Цель: создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию. Задачи: 1. Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и их родителей в целях содействия их адаптации в школе, самореализации, посещаемости на занятиях и успеваемости по дисциплинам учебного плана. 2. Своевременное оказание социальной помощи, поддержка учащихся и их семей, оказавшихся в ТЖС, а также социальная защита детей с ОВЗ и детей, находящихся под опекой. 3. Включение всех обучающихся в социальную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями посредством разнообразных форм мероприятий, акций, ИКТ и др. 4. Координация деятельности педагогического коллектива для восстановления социально - полезного статуса обучающихся, преодолению комплекса неполноценности. 5. Защита и охрана прав обучающихся во взаимодействии с различными социальными институтами, повышение правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей. 6. Усиление межведомственного взаимодействия всех органов и учреждений системы профилактики 7. Анализ источников и причин социальной дезадаптации обучающихся (предупреждение правонарушений и девиантного поведения обучающихся, негативного семейного воспитания) 8. Профилактика ЗОЖ 9. Организация профилактической работы по предупреждению девиантного поведения; по своевременному выявлению обучающихся, склонных к совершению противоправных действий и употребления ПАВ. План содержит 4 блока: организационная-методическая работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями. Организационно-методическая работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска», а также накопление/пополнение банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, нормативных документов, методических рекомендаций. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками, с родителями. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительнопрофилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками девиантного поведения состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Профилактическая работа со школьниками: 1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность: реализация системы воспитательной работы школы; проведение мероприятий совместно с ПДН; классные часы; организация правового всеобуча; профориентационная работа; психологические тренинги совместно с психологом; проведение бесед по профилактике употребления ПАВ. Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»: вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; вовлечение обучающихся в планирование КТП в школе; привлечение подростков к самоуправлению. 2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением: выявление причин отклонений в поведении; беседы классного руководителя, администрации школы с подростком; приглашение на Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений МКОУ «Совхозная СОШ»; беседы инспектора ПДН; вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции; направление ходатайств, представлений в КДН, ПДН, опеку; Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями. Профилактическая работа с родителями: выбор родительского комитета в классах. выбор родителей в состав школьного Управляющего Совета. проведение общешкольных собраний для родителей и приглашение на городские собрания. привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурномассовых мероприятий. выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет. посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в СОП и ТЖС. направление ходатайств в КДНиЗП, ПДН. Категории обучающихся, с которыми работает социальный педагог • Дети с девиантным поведением (состоящие на учёте ВШУ, ПДН, КДН и ЗП). • Дети из многодетных и малообеспеченных семей. • Дети – инвалиды, дети с ОВЗ и ЗПР. • Дети, находящиеся под опекой и попечительством. • Дети из неблагополучных и проблемных семей. Механизмы реализации плана: 1. Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с детьми «группы риска» и родителями; 2. Проведение классных часов и родительских общешкольных собраний; 3. Организация психолого-педагогических тренингов совместно с педагогамипсихологами; 4. Работа Совета по профилактике правонарушений; 5. Работа ЗОЖ; Проведение акций за здоровый образ жизни (совместно с педагогоморганизатором ОБЖ) 6. Совместные действия с общественными организациями, ПДН и КДН и ЗП (проведение классных часов, посещение семей «группы риска», приглашение на общешкольные мероприятия) 7. Проведение лекций на педагогических советах, обучение педагогов приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе, помощь в диагностике факторов риска, содействие эффективному распределению ролей в коллективе учащихся с целью нейтрализации негативных влияний среды. Ожидаемый результат: 1. Снижение детей, состоящих на внутришкольном учете и учёте ПДН. 2. Снижения правонарушений, совершаемых детьми «группы риска». 3. Снижение факторов, провоцирующих аддитивное поведение подростков «группы риска». 4. Формирование позитивного отношения к процессу обучения и рост мотивации к учебе. 5. Улучшение здоровья детей и родителей и их психологического состояния; Деятельность социального педагога строится на нормативно-правовых документах: - Конвенция ООН о правах ребенка; - Семейный кодекс Российской Федерации; - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.12 года; 2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996 от 29 мая 2015 г.; 4. «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р 5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; 6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 7. «Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н. 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида»; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 №07-505 «Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ» 10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.04.2017 г. № ВК1068/09 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей и профилактике правонарушений несовершеннолетних. 11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.10.2017 N 09-1995 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей»); I. Организационно-методическая работа № п\п Мероприятия 1. Составление картотеки «Социальный паспорт школы», «Социальный паспорт класса»: -инструктаж классных руководителей по представлению данных об обучающихся и семьях группы социального риска; -сбор данных по классам для социального паспорта; -оказание помощи классным руководителям по сбору и анализу материалов социальных карт обучающихся группы социального риска. 2. Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу: - из многодетных семей, малоимущих семей, - из семей, находящихся в социально опасном положении, - из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - обучающихся, состоящих на профилактическом учёте; -из числа детей-инвалидов, - из семей мигрантов и т.д. 3. Операция «Школа для всех» (выявление детей в возрасте от 6 до 18 лет, не получающих общее образование - посещение на дому, составление актов обследования семей, информирование департамента образования) 4. 5. 6. 7. Срок Сентябрь Ответственный Социальный педагог Кл. руководители Сентябрь Социальный педагог Сентябрь Социальный педагог кл. руководители зам. директора по УВР зам. директора по ВР Выявление обучающихся, не приступивших к В течение Социальный педагог занятиям 1 сентября. учебного года кл. руководители зам. директора по УВР Проведение операции «Мир твоих увлечений» Сентябрь Руководители кружков и с целью обеспечения занятости обучающихся во Октябрь секций, внеурочное время. кл. руководители Вовлечение обучающихся в кружки, секции и другие творческие объединения в школе. Регистрация в базе дополнительного образования «Навигатор» Организация каникулярной занятости В течение Кл. руководители обучающихся, в том числе и их года, в социальный педагог трудоустройства предканикуля рный период Работа по запросам администрации В течение Социальный педагог образовательного учреждения, МВД, учебного года зам. директора по 8. 9. 10. 11. 12. 13. постановлениям КДН и ЗП, обучающихся, родителей, педагогов Участие в заседаниях Совета профилактики, совещаниях, педагогических советах. Взаимодействие со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите обучающихся. ВР По плану Социальный педагог По запросу Социальный педагог Кл. руководитель Статистическая отчетность по семьям, Ежемесячно находящимся в социально опасном положении, по опекаемым, по несовершеннолетним, состоящим на профилактическом учёте. Выступление по запросам классных По запросу руководителей на родительских собраниях и классных часах, участие в заседаниях методических советов. Анализ проведённой работы. 1 полугодие (сентябрьянварь) , в конце учебного года Накопление/пополнение банка данных по В течение методикам работы на основе изучения учебного года методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, нормативных документов Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог II. Работа с обучающимися, требующими особого педагогического внимания, с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учёте 1. 2. 3. 4. 5. Составление, корректировка банка данных обучающихся, находящихся в социально опасном положении: -изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетних; -изучение социально-бытовых условий; - установление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Собеседование с обучающимися, требующими особого педагогического внимания, в том числе с несовершеннолетними, находящимися в СОП, ТЖС с целью выяснения их отношения к образовательной организации, обучению, особенностей их взаимоотношений с родителями, сверстниками, педагогами Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций. Индивидуально-профилактические беседы с несовершеннолетними, требующими особого педагогического внимания, в том числе с несовершеннолетними, находящимися в СОП, ТЖС. Проведение заседаний совета профилактики с целью предупреждения беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, В течение учебного года Социальный педагог Педагог-психолог В течение учебного года Кл. руководители социальный педагог По мере Социальный педагог необходимости В течение Социальный педагог учебного года В течение учебного года (1 раз в месяц) Кл. руководители социальный педагог зам. директора по ВР 6. 7. 8. 9. 10. рассмотрение персональных дел обучающихся с девиантным поведением, в том числе с обучающимися, находящимися в СОП, ТЖС. Проведение рейдов и составление актов ЖБУ с целью оценки условий проживания и воспитания обучающихся, находящихся в СОП, ТЖС и семей опекаемых детей. Оказание помощи обучающимся в организации внеурочного времени, в трудоустройстве. Осуществление строгого контроля за посещением школы обучающимися, требующими особого педагогического внимания, а также обучающихся, находящихся СОП, ТЖС и семей опекаемых детей Проведение работы по организации внеурочной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проведение операции «Мир твоих увлечений». Вовлечение обучающихся, находящихся в социально опасном положении, в общешкольные дела, мероприятия и т.п. 1 раз в 2 месяца и по мере необходимости В течение учебного года Инспектор ПДН кл. руководители Социальный педагог Постоянно в течение учебного года Кл. руководители социальный педагог Сентябрьоктябрь, постоянно в течение учебного года Постоянно в течение учебного года Кл. руководители социальный педагог Кл. руководители социальный педагог Кл. руководители социальный педагог III. Работа с родителями 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Внесение изменений и дополнений в картотеку семей, находящихся в СОП,ТЖС, семей опекаемых детей Знакомство родителей с нормативноправовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка; Проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями в возникновении конфликтных и предконфликтных ситуациях В течение учебного года Кл. руководители социальный педагог В течение учебного года Кл. руководители Социальный педагог Патронаж семей, находящихся в социально В течение опасном положении (СОП), трудной жизненной учебного года ситуации (ТЖС) и семей опекаемых детей (1 раз в 2 месяца) Приглашение родителей на заседания Совета В течение профилактики; общешкольные родительские учебного года по собрания; городские собрания, организованные плану департаментом образования Социальный педагог кл. руководители Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля). Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Оказание содействия родителям в организации занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, в каникулярный период. Проведение родительских лекториев: В течение учебного года Социальный педагог кл. руководители зам. директора по ВР В течение учебного года в преканикулярное время По плану Социальный педагог кл. руководители Социальный педагог кл. руководители Социальный педагог «Ответственное родительство». Педагог-психолог IV. Пропаганда правовых знаний среди родителей и обучающихся 1. 2. 3. Ознакомление обучающихся, требующих особого педагогического внимания, в том числе с обучающимися, находящимися в СОП, ТЖС, с Уставом образовательной организации, обязанностями и правами школьника. Неделя правовых знаний Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних с использованием наглядной агитации, видеоматериалов с привлечением сотрудников Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кизлярскому району Сентябрь Кл. руководители Октябрь Ежемесячно, согласно плану совместной работы, с ПДН Социальный педагог Социальный педагог Инспектор ПДН В течение учебного года Кл. руководители Социальный педагог Сентябрь: «По каким правилам мы хотим общаться?» (5 кл.-6 кл.) Октябрь: «Граница между шалостью и серьезным правонарушением» (6-8 классы)) «Если тебя задержала полиция» (9-11 классы) Ноябрь: «Терроризм-угроза обществу! Ответственность за ложные сообщения о терроризме» (5-11 классы) Декабрь: «Осторожно, экстремизм! Административная и уголовная ответственность за проявление экстремизма» (8-11 классы) Январь: «Уроки права. Поверь в себя.» (9-11 классы) Февраль: «Виды наказаний несовершеннолетних» (511классы) Март: «Информационная безопасность. Кто поможет?» (1-11 классы) Апрель: «Опасность неформальных объединений» (8-11 классы) Май: «Безопасное лето-счастливое лето» 4. Проведение классных часов по формированию правовой грамотности в начальной школе на тему: - «Можно ли исправить то, что уже совершил?» - «Информационная безопасность. Гаджеты и телефоны – кто по ту сторону экрана?» - «Безопасное лето – счастливое лето» (1- 4 классы) 5. Разработка и распространение памяток, буклетов, В течение Социальный педагог 6. листовок по профилактике правонарушений Организация и участие в родительских собраниях, проведение родительских лекторий: Октябрь: «Законы воспитания в семье. Какими им быть?» (5-9 классы) Ноябрь: «Свободное время-для души и с пользой» (4-8 классы) Декабрь: «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома от алкоголя, сигарет и наркотиков» (5-9 классы) Январь: «Детская агрессивность-ее причины и последствия» (4-8 классы) Февраль: - «Взрослый, но все еще ребенок», «Пути решения конфликтных ситуаций» (9-11 классы) Март: «Скажем алкоголю –Нет» (совместно с детьми) Апрель: «Половое воспитание в семье» (7-11 классы) Май: «Здоровые дети-счастливые дети!» учебного года Ежемесячно, согласно плану работы с ПДН Социальный педагог 8. Оформление информационно-консультационного В течение стенда, сайта образовательной организации учебного года V. Пропаганда ЗОЖ у несовершеннолетних Социальный педагог 1. Организация и проведение классных часов по пропаганде ЗОЖ По плану 2. Проведение лекций по пропаганде ЗОЖ, организация и просмотр телепередач, видеороликов о вредных привычках с привлечением инспекторов ПДН Сентябрь: Выпуск листовок: «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» (5-11 классы) Октябрь: «Вейпы, айкосы и электронные сигареты. Правда и ложь» (6-11 классы) Ноябрь: Акция «Меняем сигарету на конфету! К всемирному дню отказа от курения Конкурс наглядной агитации (газеты, буклеты, плакаты, лозунги) (5-11 классы) Декабрь: Стенгазета «Подросток и закон» (8-11 классы) Январь: «Сообщи, где торгуют смертью» (9-11 классы) Февраль: Лекторий «Наш выбор – спорт и здоровье» (511 класы) Ежемесячно, согласно плану совместной работы с ПДН Педагог-психолог Социальный педагог Кл. руководители Педагог-психолог, социальный педагог, кл. руководители Март: Конкурс карикатур «Алкоголю сажем –Нет» Апрель: «Мужское и женское, поговорим о главном» Май: Стенгазета: «Как мы будем отдыхать!» (5-11 классы) 4. 5. 6. Проведение беседы с родителями обучающихся на тему: «Как выяснить, употребляет ли ваш ребёнок наркотические средства? Разработка и распространение памяток, буклетов, листовок: «Я выбираю ЗОЖ» Ноябрь Педагог-психолог социальный педагог Ежемесячно Педагог-психолог социальный педагог Оформление информационноконсультационного стенда, сайта образовательной организации В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители, Педагоги-психологи VI. Работа с классными руководителями 1. 2. 3. Совещание при директоре с рассмотрением вопросов: - значение изучения личности обучающегося в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию; - роль классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и в воспитании каждого обучающегося; - общечеловеческие ценности и их место в воспитании несовершеннолетних; - работа с обучающимися, находящимися в СОП, ТЖС, и с семьями опекаемых детей Совместная деятельность с обучающими, требующими особого педагогического внимания, в том числе с несовершеннолетними, находящимися в СОП,ТЖС. Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни. В течение года Социальный педагог Педагог-психолог Зам. директора по УВР В течение учебного года Кл. руководители социальный педагог В течение учебного года Кл. руководители социальный педагог VII. Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 1. 2. 3. Выявление обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановка данных категорий несовершеннолетних на контроль. Проведение обследований жилищо-бытовых условий подопечных. В течение учебного года 2 раза в год, по мере необходимости Проведение работы по выявлению интересов, В течение потребностей, трудностей в обучении детей- учебного года сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог кл. руководители Социальный педагог кл. руководители Социальный педагог кл. руководители педагог-психолог 4. 5. 6. 7. Посещение данной категории обучающихся на дому. Оказание помощи в организации отдыха подопечных. Участие в рассмотрении конфликтов опекунов с опекаемыми и своевременное оказание им социальной поддержки. В течение учебного года Социальный педагог кл. руководители В течение учебного года Социальный педагог педагог-психолог Своевременно представление в органы социальной службы сведений, направленных на защиту подопечных. Организация обращения подопечных в Отдел занятости населения Кизлярского района в целях профориентационной работы, трудоустройства. В течение учебного года Социальный педагог Май Социальный педагог Социальный педагог __________________/ Гаджиев Д.М./