Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено»
на ШМО учителей
____________Гасанова Ф.А.
Протокол № _1_ от
« 30 » 08. 2021г

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МКОУ «Совхозная СОШ»
_____________ Гасанова Ф.А.

«Утверждаю»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______ Магомедгаджиев М.Г.

«__»______2021 г.

Приказ № 1/1
от «01» 09. 2021 г.

Наименование учебного предмета
Биология
Класс 6 «а»
Рабочая программа рассчитана на 1час биологии в неделю
(34 часа в год) и разработана для учебника Пасечник В.В.,
Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк. З.Г.
Учебник для 6 класса «Биология общеобразовательных учреждений».
Срок реализации программы
2021-2022 учебный год
Учитель: Разакова Хадижат Алиевна
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Федеральный перечень учебников. рекомендуемых к использованию в 2021-2022 учебном году
Устав МКОУ «Совхозная СОШ»
Учебный план МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год.
ООП ФГОС ООО МКОУ «Совхозная СОШ»
Программы по биологии, разработанной в соответствии с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у
школьников умения учиться, на основе авторской программы «Биология». Автор учебника Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С,
Гапонюк. З.Г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования
разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить
цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в
практической деятельности. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными
дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и
природы. Цели и задачи изучения биологии на ступени основного об Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
• освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и
размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить
и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками;
2

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем
здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе,
собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
• изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
• научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
• научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
• научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
•

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В образовательной программе по биологии на изучение биологии в 6 классе отводится 1 часа в неделю, 34 часов в год. Реализация данной
программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и
педагогических технологий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред.
В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2019 г.
2. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений/ под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2019 г.
3. Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2019
г.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения биологии в единстве учебной и
воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотическое воспитание:
• отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
Гражданское воспитание:
3

• готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
• готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
• понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
• понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
• ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
• понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и
норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
• сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
• осознание экологических проблем и путей их решения;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному
плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
4

5. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
6. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет).
7. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
8. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
9. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
10. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
11. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать»,
«что мне для этого надо сделать»).
12. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
5. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

5

Предметные результаты:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным
организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их
результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете
биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных
носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной
литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (18 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и
строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их
внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды,
углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и
бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и
животных.
6

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь,
ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты,
доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и
органических веществ в растительном организме.
Лабораторная работа №1. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (7 часов)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения
организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового
размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические
приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов.
Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений;
опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№2. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Регуляция жизнедеятельности организмов (9 часов)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в
жизнедеятельности в любом живом организме.
Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Биологически активные вещества. Гормоны.
Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекс - основа процессов
жизнедеятельности организмов.Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы. Приобретённое поведение. Поведение
человека. Высшая нервная деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов.
Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.
Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности
Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и
животных.
Лабораторная работа № 3 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».
7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3

Разделы
программы
Глава 3.Жизнедеятельность организмов
Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов
Итого

Количес
тво
часов
18
7
9
34

АКР

КР

ЛР

1

2
1

1
1
1
3

1
2

3

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252