Рабочая программа учебного курса «Аварский язык» в 7 классе Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку в 7 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 6-7 класс». Махачкала Издательство НИИ педагогики 2002г. и 2010г. Автор Муртазалиев М.М., М.А.Абдуллаев, МуртазалиевА.М.Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2022-2023 учебный год. Учебный план на 2022-2023уч.год К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая разработка по преподаванию аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 68 часов (из расчёта 2час в неделю). Преподавание родного языка в 7--ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 7-го класса. В результате изучения родного языка ученик должен: Ученики должны знать : 1.Отличить все части речи друг от друга. 2. Образовать различные формы глагола. 3.Правописание частей речи, глаголов . 4.Знаки препинания при междометиях . 5. Глаголы, наречия ( рядом, впереди ,внутри и др.) читать с сохранением орфоэпии. 6.Уметь описать предмет, лица, событие и написать сочинение. 7. Описать ход работы , соблюдая сюжетную линию рассказа. -проводить фонетический, морфологический, синтаксический иразбор предложения по членам; - различать простое предложение от сложного предложения; -знать значение выделенных в учебнике 7кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи; -в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные; -определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и согласных звуков; речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: -при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию; - определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста; - по тексту повествовательного характера составить простой план; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; -кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его; - написать письмо информационного характера; - в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы; - написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо; В ЧТЕНИИ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства; - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; - в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста. морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения; Виды и формы контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; Содержание учебного курса 1.Повторение пройденного ( 4ч) Морфология и Орфография. 2. Глагол (12 ч) 1. Инфинитив – форма глагола , его образование. «Делать» - вспомогательный глагол. Составные глаголы и их правописание . Составные глаголы прошедшего и будущего времени. Повторительная форма глагола. Ушной глагол. Наклонение глагола : Повествовательное, вопросительное , побудительное и условное. Их образование. Их настоящее и отрицательные формы. Побудительное наклонение и его формы. Условное наклонение мечтательной формы. Правописание всех наклонений глагола. 2.Использование речи всех наклонении глагола. Составные глаголы и их правописание, использование в речи. Определение их речи. Обучение учащееся сменить одно наклонение другим. Различные формы наклонении и использование их в устной и письменной речи. 3. Наречие (4 ч) 1. Общее и морфологическое значение , и его синтаксическая роль. Разряды наречии суффиксы наречия. Наречие с родовыми значениями. Падежные формы некоторых имя существительных обращенные в наречия. Правописание наречий. 2.Найти в тексте наречия, определить их разряд. Дать характеристику событиям при помощи наречии. Использование наречии ( во первых и во вторых) в речи. Использование синонимических наречии в речи. Вспомогательные части речи. 4.Союзы ( 1 ч) 1.Союз. Синтаксическая роль. Простые и составные союзы. Группы составных союзов. Правописание союзов . 2.Союзы близкие по значению и их правописание и использование. Составить с ними предложение. Определить союзы в тексте и дать их значения характеристики . 5.Частицы.(1 ч) 1.Группы частиц по составу и значению. Правописание частиц. 2. Использование частиц устной и письменной речи. Составление с ними предложении . 6. Предлог (2 ч ) 1. Наречия с предлогами. Требование предлогов отрицательных падежей собой. 2.Умение учащимся употребить предлоги с падежными формами в устной и письменной речи. 7. Междометие ( 2 ч ) 1.Грамматическое значении междометии . Правописание междометии и знаки препинания. 2.Умение читать предложении с междометии выразительно. Умение составить предложение с междометиями . 8. Повторение .( 2 ч ) 9. Развитие речи ( 10 ч) . 1. Чтение текстов выразительно. 2. Уметь составить простой и сложный план прочитанного текста , рассказа. 3.Пересказ прочитанного. 4. Уметь расчленить текст на разделы тематически. 5. Сбор материала для сочинения и письма упорядочив его. 6. Уметь писать сочинение о трудовых героях, о односельчанах, родителях , учителях итд. 7.Сочинение на общественно- политическую тему. 8. Изложения по мотивам повествовательных произведений. 9. Деловое письмо:Доверенность , телеграмма. Основные требование учащиеся за 7 класс. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА 1 Глагол Основные направления Д/З воспитательной деятельности Гражданское воспитание Упражнение 2 Начальная форма глагола. Инфинитив Потриатическое воспитание Упражнение 22.092023 1 3 Составные глаголы настоящего времени Духовно-нравственное воспитание Упражнение 29.092023 1 4 Времена глагола. Трудовое воспитание Упражнение 06.10.2023 1 5 Г1инзул глагол Потриотическое воспитание Упражнение 13.10.2023 1 6 Экологическое воспитание Упражнение 20.10.2023 1 Эстетическое воспитание Упражнение 27.10.2023 1 8 Изъявительное наклонение.Повелительное наклонение Отрицательная форма повелительного наклонения Вопросительное наклонение Трудовое воспитание Упражнение 10.11.2023 1 9 Условное наклонение Гражданское воспитание Упражнение 17.11.2023 1 10 Разбор глагола Гражданское воспитание Упражнение 24.11.203 1 № 7 Темы уроков дата план 08.09.2023 Кол-во уроков факт 1 Потриатическоевоспитание Упражнение 08.12.2023 1 13 Наречие сохранившие родовые признаки Правописание наречий Порядок разбора наречий Духовно-нравственное воспитание Упражнение 15.12.2023 1 14 Группы частиц Трудовое воспитание Упражнение 22.12.2023 1 15 Правописание частиц Потриотическое воспитание Упражнение 29.12.2023 1 16 Обобщение Экологическое воспитание Упражнение 12.01.2024 1 17 Глагол (повторить) Эстетическое воспитание Упражнение 19.01.2024 1 18 Развитие речи Трудовое воспитание Упражнение 26.01.2024 1 19 Фанетический, морфологический, синтаксический разборы Гражданское воспитание Упражнение 02.02.2024 1 20 Повторение пройденного материала.Обобщение Гражданское воспитание Упражнение 09.02.2024 1 21 Предложение. Потриатическое воспитание Упражнение 16.02.2024 1 22 Словообразование. Духовно-нравственное воспитание Упражнение 22.02.2024 1 23 Морфология. Трудовое воспитание Упражнение 01.03.2024 1 24 Р/р. Проверочный диктант. Потриотическоевоспитание Упражнение 07.03.2024 1 12 25 Глагол, начальная форма глагола инфинитив. Экологическое воспитание Упражнение 15.03.2024 1 26 Эстетическое воспитание Упражнение 22.03.2024 1 27 Что сделать? Начальная форма глагола. Изложение. Трудовое воспитание Упражнение 05.04.2024 1 28 Составной глагол. Гражданское воспитание Упражнение 12.04.2024 2 29 Сложный глагол. Гражданское воспитание Упражнение 19.04.2024 1 30 Потриатическое воспитание Упражнение 25.04.2024 1 31 Будущее время составного глагола. Настаящее время глагола. Прошедщее время составного глагола. Р/.Контрольный диктант. Духовно-нравственное воспитание Упражнение 26.04.2024 1 32 Работа над ошибками. Трудовое воспитание Упражнение 03.05.2024 1 33 Потриотическое Изъявительное повествовательное наклонение. воспитание Упражнение 17.05.2024 1 34 Условное наклонение. Экологическое воспитание Упражнение 24.05.2024 31.05.2024 1 Рабочая программа учебного курса « Аварская литература » в 7 классе Пояснительная записка. Настоящая программа по аварской литературе для 7 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007г. и 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 8 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2008г.: Авторы –составители М-Р. Усахов, М-К. Гиматов Образовательная программа МКОУ « Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 7 классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю) Содержание дисциплины. Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 7 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы в 7 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 7 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. . Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 7 классе. _ излагать устно и письменно содержание небольшого рассказа или его частей; выразительное чтение художественного текста. _ устно описать портрет ; - составить инсценировку худож. произведения ; - писать сочинение о своём труде ; - составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения; - высказать своё мнение о герое и его подвигах в устной и письменной форме по прочитанным произведениям, просмотренным фильмам, дать оценку произведениям художников. Связь с родным языком. _написать изложение по прочитанным произведениям, в которых изображали полную картину и место описанного события. _написать сочинение о красоте и богатстве родного края; _написать сочинение по услышанномусобытыю. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7-го класса. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: _знать авторов изученных произведений; _ основные темы изученных произведений и принципы их построения; - главных героев изученных произведений ,и определить связь между событиями, где они принимают участие, - понятия по теории литературы;. _ определить и знать типичные черты между драмой, лирикой и эпосом; _ выучить наизусть предложенные по программе произведения; уметь: • мысленно представить изображённые автором события; • отличить художественную литературу от научной и публицистической; • из изученных произведений мысленно раскрыть художественную сторону и раскрыть смысл слов; • по логическим вопросам учителя раскрыть характер главного героя; • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; • различать эпические, лирические и лиро- эпические , а также драматические произведения; • выразительно читать художественные произведения; • за минуту прочитать 120-130 слов бегло, громко правильно; Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Литература:«Аварадабият»: Хрестоматия 8 кл. авторы :М-Р. Усахов , М.К. Гиматов.2-е издание. Издательство НИИ педагогики, Махачкала 2004г.-223с КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА № 1 Тема урока Художественная литература как предмет Основные направления воспитательной деятельности план Дата факт Гражданское воспитание Колчас 1 2 Хожо из Унцукуля и грузин Потриатическое воспитание 05.09.2023 12.09.2023 3 Работа над анализом поэмы Духовно-нравственное воспитание 19.09.2023 1 4 Внеклассное чтение Трудовое воспитание 26.09.2023 1 5 Ц. Гамзат «Дибир и крыса» Потриотическое воспитание 03.10.2023 1 6 Ц. Гамзат «Харчевня» Экологическое воспитание 10.10.2023 1 7 О сатире Эстетическое воспитание 17.10.2023 1 8 Внеклассное чтение Трудовое воспитание 24.10.2023 1 9 Разгром Надир –шаха Гражданское воспитание 07.11.2023 1 1 М. Хуршилов «Андалялцы» Гражданское воспитание 14.11.2023 1 11 М. Хуршилов Посланец шаха. Старый Гасан Потриатическоевоспитание 21.11.2023 1 12 Жанр литературы Духовно-нравственное воспитание 28.11.2023 1 13 Развитие речи Трудовое воспитание 05.12.2023 1 14 Э. Капиев . «Разговор с Сулейманом» Потриотическое воспитание 12.12.2023 1 М. Сулиманов «Завещание» Экологическое воспитание 19.12.2023 1 Работа над содержанием Эстетическое воспитание 26.12.2023 1 17 Обобщение Трудовое воспитание 09.01.2024 1 18 Внеклассное чтение Гражданское воспитание 16.01.2024 1 19 Кияс Меджидов «Орлы не умирают в горах» Гражданское воспитание 23.01.2024 1 20 Б. Митаров «Передайте друзьям» Потриатическое воспитание 30.01.2024 1 21 А. Мухамаев «Маккикъор» Духовно-нравственное воспитание 06.02.2024 1 М. Шамхалов «Удивительный гость» Трудовое воспитание 13.02.2024 1 23 Р. Гамзатов «Горцы» Потриотическоевоспитание 20.02.2024 1 24 Внеклассное чтение Экологическое воспитание 27.02.2024 1 Р. Гамзатов «Горцы» Эстетическое воспитание 05.03.2024 10 15 16 22 25 26 Р. Гамзатов «Колыбельная» Трудовое воспитание 12.03.2024 1 27 М. Магомедов «Гости отца» Гражданское воспитание 19.03.2024 1 М. Магомедов «Гости отца» Гражданское воспитание 26.03.2024 29 Ф. Алиева «Клятва» Потриатическое воспитание 09.04.2024 1 30 Ф. Алиева «Клятва» Духовно-нравственное воспитание 16.04.2024 1 АмирзаСагидов «Снежные вершины» Трудовое воспитание 23.04.2024 32 Внеклассное чтение Потриотическое воспитание 30.04.2024 1 33 М-Р. Расулов «Любовь матери» Экологическое воспитание 08.05.2024 1 34 Повторить пройденный материал Эстетическое воспитание 15.05.2024 22.05.2024 1 28 31