Рабочая программа учебного курса
«Аварский язык» в 9 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 9 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы
основного общего образования по родному языку, разработанный сектором родного языка и литературы Дагестанского НИИ педагогики им.
Тахо - Годи.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 8--9 класс». Махачкала Издательство
НИИ педагогики 1999 г. Автор Муртазалиев М.М.
Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
К данному варианту программы прилагается методическое пособиеА.Гамзатова «методическая разработка преподавания аварского языка
по разделу Синтаксис.». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на
17 часов (из расчёта 0.5 урок в неделю). Преподавание родного языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных
сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 9-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
Ученики должны знать.
- роль родного языка как национального языка аварского народа РД, и средства общения между народами разных районов аварской группы
языка;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы аварского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые,
учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение,
характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические
ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на
лексических возможностях аварского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме
специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание учебного курса
1.Повторение.(2 ч)
2.Сложное предложение ( 1 ч )
3. Сложносочиненное предложение ( 3 ч )
1. Общее понятие о сложносочиненном предложении . Союзы: соединительные, разделительные , противительные , в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
2.Различие простых и сложных предложений. Образовать сложные предложения из простых предложений. Составить сложносочиненные
предложения из простых с помощью соединительных союзов. Умение читать выразительно с интонациями сложносочиненное предложение.
4. Сложноподчиненное предложение с союзными словами. ( 2 ч )
1. Понятие о сложноподчиненной предложении . Главные и подчиненные предложение. Сложноподчиненное предложение с союзными
словами.
2.Состовление сложно подчиненных предложении союзными словами по смыслу. Подчинительные союзные слова употребить в составлении
в сложноподчиненных предложении . Употребление сложноподчиненных предложении в устной и письменной речи.
5. Сложноподчиненное предложение без подчинительных союзных слов и их состав. ( 10 ч ).
1.Подчинительные предложения их типы и формы сказуемого. Подчинительное – подлежащее придаточное. Подчинительное - прямое
дополнение придаточное. Подчинительное – косвенное дополнение. Подчинительное – определение придаточных . Подчинительное с
несколькими придаточными и знаки препинания при них. Подчинительное – обстоятельственно придаточные. Подчинительное
придаточным образа действии. Подчинительное с придаточным места. Подчинительное с придаточным времени. Подчинительное с
придаточным причины. Подчинительное с придаточным условным. Подчинительное с придаточным с уступительным. Знаки препинания в
подчинительном предложении .
2.Умение читать выразительно главные и придаточные предложении вместе. Умение использовать в устной и письменной речи
подчинительные предложения без союзов и расставить в них знаки препинания.
6. Сложные предложения без союзов ( 4 ч )
1.Связь предложении бессоюзном сложном предложении и знаки препинании.
2.Умение читать выразительно и с интонацией бессоюзное сложное предложении. Превращение бессоюзное в союзное расставив союзы
подходящие по смыслу и расставить в них знаки препинания .
7.Прямая и косвенная речь (4 ч )
1. Предложения с прямой речью и знаки препинания при них. Связь слов автора с прямой речью. Предложения с косвенной речью.
Замена прямой речи с косвенной. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
2.Умение составить предложение с прямой речью , и выразительно читать с интонации такие предложения . Обучение детей заменить
прямую речь с косвенной и наоборот.
8.Общее понятие о языке ( 1 ч ).
1.Язык – как способ связи. Речь , как развивающее событие .Аварский язык и его диалекты.
1.Усвоение учащихся тему ,идею и стиль письма произведения.
2. Составить тексты с описанием героев, и написать изложение.
3. Сочинение с морально – этичной, общественно – политической тематикой.
4. Составить реферат , доклад на общественно – политическую , духовную тему .
5. Умение образно характеризовать героя прочитанного произведения.
6. Умение составить рецензию на увиденный фильм или прочитанную книгу.
7. Подготовить краткое изложение темы прочитанного произведения.
10. Основные требования к знаниям 9 класс.
1. Разобрать синтаксически сложное предложение.
2. Превратить прямую речь косвенную и наоборот.
3. Расставить знаки препинания: а) сложных предложениях. б) Прямой и косвенной речи. в) Диалоге.
4.Пересказать прочитанное произведение . Подготовить доклад по произведению. Составить сочинение и изложение по заданной теме.
Умение составить рецензию по тексту. Умение писать заявление и автобиографию .
5.Выразительное чтение текста , правильное произношение различных звуков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9-ГО КЛАССА
№
Тема урока
Основные направления
воспитательной деятельности
дата
факт
Кол-во
уроков
1
Члены предложения повторить
Гражданское воспитание
план
07.09.2023
2
Обращение. Вводные слова
Потриатическое воспитание
14.09.2023
1
3
Сложносочиненные предложения
Духовно-нравственное воспитание
21.09.2023
1
4
Развитие речи
Трудовое воспитание
28.09.2023
1
5
Диктант.Союзы в сложносочиненных предложениях Потриотическое воспитание
05.10.2023
1
6
Работа над ошибками.Сложноподчиненные
предложения
Экологическое воспитание
12.10.2023
1
Эстетическое воспитание
19..10.2023
1
Трудовое воспитание
26.10.2023
1
Гражданское воспитание
09.11.2023
1
7
1
Союзные слова в сложноподчиненных
предложениях
8
Прямое дополнение. Придаточные дополнительные
предложения
9
Диктант.Развитие речи
10
Работа над ошибками.Придаточные предложения с
косвенным дополнением
Гражданское воспитание
16.11.2023
1
11
Придаточные предложения.
Потриатическое воспитание
23.11.2023
1
12
Придаточные временные предложения
Духовно-нравственное воспитание
30.11.2023
1
13
Условные придаточные предложения
Трудовое воспитание
07.12.2023
1
14
Косвенная речь
Прямая речь, знаки препинания
Потриотическое воспитание
14.12.2023
1
Экологическое воспитание
21.12.2023
1
16
Диктант.Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Стилистика и культурная речь
Эстетическое воспитание
28.12.2023
1
17
Повторить
Трудовое воспитание
15
1
Рабочая программа учебного курса
« Родная литература » в 9 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 9 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской
литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО
«Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ:
«Авар адабият- 9 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г.: Авторы –составители А.А.Абдурахманов, Ч,М. Меджидова
Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9
класса рассчитана на 17часов (0.5 ч в неделю).
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
• Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует
грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 9 классе.
_ выразительное чтение художественного текста.
_ составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения.
_ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать.
_ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде.
_ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче.
Связь с родным языком.
_ написать сочинение на политическую и бытовую тему.
_написать доклад на политическую и друие темы на основе 2-3-х произведений.
_написать выборочное изложение по произведению повествовательного характера.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9-ого класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_ сравнивать с литературой борьба горцев за свободу;
_ в изученных произведениях найти связь с знаменательными датами.
_ в изученных произведениях раскрыть ипичные характеры главных героев.
_ в изученных произведениях уметь определить композицию , сюжет и последовательность произведения(портрет героев).
_ определить жанры произведения и их особенности.
_ дать оценку критическим статьям.
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения
уметь:
• прослеживать темы аварской литературы в их историческом изменении;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
• оценивать проблематику современной литературы;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
«Авар адабият»: Хрестоматия 9 кл. авторы:А. А. Абдурахманов, Ч. М. Меджидова. 2-е издание. Издательство НИИ педагогики,
Махачкала 2004г.-304с
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9-ГО
КЛАССА
№
Тема урока
Основные направления
воспитательной деятельности
дата
Кол-во
уроков
1
Расул Гамзатов. «В горах моё сердце»
Гражданское воспитание
план
факт
11.01.2024
2
Расул Гамзатов «Мой Дагестан». Расширить
понятие о поэме
Потриатическое воспитание
18.01.2024
1
3
Расул Гамзатов«Матери», « Ласточки»
Духовно-нравственное воспитание
25.01.2024
1
4
Расул Гамзатов «Родной язык».
Трудовое воспитание
01.02.2024
1
5
АбдулмажидХачалов «От имени погибших»
Потриотическое воспитание
08.02.2024
1
6
Муса Магомедов «Манарша».
Экологическое воспитание
15.02.2024
1
7
Гаджи Газимирзаев «Сыну», «Другу», «Конь
мой, не останавливайся»
Эстетическое воспитание
22.02.2024
1
8
МашидатГаирбекова «Сердце матери»
Трудовое воспитание
29.02.2024
1
9
МашидатГаирбекова Песня матери», «В песне
моя жизнь»
Гражданское воспитание
07.03.2024
1
10
Фазу Алиева «Колыбель»
Гражданское воспитание
14.03.2024
1
1
11
Омар-Гаджи Шахтаманов «Река Каролинка»
12
Потриатическое воспитание
21.03.2024
1
Омар-Гаджи Шахтаманов «Приходите, друзья», Духовно-нравственное воспитание
«Андийское озеро»
11.04.2024
1
13
Арип Расулов «Сокровище»
18.04.2024
1
14
Багатар«Оленёнок мой,спрятавшийся от дождя» Потриотическое воспитание
25.04.2024
1
15
Багатар «Ласточка моя из Севера»
Экологическое воспитание
02.05.2024
1
16
Хизгил Авшалумов«Сосед мой—враг мой»
Эстетическое воспитание
16.05.2024
1
17
Нурадин Юсупов«День рождение»
Трудовое воспитание
23.05.2024
1
Трудовое воспитание