РП по Статистике Вероятности 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так
и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и
описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от
чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на
диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания.
Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать

данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы,
размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими
методами
вычисления
вероятностей
в
случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными
исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные
задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных
величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в
теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102
часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение
диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации
из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения
набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и
практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о
связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества
(например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием
важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности
и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и
математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни
(здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность),
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между
понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные,
частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых
условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно,
грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи,
высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других







участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать
разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных
математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять
виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие),
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты
решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность
на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины
достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц,
строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах,
графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о статистической устойчивости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Наименование
разделов и тем
программы

Всего

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Представление
данных

2

Описательная
статистика

3

Случайная
изменчивость

4

Введение в теорию
графов

5

Вероятность и
частота случайного
события

6

Обобщение,
систематизация
знаний

5

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

7

2

https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

Библиотека ЦОК
8

1

https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

Библиотека ЦОК
6

1

https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

Библиотека ЦОК
4

https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

Библиотека ЦОК
4

1

https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fd
c

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Дата
изучен
ия

1

Представление данных
в таблицах

2

Практические
вычисления по
табличным данным

3

Извлечение и
интерпретация
табличных данных

1

4

Практическая работа
"Таблицы"

1

5

Графическое
представление данных
в виде круговых,
столбиковых
(столбчатых) диаграмм

1

03.10

6

Чтение и построение

1

10.10

05.09

1

12.09

1

19.09

1

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ec1f8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ec324

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ec78e

26.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ed18e

Библиотека

диаграмм. Примеры
демографических
диаграмм

ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ed602

7

Практическая работа
"Диаграммы"

8

Числовые наборы.
Среднее
арифметическое

9

Числовые наборы.
Среднее
арифметическое

1
0

Медиана числового
набора. Устойчивость
медианы

1

14.11

1
1

Медиана числового
набора. Устойчивость
медианы

1

21.11

1
2

Практическая работа
"Средние значения"

1
3

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.

1

1

24.10

1

07.11

1

1

1

17.10

1

28.11

05.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ed72e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ed846

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ed846

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863edb3e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863edc6a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ee07a

Размах
1
4

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
Размах

1

12.12

1
5

Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
Размах

1

19.12

1
6

Контрольная работа по
темам "Представление
данных. Описательная
статистика"

1
7

Случайная
изменчивость
(примеры)

1
8

Частота значений в
массиве данных

1

1

1

1

26.12

09.01

16.01

1
9

Группировка

1

23.01

2
0

Гистограммы

1

30.01

2
1

Гистограммы

1

06.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ee390

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ee4bc

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ee69c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ee9d0

Библиотека
ЦОК

https://m.edsoo.ru/
863eee1c

2
2

Практическая работа
"Случайная
изменчивость"

2
3

Граф, вершина, ребро.
Представление задачи с
помощью графа

2
4

Степень (валентность)
вершины. Число рёбер
и суммарная степень
вершин. Цепь и цикл

2
5

Цепь и цикл. Путь в
графе. Представление о
связности графа

2
6

Представление об
ориентированных
графах

2
7

Случайный опыт и
случайное событие

2
8

Вероятность и частота
события. Роль
маловероятных и
практически

1

1

1

1

1

1

1

1

13.02

20.02

27.02

05.03

12.03

19.03

26.03

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863eecc8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863eef52

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef0ba

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef236

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef3b2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef4d4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef646

достоверных событий в
природе и в обществе
2
9

Монета и игральная
кость в теории
вероятностей

3
0

Практическая работа
"Частота выпадения
орла"

3
1

Контрольная работа по
темам "Случайная
изменчивость. Графы.
Вероятность
случайного события"

3
2

Повторение,
обобщение.
Представление данных

3
3

Повторение,
обобщение.
Описательная
статистика

3
4

Повторение,
обобщение.
Вероятность
случайного события

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

09.04

1

1

1

1

16.04

23.04

1

30.04

1

07.05

1

14.05

2

5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863ef8a8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863f0186

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863efa24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863efbaa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
863efec0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.
Примерная рабочая программа основного общего образования.
Математика
7-9
классы.
Базовый
уровень.
Москва,
2021.
2.
учеб.
Бурмистрова.
Рабочей
пособие
М.:
программы
Просвещение,
для общеобразовательных
Алгебра.
2018
Сборник
рабочих
организаций,
программ.составитель
7-9 классы: А45
А.Т.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ

УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ

1.
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей
и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские
учебники», 2015г. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057- 319-7
2.
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей
и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и
доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
КТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1.
2.

ЛАБОРАТОРНЫХ,

ПРА

Мультимедийный проектор,
Ноутбук

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ed846


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252