Рабочая программа учебного курса «Аварский язык» в 5 классе Пояснительная записка. Рабочая программа по родному языку в 5 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку ,разработанный сектором родного языка и литературы дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 5 класс». Махачкала Издательство НИ И педагогики 2002г. и 2010г. Автор Муртазалиев М.М., М.А.Абдуллаев, Муртазалиев А.М. Образовательная программа МКОУ «Совхозной СОШ» на 2022-2023 учебный год. Учебный план на 2022-2023уч.год К данному варианту программы прилагается методическое пособие Ахмеда Гамзатова «Методическая раз работка по преподаванию аварского языка в 6-7 классах». Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 68 часов (из расчёта 2урока в неделю) Преподавание родного языка в 5--ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому язык Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 5-го класса. В результате изучения родного языка ученик должен: Ученики должны знать. -проводить фонетический, морфологический, синтаксический иразбор предложения по членам; - различать простое предложение от сложного предложения; -знать значение выделенных в учебнике 5 кл. словарных слов и уметь употреблять их в речи; -в корне слова уметь заменить гласные и согласные звуки и образовать от них имена существительные; -определить лексическое значение слов, изменить формы слова и образовать новые слова при помощи суффиксов и изменений гласных и согласных звуков; 1. Что слова имеют прямые , косвенные значение, есть многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы. 2. Сделать фонетический и морфологический разбор слов. 3. Составит простые и сложные предложения с союзами . 4. Изменять слова по родам, числам и падежам . 5. Написать с большой буквы все личные и собственные имена . Названия газет , журналов, книг, фильмов - с большой буквы и в кавычках. 6. Изменять по падежам такие слова , как хутор, нож, столб, луг и река. 7. Использование знаков препинания различных предложениях и при однородных членах, при прямой и косвенной речи. 8. Умение правильно произносить слова , использовать диалектные слова . 9. Определение темы и идеи текста. Составление повествования и плана к ней. Составление сочинения и изложения , на заданные т емы. 10.Умение составлять письмо, обращения и информации с использованием синонимов и антонимов. Уметь описать предмет, окружающую среду, и составить изложение на эту тему. Составление сочинения по заданной картинке. Умени е пересказать прочитанную книгу , увиденный кинофильм. Умение писать письмо. Составление сочинения на заданные темы. Основные требования по знаниям за 5 класс. речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: -при слушании читаемых вслух текстов- воспринимать содержащую в них информацию; - определить тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста; - по тексту повествовательного характера составить простой план; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; -кратко и близко к тексту написать изложение с элементами описания и рассказать его; - написать письмо информационного характера; - в письменной речи уметь высказать свою мысль, употреблять в речи синонимы; - написать сочинение по данной теме, составить информационное письмо; В ЧТЕНИИ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жест ов, мимики); ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства; - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; - в отличие от диалектных слов уметь правильно произносить литературные слова; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста. морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения; Содержание учебного курса 1.Повторение пройденного в начальных классах (2 ч.) Гласные и согласные звуки. Строение слова Части речи и их морфологические признаки. 2. Синтаксис и пунктуация ( 5ч.) 1. Словосочетание и предложение Типы предложении: повествовательное, вопросительное, восклицательное и побудительное . Знаки препинания на конце предложении Главные члены предложении : Подлежащее и сказуемое . Второстепенные члены предложения: Дополнение, косвенное и прямое дополнение и обстоятельства. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения . Знаки препинания при однородных членах. Обращения. Знаки препинания при обращениях. Простое и сложное предложен ия. Союзы и знаки препинания при предложениях. Прямая речь и знаки препинания при них. Косвенная речь и знаки препинания. Диалог и тире перед и после диалога. 2. Знаки препинания и сохранения интонации при предложениях. Умение читать выразительно при диалогах . Умение строчить просты е и сложные предложения, словосочетание и вопросительные предложение. Перевод предложения с одного типа в другой, нераспространенные в распространенные , и знаки препинания при них. 3.Фонетика и графика Орфография (5 ч) 1.Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Алфавит. Я,е,ё,ю. Буквы ъ,ь и их роль в языке. Слог.перенос слова. Ударение. 2.Фонетический разбор слов. Правильное произношение согласных звуков. Умение использовать орфографического словаря, деление слов на слоги, буквы и звуки. Умение складывать слова в алфавитном порядке, и фонетически разбивать всех букв. 4 . Лексика (2 ч) 1. Понятие о лексике. Однозначные и многозначные слова значение слов. Омонимы ,синонимы, и антонимы. Прямое и косвенное значение слов. 2. Умение использовать словари. Определить в них антонимы, синонимы и омонимы. 5. Образование слов и Орфография ( 51ч.) 1.Корень и окончание .Корень слова. Суффикс. Образование слов: а) Из двух корней , из двух слов. б) При помощи суффиксов. 2. Разбор слова по составу. Умение определять корень, суффикс и окончание слов. Использование этих слов в предложении. 6.Морфология и Орфография. Части речи. Имя существительное ( 3ч.) 1. Имя существительное. Значение и морфологические признаки. Собственные и нарицательные имена. Собственные имена с большой буквы. Кавычки и другие знаки препинания. Названия улиц , географических наименовании , журналы , книги, кинофильмы. Превращение личных имён в нарицательное. Число имен существительных .Образование множественного числа. 2. Умение использовать имен существительных – синонимов. Имена существительные не имеющие множественного числа. 3. Умение образовать множественное число при помощи суффиксов, согласование других слов с именем существительным вроде и числ е. 7. Глагол ( 2 ч) 1. Морфологическое значение и синтаксическая роль. Инфинитивная форма глагола. Род глагола. Именной глагол. Временна глагола настоящее , прошедшее, будущее и общее .Образование имен глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. 2.Согласование глагола с именами существительными в роде и числе и составление текста с использованием синонимов глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Изменение глаголов по временам. Образование инфинитива от всех времен глагола . 8.Повторение(1ч) 9. Развитие речи (12 ч.) Стиль речи. Тема- основная мысль текста. Умение читать тексты быстро, без ошибок и выразительно. Новые слова .Использование их в речи с синонимами и антонимами . Умение составлять предложения в разных грамматических формах и с новыми словами. Составление текста с использованием вопросов. Составление текста на задание темы , описание природы, с использованием различных слов и форм. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА Кол-во уро-в Д/З 08.09.2023 1 Упражнение Потриатическое воспитание 22.092023 1 Упражнение Удвоенные согласные Духовнонравственное воспитание 29.092023 1 Упражнение 4 Части речи. Имя существительное. Склонение имён существительных. Трудовое воспитание 06.10.2023 1 Упражнение 5 Типы склонений. Простые падежи. Местные падежи. Потриотическое воспитание 13.10.2023 1 Упражнение 6 Имя прилагательное как части речи Экологическое воспитание 1 Упражнение 7 Местоимение как части речи Эстетическое воспитание 27.10.2023 1 Упражнение 8 Контрольный диктант на тему: «Повторение изученного в нач.классах» Трудовое воспитание 10.11.2023 1 Упражнение № Тема урока 1 Словообразование 2 Правописание губно- губных звуков. 3 Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание дата план факт 20.10.2023 9 Анализ контрольного диктанта Гражданское воспитание 17.11.2023 1 Упражнение 10 Глагол. Грамматические признаки глагола. Гражданское воспитание 24.11.203 1 Упражнение 11 Категория времени глагола. Простые и сложные глаголы. Потриатическое воспитание 08.12.2023 1 Упражнение 12 Словосочетание и предложение Духовнонравственное воспитание 15.12.2023 1 Упражнение 13 Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Трудовое воспитание 22.12.2023 1 Упражнение 14 Развитие речи. Изложение(обучающее) Потриотическое воспитание 29.12.2023 1 Упражнение 15 Роль подлежащего в предложении Экологическое воспитание 12.01.2024 1 Упражнение 16 Роль подлежащего в предложении Эстетическое воспитание 19.01.2024 1 Упражнение 17 Роль прямого дополнения в предложении. Определение Косвенное дополнение. Обстоятельство. Трудовое воспитание 26.01.2024 1 Упражнение Гражданское воспитание 1 Упражнение 18 02.02.2024 19 Распространённые и нераспростр-ые предложения. Гражданское воспитание 09.02.2024 1 Упражнение 20 Однородные члены предложения. Потриатическое воспитание 16.02.2024 1 Упражнение 21 Предложение с обращением. Духовнонравственное воспитание 22.02.2024 1 Упражнение 22 Простые и сложные предложения. Трудовое воспитание 01.03.2024 1 Упражнение 23 Предложение с прямой речью. Диалог. Потриотическое воспитание 07.03.2024 1 Упражнение Экологическое воспитание 15.03.2024 1 Упражнение 24 Звуки речи и их образование. Гласные и согласные звуки. 25 Звонкие и глухие согласные звуки Эстетическое воспитание 22.03.2024 1 Упражнение 26 Алфавит . Буквы Е,Ё,Ю,Я.Ъ и Ь и их правописание Трудовое воспитание 05.04.2024 1 Упражнение 27 Деление слов на слоги. Перенос слова. Гражданское воспитание 1 Упражнение 12.04.2024 28 Ударение. Диктант по теме «Фонетика и графика» Гражданское воспитание 19.04.2024 Упражнение 29 Понятия о лексике. Лексическое значение слова. Потриатическое воспитание 25.04.2024 1 Упражнение 30 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Духовнонравственное воспитание 26.04.2024 1 Упражнение 31 Омонимы. Синонимы. Антонимы. Трудовое воспитание 03.05.2024 32 Ударение. Диктант по теме «Фонетика и графика» Гражданское воспитание 17.05.2024 33 Понятия о лексике. Лексическое значение слова. Потриатическое воспитание 24.05.2024 1 Упражнение 34 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Духовнонравственное воспитание 31.05.2024 1 Упражнение 1 Упражнение Упражнение 1 Рабочая программа учебного курса « Родная литература » в 5 классе Пояснительная записка. Настоящая программа по аварской литературе для 5 класса составлена на основе республиканского компонента государственного ста ндарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2013г.). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият5 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г и 2012г..: Авторы –составители С.М.Мухтаров, А,Г.Гамзатов,Ч. М.Меджидова. Образовательная программа МКОУ «Совхозная СОШ» на 202-2023 учебный год. Учебный план на 2022-2023уч.год Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 5 классарассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Содержание дисциплины. Содержание школьного литературного образованияконцентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы в 5 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 5 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейноэстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, ч увства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Основные виды тематических письменных и устных работ по развитию речи в 5 классе. _ выразительное чтение вслух научного и художественного текста, научить беглому чтению; -выразительно прочитать художественные тексты для заучивания наизусть; _ в форме изложения передать содержание рассказа или отрывка из произведения с элементами описания _ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать. _ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде. _ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче. Связь с родным языком. _ по данной теме уметь составить рассказ, простой план, речь научного и описательного типа, отличать их. _написать изложение по произведению повествовательного характера, сохраняя элементы описания предметов.. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5-ого класса. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать 1.- названия изученных произведений и их авторов; - найти связь между событиями и причинами, изученных произведений; - учить и теорию лит-ры – эпитеты, сравнение и олицетворение и найти их в тексте; - по требованию учителя дать оценку и характеристику герою из изученных произведений; 2.- прочитать за минуту 90-100 слов правильно, бегло и вслух; -выразительно читать произведения наизусть. -научить написать и пересказать рассказ повествоватеьного характера или часть произведения в форме изложения; -написать сочинение о труде; -раскрыть характер героя из произведения; - дать оценку героям и прочитанным произведениям; -составить план по прочитанному произведению. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Литература: «Авар адабият»: Хрестоматия 5 кл. авторы:С.М. Мухтаров, А.Г, Гамзатов, Ч. М. Меджидова. Издательство НИИ педагогики, Махачкал а 2012г.-176с. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО АВАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-ГО КЛАССА № 1 Тема урока Основные направления воспитательной деятельности Введение. УНТ. Каменный мальчик. Т/Л. Понятие Гражданское воспитание об УНТ. Дата план факт 05.09.2023 Кол-во уро-в 1 2 Герой совершивший три подвига. Т/Л. Понятие о волшебной сказке. Потриатическое воспитание 12.09.2023 1 3 Осёл и волк. Т/Л. Понятие - сказки о животных. Духовно-нравственное воспитание 19.09.2023 1 4 Т/Л.Понятие о народных песнях. « Али, оставленный в ущелье». Трудовое воспитание 26.09.2023 1 5 Загадки. Т/Л. Понятие о загадках Потриотическое воспитание 03.10.2023 1 6 Экологическое воспитание 10.10.2023 1 7 Пословицы и поговорки. Т/Л.Понятие о пословицах и поговорках Кумыкская народная песня. Табасаранская народная песня. Даргинская народная песня. Эстетическое воспитание 17.10.2023 1 8 Цадаса Гамзат. «Лев и заяц». Трудовое воспитание 24.10.2023 1 9 Понятие о размере стиха. Гражданское воспитание 07.11.2023 1 10 АбдулмажидХачалов «Шахламаз» Гражданское воспитание 14.11.2023 1 11 Абасил Магомед «Чибирик» Потриатическое воспитание 21.11.2023 1 12 Понятие о литературной сказке. Духовно-нравственное воспитание 28.11.2023 1 13 Алигаджи из Инхо. Богатым людям. Понятие об эпитете Трудовое воспитание 05.12.2023 1 14 Поговорки. Крылатые слова. Т/Л. Понятие об эпитете Потриотическое воспитание 12.12.2023 1 15 Элдарилав из ругуджа. Хъуру-хъара Экологическое воспитание 19.12.2023 1 16 Гамзат Цадаса. Песня коровы. Эстетическое воспитание 26.12.2023 1 17 Саид из Кочхюра. Ласточка. Эй, поэт, спойте песню Трудовое воспитание 09.01.2024 1 18 Абуталиб Гапуров. Моя жизнь. Гражданское воспитание 16.01.2024 1 19 Т/Л. Понятие о метафоре и сравнении Гражданское воспитание 23.01.2024 1 20 АзизИминагаев. Жизнь рабочего Потриатическоевоспитание 30.01.2024 1 21 Гамзат Цадаса. С кем дружить. Духовно-нравственное воспитание 06.02.2024 1 22 Магомед Шамхалов. В ущелье зурначей. Трудовое воспитание 13.02.2024 1 23 В ущелье зурначей. Потриотическое воспитание 20.02.2024 1 24 Магомед Сулиманов. Х!инкъарабсапар. Экологическое воспитание 27.02.2024 1 25 Понятие о теме и идее произведения. Эстетическое воспитание 05.03.2024 1 26 Расул Гамзатов. Вера-Васильевна. Трудовое воспитание 12.03.2024 1 27 Р. Гамзатов. Маша Гражданское воспитание 19.03.2024 1 28 АбдулмажидХачалов. Прости меня, друг майор. Гражданское воспитание 26.03.2024 1 29 /Л.Понятие о литературном герое Потриатическое воспитание 09.04.2024 1 30 Фазу Алиева. Наступила весна в моих краях. Дождь. Духовно-нравственное воспитание 16.04.2024 1 31 Магомед Абдулхалимов. Отцовский дом. Своих нельзя предать. Трудовое воспитание 23.04.2024 1 32 АбульмуслимЖафаров. Хитрый медведь. Потриотическое воспитание 30.04.2024 1 33 Т/Л. Понятие о рассказе. Экологическое воспитание 08.05.2024 1 34 КадрияТемирбулатова. В детстве я мечтала. Эстетическое воспитание 15.05.2024 22.05.2024 1