Рабочая программа учебного курса
«Аварский язык» в 5 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 5 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы
основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им.
А.А. Тахо-Годи.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 5 класс». Махачкала Издательство НИ И
педагогики 2002г. и 2010г. Автор Муртазалиев М.М., М.А.Абдуллаев, Муртазалиев А.М.
Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2022-2023 учебный год.
Учебный план на 2022-2023уч.год
К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая раз работка по преподаванию
аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку
рассчитана на 68 часов (из расчёта 2урока в неделю)
Преподавание родного языка в 5--ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому язык
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 5-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
Ученики должны знать.
-проводить фонетический, морфологический, синтаксический иразбор предложения по членам;
- различать простое предложение от сложного предложения;
-знать значение выделенных в учебнике 5 кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи;
-в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные;
-определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и
согласных звуков;
1. Что слова имеют прямые , косвенные значение, есть многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы.
2. Сделать фонетический и морфологический разбор слов.
3. Составит простые и сложные предложения с союзами .
4. Изменять слова по родам, числам и падежам .
5. Написать с большой буквы все личные и собственные имена . Названия газет , журналов, книг, фильмов - с большой буквы и в кавычках.
6. Изменять по падежам такие слова , как хутор, нож, столб, луг и река.
7. Использование знаков препинания различных предложениях и при однородных членах, при прямой и косвенной речи.
8. Умение правильно произносить слова , использовать диалектные слова .
9. Определение темы и идеи текста. Составление повествования и плана к ней. Составление сочинения и изложения , на заданные т емы.
10.Умение составлять письмо, обращения и информации с использованием синонимов и антонимов.
Уметь описать предмет, окружающую среду, и составить изложение на эту тему. Составление сочинения по заданной картинке. Умени е
пересказать прочитанную книгу , увиденный кинофильм. Умение писать письмо. Составление сочинения на заданные темы. Основные
требования по знаниям за 5 класс.
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
-при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию;
- определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста;
- по тексту повествовательного характера составить простой план;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
-кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его;
- написать письмо информационного характера;
- в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы;
- написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо;
В ЧТЕНИИ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы,
достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жест ов,
мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота
раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану,
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства;
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические
ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста.
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме
специальные графические обозначения;
Содержание учебного курса
1.Повторение пройденного в начальных классах (2 ч.) Гласные и согласные звуки. Строение слова Части речи и их морфологические
признаки.
2. Синтаксис и пунктуация ( 5ч.)
1. Словосочетание и предложение Типы предложении: повествовательное, вопросительное, восклицательное и побудительное . Знаки
препинания на конце предложении Главные члены предложении : Подлежащее и сказуемое . Второстепенные члены предложения:
Дополнение, косвенное и прямое дополнение и обстоятельства. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены
предложения . Знаки препинания при однородных членах. Обращения. Знаки препинания при обращениях. Простое и сложное предложен ия.
Союзы и знаки препинания при предложениях. Прямая речь и знаки препинания при них. Косвенная речь и знаки препинания. Диалог и тире
перед и после диалога.
2. Знаки препинания и сохранения интонации при предложениях. Умение читать выразительно при диалогах . Умение строчить просты е и
сложные предложения, словосочетание и вопросительные предложение. Перевод предложения с одного типа в другой, нераспространенные
в распространенные , и знаки препинания при них.
3.Фонетика и графика Орфография (5 ч)
1.Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Алфавит. Я,е,ё,ю. Буквы ъ,ь и их роль в языке. Слог.перенос
слова. Ударение.
2.Фонетический разбор слов. Правильное произношение согласных звуков. Умение использовать орфографического словаря, деление слов
на слоги, буквы и звуки. Умение складывать слова в алфавитном порядке, и фонетически разбивать всех букв.
4 . Лексика (2 ч)
1. Понятие о лексике. Однозначные и многозначные слова значение слов. Омонимы ,синонимы, и антонимы. Прямое и косвенное значение
слов.
2. Умение использовать словари. Определить в них антонимы, синонимы и омонимы.
5. Образование слов и Орфография ( 51ч.)
1.Корень и окончание .Корень слова. Суффикс. Образование слов: а) Из двух корней , из двух слов. б) При помощи суффиксов.
2. Разбор слова по составу. Умение определять корень, суффикс и окончание слов. Использование этих слов в предложении. 6.Морфология и
Орфография. Части речи. Имя существительное ( 3ч.)
1. Имя существительное. Значение и морфологические признаки. Собственные и нарицательные имена. Собственные имена с большой
буквы. Кавычки и другие знаки препинания. Названия улиц , географических наименовании , журналы , книги, кинофильмы. Превращение
личных имён в нарицательное. Число имен существительных .Образование множественного числа.
2. Умение использовать имен существительных – синонимов. Имена существительные не имеющие множественного числа.
3. Умение образовать множественное число при помощи суффиксов, согласование других слов с именем существительным вроде и числ е.
7. Глагол ( 2 ч) 1. Морфологическое значение и синтаксическая роль. Инфинитивная форма глагола. Род глагола. Именной глагол. Временна
глагола настоящее , прошедшее, будущее и общее .Образование имен глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.
2.Согласование глагола с именами существительными в роде и числе и составление текста с использованием синонимов глаголов.
Переходные и непереходные глаголы. Изменение глаголов по временам. Образование инфинитива от всех времен глагола .
8.Повторение(1ч)
9. Развитие речи (12 ч.) Стиль речи. Тема- основная мысль текста. Умение читать тексты быстро, без ошибок и выразительно. Новые слова
.Использование их в речи с синонимами и антонимами . Умение составлять предложения в разных грамматических формах и с новыми
словами. Составление текста с использованием вопросов. Составление текста на задание темы , описание природы, с использованием
различных слов и форм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА
Кол-во
уро-в
Д/З
08.09.2023
1
Упражнение
Потриатическое
воспитание
22.092023
1
Упражнение
Удвоенные согласные
Духовнонравственное
воспитание
29.092023
1
Упражнение
4
Части речи. Имя существительное. Склонение
имён существительных.
Трудовое
воспитание
06.10.2023
1
Упражнение
5
Типы склонений. Простые падежи. Местные
падежи.
Потриотическое
воспитание
13.10.2023
1
Упражнение
6
Имя прилагательное как части речи
Экологическое
воспитание
1
Упражнение
7
Местоимение как части речи
Эстетическое
воспитание
27.10.2023
1
Упражнение
8
Контрольный диктант на тему: «Повторение
изученного в нач.классах»
Трудовое
воспитание
10.11.2023
1
Упражнение
№
Тема урока
1
Словообразование
2
Правописание губно- губных звуков.
3
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание
дата
план
факт
20.10.2023
9
Анализ контрольного диктанта
Гражданское
воспитание
17.11.2023
1
Упражнение
10
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Гражданское
воспитание
24.11.203
1
Упражнение
11
Категория времени глагола. Простые и сложные
глаголы.
Потриатическое
воспитание
08.12.2023
1
Упражнение
12
Словосочетание и предложение
Духовнонравственное
воспитание
15.12.2023
1
Упражнение
13
Виды предложения по цели высказывания и
эмоциональной окраске.
Трудовое воспитание 22.12.2023
1
Упражнение
14
Развитие речи. Изложение(обучающее)
Потриотическое
воспитание
29.12.2023
1
Упражнение
15
Роль подлежащего в предложении
Экологическое
воспитание
12.01.2024
1
Упражнение
16
Роль подлежащего в предложении
Эстетическое
воспитание
19.01.2024
1
Упражнение
17
Роль прямого дополнения в предложении.
Определение
Косвенное дополнение. Обстоятельство.
Трудовое воспитание 26.01.2024
1
Упражнение
Гражданское
воспитание
1
Упражнение
18
02.02.2024
19
Распространённые и нераспростр-ые
предложения.
Гражданское
воспитание
09.02.2024
1
Упражнение
20
Однородные члены предложения.
Потриатическое
воспитание
16.02.2024
1
Упражнение
21
Предложение с обращением.
Духовнонравственное
воспитание
22.02.2024
1
Упражнение
22
Простые и сложные предложения.
Трудовое воспитание 01.03.2024
1
Упражнение
23
Предложение с прямой речью. Диалог.
Потриотическое
воспитание
07.03.2024
1
Упражнение
Экологическое
воспитание
15.03.2024
1
Упражнение
24
Звуки речи и их образование.
Гласные и согласные звуки.
25
Звонкие и глухие согласные звуки
Эстетическое
воспитание
22.03.2024
1
Упражнение
26
Алфавит . Буквы Е,Ё,Ю,Я.Ъ и Ь и их
правописание
Трудовое воспитание 05.04.2024
1
Упражнение
27
Деление слов на слоги. Перенос слова.
Гражданское
воспитание
1
Упражнение
12.04.2024
28
Ударение. Диктант по теме «Фонетика и графика»
Гражданское
воспитание
19.04.2024
Упражнение
29
Понятия о лексике. Лексическое значение слова.
Потриатическое
воспитание
25.04.2024
1
Упражнение
30
Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова.
Духовнонравственное
воспитание
26.04.2024
1
Упражнение
31
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Трудовое
воспитание
03.05.2024
32
Ударение. Диктант по теме «Фонетика и графика»
Гражданское
воспитание
17.05.2024
33
Понятия о лексике. Лексическое значение слова.
Потриатическое
воспитание
24.05.2024
1
Упражнение
34
Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова.
Духовнонравственное
воспитание
31.05.2024
1
Упражнение
1
Упражнение
Упражнение
1
Рабочая программа учебного курса
« Родная литература » в 5 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 5 класса составлена на основе республиканского компонента государственного ста ндарта
основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11
классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство
НИИ педагогики», 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият5 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2012г..: Авторы –составители С.М.Мухтаров, А,Г.Гамзатов,Ч. М.Меджидова.
Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 202-2023 учебный год.
Учебный план на 2022-2023уч.год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 5
классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 5 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 5 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, ч увства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
•
•
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного
читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных и устных работ по развитию речи в 5 классе.
_ выразительное чтение вслух научного и художественного текста, научить беглому чтению;
-выразительно прочитать художественные тексты для заучивания наизусть;
_ в форме изложения передать содержание рассказа или отрывка из произведения с элементами описания
_ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать.
_ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде.
_ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче.
Связь с родным языком.
_ по данной теме уметь составить рассказ, простой план, речь научного и описательного типа, отличать их.
_написать изложение по произведению повествовательного характера, сохраняя элементы описания предметов..
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5-ого класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
1.- названия изученных произведений и их авторов;
- найти связь между событиями и причинами, изученных произведений;
- учить и теорию лит-ры – эпитеты, сравнение и олицетворение и найти их в тексте;
- по требованию учителя дать оценку и характеристику герою из изученных произведений;
2.- прочитать за минуту 90-100 слов правильно, бегло и вслух;
-выразительно читать произведения наизусть.
-научить написать и пересказать рассказ повествоватеьного характера или часть произведения в форме изложения;
-написать сочинение о труде;
-раскрыть характер героя из произведения;
- дать оценку героям и прочитанным произведениям;
-составить план по прочитанному произведению.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
«Авар адабият»: Хрестоматия 5 кл. авторы:С.М. Мухтаров, А.Г, Гамзатов, Ч. М. Меджидова. Издательство НИИ педагогики, Махачкал а
2012г.-176с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-ГО
КЛАССА
№
1
Тема урока
Основные направления
воспитательной деятельности
Введение. УНТ. Каменный мальчик. Т/Л. Понятие Гражданское воспитание
об УНТ.
Дата
план
факт
05.09.2023
Кол-во
уро-в
1
2
Герой совершивший три подвига. Т/Л. Понятие о
волшебной сказке.
Потриатическое воспитание
12.09.2023
1
3
Осёл и волк. Т/Л. Понятие - сказки о животных.
Духовно-нравственное воспитание
19.09.2023
1
4
Т/Л.Понятие о народных песнях. « Али,
оставленный в ущелье».
Трудовое воспитание
26.09.2023
1
5
Загадки. Т/Л. Понятие о загадках
Потриотическое воспитание
03.10.2023
1
6
Экологическое воспитание
10.10.2023
1
7
Пословицы и поговорки. Т/Л.Понятие о
пословицах и поговорках
Кумыкская народная песня. Табасаранская
народная песня.
Даргинская народная песня.
Эстетическое воспитание
17.10.2023
1
8
Цадаса Гамзат. «Лев и заяц».
Трудовое воспитание
24.10.2023
1
9
Понятие о размере стиха.
Гражданское воспитание
07.11.2023
1
10
АбдулмажидХачалов «Шахламаз»
Гражданское воспитание
14.11.2023
1
11
Абасил Магомед «Чибирик»
Потриатическое воспитание
21.11.2023
1
12
Понятие о литературной сказке.
Духовно-нравственное воспитание
28.11.2023
1
13
Алигаджи из Инхо. Богатым людям. Понятие об
эпитете
Трудовое воспитание
05.12.2023
1
14
Поговорки. Крылатые слова. Т/Л. Понятие об
эпитете
Потриотическое воспитание
12.12.2023
1
15
Элдарилав из ругуджа. Хъуру-хъара
Экологическое воспитание
19.12.2023
1
16
Гамзат Цадаса. Песня коровы.
Эстетическое воспитание
26.12.2023
1
17
Саид из Кочхюра. Ласточка. Эй, поэт, спойте
песню
Трудовое воспитание
09.01.2024
1
18
Абуталиб Гапуров. Моя жизнь.
Гражданское воспитание
16.01.2024
1
19
Т/Л. Понятие о метафоре и сравнении
Гражданское воспитание
23.01.2024
1
20
АзизИминагаев. Жизнь рабочего
Потриатическоевоспитание
30.01.2024
1
21
Гамзат Цадаса. С кем дружить.
Духовно-нравственное воспитание
06.02.2024
1
22
Магомед Шамхалов. В ущелье зурначей.
Трудовое воспитание
13.02.2024
1
23
В ущелье зурначей.
Потриотическое воспитание
20.02.2024
1
24
Магомед Сулиманов. Х!инкъарабсапар.
Экологическое воспитание
27.02.2024
1
25
Понятие о теме и идее произведения.
Эстетическое воспитание
05.03.2024
1
26
Расул Гамзатов. Вера-Васильевна.
Трудовое воспитание
12.03.2024
1
27
Р. Гамзатов. Маша
Гражданское воспитание
19.03.2024
1
28
АбдулмажидХачалов. Прости меня, друг майор.
Гражданское воспитание
26.03.2024
1
29
/Л.Понятие о литературном герое
Потриатическое воспитание
09.04.2024
1
30
Фазу Алиева. Наступила весна в моих краях.
Дождь.
Духовно-нравственное воспитание
16.04.2024
1
31
Магомед Абдулхалимов. Отцовский дом. Своих
нельзя предать.
Трудовое воспитание
23.04.2024
1
32
АбульмуслимЖафаров. Хитрый медведь.
Потриотическое воспитание
30.04.2024
1
33
Т/Л. Понятие о рассказе.
Экологическое воспитание
08.05.2024
1
34
КадрияТемирбулатова. В детстве я мечтала.
Эстетическое воспитание
15.05.2024
22.05.2024
1