Рабочая программа учебного курса
«Аварский язык» в 7 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 7 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы
основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им.
А.А. Тахо-Годи.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 6-7 класс». Махачкала Издательство
НИИ педагогики 2002г. и 2010г. Автор Муртазалиев М.М., М.А.Абдуллаев, МуртазалиевА.М.Образовательная программа МКОУ
«Совхозной СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Учебный план на 2022-2023уч.год
К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая разработка по преподаванию
аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку
рассчитана на 68 часов (из расчёта 2час в неделю).
Преподавание родного языка в 7--ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 7-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
Ученики должны знать :
1.Отличить все части речи друг от друга.
2. Образовать различные формы глагола.
3.Правописание частей речи, глаголов .
4.Знаки препинания при междометиях .
5. Глаголы, наречия ( рядом, впереди ,внутри и др.) читать с сохранением орфоэпии. 6.Уметь описать предмет, лица, событие и написать
сочинение.
7. Описать ход работы , соблюдая сюжетную линию рассказа.
-проводить фонетический, морфологический, синтаксический иразбор предложения по членам;
- различать простое предложение от сложного предложения;
-знать значение выделенных в учебнике 7кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи;
-в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные;
-определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и
согласных звуков;
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
-при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию;
- определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста;
- по тексту повествовательного характера составить простой план;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
-кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его;
- написать письмо информационного характера;
- в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы;
- написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо;
В ЧТЕНИИ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства;
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические
ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста.
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме
специальные графические обозначения;
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти,
комментированный);
- комплексный анализ текста;
Содержание учебного курса
1.Повторение пройденного ( 4ч) Морфология и Орфография.
2. Глагол (12 ч)
1. Инфинитив – форма глагола , его образование. «Делать» - вспомогательный глагол. Составные глаголы и их правописание . Составные
глаголы прошедшего и будущего времени. Повторительная форма глагола. Ушной глагол. Наклонение глагола : Повествовательное,
вопросительное , побудительное и условное. Их образование. Их настоящее и отрицательные формы. Побудительное наклонение и его
формы. Условное наклонение мечтательной формы. Правописание всех наклонений глагола.
2.Использование речи всех наклонении глагола. Составные глаголы и их правописание, использование в речи. Определение их речи.
Обучение учащееся сменить одно наклонение другим. Различные формы наклонении и использование их в устной и письменной речи.
3. Наречие (4 ч)
1. Общее и морфологическое значение , и его синтаксическая роль. Разряды наречии суффиксы наречия. Наречие с родовыми значениями.
Падежные формы некоторых имя существительных обращенные в наречия. Правописание наречий.
2.Найти в тексте наречия, определить их разряд. Дать характеристику событиям при помощи наречии. Использование наречии ( во первых и
во вторых) в речи. Использование синонимических наречии в речи. Вспомогательные части речи.
4.Союзы ( 1 ч)
1.Союз. Синтаксическая роль. Простые и составные союзы. Группы составных союзов. Правописание союзов .
2.Союзы близкие по значению и их правописание и использование. Составить с ними предложение. Определить союзы в тексте и дать их
значения характеристики .
5.Частицы.(1 ч)
1.Группы частиц по составу и значению. Правописание частиц.
2. Использование частиц устной и письменной речи. Составление с ними предложении .
6. Предлог (2 ч )
1. Наречия с предлогами. Требование предлогов отрицательных падежей собой.
2.Умение учащимся употребить предлоги с падежными формами в устной и письменной речи.
7. Междометие ( 2 ч )
1.Грамматическое значении междометии . Правописание междометии и знаки препинания.
2.Умение читать предложении с междометии выразительно. Умение составить предложение с междометиями .
8. Повторение .( 2 ч )
9. Развитие речи ( 10 ч) .
1. Чтение текстов выразительно.
2. Уметь составить простой и сложный план прочитанного текста , рассказа.
3.Пересказ прочитанного.
4. Уметь расчленить текст на разделы тематически.
5. Сбор материала для сочинения и письма упорядочив его.
6. Уметь писать сочинение о трудовых героях, о односельчанах, родителях , учителях итд. 7.Сочинение на общественно- политическую
тему.
8. Изложения по мотивам повествовательных произведений.
9. Деловое письмо:Доверенность , телеграмма. Основные требование учащиеся за 7 класс.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА
1
Глагол
Основные направления Д/З
воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание Упражнение
2
Начальная форма глагола.
Инфинитив
Потриатическое
воспитание
Упражнение
22.092023
1
3
Составные глаголы настоящего
времени
Духовно-нравственное
воспитание
Упражнение
29.092023
1
4
Времена глагола.
Трудовое воспитание
Упражнение
06.10.2023
1
5
Г1инзул глагол
Потриотическое
воспитание
Упражнение
13.10.2023
1
6
Экологическое воспитание Упражнение
20.10.2023
1
Эстетическое воспитание
Упражнение
27.10.2023
1
8
Изъявительное
наклонение.Повелительное
наклонение
Отрицательная форма
повелительного наклонения
Вопросительное наклонение
Трудовое воспитание
Упражнение
10.11.2023
1
9
Условное наклонение
Гражданское воспитание
Упражнение
17.11.2023
1
10
Разбор глагола
Гражданское воспитание
Упражнение
24.11.203
1
№
7
Темы уроков
дата
план
08.09.2023
Кол-во
уроков
факт
1
Потриатическоевоспитание Упражнение
08.12.2023
1
13
Наречие сохранившие родовые
признаки
Правописание наречий
Порядок разбора наречий
Духовно-нравственное
воспитание
Упражнение
15.12.2023
1
14
Группы частиц
Трудовое воспитание
Упражнение
22.12.2023
1
15
Правописание частиц
Потриотическое
воспитание
Упражнение
29.12.2023
1
16
Обобщение
Экологическое воспитание Упражнение
12.01.2024
1
17
Глагол (повторить)
Эстетическое воспитание
Упражнение
19.01.2024
1
18
Развитие речи
Трудовое воспитание
Упражнение
26.01.2024
1
19
Фанетический, морфологический,
синтаксический разборы
Гражданское воспитание
Упражнение
02.02.2024
1
20
Повторение пройденного
материала.Обобщение
Гражданское воспитание
Упражнение
09.02.2024
1
21
Предложение.
Потриатическое
воспитание
Упражнение
16.02.2024
1
22
Словообразование.
Духовно-нравственное
воспитание
Упражнение
22.02.2024
1
23
Морфология.
Трудовое воспитание
Упражнение
01.03.2024
1
24
Р/р. Проверочный диктант.
Потриотическоевоспитание Упражнение
07.03.2024
1
12
25
Глагол, начальная форма
глагола инфинитив.
Экологическое воспитание Упражнение
15.03.2024
1
26
Эстетическое воспитание
Упражнение
22.03.2024
1
27
Что сделать? Начальная форма
глагола.
Изложение.
Трудовое воспитание
Упражнение
05.04.2024
1
28
Составной глагол.
Гражданское воспитание
Упражнение
12.04.2024
2
29
Сложный глагол.
Гражданское воспитание
Упражнение
19.04.2024
1
30
Потриатическое
воспитание
Упражнение
25.04.2024
1
31
Будущее время составного
глагола. Настаящее время
глагола. Прошедщее время
составного глагола.
Р/.Контрольный диктант.
Духовно-нравственное
воспитание
Упражнение
26.04.2024
1
32
Работа над ошибками.
Трудовое воспитание
Упражнение
03.05.2024
1
33
Потриотическое
Изъявительное
повествовательное наклонение. воспитание
Упражнение
17.05.2024
1
34
Условное наклонение.
Экологическое воспитание Упражнение
24.05.2024
31.05.2024
1
Рабочая программа учебного курса
« Аварская литература » в 7 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 7 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного
стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской
литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО
«Издательство НИИ педагогики», 2007г. и 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для
общеобразовательных школ: «Авар адабият- 8 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2008г.: Авторы –составители М-Р.
Усахов, М-К. Гиматов
Образовательная программа МКОУ « Совхозной СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 7
классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю)
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 7 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 7 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 7 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного
читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 7 классе.
_ излагать устно и письменно содержание небольшого рассказа или его частей; выразительное чтение художественного текста.
_ устно описать портрет ;
- составить инсценировку худож. произведения ;
- писать сочинение о своём труде ;
- составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения;
- высказать своё мнение о герое и его подвигах в устной и письменной форме по прочитанным произведениям, просмотренным фильмам,
дать оценку произведениям художников.
Связь с родным языком.
_написать изложение по прочитанным произведениям, в которых изображали полную картину и место описанного события.
_написать сочинение о красоте и богатстве родного края;
_написать сочинение по услышанномусобытыю.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7-го класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_знать авторов изученных произведений;
_ основные темы изученных произведений и принципы их построения;
- главных героев изученных произведений ,и определить связь между событиями, где они принимают участие,
- понятия по теории литературы;.
_ определить и знать типичные черты между драмой, лирикой и эпосом;
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения;
уметь:
• мысленно представить изображённые автором события;
• отличить художественную литературу от научной и публицистической;
• из изученных произведений мысленно раскрыть художественную сторону и раскрыть смысл слов;
• по логическим вопросам учителя раскрыть характер главного героя;
• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
• различать эпические, лирические и лиро- эпические , а также драматические произведения;
• выразительно читать художественные произведения;
• за минуту прочитать 120-130 слов бегло, громко правильно;
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:«Аварадабият»: Хрестоматия 8 кл. авторы :М-Р. Усахов , М.К. Гиматов.2-е издание. Издательство НИИ педагогики,
Махачкала 2004г.-223с
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7-ГО
КЛАССА
№
1
Тема урока
Художественная литература как предмет
Основные направления
воспитательной деятельности
план
Дата
факт
Гражданское воспитание
Колчас
1
2
Хожо из Унцукуля и грузин
Потриатическое воспитание
05.09.2023
12.09.2023
3
Работа над анализом поэмы
Духовно-нравственное воспитание
19.09.2023
1
4
Внеклассное чтение
Трудовое воспитание
26.09.2023
1
5
Ц. Гамзат «Дибир и крыса»
Потриотическое воспитание
03.10.2023
1
6
Ц. Гамзат «Харчевня»
Экологическое воспитание
10.10.2023
1
7
О сатире
Эстетическое воспитание
17.10.2023
1
8
Внеклассное чтение
Трудовое воспитание
24.10.2023
1
9
Разгром Надир –шаха
Гражданское воспитание
07.11.2023
1
1
М. Хуршилов «Андалялцы»
Гражданское воспитание
14.11.2023
1
11
М. Хуршилов Посланец шаха. Старый Гасан
Потриатическоевоспитание
21.11.2023
1
12
Жанр литературы
Духовно-нравственное воспитание
28.11.2023
1
13
Развитие речи
Трудовое воспитание
05.12.2023
1
14
Э. Капиев . «Разговор с Сулейманом»
Потриотическое воспитание
12.12.2023
1
М. Сулиманов «Завещание»
Экологическое воспитание
19.12.2023
1
Работа над содержанием
Эстетическое воспитание
26.12.2023
1
17
Обобщение
Трудовое воспитание
09.01.2024
1
18
Внеклассное чтение
Гражданское воспитание
16.01.2024
1
19
Кияс Меджидов «Орлы не умирают в горах»
Гражданское воспитание
23.01.2024
1
20
Б. Митаров «Передайте друзьям»
Потриатическое воспитание
30.01.2024
1
21
А. Мухамаев «Маккикъор»
Духовно-нравственное воспитание
06.02.2024
1
М. Шамхалов «Удивительный гость»
Трудовое воспитание
13.02.2024
1
23
Р. Гамзатов «Горцы»
Потриотическоевоспитание
20.02.2024
1
24
Внеклассное чтение
Экологическое воспитание
27.02.2024
1
Р. Гамзатов «Горцы»
Эстетическое воспитание
05.03.2024
10
15
16
22
25
26
Р. Гамзатов «Колыбельная»
Трудовое воспитание
12.03.2024
1
27
М. Магомедов «Гости отца»
Гражданское воспитание
19.03.2024
1
М. Магомедов «Гости отца»
Гражданское воспитание
26.03.2024
29
Ф. Алиева «Клятва»
Потриатическое воспитание
09.04.2024
1
30
Ф. Алиева «Клятва»
Духовно-нравственное воспитание
16.04.2024
1
АмирзаСагидов «Снежные вершины»
Трудовое воспитание
23.04.2024
32
Внеклассное чтение
Потриотическое воспитание
30.04.2024
1
33
М-Р. Расулов «Любовь матери»
Экологическое воспитание
08.05.2024
1
34
Повторить пройденный материал
Эстетическое воспитание
15.05.2024
22.05.2024
1
28
31