Рабочая программа учебного курса «Родной язык» в 6 классе Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку в 6 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 6-7класс». Махачкала Издательство НИИ педагогики 2002г. и 2010г. Автор Г.Гамзатов. Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 2023-2024 учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая разработка по преподаванию аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 68 часов (из расчёта 2урок в неделю). Преподавание родного языка в 6--ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 6-го класса. В результате изучения родного языка ученик должен: Ученики должны знать: 1. Заимствованные слова, архаизмы и неологизмы, и фразеологические обороты. 2. Образовать слова морфологические . 3. Изменение слов по падежам в единственном и множественном числе. 4. Образовать простые и сложные прилагательные 5. Образовать причастие и деепричастие . 6. Разбор слова по частям речи. 7. Орфография: Уметь правильно писать суффиксы ,личные и собственные имена. Образовать и правильно писать прилагательные , местоимения и числительные . Знаки препинания при причастиях и деепричастиях. Правильное произношение окончании слов . Составить сложный план к тексту. Составить рассказ по заданной теме. Выделить тему и идею рассказа . Составить рассказ по картине. -проводить фонетический, морфологический, синтаксический разбор предложения по членам; - различать простое предложение от сложного предложения; -знать значение выделенных в учебнике 6-7кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи; -в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные; -определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и согласных звуков; речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: -при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию; - определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста; - по тексту повествовательного характера составить простой план; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; -кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его; - написать письмо информационного характера; - в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы; - написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо; В ЧТЕНИИ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства; - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; - в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста. морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения; Содержание учебного курса 1. Лексика и фразеология ( 2 ч ) 1.Коротко об аварском языке. Связь аварского и русского языка 2.Повторение лексики пройденное в 5 классе .Лексика общего пользования и профессиональная , диалектная. Слова иностранного происхождения архаизмы и неологизмы. Фразеологизмы. 3.Лексический разбор слов. Определение архаизмов, неологизмов и заимствованных слов из словаря .Знакомства с фразеологическим словарем , использование различных лексических выражении в устной и письменной речи. 2. Образование слов и правописание (5 ч) 1. Образование слов морфологическим способом: а) с помощью суффиксов б) сложением двух корней, и двух слов . Образованием других форм слов с изменением ударения . Правописание сложных слов 2.Практические работы образованием новых слов с помощью суффиксов . Сложные слова и сокращенные слова ,и использование их в устной и письменной речи. 3.Имя существительное (4 ч) 1. Склонение имя существительных по падежам. Образование единственного и множественного числа имени существительных. Склонение имени существительных во множественном числе по падежам. Правописание падежных окончании .Правописание суффиксов и сложных слов. 2. Умение морфологического разбора имени существительных, уметь по вопросам определить падеж имени существительных. Уметь использовать падежные слова в предложениях. Уметь составить предложения после имени существительных каждого падежа. Уметь определить суффиксы слов и создать с их помощью новые слова. 4. Имя прилагательное (3 ч) 1. Морфологическое значение имени прилагательного , его синтетическая роль. Согласование имени прилагательных со словами в роде , числе и падеже . 2. Качественное , притяжательные,….. Склонение имени прилагательных по падежам .Правописание прилагательных заимствованных из русского языка. 3.Синонимычные антонимы- прилагательные Умение характеризовать предметы используя прилагательное . Согласование прилагательного ( имени существительного в роде, числе и падеже 5.Имя числительное (3ч) 1.Морфологическое значение числительных и его синтаксическая роль. Простые , сложные и составные числительное. Разряды числительных. Количественные , порядковые , дробные числительные. Порядковые числительные и способы его образования и его правописание. Количественные числительные и порядковые и их склонение по падежам. 2.Согласование с имени существительным использованием им числительных различных падежей в устной и письменной речи. 6.Местоимение ( 2 ч) 1. Морфологические признаки и его синтаксическая роль. Разряды местоимении по смыслу: Личные , вопросительные, объяснительные, указательные, определенные , неопределенные местоимении . Склонении местоимении по падежам. 2. Использование местоимении в речи. Личные местоимения- мы , нас, вы- и их правильные использования в речи. Использования местоимении в место имен существительных. Склонение определенных ,неопределенных и абсолютным местоимении по падежам. 7. Причастие (2 ч) 1.Причастие- особая форма глагола. Образования причастия . Сходства причастии с прилагательными и их различии. Роль причастий в предложении. Изменения причастий и знаки препинания при них. Времена причастий: Прошедшее, будущее, и общее время. Совершенный и несовершенный вид причастий. Причастие в роли имени существительного и его склонение по падежам . 2. Согласование причастий с именем существительным , особенно в роде. Изменение причастий и знаки препинания при них. Образование причастий трех времен от глагола и умение их образовать. 8. Деепричастие (5 ч ) 1. Деепричастие – особая форма глагола .Схожесть деепричастий с глаголами и наречиями. Роль деепричастий в предложении. Временам деепричастии : Прошедшее, общее и их образование. Изменение деепричастий и знаки препинаний при них. 2. Умение образовать деепричастий и их использование при речи: Различать изменения деепричастий, и использовать знаки препинания при них. 9. Повторение (1ч) 10. Развитие речи (10 ч) 1. Образовать новые слова и составить с ними предложение. 2. Использовать синонимы и антонимы. 3. Сбор и использование пословиц и поговорок речи . 4.Усвоить вопросно-ответные формы развитие речи. 5. Составит сложный план к теме. 6. Использовать к плану глаголы и его формы. 7.Умение составить рассказ об окружающей теме , и об различных случаях из своей жизни. 8. Составить рассказ по картине. 9. Уметь рассказать об случаях из жизни. 10. Составить сочинение по заданной теме. 11. Написать изложение. 12.Статьи в школьной газете на разные темы. 13. Заметки и сочинения на трудные темы. 14.Умение составить заявление, и расписку. Основные требования по знаниям в 6 классе . КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6-ГО КЛАССА № Тема урока Дата план 1 Основные направления воспитательной деятельности Кол-во часов факт Гражданское воспитание 1 08.09.2023 22.092023 Потриатическое воспитание 1 Синтаксис и пунктуация 2 Фонетика и графика. 3 29.092023 Духовно-нравственное воспитание 1 06.10.2023 Трудовое воспитание 1 5 Морфология ,имя существительное. Лексика. Синонимы Антонимы. Омонимы. Диалект 13.10.2023 Потриотическое воспитание 1 6 Слова других языков. 20.10.2023 Экологическое воспитание 1 7 Р/р. Сочинение. 27.10.2023 Эстетическое воспитание 1 8 Новые и старые слова 10.11.2023 Трудовое воспитание 1 9 Разбор слов. 17.11.2023 Гражданское воспитание 1 10 Гражданское воспитание 1 11 Как образуются слова на аварском 24.11.203 языке. 08.12.2023 Словообразование. Потриатическоевоспитание 1 12 Морфологический разбор слов. 15.12.2023 Духовно-нравственное воспитание 1 13 Сложные короткие слова. 22.12.2023 Трудовое воспитание 1 4 14 Контрольный диктант. 29.12.2023 Потриотическое воспитание 1 15 12.01.2024 Экологическое воспитание 1 19.01.2024 Эстетическое воспитание 1 26.01.2024 Трудовое воспитание 1 18 Работа над ошибками. Имя существительное. Имя существительное единственное и множественное число . Склонение имён существительных. Сложные падежи 02.02.2024 Гражданское воспитание 1 19 Имя существительное и суффикс. 09.02.2024 Гражданское воспитание 1 20 16.02.2024 Потриатическое воспитание 1 21 Провописание сложных имён существительных. Антонимы и синонимы. 22.02.2024 Духовно-нравственное воспитание 1 22 Контрольный диктант. 01.03.2024 Трудовое воспитание 1 23 Прилагательное как часть речи. 07.03.2024 Потриотическое воспитание 1 24 Разбор прилагательного. 15.03.2024 Экологическое воспитание 1 25 Провописание числительного. 22.03.2024 Эстетическое воспитание 1 26 Склонение числительного. 05.04.2024 Трудовое воспитание 1 27 Морфолдогический разбор числительного. 12.04.2024 Гражданское воспитание 1 16 17 28 Склонение числительного. 19.04.2024 Гражданское воспитание 1 29 Местоимение. 25.04.2024 Потриатическое воспитание 1 30 Разряды местоимение . 26.04.2024 Духовно-нравственное воспитание 1 31 Склонение местоимения. 03.05.2024 Трудовое воспитание 1 32 Проваписание местоимения. 17.05.2024 Потриотическое воспитание 1 33 Причастие. 24.05.2024 Экологическое воспитание 1 31.05.2024 Эстетическое воспитание 1 34 Рабочая программа учебного курса « Родная литература » в 6 классе Пояснительная записка. Настоящая программа по аварской литературе для 6 класса составлена на основе республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият6 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2012г..: Авторы –составители С.М.Мухтаров, А,Г.Гамзатов,Ч. М.Меджидова Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 2023-2024 Учебный год. Учебный план на 2023-2024уч.год Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 6 классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Содержание дисциплины. Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 6 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы в 6 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 6 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Основные виды тематических письменных и устных работ по развитию речи в 6 классе. _ выразительное чтение вслух научного и художественного текста, научить беглому чтению; -выразительно прочитать художественные тексты для заучивания наизусть; _ в форме изложения передать содержание рассказа или отрывка из произведения с элементами описания _ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать. _ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде. _ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче. Связь с родным языком. _ по данной теме уметь составить рассказ, простой план, речь научного и описательного типа, отличать их. _написать изложение по произведению повествовательного характера, сохраняя элементы описания предметов.. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать 1.- названия изученных произведений и их авторов; - найти связь между событиями и причинами, изученных произведений; - учить и теорию лит-ры – эпитеты, сравнение и олицетворение и найти их в тексте; - по требованию учителя дать оценку и характеристику герою из изученных произведений; 2.- прочитать за минуту 90-100 слов правильно, бегло и вслух; -выразительно читать произведения наизусть. -научить написать и пересказать рассказ повествоватеьного характера или часть произведения в форме изложения; -написать сочинение о труде; -раскрыть характер героя из произведения; - дать оценку героям и прочитанным произведениям; -составить план по прочитанному произведению. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Литература:«Аварадабият»: Хрестоматия 6кл. авторы:Б.Г. Испагиева, М-Р .Х. Хайбулаев. Издательство НИИ педагогики, Махачкала 2012г.-176с. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6-ГО КЛАССА № 1 Тема урока Ведение Основные направления воспитательной деятельности Дата план Гражданское воспитание факт Кол-во часов 1 2 Сказка «Совместное имущество» Потриатическое воспитание 05.09.2023 12.09.2023 3 Сказка «Морской конь» Духовно-нравственное воспитание 19.09.2023 1 4 «Горский Али» Трудовое воспитание 26.09.2023 1 5 З. Алиханов «Слепой путь» Потриотическое воспитание 03.10.2023 1 6 У.Шахтаманов «Людская злость» Экологическое воспитание 10.10.2023 1 7 Развитие речи Эстетическое воспитание 17.10.2023 1 8 Внеклассное чтение Трудовое воспитание 24.10.2023 1 9 ИнхосаАлигаджи «Будундамдамаги» Гражданское воспитание 07.11.2023 1 10 Повторение пройденного Гражданское воспитание 14.11.2023 1 11 Махмуд «Совестливое сердце» Потриатическое воспитание 21.11.2023 1 12 О. Батирай «Песни молодца» Духовно-нравственное воспитание 28.11.2023 1 13 Развитие речи Трудовое воспитание 05.12.2023 1 1 14 Внеклассное чтение Потриотическое воспитание 12.12.2023 1 15 Слепой курбан «Дочь бедного Шаху» Экологическое воспитание 19.12.2023 1 16 Слепой курбан «Дочь бедного Шаху» Эстетическое воспитание 26.12.2023 1 17 Ирчи Казак «Письмо из Сибири» Трудовое воспитание 09.01.2024 1 18 Щаза из Куркли «Как в ствол ружья» Гражданское воспитание 16.01.2024 1 19 Развитие речи Гражданское воспитание 23.01.2024 1 20 «Внеклассное чтение Потриатическое воспитание 30.01.2024 1 21 Ц. Гамзат «Шамил» Духовно-нравственное воспитание 06.02.2024 1 22 Ц. Гамзат «Идите за мной» Трудовое воспитание 13.02.2024 1 23 Ц.Гамзат «Слон и муравей» Потриотическое воспитание 20.02.2024 1 24 Ц. Гамзат «Обезьяна и мастер по дереву» Экологическое воспитание 27.02.2024 1 25 Развитие речи Эстетическое воспитание 05.03.2024 1 26 «Внеклассное чтение Трудовое воспитание 12.03.2024 1 27 Заид Гаджиев «Х1анч1ик1к1ал» Гражданское воспитание 19.03.2024 1 28 Заид Гаджиев «Х1анч1ик1к1ал» Гражданское воспитание 26.03.2024 1 29 Заид Гаджиев «Ц1акьуги циги» Потриатическое воспитание 09.04.2024 1 30 Р.Динмух1амаев «Хиянатчи» Духовно-нравственное воспитание 16.04.2024 1 31 Р.Х1амзатов «Россиялъулсолдатал» Трудовое воспитание 23.04.2024 1 32 Р.Х1амзатов «Къункъраби» Потриотическое воспитание 30.04.2024 1 33 Ф.Г1алиева «Маг1арулав» Экологическое воспитание 08.05.2024 1 34 Х1усен Х1ажиев «Алибег» Эстетическое воспитание 15.05.2024 22.05.2024 1