Рабочая программа учебного курса «Аварский язык» в 9 классе Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку в 9 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку, разработанный сектором родного языка и литературы Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо - Годи. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 8--9 класс». Махачкала Издательство НИИ педагогики 1999 г. Автор Муртазалиев М.М. Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год К данному варианту программы прилагается методическое пособиеА.Гамзатова «методическая разработка преподавания аварского языка по разделу Синтаксис.». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 17 часов (из расчёта 0.5 урок в неделю). Преподавание родного языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 9-го класса. В результате изучения родного языка ученик должен: Ученики должны знать. - роль родного языка как национального языка аварского народа РД, и средства общения между народами разных районов аварской группы языка; - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); -основные единицы языка, их признаки; - основные нормы аварского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях аварского языка; морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. Содержание учебного курса 1.Повторение.(2 ч) 2.Сложное предложение ( 1 ч ) 3. Сложносочиненное предложение ( 3 ч ) 1. Общее понятие о сложносочиненном предложении . Союзы: соединительные, разделительные , противительные , в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. 2.Различие простых и сложных предложений. Образовать сложные предложения из простых предложений. Составить сложносочиненные предложения из простых с помощью соединительных союзов. Умение читать выразительно с интонациями сложносочиненное предложение. 4. Сложноподчиненное предложение с союзными словами. ( 2 ч ) 1. Понятие о сложноподчиненной предложении . Главные и подчиненные предложение. Сложноподчиненное предложение с союзными словами. 2.Состовление сложно подчиненных предложении союзными словами по смыслу. Подчинительные союзные слова употребить в составлении в сложноподчиненных предложении . Употребление сложноподчиненных предложении в устной и письменной речи. 5. Сложноподчиненное предложение без подчинительных союзных слов и их состав. ( 10 ч ). 1.Подчинительные предложения их типы и формы сказуемого. Подчинительное – подлежащее придаточное. Подчинительное - прямое дополнение придаточное. Подчинительное – косвенное дополнение. Подчинительное – определение придаточных . Подчинительное с несколькими придаточными и знаки препинания при них. Подчинительное – обстоятельственно придаточные. Подчинительное придаточным образа действии. Подчинительное с придаточным места. Подчинительное с придаточным времени. Подчинительное с придаточным причины. Подчинительное с придаточным условным. Подчинительное с придаточным с уступительным. Знаки препинания в подчинительном предложении . 2.Умение читать выразительно главные и придаточные предложении вместе. Умение использовать в устной и письменной речи подчинительные предложения без союзов и расставить в них знаки препинания. 6. Сложные предложения без союзов ( 4 ч ) 1.Связь предложении бессоюзном сложном предложении и знаки препинании. 2.Умение читать выразительно и с интонацией бессоюзное сложное предложении. Превращение бессоюзное в союзное расставив союзы подходящие по смыслу и расставить в них знаки препинания . 7.Прямая и косвенная речь (4 ч ) 1. Предложения с прямой речью и знаки препинания при них. Связь слов автора с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи с косвенной. Диалог. Знаки препинания при диалоге. 2.Умение составить предложение с прямой речью , и выразительно читать с интонации такие предложения . Обучение детей заменить прямую речь с косвенной и наоборот. 8.Общее понятие о языке ( 1 ч ). 1.Язык – как способ связи. Речь , как развивающее событие .Аварский язык и его диалекты. 1.Усвоение учащихся тему ,идею и стиль письма произведения. 2. Составить тексты с описанием героев, и написать изложение. 3. Сочинение с морально – этичной, общественно – политической тематикой. 4. Составить реферат , доклад на общественно – политическую , духовную тему . 5. Умение образно характеризовать героя прочитанного произведения. 6. Умение составить рецензию на увиденный фильм или прочитанную книгу. 7. Подготовить краткое изложение темы прочитанного произведения. 10. Основные требования к знаниям 9 класс. 1. Разобрать синтаксически сложное предложение. 2. Превратить прямую речь косвенную и наоборот. 3. Расставить знаки препинания: а) сложных предложениях. б) Прямой и косвенной речи. в) Диалоге. 4.Пересказать прочитанное произведение . Подготовить доклад по произведению. Составить сочинение и изложение по заданной теме. Умение составить рецензию по тексту. Умение писать заявление и автобиографию . 5.Выразительное чтение текста , правильное произношение различных звуков. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9-ГО КЛАССА № Тема урока Основные направления воспитательной деятельности дата факт Кол-во уроков 1 Члены предложения повторить Гражданское воспитание план 07.09.2023 2 Обращение. Вводные слова Потриатическое воспитание 14.09.2023 1 3 Сложносочиненные предложения Духовно-нравственное воспитание 21.09.2023 1 4 Развитие речи Трудовое воспитание 28.09.2023 1 5 Диктант.Союзы в сложносочиненных предложениях Потриотическое воспитание 05.10.2023 1 6 Работа над ошибками.Сложноподчиненные предложения Экологическое воспитание 12.10.2023 1 Эстетическое воспитание 19..10.2023 1 Трудовое воспитание 26.10.2023 1 Гражданское воспитание 09.11.2023 1 7 1 Союзные слова в сложноподчиненных предложениях 8 Прямое дополнение. Придаточные дополнительные предложения 9 Диктант.Развитие речи 10 Работа над ошибками.Придаточные предложения с косвенным дополнением Гражданское воспитание 16.11.2023 1 11 Придаточные предложения. Потриатическое воспитание 23.11.2023 1 12 Придаточные временные предложения Духовно-нравственное воспитание 30.11.2023 1 13 Условные придаточные предложения Трудовое воспитание 07.12.2023 1 14 Косвенная речь Прямая речь, знаки препинания Потриотическое воспитание 14.12.2023 1 Экологическое воспитание 21.12.2023 1 16 Диктант.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении Стилистика и культурная речь Эстетическое воспитание 28.12.2023 1 17 Повторить Трудовое воспитание 15 1 Рабочая программа учебного курса « Родная литература » в 9 классе Пояснительная записка. Настоящая программа по аварской литературе для 9 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 9 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г.: Авторы –составители А.А.Абдурахманов, Ч,М. Меджидова Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 17часов (0.5 ч в неделю). Содержание дисциплины. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. • Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 9 классе. _ выразительное чтение художественного текста. _ составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения. _ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать. _ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде. _ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче. Связь с родным языком. _ написать сочинение на политическую и бытовую тему. _написать доклад на политическую и друие темы на основе 2-3-х произведений. _написать выборочное изложение по произведению повествовательного характера. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9-ого класса. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: _ сравнивать с литературой борьба горцев за свободу; _ в изученных произведениях найти связь с знаменательными датами. _ в изученных произведениях раскрыть ипичные характеры главных героев. _ в изученных произведениях уметь определить композицию , сюжет и последовательность произведения(портрет героев). _ определить жанры произведения и их особенности. _ дать оценку критическим статьям. _ выучить наизусть предложенные по программе произведения уметь: • прослеживать темы аварской литературы в их историческом изменении; • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; • определять идейную и эстетическую позицию писателя; • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; • оценивать проблематику современной литературы; • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Литература: «Авар адабият»: Хрестоматия 9 кл. авторы:А. А. Абдурахманов, Ч. М. Меджидова. 2-е издание. Издательство НИИ педагогики, Махачкала 2004г.-304с КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9-ГО КЛАССА № Тема урока Основные направления воспитательной деятельности дата Кол-во уроков 1 Расул Гамзатов. «В горах моё сердце» Гражданское воспитание план факт 11.01.2024 2 Расул Гамзатов «Мой Дагестан». Расширить понятие о поэме Потриатическое воспитание 18.01.2024 1 3 Расул Гамзатов«Матери», « Ласточки» Духовно-нравственное воспитание 25.01.2024 1 4 Расул Гамзатов «Родной язык». Трудовое воспитание 01.02.2024 1 5 АбдулмажидХачалов «От имени погибших» Потриотическое воспитание 08.02.2024 1 6 Муса Магомедов «Манарша». Экологическое воспитание 15.02.2024 1 7 Гаджи Газимирзаев «Сыну», «Другу», «Конь мой, не останавливайся» Эстетическое воспитание 22.02.2024 1 8 МашидатГаирбекова «Сердце матери» Трудовое воспитание 29.02.2024 1 9 МашидатГаирбекова Песня матери», «В песне моя жизнь» Гражданское воспитание 07.03.2024 1 10 Фазу Алиева «Колыбель» Гражданское воспитание 14.03.2024 1 1 11 Омар-Гаджи Шахтаманов «Река Каролинка» 12 Потриатическое воспитание 21.03.2024 1 Омар-Гаджи Шахтаманов «Приходите, друзья», Духовно-нравственное воспитание «Андийское озеро» 11.04.2024 1 13 Арип Расулов «Сокровище» 18.04.2024 1 14 Багатар«Оленёнок мой,спрятавшийся от дождя» Потриотическое воспитание 25.04.2024 1 15 Багатар «Ласточка моя из Севера» Экологическое воспитание 02.05.2024 1 16 Хизгил Авшалумов«Сосед мой—враг мой» Эстетическое воспитание 16.05.2024 1 17 Нурадин Юсупов«День рождение» Трудовое воспитание 23.05.2024 1 Трудовое воспитание