РП внеурочной деятельности Практическая география 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география» для 9 класса составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций
составителей КИМов ОГЭ В. В. Барабанова и Э.М. Амбарцумовой.
Содержание внеурочной деятельности «Практическая география» соответствует требованиям ФГОС ООО по географии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Цели учебного курса: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление
содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к
изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.
Также целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче экзамена в 9 классах в форме ОГЭ по
географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и
бланков ответов).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов:
введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа,
заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Основные задачи программы:
Образовательные:
 развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
 закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;

1

 углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
 совершенствование языка географической науки у учащихся.
Развивающие:
 развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
 развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
 воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
 овладение географической культурой, воспитание толерантности;
 воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
 включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической
информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и
самостоятельной работой учащихся.
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
Формы занятий: мини- лекция с демонстрацией на экране презентаций по изучаемому материалу; практическая работа; самостоятельная работа
эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.
Виды внеурочной деятельности: тестирование; работа с КИМами; анализ трудных заданий
Направление - общеинтеллектуальное. Форма организации - факультатив. Вид деятельности - познавательная.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся (количество практических, самостоятельных работ,
лекционных занятий и зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предлагаются на выбор учителя и обучающихся).
Программа выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов. Каждый
раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом или
развернутым ответом и анализа трудных заданий. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
- теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);
- практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими информационными носителями).
Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную деятельность, применяются такие технологии: как технологии
развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.

2

Компетентностный подход, реализуемый в рамках внеурочной деятельности, дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и
формировать метапредметные учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и
патриотизма.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочного курса «Практическая география» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Введение.
Значение географии в жизни человека. Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме
по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии и иные сведения, связанные с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Основы теории и практики физической географии.
Тема 1. Источники географической информации.
Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Картографические проекции.
Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Чтение плана местности и географической карты.
Решение олимпиадных заданий: «План и карта».
Тема 2. Великие географические открытия.
Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной
Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и
завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной
Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории
России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи
России».
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли.
Внутреннее строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия

3

внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы. Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная
циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы.
Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Гидросфера. Части гидросферы.
Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек. Биосфера. Разнообразие природных зон и
комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование.
Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная
зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны. Рекорды планеты.
Путешествие по материкам и океанам. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Происхождение материков и впадин
океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История
освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Материки и страны Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия).
Основные черты природы материков и океанов. Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек
материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».
Тема 5. Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
Тема 6. Природа России.
Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Территория и акватория, морские и сухопутные
границы. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.
Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного
потенциала страны. Факторы, определяющие климат России. Типы климатов России, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и
хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды России, особенности их размещения на территории страны. Байкал –
жемчужина России. Главные речные системы. Природно-хозяйственные различия морей России. Размещение основных типов почв России. Меры по
сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность. Экологические
проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России.
Тема 1. Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Трудовые ресурсы. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Тема 2. Хозяйство России.

4

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный
сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных
ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. Экономические районы России.
Географическое положение района, состав территории. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России.
Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по
географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и
культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных

5

задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

6

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим
аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация

7

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для
изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких
источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

8

объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над
горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического,
химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического
описания).
Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических
объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
различать питание и режим рек;
сравнивать реки по заданным признакам;

9

различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
называть причины образования цунами, приливов и отливов;
описывать состав, строение атмосферы;
определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов
природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и
распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной
влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого
земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
различать виды атмосферных осадков;
различать понятия «бризы» и «муссоны»;
различать понятия «погода» и «климат»;
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых
приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
называть границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в
природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

10

приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местн ости, путей
решения существующих экологических проблем.
Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как
зональность, ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической
информации;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием
разных источников географической информации;
различать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на
основе анализа различных источников географической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической
информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;

11

приводить примеры мировых и национальных религий;
проводить языковую классификацию народов;
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран,
продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению.
Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоени е страны;
характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном
и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории
страны;

12

сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;
объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью
карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные
реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы
распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах,
городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост
населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа»,
«половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст»,
«рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

13

представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач.
Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
России, для решения практико-ориентированных задач;
выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую
для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура»,
«условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория
опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс»,
«рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс»,
«машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей
хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа
информации из дополнительных источников;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов
страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели
уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития
отраслей сельского хозяйства;

14

использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия
отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые
проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические,
экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной
экономики;
оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Введение.
Значение географии в жизни человека. Правила заполнения бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура
КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Итого по разделу
Раздел I. Основы теории и практики физической географии.
1.1
Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план
местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные
знаки, градусная сеть). Географические координаты. Определение

Всего

1

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru.

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1
3

15

1.2

1.3

1.4

1.5

направлений и измерение расстояний на плане и карте. Чтение плана
местности и географической карты.
Великие географические открытия.
Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути
в Индию. Магеллан и первое кругосветное плавание. Испанские и
французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века.
Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов
Океании. Этапы и методы изучения территории России.
Интерактивная викторина: «Исследователи России».
Удивительное разнообразие природы Земли.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Геологическое
прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история
Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и
складчатые пояса. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.
Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Погода и
климат. Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части.
Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли.
Природный комплекс. Природные зоны. Географическая оболочка
Земли. Составление коллажа: «Мировой океан».
Материки, океаны, народы и страны. Рекорды планеты.
Путешествие по материкам и океанам. Географическое положение,
площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные
природные и экономические объекты. Население Земли. Численность
населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм.
Составления визитных карточек материков. Выполнение
презентаций: «Рекорды материков».
Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Стихийные
явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.

2

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

5

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

8

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

16

Природа России.
Пространство России. Особенности ФГП России. Границы России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на
определение разницы во времени отдельных территорий. АДТ РФ.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат
России. Внутренние воды России, особенности их размещения на
территории страны. Растительный и животный мир России.
Заповедная Россия. Памятники природы. Работа по карте. Занятия
по тестам. Решение практических задач.
Итого по разделу
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России.
2.1
Население России.
Численность, половой и возрастной состав населения. Размещение
населения. Направления и типы миграции. Народы и основные
религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
2.2
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России. Структура хозяйства и ее особенности. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных
ресурсов. География отраслей промышленности. Экономические
районы России. Географические особенности экономических регионов
России. Определение субъектов РФ по географическому описанию.
Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.
Рефлексивная часть курса.
Проведение репетиционного тестирования.
1.6

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

4

0

0,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

0

http://www.oge.sdamgia.r
u/

8
0
34

0
2

0
5

6

25

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

0

0

08.09.2023

1

0

0

15.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

0,5

22.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

11.

Значение географии в жизни человека. Специфика занятий и
общие требования. Особенности экзаменационной работы по
географии, структура КИМов.
Источники географической информации и методы
географических исследований. План местности. Масштаб.
Решение задач.
Географическая карта, глобус. Картографические проекции.
Решение задач на определение географических координат.
Чтение плана местности и географической карты. Решение
олимпиадных заданий: «План и карта».
Предпосылки Великих географических открытий. Выдающиеся
географические исследования, открытия и путешествия.
Великие географические открытия и расширение их ойкумены.
Этапы и методы изучения территории России. Интерактивная
викторина: «Исследователи России».
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Земная кора и ее
строение. Горные породы.
Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов
Земли. Проблемы изменения климата и как следствие природы
планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой
океан».
Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

1

12.

Происхождение материков и впадин океанов. Океаны Земли.

13.

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие
расы, этносы. Составление диаграмм.
Основные черты природы Африки, Австралии. Составление

1.

2.

3.
4.
5.

6.
78.
9.

10.

14-

1

0

1

0

0

29.09.2023

1

0

0

06.10.2023

0,5

13.10.2023

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

2

0

0

20.10.202327.10.2023

1

0

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

0,5

17.11.2023

0

0

24.11.2023

1

0

0

01.12.2023

1

0

0,5

08.12.2023

2

0

0,5

15.12.2023-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК

1

0

18

15.
16.

визитной карточки.
Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки.
Составление визитной карточки.
Основные черты природы Северной Америки и Евразии.
Составление визитной карточки.
Конкурс презентаций: «Рекорды материков».

22.12.2023
29.12.2023

1

0

0,5

2

0

0,5

1

1

0

12.01.202419.01.2024
26.01.2024

1

0

0

02.02.2024

1

0

0

09.02.2024

1

0

0

16.02.2024

1

0

0

01.03.2024

24.

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу.
Основные типы природопользования. Стихийные явления в
атмосфере, гидросфере, литосфере.
Пространство России. Границы. Особенности географического
положения России.
Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во
времени отдельных территорий.
Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного
потенциала страны.
Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России.

1

0

0

15.03.2024

25.

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей.

1

0

1

22.03.2024

26.

Заповедная Россия. Памятники природы.

1

0

0

05.04.2024

27,
28,
29.
30.

Административно-территориальное деление как один из видов
районирования. Работа по карте. Особенности населения
России.
Основные межотраслевые комплексы.

3

0

0

1

0

0

12.04.2024,
19.04.2024,
26.04.2024
03.05.2024

3132.
33.

Географические особенности экономических регионов России.

2

0

0

1

0

0,5

10.05.202417.05.2024
21.05.2024

1

1

0

24.05.2024

34

2

5

1718.
19.
20.

21.
22.
23.

Определение субъектов РФ по географическому описанию.
Занятия по тестам и слоганам.
34. Итоговое занятие. Проведение репетиционного тестирования (в
традиционной или компьютерной формах) и анализ его
результативности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
http://www.oge.sdamg
ia.ru/

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 2018.
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2016 год
География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.
Пособие «Подготовка к ОГЭ. География. 2023, 2024 г.», М., ФИПИ, издательство «Национальное образование» и другие подобные издания.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Библиотека ЦОК
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.oge.sdamgia.ru/ - образовательный портал для подготовке к экзаменам
Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные
дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (Полный перечень указан в паспорте кабинета).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252