Рабочая программа учебного курса
«Родной язык» в 6 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 6 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы
основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им.
А.А. Тахо-Годи.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 6-7класс». Махачкала Издательство
НИИ педагогики 2002г. и 2010г. Автор Г.Гамзатов.
Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая разработка по преподаванию
аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку
рассчитана на 68 часов (из расчёта 2урок в неделю).
Преподавание родного языка в 6--ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 6-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
Ученики должны знать:
1. Заимствованные слова, архаизмы и неологизмы, и фразеологические обороты.
2. Образовать слова морфологические .
3. Изменение слов по падежам в единственном и множественном числе.
4. Образовать простые и сложные прилагательные
5. Образовать причастие и деепричастие .
6. Разбор слова по частям речи.
7. Орфография: Уметь правильно писать суффиксы ,личные и собственные имена. Образовать и правильно писать прилагательные ,
местоимения и числительные . Знаки препинания при причастиях и деепричастиях. Правильное произношение окончании слов . Составить
сложный план к тексту. Составить рассказ по заданной теме. Выделить тему и идею рассказа . Составить рассказ по картине.
-проводить фонетический, морфологический, синтаксический разбор предложения по членам;
- различать простое предложение от сложного предложения;
-знать значение выделенных в учебнике 6-7кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи;
-в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные;
-определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и
согласных звуков;
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
-при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию;
- определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста;
- по тексту повествовательного характера составить простой план;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
-кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его;
- написать письмо информационного характера;
- в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы;
- написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо;
В ЧТЕНИИ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства;
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические
ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста.
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме
специальные графические обозначения;
Содержание учебного курса
1. Лексика и фразеология ( 2 ч )
1.Коротко об аварском языке. Связь аварского и русского языка
2.Повторение лексики пройденное в 5 классе .Лексика общего пользования и профессиональная , диалектная. Слова иностранного
происхождения архаизмы и неологизмы. Фразеологизмы.
3.Лексический разбор слов. Определение архаизмов, неологизмов и заимствованных слов из словаря .Знакомства с фразеологическим
словарем , использование различных лексических выражении в устной и письменной речи.
2. Образование слов и правописание (5 ч)
1. Образование слов морфологическим способом: а) с помощью суффиксов б) сложением двух корней, и двух слов . Образованием других
форм слов с изменением ударения . Правописание сложных слов
2.Практические работы образованием новых слов с помощью суффиксов . Сложные слова и сокращенные слова ,и использование их в
устной и письменной речи.
3.Имя существительное (4 ч)
1. Склонение имя существительных по падежам. Образование единственного и множественного числа имени существительных. Склонение
имени существительных во множественном числе по падежам. Правописание падежных окончании .Правописание суффиксов и сложных
слов.
2. Умение морфологического разбора имени существительных, уметь по вопросам определить падеж имени существительных. Уметь
использовать падежные слова в предложениях. Уметь составить предложения после имени существительных каждого падежа. Уметь
определить суффиксы слов и создать с их помощью новые слова.
4. Имя прилагательное (3 ч)
1. Морфологическое значение имени прилагательного , его синтетическая роль. Согласование имени прилагательных со словами в роде ,
числе и падеже .
2. Качественное , притяжательные,….. Склонение имени прилагательных по падежам .Правописание прилагательных заимствованных из
русского языка.
3.Синонимычные антонимы- прилагательные Умение характеризовать предметы используя прилагательное . Согласование прилагательного
( имени существительного в роде, числе и падеже
5.Имя числительное (3ч)
1.Морфологическое значение числительных и его синтаксическая роль. Простые , сложные и составные числительное. Разряды
числительных. Количественные , порядковые , дробные числительные. Порядковые числительные и способы его образования и его
правописание. Количественные числительные и порядковые и их склонение по падежам.
2.Согласование с имени существительным использованием им числительных различных падежей в устной и письменной речи.
6.Местоимение ( 2 ч)
1. Морфологические признаки и его синтаксическая роль. Разряды местоимении по смыслу: Личные , вопросительные, объяснительные,
указательные, определенные , неопределенные местоимении . Склонении местоимении по падежам.
2. Использование местоимении в речи. Личные местоимения- мы , нас, вы- и их правильные использования в речи. Использования
местоимении в место имен существительных. Склонение определенных ,неопределенных и абсолютным местоимении по падежам.
7. Причастие (2 ч)
1.Причастие- особая форма глагола. Образования причастия . Сходства причастии с прилагательными и их различии. Роль причастий в
предложении. Изменения причастий и знаки препинания при них. Времена причастий: Прошедшее, будущее, и общее время. Совершенный
и несовершенный вид причастий. Причастие в роли имени существительного и его склонение по падежам .
2. Согласование причастий с именем существительным , особенно в роде. Изменение причастий и знаки препинания при них. Образование
причастий трех времен от глагола и умение их образовать.
8. Деепричастие (5 ч )
1. Деепричастие – особая форма глагола .Схожесть деепричастий с глаголами и наречиями. Роль деепричастий в предложении. Временам
деепричастии : Прошедшее, общее и их образование. Изменение деепричастий и знаки препинаний при них.
2. Умение образовать деепричастий и их использование при речи: Различать изменения деепричастий, и использовать знаки препинания при
них.
9. Повторение (1ч)
10. Развитие речи (10 ч)
1. Образовать новые слова и составить с ними предложение.
2. Использовать синонимы и антонимы.
3. Сбор и использование пословиц и поговорок речи .
4.Усвоить вопросно-ответные формы развитие речи.
5. Составит сложный план к теме.
6. Использовать к плану глаголы и его формы.
7.Умение составить рассказ об окружающей теме , и об различных случаях из своей жизни.
8. Составить рассказ по картине.
9. Уметь рассказать об случаях из жизни.
10. Составить сочинение по заданной теме.
11. Написать изложение.
12.Статьи в школьной газете на разные темы.
13. Заметки и сочинения на трудные темы.
14.Умение составить заявление, и расписку. Основные требования по знаниям в 6 классе .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6-ГО КЛАССА
№
Тема урока
Дата
план
1
Основные направления воспитательной
деятельности
Кол-во
часов
факт
Гражданское воспитание
1
08.09.2023
22.092023
Потриатическое воспитание
1
Синтаксис и пунктуация
2
Фонетика и графика.
3
29.092023
Духовно-нравственное воспитание
1
06.10.2023
Трудовое воспитание
1
5
Морфология ,имя
существительное.
Лексика. Синонимы Антонимы.
Омонимы.
Диалект
13.10.2023
Потриотическое воспитание
1
6
Слова других языков.
20.10.2023
Экологическое воспитание
1
7
Р/р. Сочинение.
27.10.2023
Эстетическое воспитание
1
8
Новые и старые слова
10.11.2023
Трудовое воспитание
1
9
Разбор слов.
17.11.2023
Гражданское воспитание
1
10
Гражданское воспитание
1
11
Как образуются слова на аварском 24.11.203
языке.
08.12.2023
Словообразование.
Потриатическоевоспитание
1
12
Морфологический разбор слов.
15.12.2023
Духовно-нравственное воспитание
1
13
Сложные короткие слова.
22.12.2023
Трудовое воспитание
1
4
14
Контрольный диктант.
29.12.2023
Потриотическое воспитание
1
15
12.01.2024
Экологическое воспитание
1
19.01.2024
Эстетическое воспитание
1
26.01.2024
Трудовое воспитание
1
18
Работа над ошибками. Имя
существительное.
Имя существительное
единственное и множественное
число .
Склонение имён
существительных.
Сложные падежи
02.02.2024
Гражданское воспитание
1
19
Имя существительное и суффикс.
09.02.2024
Гражданское воспитание
1
20
16.02.2024
Потриатическое воспитание
1
21
Провописание сложных имён
существительных.
Антонимы и синонимы.
22.02.2024
Духовно-нравственное воспитание
1
22
Контрольный диктант.
01.03.2024
Трудовое воспитание
1
23
Прилагательное как часть речи.
07.03.2024
Потриотическое воспитание
1
24
Разбор прилагательного.
15.03.2024
Экологическое воспитание
1
25
Провописание числительного.
22.03.2024
Эстетическое воспитание
1
26
Склонение числительного.
05.04.2024
Трудовое воспитание
1
27
Морфолдогический разбор
числительного.
12.04.2024
Гражданское воспитание
1
16
17
28
Склонение числительного.
19.04.2024
Гражданское воспитание
1
29
Местоимение.
25.04.2024
Потриатическое воспитание
1
30
Разряды местоимение .
26.04.2024
Духовно-нравственное воспитание
1
31
Склонение местоимения.
03.05.2024
Трудовое воспитание
1
32
Проваписание местоимения.
17.05.2024
Потриотическое воспитание
1
33
Причастие.
24.05.2024
Экологическое воспитание
1
31.05.2024
Эстетическое воспитание
1
34
Рабочая программа учебного курса
« Родная литература » в 6 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 6 класса составлена на основе республиканского компонента государственного стандарта
основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11
классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство
НИИ педагогики», 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият6 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2012г..: Авторы –составители С.М.Мухтаров, А,Г.Гамзатов,Ч. М.Меджидова
Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 2023-2024 Учебный год.
Учебный план на 2023-2024уч.год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 6
классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 6 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 6 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 6 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
•
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного
читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных и устных работ по развитию речи в 6 классе.
_ выразительное чтение вслух научного и художественного текста, научить беглому чтению;
-выразительно прочитать художественные тексты для заучивания наизусть;
_ в форме изложения передать содержание рассказа или отрывка из произведения с элементами описания
_ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать.
_ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде.
_ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче.
Связь с родным языком.
_ по данной теме уметь составить рассказ, простой план, речь научного и описательного типа, отличать их.
_написать изложение по произведению повествовательного характера, сохраняя элементы описания предметов..
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
1.- названия изученных произведений и их авторов;
- найти связь между событиями и причинами, изученных произведений;
- учить и теорию лит-ры – эпитеты, сравнение и олицетворение и найти их в тексте;
- по требованию учителя дать оценку и характеристику герою из изученных произведений;
2.- прочитать за минуту 90-100 слов правильно, бегло и вслух;
-выразительно читать произведения наизусть.
-научить написать и пересказать рассказ повествоватеьного характера или часть произведения в форме изложения;
-написать сочинение о труде;
-раскрыть характер героя из произведения;
- дать оценку героям и прочитанным произведениям;
-составить план по прочитанному произведению.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:«Аварадабият»: Хрестоматия 6кл. авторы:Б.Г. Испагиева, М-Р .Х. Хайбулаев. Издательство НИИ педагогики, Махачкала
2012г.-176с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6-ГО
КЛАССА
№
1
Тема урока
Ведение
Основные направления воспитательной
деятельности
Дата
план
Гражданское воспитание
факт
Кол-во
часов
1
2
Сказка «Совместное имущество»
Потриатическое воспитание
05.09.2023
12.09.2023
3
Сказка «Морской конь»
Духовно-нравственное воспитание
19.09.2023
1
4
«Горский Али»
Трудовое воспитание
26.09.2023
1
5
З. Алиханов «Слепой путь»
Потриотическое воспитание
03.10.2023
1
6
У.Шахтаманов «Людская злость»
Экологическое воспитание
10.10.2023
1
7
Развитие речи
Эстетическое воспитание
17.10.2023
1
8
Внеклассное чтение
Трудовое воспитание
24.10.2023
1
9
ИнхосаАлигаджи «Будундамдамаги»
Гражданское воспитание
07.11.2023
1
10
Повторение пройденного
Гражданское воспитание
14.11.2023
1
11
Махмуд «Совестливое сердце»
Потриатическое воспитание
21.11.2023
1
12
О. Батирай «Песни молодца»
Духовно-нравственное воспитание
28.11.2023
1
13
Развитие речи
Трудовое воспитание
05.12.2023
1
1
14
Внеклассное чтение
Потриотическое воспитание
12.12.2023
1
15
Слепой курбан «Дочь бедного Шаху»
Экологическое воспитание
19.12.2023
1
16
Слепой курбан «Дочь бедного Шаху»
Эстетическое воспитание
26.12.2023
1
17
Ирчи Казак «Письмо из Сибири»
Трудовое воспитание
09.01.2024
1
18
Щаза из Куркли «Как в ствол ружья»
Гражданское воспитание
16.01.2024
1
19
Развитие речи
Гражданское воспитание
23.01.2024
1
20
«Внеклассное чтение
Потриатическое воспитание
30.01.2024
1
21
Ц. Гамзат «Шамил»
Духовно-нравственное воспитание
06.02.2024
1
22
Ц. Гамзат «Идите за мной»
Трудовое воспитание
13.02.2024
1
23
Ц.Гамзат «Слон и муравей»
Потриотическое воспитание
20.02.2024
1
24
Ц. Гамзат «Обезьяна и мастер по дереву»
Экологическое воспитание
27.02.2024
1
25
Развитие речи
Эстетическое воспитание
05.03.2024
1
26
«Внеклассное чтение
Трудовое воспитание
12.03.2024
1
27
Заид Гаджиев «Х1анч1ик1к1ал»
Гражданское воспитание
19.03.2024
1
28
Заид Гаджиев «Х1анч1ик1к1ал»
Гражданское воспитание
26.03.2024
1
29
Заид Гаджиев «Ц1акьуги циги»
Потриатическое воспитание
09.04.2024
1
30
Р.Динмух1амаев «Хиянатчи»
Духовно-нравственное воспитание
16.04.2024
1
31
Р.Х1амзатов «Россиялъулсолдатал»
Трудовое воспитание
23.04.2024
1
32
Р.Х1амзатов «Къункъраби»
Потриотическое воспитание
30.04.2024
1
33
Ф.Г1алиева «Маг1арулав»
Экологическое воспитание
08.05.2024
1
34
Х1усен Х1ажиев «Алибег»
Эстетическое воспитание
15.05.2024
22.05.2024
1