Рабочая программа учебного курса
«Аварский язык» в 8 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 8 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы
основного общего образования по родному языку, разработанный сектором родного языка и литературы Дагестанского НИИ педагогики им.
Тахо - Годи.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 8--9 класс». Махачкала Издательство
НИИ педагогики 1999 г. Автор Муртазалиев М.М.
Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
К данному варианту программы прилагается методическое пособиеА.Гамзатова «методическая разработка преподавания аварского языка
по разделу Синтаксис.». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на
34 часов (из расчёта 1 урок в неделю). Из них 8ч на развитие речи. )
Преподавание родного языка в 8-ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 8-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
Ученики должны знать:
1. Умение делать синтаксический разбор словосочетаний , с разными частями речи , с простых предложении. Выделить связь между
словами. Составлять простые предложения с составными членами и обращением.
- роль родного языка как национального языка аварского народа РД, и средства общения между народами разных районов аварской группы
языка;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы аварского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые,
учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение,
характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические
ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на
лексических возможностях аварского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме
специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти,
комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Содержание учебного курса
1. Повторение ( 1ч) Синтаксис и пунктуация.
2. Словосочетание ( 2 ч )
1. Словосочетание .Состав и значении словосочетании . Связь слов в словосочетании ,согласовании и управление. Типы связи слов:
Согласование, управление, примыкание.(Знакомство).
2.Связанное слово в словосочетании и зависимость типов связи от этого слова. Определить в предложении словосочетании и
грамматическую связь между словами.
3. Предложение (1 ч.) 1.Состав предложения . Связь подлежащего , сказуемого и прямого дополнения. Порядок слов в предложении
логического ударения. Типы предложения.
2. Составление предложении из словосочетании . Определить главное слово в предложении при помощи логического ударения. Определить
тип предложения по интонации и логического ударения. Умение образовать предложения из одного типа в другое .
4. Главные члены предложения ( 5 ч )
1.Подлежащее. Роль предложения в морфологии. Падежные формы подлежащего. 2.Сказуемое. Простое,составное,именное составное
,глагольное составное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
3. Прямое дополнение. Части речи в роли прямого дополнения. Разница между подлежащим в именительном падеже и прямым
дополнением. Умение составит предложение с подлежащим в роли различных частей речи. Составить предложения с составными
глагольными и именными сказуемыми Составить предложения с прямым дополнением .
5.Второстепенные члены предложения ( 4 ч.)
1.Косвенное дополнение. Косвенное дополнение в роли частей речи.
2.Определение. Части речи определения. Согласованное и несогласованное определение, с приставочным словом и знаки препинания.
3.Обстоятельство .Виды обстоятельств : времени, место, образа действии ,причины. 4.Косвенное дополнение в разных падежах , и составить
с ними предложения. Согласованное и несогласованное определение в устной и письменной речи.
5.Разные слова в роли приставочных слов и составит с ними предложения. 6.Распространенное и нераспространенное предложения.( 1 ч
).Повторение.
1.Распространенное и нераспространенное предложения .
2. Составить оба типа предложения. Сделать распространенное из не распространенного предложения . Определить в них главные и
второстепенные члены предложения.
7. Виды простого предложения по составу ( 2 ч)
1.Предложения с главными членами. Предложение, где не выявлено подлежащее , без подлежащего, без прямого дополнения, именное
предложение .
2. Использование выше названных предложений в устной и письменной речи.
8.Полное и неполное предложение ( 2 ч )
1.Полное и неполное предложение .
2.Умение отличать полные от неполных предложений и использование их в устной и письменной речи.
9. Однородные члены предложения (2 ч)
1.Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания с однородными членами ,обобщающие слова и знаки препинания.
2.Определить однородность слов .Умение читать предложения с однородными членами. Составить предложения с однородными членами , с
обобщающим словом и без них. Уметь подобрать к однородным членам обобщающие слова. Правильно расставить знаки препинания при
однородных членах.
10.Предложения с обращениями, междометиями, со словами «Да«,«Нет«(2ч) 1.Обращение.Повтор. Распространенное обращение .Знаки
препинания при обращении. Слова с обращениями знаки препинания«да« «нет«.Слова междометия.
2.Предложения с обращениями и словами вместе с ними. Знаки препинания при них. Употребление обращения в устной и письменной речи.
Составить предложения с распространенными и нераспространенными обращениями и маленький рассказ.
11. Обособленные предложения (3ч)
1.Дать определение обособленным предложениям. Выделенные определения и приставка. Выделенные обстоятельство и словосочетания .
Определенные слова с выделенными членами. Знаки препинания с обособленными членами.
2. Обособленные члены предложения в частях речи. Умение читать с интонацией. Умение выделить с знаками препинания обособленные
слова.
12.Повторение. (1 ч ) Развитие речи ( 10 ч)
1. Чтение текстов выразительно.
2. Уметь составить простой и сложный план прочитанного текста , рассказа.
3.Уметь рассказать автобиографию устно и письменно.
4.Уметь расчленить текст на разделы тематически.
5.Уметь писать изложение коротко и со смыслом.
6.Умение писать: деловое письмо: телеграммы, статьи в газетах
7.Умение оценивать свое литературное произведение , устно и письменно. Основные требование учащиеся за 8 класс.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 8-ГО КЛАССА
№
1
Тема урока
Фонетика
Основные направления воспитательной
деятельности
план
дата
факт
Гражданское воспитание
Кол-во
уроков
1
2
Лексика и фразеология
Потриотическое воспитание
08.09.2023
22.092023
3
Состав слова и словообразование.
Духовно-нравственное воспитание
29.092023
1
4
Морфология.
Трудовое воспитание
06.10.2023
1
5
Порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Потриотическое воспитание
13.10.2023
1
6
Логическое ударение .Управление
Экологическое воспитание
20.10.2023
1
Примыкание
Эстетическое воспитание
27.10.2023
1
Трудовое воспитание
10.11.2023
1
1
7
8
Главный член предложения. Подлежащее.
9
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Гражданское воспитание
17.11.2023
1
10
Прямое дополнение.
Гражданское воспитание
24.11.203
1
11
Определение. Приложение
Потриотическое воспитание
08.12.2023
1
12
Косвенное дополнение.
Духовно-нравственное воспитание
15.12.2023
1
22.12.2023
1
29.12.2023
1
15
Трудовое воспитание
Обстоятельство. Обстоятельство места и времени
Неопределенные личные предложения. Безличные Потриотическое воспитание
предложения
Обособленные обстоятельства.
Экологическое воспитание
12.01.2024
1
16
Предложение с прямой речью .
Эстетическое воспитание
19.01.2024
1
17
Знаки препинания при прямой речи.
Трудовое воспитание
26.01.2024
1
Диалог
Гражданское воспитание
02.02.2024
1
Предложения с прямой речью.
Гражданское воспитание
09.02.2024
1
Потриотическое воспитание
16.02.2024
1
13
14
18
19
20
21
Замена прямой речи косвенной речью.
Цитаты и знаки препинания в них.
Духовно-нравственное воспитание
22.02.2024
1
22
Итоговая К.П.Р. по пройденным материалам.
Трудовое воспитание
01.03.2024
1
23
Анализ К.П.Р.
Потриотическое воспитание
07.03.2024
1
24
Состав слова и словообразование.
Экологическое воспитание
15.03.2024
1
25
Морфология.
Эстетическое воспитание
22.03.2024
1
26
Связь слов в словосочетаниях и предложениях.
Способы подчинительной связи.
Трудовое воспитание
05.04.2024
1
27
Порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Гражданское воспитание
12.04.2024
1
28
Логическое ударение . Управление Примыкание
Гражданское воспитание
19.04.2024
1
29
К/Д по теме Синтаксис и Пунктуация.
Потриотическое воспитание
25.04.2024
1
30
Анализ К/Д.Логические ударения
Духовно-нравственное воспитание
26.04.2024
1
Трудовое воспитание
03.05.2024
1
Потриотическое воспитание
17.05.2024
1
33
Именное составное сказуемое. Глагольное
составное сказуемое.
Определение. Приложение . Косвенное
дополнение.
Знаки препинания при прямой речи.
Экологическое воспитание
24.05.2024
1
Диалог
Цитаты
Потриотическое воспитание
31.05.2024
34
31
32
Рабочая программа учебного курса
«Аварский язык» в 8 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 8 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской
литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО
«Издательство НИИ педагогики», 2007г. и 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для
общеобразовательных школ: «Авар адабият- 8 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2008г.: Авторы –составители
А.А.Абдулатипов, А.О. Гаджиев Образовательной программы МКОУ«Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа 8классарассчитана на 34часов (1 час в неделю).
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 8 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 8 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 8 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
•
•
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного
читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 8 классе.
_ излагать устно и письменно содержание небольшого рассказа или его частей; выразительное чтение художественного текста.
_ устно описать портрет ;
- составить инсценировку худож. произведения ;
- писать сочинение о своём труде ;
- составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения;
- высказать своё мнение о герое и его подвигах в устной и письменной форме по прочитанным произведениям, просмотренным фильмам,
дать оценку произведениям художников.
Связь с родным языком.
_написать изложение по прочитанным произведениям, в которых изображали полную картину и место описанного события.
_написать сочинение о красоте и богатстве родного края;
_написать сочинение по услышанномусобытыю.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-го класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_знать авторов изученных произведений;
_ основные темы изученных произведений и принципы их построения;
- главных героев изученных произведений ,и определить связь между событиями, где они принимают участие,
- понятия по теории литературы;.
_ определить и знать типичные черты между драмой, лирикой и эпосом;
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения;
Ученики должны знать и уметь:
• мысленно представить изображённые автором события;
• отличить художественную литературу от научной и публицистической;
• из изученных произведений мысленно раскрыть художественную сторону и раскрыть смысл слов;
• по логическим вопросам учителя раскрыть характер главного героя;
• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
• различать эпические, лирические и лиро- эпические , а также драматические произведения;
• выразительно читать художественные произведения;
• за минуту прочитать 120-130 слов бегло, громко правильно;
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
«Авар адабият»: Хрестоматия 8 кл. авторы : А. А. Абдурахманов ,А.АГгаджиева. 2-е издание. Издательство НИИ педагогики, Махачкала
2004г.-223с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8-ГО
КЛАССА
№
Тема урока
Основные направления
воспитательной деятельности
дата
план
факт
05.09.2023
Кол-во
уро-в
1
Введение. Литература – искусство слова.
Художественная и научная литература. Коварный человек
Гражданское воспитание
2
Хочбар.
Потриатическое воспитание
12.09.2023
1
3
Мухаммед из Чиркея. Посмертное Имама
Газимагомеда
Духовно-нравственное воспитание
19.09.2023
1
4
Т./Л, Понятие о портрете героя худ. Произв
Трудовое воспитание
26.09.2023
1
5
Обзорная лекция по литературе 18-19 в.
Потриотическое воспитание
03.10.2023
1
6
Развитие речи
Экологическое воспитание
10.10.2023
1
1
Внеклассное чтение
Эстетическое воспитание
17.10.2023
1
7
8
Алигаджи из Инхо.Спиртные напитки. Мот.
Трудовое воспитание
24.10.2023
1
9
Элдарилав из Ругуджа. Красавица села.
Гражданское воспитание
07.11.2023
1
10
Элдарилав из Ругуджа. Провисший гармонь.
Гражданское воспитание
14.11.2023
1
11
Чанка «СайгидулБатале»
Потриатическое воспитание
21.11.2023
1
12
Чанка «Далгату».) Т/Л. Понятие об антитезе.
Духовно-нравственное воспитание
28.11.2023
1
13
Развитие речи
Трудовое воспитание
05.12.2023
1
14
Внеклассное чтение
Потриотическое воспитание
12.12.2023
1
15
Махмуд из Кахабросо. Свет солнца на голубом
небе.
Экологическое воспитание
19.12.2023
1
16
Махмуд из Кахабросо. Открыв ворота в контору
любви.
Эстетическое воспитание
26.12.2023
1
17
Махмуд из Кахабросо. В письме , отправленный
по почте, поделиться своим горем.
Трудовое воспитание
09.01.2024
1
18
Развитие речи
Гражданское воспитание
16.01.2024
1
19
Внеклассное чтение
Гражданское воспитание
23.01.2024
1
20
Курбан из Инхело. Лирика любви. Мольба наибов Потриатическое воспитание
30.01.2024
1
21
Курбан из Инхело На вершине горы
Духовно-нравственное воспитание
06.02.2024
1
22
Мирза из Калука. Ответ хану.
Трудовое воспитание
13.02.2024
1
23
Мирза из Калука. Счастливый соловей
Потриотическое воспитание
20.02.2024
1
24
Йирчи Казак. Песня пахаря
Экологическое воспитание
27.02.2024
1
25
ЯтимЭмин. Завещание Эмина.
Эстетическое воспитание
05.03.2024
1
26
Развитие речи
Трудовое воспитание
12.03.2024
1
27
Внеклассное чтение
Гражданское воспитание
19.03.2024
1
28
Мунги Ахмед. Суд Шамиля
Гражданское воспитание
26.03.2024
1
29
Мунги Ахмед. Бренный мир.
Потриатическое воспитание
09.04.2024
1
30
Гамзат Цадаса «Уроки жизни»
Духовно-нравственное воспитание
16.04.2024
1
31
ЮсупХаппалаев. Праздник первой борозды.
Трудовое воспитание
23.04.2024
1
32
ЮсупХаппалаев. Песня народа
Потриотическое воспитание
30.04.2024
1
33
МуталибМитаров. Мастер.
Экологическое воспитание
08.05.2024
1
34
Урок обобщение
Эстетическое воспитание
15.05.2024
22.05.2024
1