника); - регламентация деятельности с учётом медицинских
рекомендаций.
Индивидуализация образовательного процесса с учётом структуры
нарушения и вариативности проявлений.
Проведено диагностическое обследование педагогом-психологом:
Особенности внимания: концентрация внимания и продуктивность внимания
— низкая Особенности памяти: зрительная и слуховая память низкая.
Особенности мышления: сформированность мыслительных операций имеет
средний уровень. Особенности развития учебных действий: средний уровень
развития учебных действий: личностные — средний уровень, предметные —
средний уровень. Заключение школьного психолога: выявлены недостатки в

развитии познавательной сферы. Проведено диагностическое обследование
учителем – логопедом: Фонематическое восприятие: затрудняется в
воспроизведении некоторых слов. Звукопроизношение: испытывает
затруднения в произношении некоторых слов. Состояние словаря: активный
словарь ниже возрастной нормы. Письмо: допускает орфографические
ошибки. Заключение учителя – логопеда: развивать различные виды устной
речи, развивать словарный запас.
Выводы: Программный материал усваивает на среднем уровне. При
воспроизведении материала нуждается в наводящих вопросах, не всегда
улавливает главную мысль содержания. Умеет устанавливать причинноследственные связи; при выполнении задания часто нуждается в постоянной
опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при
выполнении задания не всегда устанавливает самостоятельно, иногда с
помощью учителя. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и
старшими доброжелательные. Недостаточный уровень лексического запаса.
Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные. Был
обследован на школьном ПМПК.
Согласно
обследованию,
специалисты
составили
следующие
рекомендации для обучающегося: - занятия с педагогом-психологом по
развитию познавательной активности; - занятия с учителем-логопедом по
развитию речи и обогащению словарного запаса. Планируемые результаты
освоения АОП НОО обучающимся с НОДА с ЛУО Планируемые результаты
освоения АОП ООО (далее - планируемые результаты) являются одним из
важнейших механизмов реализации требований к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой
систему обобщённых личностно ориентированных целей образования,
допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает
определение и выявление всех составляющих планируемых результатов,
подлежащих формированию и оценке. В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает
и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом,
позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические
задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических
моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к
реальным жизненным ситуациям.
Структура планируемых результатов учитывает необходимость: определение динамики развития обучающихся на основе выделения
достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего
развития ребёнка; - определение возможностей овладения обучающимися
учебными действиями на уровне соответствующем зоне ближайшего
развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему
опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными
для данного предмета; - выделение основных направлений оценочной
деятельности — оценки результатов деятельности систем образования
различного уровня, педагогов, обучающегося. Освоение адаптированной

образовательной программы ООО обеспечивает достижение умственно
отсталого обучающегося с НОДА двух видов результатов: личностных и
предметных.
Метапредметные результаты освоения АОП не предусматриваются. В
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты
освоения
АООП
образования
включают
индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. Предметные
результаты
освоения
АООП
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. АОП ООО определяет два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с НОДА и ЛУО. Отсутствие
достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием
к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану. Система оценки достижения обучающегося с
нарушением опорно-двигательного аппарата с лёгкой умственной
отсталостью
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
образовательной программы основного общего образования С учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающегося с НОДА с легкой степенью умственной отсталости
предметные результаты должны отражать: Предметные результаты по
отдельным учебным предметам: Русский язык (7 класс) Минимальный
уровень: • списывать текст целыми словами и словосочетаниями; • писать
под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов); • делить
текст на предложения; • выделять тему текста, участвовать в обсуждении
основной мысли; • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый
частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой
части (до 60 слов); • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по
составу (простые случаи самостоятельно); • доказывать принадлежность слов

к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с
помощью опорных таблиц; • находить решение орфографических задач с
помощью учителя или самостоятельно; • пользоваться школьным
орфографическим словарем.
Достаточный уровень • списывать текст целыми словами; • писать под
диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами; •
участвовать в обсуждении темы и идеи текста; • исправлять текст с помощью
учителя; • подбирать однокоренные слова с помощью учителя; • различать
части речи по вопросам с помощью учителя; • пользоваться школьным
орфографическим словарем с помощью учителя.
Чтение (7 класс)
Минимальный уровень: • читать вслух доступные тексты осознанно,
правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями),
в трудных случаях — целым словом; • читать про себя, выполняя различные
задания к проанализированному тексту; • делить текст на части под
руководством учителя; • пересказывать текст (полностью или частично) по
плану, используя опорные слова; • определять мотивы поступков героев,
выражать свое отношение к ним; • выделять незнакомые слова в тексте (с
помощью учителя); • выучить наизусть 8—10 стихотворений; • читать
внеклассную литературу под контролем учителя. Достаточный уровень: •
читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам,
соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания; • читать про себя проанализированный
заранее текст, выполняя несложные задания учителя; • отвечать на вопросы
учителя; • пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста; •
оценивать поступки героев (с помощью учителя); • заучивать стихотворения
наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся); •
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по
прочитанным текстам.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой
психического развития разработана для данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения
в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся
осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;

учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и
навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность,
учебная мотивация);
социально-психическая адаптация.
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях –
ситуация успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида
осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому
языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического
развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение
лексического материала, трудности в его использовании в устной речи,
затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на
практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся
предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не
оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к
сложному. По необходимости оказывается устная помощь - стимулирующая
и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки.
Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не
конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать
активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является
необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально
сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части,
монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой,
коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Главными задачами реализации программы являются:
 формирование у обучающихся ценностного отношения к языку
как хранителю культуры, как государственному языку Российской
Федерации, как языку межнационального общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических
понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
 овладение
функциональной грамотностью и принципами
нормативного использования языковых средств;
 овладение
основными
видами
речевой
деятельности,
использование возможностей языка как средства коммуникации и
средства познания.
Отбор учебного материала для содержания программы по русскому
языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ осуществлён с учётом целей и
задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей

обучающихся данной категории детей.
Цели процесса обучения
достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса.
В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на
уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного
материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности,
игра, использование информационно - коммуникативных технологий.
Разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует
обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности.
Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения
– самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном
плане по русскому языку в 7 классе на часы самостоятельной работы
отведены 2 часа, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося.
Всего за год - 68 часов. Содержание самостоятельной работы по предмету
«Русский язык» направлено на расширение и углубление практических
знаний и умений обучаемого. Ряд тем изучается самостоятельно с
использованием практических материалов, демонстрационных пособий, в
том числе и презентаций.
 Текстообразующая роль причастий - 2ч
 Образование действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени (практика) - 4ч
 Употребление предложений с причастным оборотом – 4ч
 Постановка ударения в полных и кратких страдательных
причастиях
Описание внешности человека – 4ч
 Текстообразующая роль деепричастий -2ч
 Рассказ по картине – 2ч
 Умение правильно строить предложение с деепричастным
оборотом -4ч
 Текстообразующая роль наречий – 2ч
 Использование в речи наречий-синонимов и антонимов -4ч
 Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий – 8 ч
 Синтаксическая роль слов категории состояния – 4ч
 Текстообразующая роль предлогов – 2ч
 Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на
основе увиденного на картине – 8ч
 Текстообразующая роль союзов – 2ч

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые
особенности – 8ч
 Текстообразующая роль частиц – 2ч
 Рассказ по данному сюжету – 4ч
 Интонационное выделение междометий -2ч
Итого: 68 часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
языка в 7 классе. В индивидуальном плане обучения в 2020 – 2021 году на
изучение русского языка отведено 2 часа в неделю (63 часа в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Повторение изученного в 5-6 классах.
Обучающийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности;
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое
значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных
слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам
синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- объяснять общие принципы классификации словарного состава
русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений
слова;
- опознавать омонимы разных видов;
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или
иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с
нормами современного русского литературного языка;


- применять морфологические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных;
- использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические
конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания,
в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической и художественной речи и оценивать их;
- объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в
текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций
с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе
письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и
письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников;

- использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче
смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфографических словарей и справочников по правописанию;
- использовать эту информацию в процессе письма.
Календарно-тематическое планирование
П/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

Раздел.Тема урока
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение изученного
в 5-6 классах.
Синтаксис. Словосочетание и предложение.
Лексика и фразеология..
Фонетика и орфография.
Словообразование и орфография.
Морфология и орфография.
Контрольное списывание по теме
« Повторение изученного».
Причастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у
причастий.
Синтаксическая роль причастий в предложении.
Склонение причастий и правописание гласных в
падежных окончаниях причастий.
Понятие о причастном обороте.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий
времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Гласные перед н и нн в полных и кратких
страдательных причастиях.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени. Одна буква н в
отглагольных прилагательных, образованных от
глаголов.
Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких отглагольных

Кол-во
часов
1
6
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Планируемая
дата

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

прилагательных.
Развитие речи. Выборочное изложение.
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
Обобщение по теме «Причастие».
Контрольное списывание по теме.
Деепричастие.
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном
обороте.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Итоговый урок по теме «Деепричастие».
Контрольное списывание по теме «Деепричастие».
Наречие.
Наречие как часть речи.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О
и –Е.
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных
наречий.
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях .
Ь после шипящих на конце наречий.
Обобщение по теме «Наречие».
Категория состояния.
Категория состояния как часть речи.
Служебные части речи. Предлог.
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как часть речи.
Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Слитные и раздельные написания производных
предлогов.
Союз.
Союз как часть речи.
Простые и составные
союзы.

1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1

56
57
58
59
60
61
62
63
64

Союзы сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы.
Подчинительные
союзы.
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
Обобщение по теме «Союз».
Контрольное списывание по теме «Союз. Предлог».
Частица.
Частица как часть речи.
Междометие.
Междометие как часть речи.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252