Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г.); 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 4. Учебный план МКОУ «Совхозная СОШ»; 5. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни/А.В.Шаталина. М.:Просвещение, 2017г. Общие цели учебного предмета. формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; овладение основополагающими физическими закономерностями, законами и теориями; расширение объёма используемых физических понятий, терминологии и символики; приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; понимание физической сущности явлений, наблюдаемых во Вселенной; овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы; отработка умения решать физические задачи разных уровней сложности; 2 приобретение: опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; умений ставить задачи, решать проблемы, принимать решения, искать, анализировать и обрабатывать информацию; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение: коммуникации, сотрудничества, измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; освоение способов использования физических знаний для решения практических задач, объяснения явлений окружающей действительности, обеспечения безопасности жизни и охраны природы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников; воспитание уважительного отношения к учёным и их открытиям, чувства гордости за российскую физическую науку. Описание места учебного предмета в учебном плане Данная рабочая программа по физике для базового уровня составлена из расчета 140 часов на два года обучения (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах) Планируемые результаты Деятельность образовательной организации общего образования при обучении физике в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: умение управлять своей познавательной деятельностью; 3 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научнотехническому творчеству; чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремлённость; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются: - освоение регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; 4 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; -освоение познавательных универсальных учебных действий: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; 5 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); -освоение коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; 6 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике на базовом уровне являются: сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата; умение решать простые и сложные физические задачи; 7 сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Предметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по физике на углублённом уровне должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах и теориях и представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях; отработанность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять геофизические явления и принципы работы и характеристики приборов и устройств; владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата; сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности. 8 Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс № п/п № уро ка 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1 2 1.1.3 1.1.4 3 4 1.1.5 1.2 1.2.1 5 1.2.2 7 1.2.3 1.2.4 8 9 2 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.2 9 6 10 11 12 Тема урока Основы электродинамики (продолжение) Магнитное поле Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции». Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Колебания и волны Механические колебания Свободные колебания. Гармонические колебания. Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс Электромагнитные колебания Коли честв о часов 9 5 1 1 Дата По плану 06.09 07.0-9 По факту Примечан ие Параграф П.1 1 13.09 1 14.09 П.2 П.4 1 20.09 4 1 21.09 П.6 П.7-8 1 27.09 1 28.09 1 04.10 17 3 1 05.10 1 11.10 1 12.10 6 П.11 П.13-14 П.16 2.2.1 13 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.2.6 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.4 2.4.1 2.4.2 14 15 16 17 18 2.4.3 24 2.4.4 2.4.5 3. 3.1 3.1.1 3.1.2 3.1.3 3.1.4 25 26 3.1.5 31 3.1.6 3.1.7 3.1.8 32 33 34 10 19 20 21 22 23 27 28 29 30 Свободные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии Механические волны Волновые явления. Характеристики волны. Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн. Электромагнитные волны Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны». Оптика Световые волны. Геометрическая и волновая оптика Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Законы преломления света. Полное отражение света. Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла». Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Лабораторная работа № 5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны». 1 18.10 П.17-19 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 19.10 25.10 26.10 08.11 09.11 П.21 П.22 П.23 П.26 П.27 15.11 16.11 22.11 П.29 П.31 П.33 23.11 29.11 П.35 П.36-38 1 30.11 П.39-40 1 1 13 11 1 1 1 1 06.12 07.12 П.41-42 14.12 20.12 21.12 27.12 П.44-45 П.47-48 П.50-51 1 28.12 1 10.01 1 11.01 1 17.01 П.53-54 П.56-58 3.1.9 35 3.1.10 3.1.11 3.2 3.2.1 36 37 3.2.2 4 4.1 4.1.1 39 4.1.2 41 4.1.3 5. 5.1 5.1.1 42 5.1.2 5.1.3 5.1.4 5.2 5.2.1 5.2.2 5.2.3 5.3 5.3.1 5.3.2 5.3.3 44 45 46 11 38 40 43 47 48 49 50 51 52 Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной ёмкости компактдиска (CD)». Решение задач по теме «Интерференция и дифракция света». Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Шкала электромагнитных волн. Основы специальной теории относительности Основы специальной теории относительности (СТО) Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики. Контрольная работа № 3 по теме «Оптика.» Квантовая физика Световые кванты Световые кванты. Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Химическое действие света. Решение задач по теме «Световые кванты. Фотоэффект». Атомная физика Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Лазеры. Физика атомного ядра Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. 1 1 1 2 1 П.60 П.66-67 1 3 3 1 П.68 1 П.63-64 1 17 4 1 1 1 1 3 1 1 1 8 1 1 1 П.61-62 П.69 П.70-71 П.72 П.74 П.75 П.76 П.78-80 П.82-83 П.84 5.3.4 5.3.5 5.3.6 5.3.7 5.3.8 5.4 5.4.1 53 54 55 56 57 5.4.2 6. 6.1 6.1.1 6.1.2 6.2 6.2.1 6.2.2 59 6.3 6.3.1 6.3.2 7. 7.1.1 7.1.2 12 58 60 61 62 63 64 65 66 66 Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Контрольная работа № 4 по теме «Квантовая физика». Строение Вселенной Солнечная система. Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце и звезды Солнце. Основные характеристики звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Строение Вселенной Млечный Путь наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Повторение Единая физическая картина мира 1 1 1 1 1 2 1 Единая физическая картина мира Резерв 1 3 1 6 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 П.86 П.87 П.88-89 П.90 П.92-94 П.95-96 П.99-100 П.101 П.102 П.103-105 П.106-107 П.108-109