Рабочая программа учебного курса «Аварский язык» в 8 классе Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку в 8 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку, разработанный сектором родного языка и литературы Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо - Годи. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 8--9 класс». Махачкала Издательство НИИ педагогики 1999 г. Автор Муртазалиев М.М. Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год К данному варианту программы прилагается методическое пособиеА.Гамзатова «методическая разработка преподавания аварского языка по разделу Синтаксис.». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 34 часов (из расчёта 1 урок в неделю). Из них 8ч на развитие речи. ) Преподавание родного языка в 8-ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 8-го класса. В результате изучения родного языка ученик должен: Ученики должны знать: 1. Умение делать синтаксический разбор словосочетаний , с разными частями речи , с простых предложении. Выделить связь между словами. Составлять простые предложения с составными членами и обращением. - роль родного языка как национального языка аварского народа РД, и средства общения между народами разных районов аварской группы языка; - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); -основные единицы языка, их признаки; - основные нормы аварского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях аварского языка; морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. Виды и формы контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение по картине; - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему. Содержание учебного курса 1. Повторение ( 1ч) Синтаксис и пунктуация. 2. Словосочетание ( 2 ч ) 1. Словосочетание .Состав и значении словосочетании . Связь слов в словосочетании ,согласовании и управление. Типы связи слов: Согласование, управление, примыкание.(Знакомство). 2.Связанное слово в словосочетании и зависимость типов связи от этого слова. Определить в предложении словосочетании и грамматическую связь между словами. 3. Предложение (1 ч.) 1.Состав предложения . Связь подлежащего , сказуемого и прямого дополнения. Порядок слов в предложении логического ударения. Типы предложения. 2. Составление предложении из словосочетании . Определить главное слово в предложении при помощи логического ударения. Определить тип предложения по интонации и логического ударения. Умение образовать предложения из одного типа в другое . 4. Главные члены предложения ( 5 ч ) 1.Подлежащее. Роль предложения в морфологии. Падежные формы подлежащего. 2.Сказуемое. Простое,составное,именное составное ,глагольное составное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. 3. Прямое дополнение. Части речи в роли прямого дополнения. Разница между подлежащим в именительном падеже и прямым дополнением. Умение составит предложение с подлежащим в роли различных частей речи. Составить предложения с составными глагольными и именными сказуемыми Составить предложения с прямым дополнением . 5.Второстепенные члены предложения ( 4 ч.) 1.Косвенное дополнение. Косвенное дополнение в роли частей речи. 2.Определение. Части речи определения. Согласованное и несогласованное определение, с приставочным словом и знаки препинания. 3.Обстоятельство .Виды обстоятельств : времени, место, образа действии ,причины. 4.Косвенное дополнение в разных падежах , и составить с ними предложения. Согласованное и несогласованное определение в устной и письменной речи. 5.Разные слова в роли приставочных слов и составит с ними предложения. 6.Распространенное и нераспространенное предложения.( 1 ч ).Повторение. 1.Распространенное и нераспространенное предложения . 2. Составить оба типа предложения. Сделать распространенное из не распространенного предложения . Определить в них главные и второстепенные члены предложения. 7. Виды простого предложения по составу ( 2 ч) 1.Предложения с главными членами. Предложение, где не выявлено подлежащее , без подлежащего, без прямого дополнения, именное предложение . 2. Использование выше названных предложений в устной и письменной речи. 8.Полное и неполное предложение ( 2 ч ) 1.Полное и неполное предложение . 2.Умение отличать полные от неполных предложений и использование их в устной и письменной речи. 9. Однородные члены предложения (2 ч) 1.Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания с однородными членами ,обобщающие слова и знаки препинания. 2.Определить однородность слов .Умение читать предложения с однородными членами. Составить предложения с однородными членами , с обобщающим словом и без них. Уметь подобрать к однородным членам обобщающие слова. Правильно расставить знаки препинания при однородных членах. 10.Предложения с обращениями, междометиями, со словами «Да«,«Нет«(2ч) 1.Обращение.Повтор. Распространенное обращение .Знаки препинания при обращении. Слова с обращениями знаки препинания«да« «нет«.Слова междометия. 2.Предложения с обращениями и словами вместе с ними. Знаки препинания при них. Употребление обращения в устной и письменной речи. Составить предложения с распространенными и нераспространенными обращениями и маленький рассказ. 11. Обособленные предложения (3ч) 1.Дать определение обособленным предложениям. Выделенные определения и приставка. Выделенные обстоятельство и словосочетания . Определенные слова с выделенными членами. Знаки препинания с обособленными членами. 2. Обособленные члены предложения в частях речи. Умение читать с интонацией. Умение выделить с знаками препинания обособленные слова. 12.Повторение. (1 ч ) Развитие речи ( 10 ч) 1. Чтение текстов выразительно. 2. Уметь составить простой и сложный план прочитанного текста , рассказа. 3.Уметь рассказать автобиографию устно и письменно. 4.Уметь расчленить текст на разделы тематически. 5.Уметь писать изложение коротко и со смыслом. 6.Умение писать: деловое письмо: телеграммы, статьи в газетах 7.Умение оценивать свое литературное произведение , устно и письменно. Основные требование учащиеся за 8 класс. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 8-ГО КЛАССА № 1 Тема урока Фонетика Основные направления воспитательной деятельности план дата факт Гражданское воспитание Кол-во уроков 1 2 Лексика и фразеология Потриотическое воспитание 08.09.2023 22.092023 3 Состав слова и словообразование. Духовно-нравственное воспитание 29.092023 1 4 Морфология. Трудовое воспитание 06.10.2023 1 5 Порядок слов в словосочетаниях и предложениях. Потриотическое воспитание 13.10.2023 1 6 Логическое ударение .Управление Экологическое воспитание 20.10.2023 1 Примыкание Эстетическое воспитание 27.10.2023 1 Трудовое воспитание 10.11.2023 1 1 7 8 Главный член предложения. Подлежащее. 9 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Гражданское воспитание 17.11.2023 1 10 Прямое дополнение. Гражданское воспитание 24.11.203 1 11 Определение. Приложение Потриотическое воспитание 08.12.2023 1 12 Косвенное дополнение. Духовно-нравственное воспитание 15.12.2023 1 22.12.2023 1 29.12.2023 1 15 Трудовое воспитание Обстоятельство. Обстоятельство места и времени Неопределенные личные предложения. Безличные Потриотическое воспитание предложения Обособленные обстоятельства. Экологическое воспитание 12.01.2024 1 16 Предложение с прямой речью . Эстетическое воспитание 19.01.2024 1 17 Знаки препинания при прямой речи. Трудовое воспитание 26.01.2024 1 Диалог Гражданское воспитание 02.02.2024 1 Предложения с прямой речью. Гражданское воспитание 09.02.2024 1 Потриотическое воспитание 16.02.2024 1 13 14 18 19 20 21 Замена прямой речи косвенной речью. Цитаты и знаки препинания в них. Духовно-нравственное воспитание 22.02.2024 1 22 Итоговая К.П.Р. по пройденным материалам. Трудовое воспитание 01.03.2024 1 23 Анализ К.П.Р. Потриотическое воспитание 07.03.2024 1 24 Состав слова и словообразование. Экологическое воспитание 15.03.2024 1 25 Морфология. Эстетическое воспитание 22.03.2024 1 26 Связь слов в словосочетаниях и предложениях. Способы подчинительной связи. Трудовое воспитание 05.04.2024 1 27 Порядок слов в словосочетаниях и предложениях. Гражданское воспитание 12.04.2024 1 28 Логическое ударение . Управление Примыкание Гражданское воспитание 19.04.2024 1 29 К/Д по теме Синтаксис и Пунктуация. Потриотическое воспитание 25.04.2024 1 30 Анализ К/Д.Логические ударения Духовно-нравственное воспитание 26.04.2024 1 Трудовое воспитание 03.05.2024 1 Потриотическое воспитание 17.05.2024 1 33 Именное составное сказуемое. Глагольное составное сказуемое. Определение. Приложение . Косвенное дополнение. Знаки препинания при прямой речи. Экологическое воспитание 24.05.2024 1 Диалог Цитаты Потриотическое воспитание 31.05.2024 34 31 32 Рабочая программа учебного курса «Аварский язык» в 8 классе Пояснительная записка. Настоящая программа по аварской литературе для 8 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007г. и 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 8 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2008г.: Авторы –составители А.А.Абдулатипов, А.О. Гаджиев Образовательной программы МКОУ«Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 8классарассчитана на 34часов (1 час в неделю). Содержание дисциплины. Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 8 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы в 8 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 8 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду • • других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. . Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 8 классе. _ излагать устно и письменно содержание небольшого рассказа или его частей; выразительное чтение художественного текста. _ устно описать портрет ; - составить инсценировку худож. произведения ; - писать сочинение о своём труде ; - составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения; - высказать своё мнение о герое и его подвигах в устной и письменной форме по прочитанным произведениям, просмотренным фильмам, дать оценку произведениям художников. Связь с родным языком. _написать изложение по прочитанным произведениям, в которых изображали полную картину и место описанного события. _написать сочинение о красоте и богатстве родного края; _написать сочинение по услышанномусобытыю. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-го класса. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: _знать авторов изученных произведений; _ основные темы изученных произведений и принципы их построения; - главных героев изученных произведений ,и определить связь между событиями, где они принимают участие, - понятия по теории литературы;. _ определить и знать типичные черты между драмой, лирикой и эпосом; _ выучить наизусть предложенные по программе произведения; Ученики должны знать и уметь: • мысленно представить изображённые автором события; • отличить художественную литературу от научной и публицистической; • из изученных произведений мысленно раскрыть художественную сторону и раскрыть смысл слов; • по логическим вопросам учителя раскрыть характер главного героя; • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; • различать эпические, лирические и лиро- эпические , а также драматические произведения; • выразительно читать художественные произведения; • за минуту прочитать 120-130 слов бегло, громко правильно; Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Литература: «Авар адабият»: Хрестоматия 8 кл. авторы : А. А. Абдурахманов ,А.АГгаджиева. 2-е издание. Издательство НИИ педагогики, Махачкала 2004г.-223с. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8-ГО КЛАССА № Тема урока Основные направления воспитательной деятельности дата план факт 05.09.2023 Кол-во уро-в 1 Введение. Литература – искусство слова. Художественная и научная литература. Коварный человек Гражданское воспитание 2 Хочбар. Потриатическое воспитание 12.09.2023 1 3 Мухаммед из Чиркея. Посмертное Имама Газимагомеда Духовно-нравственное воспитание 19.09.2023 1 4 Т./Л, Понятие о портрете героя худ. Произв Трудовое воспитание 26.09.2023 1 5 Обзорная лекция по литературе 18-19 в. Потриотическое воспитание 03.10.2023 1 6 Развитие речи Экологическое воспитание 10.10.2023 1 1 Внеклассное чтение Эстетическое воспитание 17.10.2023 1 7 8 Алигаджи из Инхо.Спиртные напитки. Мот. Трудовое воспитание 24.10.2023 1 9 Элдарилав из Ругуджа. Красавица села. Гражданское воспитание 07.11.2023 1 10 Элдарилав из Ругуджа. Провисший гармонь. Гражданское воспитание 14.11.2023 1 11 Чанка «СайгидулБатале» Потриатическое воспитание 21.11.2023 1 12 Чанка «Далгату».) Т/Л. Понятие об антитезе. Духовно-нравственное воспитание 28.11.2023 1 13 Развитие речи Трудовое воспитание 05.12.2023 1 14 Внеклассное чтение Потриотическое воспитание 12.12.2023 1 15 Махмуд из Кахабросо. Свет солнца на голубом небе. Экологическое воспитание 19.12.2023 1 16 Махмуд из Кахабросо. Открыв ворота в контору любви. Эстетическое воспитание 26.12.2023 1 17 Махмуд из Кахабросо. В письме , отправленный по почте, поделиться своим горем. Трудовое воспитание 09.01.2024 1 18 Развитие речи Гражданское воспитание 16.01.2024 1 19 Внеклассное чтение Гражданское воспитание 23.01.2024 1 20 Курбан из Инхело. Лирика любви. Мольба наибов Потриатическое воспитание 30.01.2024 1 21 Курбан из Инхело На вершине горы Духовно-нравственное воспитание 06.02.2024 1 22 Мирза из Калука. Ответ хану. Трудовое воспитание 13.02.2024 1 23 Мирза из Калука. Счастливый соловей Потриотическое воспитание 20.02.2024 1 24 Йирчи Казак. Песня пахаря Экологическое воспитание 27.02.2024 1 25 ЯтимЭмин. Завещание Эмина. Эстетическое воспитание 05.03.2024 1 26 Развитие речи Трудовое воспитание 12.03.2024 1 27 Внеклассное чтение Гражданское воспитание 19.03.2024 1 28 Мунги Ахмед. Суд Шамиля Гражданское воспитание 26.03.2024 1 29 Мунги Ахмед. Бренный мир. Потриатическое воспитание 09.04.2024 1 30 Гамзат Цадаса «Уроки жизни» Духовно-нравственное воспитание 16.04.2024 1 31 ЮсупХаппалаев. Праздник первой борозды. Трудовое воспитание 23.04.2024 1 32 ЮсупХаппалаев. Песня народа Потриотическое воспитание 30.04.2024 1 33 МуталибМитаров. Мастер. Экологическое воспитание 08.05.2024 1 34 Урок обобщение Эстетическое воспитание 15.05.2024 22.05.2024 1