1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 класс / Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2019., планируемых результатов начального общего образования. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; развитие эмоциональнонравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Отсюда вытекают задачи предмета «Изобразительное искусство»: художественно-эстетическое развитие учащихся,социализации личности, вхождение в мир человеческой культуры, самопознание и самоидентификация, развитие в деятельностной форме творчества каждого ребенка. Задачи обучения: • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами. Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Планируемых результатов общего образования; • Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год; • Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». • Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021- 2022 уч год., 2019 В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство » отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. В данную программу изменения не внесены. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные, метапредметные и предметные результаты: В конце изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; 2 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; 3 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. В результате изучения искусства у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; 4 смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Тема уроков 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Характеристика деятельности учащихся Раздел № 1. Искусство в твоём доме (8 часов) Осенний вернисаж. Прощаемся с Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными летом. Вводный урок красками. Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять Твои игрушки (озорной товар). рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками. Изготовление игрушек из пластилина, Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с глины. акварельными красками. Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и Посуда у тебя дома. Красота букетов составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать из Жостово. кистью и акварельными красками. Знать правила работы с пастелью и цветными мелками. Мамин платок. Цвет и ритм узора Уметь рисовать по представлению; смешивать краски. Знать правила рисования с натуры. Обои и шторы у тебя дома Рисование с Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные помощью трафарета. особенности – форму, величину, расположение игл. Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных Иллюстрирование русских народных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками. потешек. Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала. Поздравительная открытка (декоративная закладка). Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. Раздел № 2.Искусство на улицах твоего города (7 часов) 1. Памятники архитектуры. Изображение Уметь выполнять моделирование форм подводного мира. на листе бумаги проекта красивого Уметь выполнять моделирование фантастических зданий. здания Знать правила работы с бумагой и клеем. 8. 5 2. Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера 3. Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград 4. Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки 5. Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации 6. Удивительный транспорт Уметь изготавливать различные игрушки. Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы. Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выполнять рисование по памяти и представлению. Труд художника на улицах твоего города Раздел № 3.Художник и зрелище (10 часов) 1. Художник в цирке Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. 2. Образ театрального героя. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и Изготовление эскиза куклы переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. 3. Театральные маски. Изготовление Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. эскиза маски Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы, выполнять рисование по памяти и представлению. 4. Театр кукол. Изготовление головы Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. куклы Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся 5. Театр кукол. Изготовление костюма отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать куклы свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. 7. 6 6. Художник в театре. Изготовление макетов декораций 7. Художник в театре. Изготовление макетов декораций 8. Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю 9. Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица 10. Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы Раздел № 4. Художник и музей (9 часов) 1. Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея 2. Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы 3. Рисование натюрморта 4. Рисование пейзажа 5. Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета 6. Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем” Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. Знать правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Знатьпонятие «пропорция»; технику выполнения оригами. 7 7. 8. 9. Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков. Музеи народного декоративноЗнать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие прикладного искусства художественные музеи России. Уметьвысказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративноХудожественная выставка. Обобщение прикладного искусства. темы Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 Искусство в твоём доме 2 3 Искусство на улицах твоего 7 города Художник и зрелище 10 4 Художник и музей 9 Итого 34 8 Модуль воспитательной программы «Школьный урок» День Земли. Экологический урок. Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ Уроки по «пожарной и электробезопасности»Де нь пожарной охраны Уроки космонавтики. Урок – исследование «Космос – это мы» Из них Теоретиче ских 1 1 1 Вид контроля Практичес ких 7 Выставка работ 6 Выставка работ 9 Выставка работ 1 8 4 30 Выставка работ 8