ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п / п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольны е работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Представление данных 2 Описательная статистика 3 Случайная изменчивость 4 Введение в теорию графов 5 Вероятность и частота случайного события 6 Обобщение, систематизация знаний 5 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 7 2 https://m.edsoo.ru/7f415fd c Библиотека ЦОК 8 1 https://m.edsoo.ru/7f415fd c Библиотека ЦОК 6 1 https://m.edsoo.ru/7f415fd c Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/7f415fd c Библиотека ЦОК 4 1 https://m.edsoo.ru/7f415fd c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fd c 5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п / п Количество часов Тема урока Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Дата изучен ия 1 Представление данных в таблицах 2 Практические вычисления по табличным данным 3 Извлечение и интерпретация табличных данных 1 4 Практическая работа "Таблицы" 1 5 Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм 1 03.10 6 Чтение и построение 1 10.10 05.09 1 12.09 1 19.09 1 Электронные цифровые образовательн ые ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ec324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ec78e 26.09 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ed18e Библиотека диаграмм. Примеры демографических диаграмм ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ed602 7 Практическая работа "Диаграммы" 8 Числовые наборы. Среднее арифметическое 9 Числовые наборы. Среднее арифметическое 1 0 Медиана числового набора. Устойчивость медианы 1 14.11 1 1 Медиана числового набора. Устойчивость медианы 1 21.11 1 2 Практическая работа "Средние значения" 1 3 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. 1 1 24.10 1 07.11 1 1 1 17.10 1 28.11 05.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ed72e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863edb3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863edc6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ee07a Размах 1 4 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 12.12 1 5 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 19.12 1 6 Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" 1 7 Случайная изменчивость (примеры) 1 8 Частота значений в массиве данных 1 1 1 1 26.12 09.01 16.01 1 9 Группировка 1 23.01 2 0 Гистограммы 1 30.01 2 1 Гистограммы 1 06.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ee390 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ee4bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ee69c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ee9d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863eee1c 2 2 Практическая работа "Случайная изменчивость" 2 3 Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа 2 4 Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл 2 5 Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа 2 6 Представление об ориентированных графах 2 7 Случайный опыт и случайное событие 2 8 Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически 1 1 1 1 1 1 1 1 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 19.03 26.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863eecc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863eef52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef0ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef236 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef3b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef4d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef646 достоверных событий в природе и в обществе 2 9 Монета и игральная кость в теории вероятностей 3 0 Практическая работа "Частота выпадения орла" 3 1 Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" 3 2 Повторение, обобщение. Представление данных 3 3 Повторение, обобщение. Описательная статистика 3 4 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 09.04 1 1 1 1 16.04 23.04 1 30.04 1 07.05 1 14.05 2 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863ef8a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863f0186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863efa24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863efbaa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 863efec0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Примерная рабочая программа основного общего образования. Математика 7-9 классы. Базовый уровень. Москва, 2021. 2. учеб. Бурмистрова. Рабочей пособие М.: программы Просвещение, для общеобразовательных Алгебра. 2018 Сборник рабочих организаций, программ.составитель 7-9 классы: А45 А.Т. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ 1. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2015г. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057- 319-7 2. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 1. 2. ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРА Мультимедийный проектор, Ноутбук ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846