Программа сотрудничества 23-24

Пояснительная записка
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и
развитие. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками,
согласованно решать проблемы воспитания.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на
взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как
равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового
поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать
условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на
родительском собрании присутствовали почти все родители?
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать
готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать
комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и
средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учѐтом их запросов, степени
активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и
обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество
образовательного процесса.
Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость создания
модели взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.
При анализе педагогической деятельности школы были выявлены проблемы,
препятствующие эффективному взаимодействию школы и семьи:
1. Низкий образовательный уровень родителей;
2. Неблагополучие ряда семей;
3. Увеличение количества ряда семей;
4. Уклонение части родителей от выполнения родительских обязанностей в
воспитании детей;
5. Нежелание некоторых родителей идти на контакт со школой.
Снижение социального статуса родителей, ставших безработными, низкая заработная
плата, отсутствие роли отца, вахтовый метод, неблагополучие семей часто ведет к
безразличному отношению к учебе и воспитанию детей. Чаще всего такие родители
избегают контактов с педагогами, не посещают школу, не создают условий для
нормального развития ребенка.
В организации учебно-воспитательного процесса участвует около 45 % родителей, но
большая часть родителей ограничивается посещением родительских собраний,
индивидуальных встреч, внеклассных мероприятий.
На сегодняшний день школа является единственным образовательным, воспитательным и
культурным центром на селе, поэтому необходимо создание программы, направленной на
сотрудничество и партнерство с семьей.
Цель программы - развитие отношений сотрудничества между педагогами и родителями,
способствующих созданию условий для развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические задачи:
1. Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании
ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и
класса.
2. Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
3. Формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при
проведении различных форм работы с семьей и детьми.

4. Формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества школы с
семьей, роли педагога в установлении гуманных отношений между родителями и
детьми.
5. Формирования у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого
ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.
6. Подготовка детей к самостоятельной жизни, которая включает в
себя формирование социально-бытовой ориентации, ведения домашнего хозяйства.
Организационно-управленческие задачи:
1. Обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с
участием родителей.
2. Организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с
семьей.
3. Разработать и обеспечить систему стимулирования:
-участия родителей в воспитании детей
-участия родителей в организации школы и класса
-взаимодействия родителей и детей в учебно-воспитательном процессе школы
-роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы
Функции взаимодействия семьи и школы
 информационная
 воспитательно-развивающая;
 формирующая;
 охранно-оздоровительная;
 контролирующая;
 бытовая.
Этапы реализации программы
o подготовительный
o установочно-мотивационный;
o аналитико-диагностический;
o просветительский;
o коррекционно-консультативный.
o заключительный
Формы работы
 групповые;
 индивидуальные.
Методы работы
 диагностика (изучение социального состава семьи, социального заказа родителей,
методов семейного воспитания);
 просвещение (родительский всеобуч);
 совместная деятельность (досуговая, художественно-творческая, помощь ребенку в
обучении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
 психолого-педагогическая помощь на специальных занятиях с родителями.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы «Семья» ожидаются следующие результаты:
 повысится уровень знаний родителей о роли семьи в воспитании детей;
 измениться позиция родителей за ответственное воспитание детей;
 родители станут активными помощниками в учебно-воспитательном
процессе, что благоприятно скажется на совместной работе, воспитании и
обучении в целом.
Срок реализации программы: 2023-2026 гг.

Схема модели работы школы по проблеме
«Семья и школа – грани сотрудничества»
-Участие родителей в управлении школой: педагогические советы,Управляющий Совет
-Изучение семей (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, посещение на дому)
-Повышение психолого-педагогических знаний (конференции, родительские собрания,
«круглые столы», открытые уроки, классные и школьные коллективно-творческие дела и
т.п.) общешкольное родительское собрание
-Консультирование родителей и поддержка семьи
(информационно-педагогическая, социально-педагогическая поддержка, индивидуальные
консультации, посредническая помощь)
- Классные родительские собрания
- Классный родительский комитеты
- Родители учащихся школы
-Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
-Охрана здоровья детей
Повышение уровня воспитания
организация внеклассной работы
Профориентация
Спонсорская помощь
Разрешение конфликтных ситуаций
1. Изучение семей учащихся
1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с обучением в школе.
2. Ежегодное составление социального паспорта.
3. Посещение семей.
4. Диагностика «Удовлетворенность родителей школьной жизнью»
1. Создание банка данных семей.
2. Составление социальных паспортов семей.
3. Раннее выявление кризисных семей.
4. Своевременное выявление детей, требующих внимания.
2. Работа с родителями
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы
1. День открытых дверей для родителей.
2. Спортивные соревнования «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
3. Выставка семейных газет.
4. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

5. Праздничная программа «Целуем бабушкины руки».
6. Фотовыставка «Папа, дедушка, брат – настоящий солдат».
7. Привлечение родителей-специалистов разных профессий для профориентации 9-11
классов.
8. Привлечение родителей-выпускников школы для приумножения и сохранения
школьных традиций.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
Педагогическое и психологическое просвещение родителей
1. Собрание родителей будущих первоклассников.
2. Занятия для родителей будущих первоклассников.
3. Открытые уроки для родителей.
4. Тематические собрания с привлечением специалистов.
5. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителейпредметников.
6. Индивидуальная работа с родителями.
7. Родительские конференции.
Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.
3. Работа с проблемными семьями
Работа классного руководителя
1. Регулярное посещение проблемных семей.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
3. Совместная работа классного руководителя, родителей, учителей-предметников.
4. Проведение малых педсоветов.
5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки
без уважительной причины.
Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков,
устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение
количества проблемных семей.
Работа социального педагога
1. Консультации для родителей.
2. Совместная профилактическая работа с инспектором КДН.
Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением,
профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП.
Работа администрации школы
1. Индивидуальные беседы и консультации.
2. Контроль за работой классных руководителей.
3. Тематические совещания при завуче.
4. Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и
посещаемости учащихся из проблемных семей.
5. Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.
6. Уточнение списков проблемных семей каждую четверть.
Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебновоспитательном процессе.

Работа с многодетными семьями
1. Проведение общешкольных родительских собраний для родителей.
2. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное питание в школьной
столовой.
Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям
из многодетных семей.
4. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в
классе.
1. Работа классных родительских комитетов.
2. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для
учащихся.
3. помощь родителей-спонсоров классных праздников.
4. Посещение членами родительских комитетов «проблемных семей»
Создание единого воспитательного пространства «родители-дети-учителя». Создание
условий для развития родительских общественных организаций.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования
1. Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции.
2. Привлечение родителей для участия в кружках по интересам.
Развитие творческих способностей учащихся.
6. Работа с педагогическими кадрами
1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.
2. Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя.
3. Обучение и повышение профессиональной квалификации педагогов по проблеме
организации работы с семьей.
5. Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей.
Знание педагогами необходимых нормативно-правовых документов, доступность
информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок
в помощь классным руководителям.
7. Работа с социумом
Школа традиционно поддерживает отношения с:
1. Комиссией по делам несовершеннолетних;
2. Руководителями организаций, расположенных на территории села;
3. Частными предпринимателями;
4. Сельской библиотекой;
Расширение культурно-воспитательного пространства
8. Материально-техническое и финансовое обеспечение
1. Стимулирование деятельности педагогов.
Поддержка творческих устремлений педагогов.
1. Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей
1.1. Развитие и формы совместной деятельности педагогов, творческой активности
учащихся:

-дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают
мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и
анализом учебной деятельности учащихся;
-познавательные конкурсы между родителями и детьми;
-турниры знатоков;
-учебные занятия с участием родителей;
-участие родителей в организации и работе факультативов, предметных кружков;
- совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной
деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблеме учебы;
-деловые игры по формированию способности ориентироваться в реальном мире.
1.2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
-выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием
различных методик;
-организация встреч со специалистами, в зависимости от профессиональных интересов
детей;
-организация родителями экскурсий в учреждения;
-проведение классных собраний-диспутов по профориентации;
-организация встреч-бесед с родителями;
-организация совместных трудовых дел.
1.3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной
деятельности;
-обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни;
-просмотр, обсуждение фильмов;
-подготовка концертов, спектаклей;
-проведение акций по оказанию помощи инвалидам, престарелым;
-организация встреч с интересными людьми;
-проведение дискуссий, классных собраний по проблеме нравственности;
-организация и проведение экскурсий в музеи, культурные места.
1.4. Подготовка учащихся к семейной жизни:
- беседа «Этика и психология семейной жизни», цель которой: вооружить юношей и
девушек основами знаний о брачно-семейных отношений; потребности в создании семьи,
готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные
отношения и растить будущих детей;
-обсуждение проблем на классных собраниях;
-организация конкурсов между мальчиками и отцами, девочками и матерями.
1.5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
-систематическая диагностика состояния здоровья детей;
-организация просвещения детей и родителей по проблемам;
-пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
-определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
-организация профилактики отклонений от здорового образа жизни;
-проведение Дней здоровья, спортивных соревнований;
-организация туристических слетов, походов;
-организация работы спортивных секций по волейболу, баскетболу и т.д.
2. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и
детьми.
2.1. Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие
ситуации).
2.2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим
родителям:
- организация поздравлений с праздниками;

создание атмосферы повышенного внимания к родителям;
- проведение сочинений, тематика которых связана с рассказами о близких;
- творческие встречи с родителями, рассказывающие о своей профессии, увлечениях;
- организация выставок результатов труда родителей («День села», «День школы в селе»,
участие в фестивалях творчества).
2.3. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение
родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
2.4. Организация совместной деятельности родителей и детей:
- организация семейных конкурсов в школе и классе;
- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об
увлечениях в семье;
- проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, и т.д.);
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий.
2.5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей.
3. Организация работы коллектива родителей
Развитие самоуправления в классных родительских комитетах:
- повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления,
совершенствование методики их проведения;
- организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам,
затрагивающим интересы родителей и детей;
- проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на год,
главных событий, мероприятий;
- организация коллективного анализа работы класса за учебный год, а также основных
проблем и событий в классном коллективе;
- организация систематической работы родительского комитета класса, определение его
полномочий, прав и обязанностей;
- привлечение родителей к организации воспитательной работы в классе;
- организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением
оздоровительных мероприятий;
- подведение итогов и коллективная оценка работы родительских комитетов классов.
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей
4.1. Организационная работа в школе:
- составление примерной тематики занятий с родителями с 1 -го по 11-й классы;
- сбор заявок от классных коллективов на встречу со специалистами;
- привлечение специалистов к организации занятий с родителями по наиболее актуальным
проблемам (врачей, психологов, правоохранительных органов).
4.2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей в классных
коллективах:
- обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм
просвещения родителей;
составление, обсуждение тематики и форм занятий с родителями;
привлечение родителей к подготовке и проведению занятий.
4.3 Совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей:
- использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог,
субъективную позицию родителей;
- организация групповой работы родителей при подготовке и проведения занятий,
предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов
решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, предложений;
- проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые затрагивают интересы
обеих сторон;

- расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола
детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей;
- организация индивидуального просвещения родителей;
- информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам,
которые волнуют родителей.
5. Организация деятельности классных руководителей по взаимодействию с
родителями, семьей
5.1.Изучение детей по следующей программе:
 состав семьи, возраст, профессия родителей
 бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная
обеспеченность
 активность родителей в воспитании детей
 ценностные ориентации родителей и детей
 выполнение ребенком режима дня
 досуг родителей и детей
 распределение обязанностей в семье
 традиции, семейные праздники
 увлечения, способности родителей и детей
 взаимоотношения в семье.
5.2.Отбор, составление и проведение методик по изучению семьи.
5.3.Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной
работы с детьми, в решении проблем школы:
- ремонт и благоустройство класса и школы;
- оказание спонсорской помощи через установление связи школы с предприятиями,
организациями и т.п.
5.4. Знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения,
возможным выбором изучаемых предметов.
5.5. Составление плана работы с семьями.
5.6. Организация психолого-просветительной работы родительского комитета в классе.
5.7. Обеспечение развития самоуправления в классном родительском комитете. Помощь в
организации работы родительского комитета и других органов родительского
самоуправления.
5.8. Распределение поручений между родителями по участию в делах класса
6. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с
родителями
6.1. Проведение занятий с педагогами:
 функции и особенности семьи в современных условиях
 психологические аспекты взаимодействия педагогов и родителей
 методика изучения семьи
 развитие самоуправления в родительском комитете
 формы взаимодействия с родителями
 развитие взаимоотношений между родителями и детьми
 методика организации родительского всеобуча
 примерная тематика занятий и бесед с родителями
6.2.Организация обмена опытом педагогов по взаимодействию с семьей:
- выступление опытных педагогов на семинарах, педагогических советах - оформление
информационных листов об интересных находках педагогов.
6.
3. Проведение тренингов по проблемам общения с родителями и детьми.
4. Проведение деловых игр по усвоению основных методик работы с родителями:
 обсуждение актуальной проблемы

планирование работы на год
подведение итогов работы за учебный год
6.5. Организация практических занятий:
 изучение семьи
 привлечение родителей к учебному процессу
6.6. Организация открытых мероприятий с последующим анализом:
 тематических родительских собраний
 занятий с родителями
 совместных мероприятий родителей и детей
 заседаний родительского комитета
 коллективного планирования
 коллективного анализа
6.7.Разработка и защита творческими группами педагогов проектов, решения конкретных
проблем взаимодействия с родителями, семьями.
6.8. Проведение научно-практических конференций по проблемам взаимодействия школы
и семьи
6.9. Создание методического уголка для педагогов по взаимодействию с семьей
6.10. Оформление выставки литературы в библиотеке «Сотрудничество педагогов,
учащихся, родителей».
6.11. Подготовка к изданию методических материалов из опыта работы педагогов
7. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся
7.1 Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания
различных категорий учащихся: одаренных; проявляющих склонность к изучению
отдельных учебных дисциплин, либо интерес к каким-либо формам внеурочной
деятельности.
7.2. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем
семейного воспитания, разрешение противоречий подросткового возраста, преодоление
трудностей воспитания мальчиков и девочек в период их полового созревания,
профилактика формирования вредных привычек (табакокурение, употребление
алкогольных напитков), помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и
антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений.
7.3. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и
противоправными, вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность, семьями,
не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей.
7.4. Работа с группой семей, где воспитывает один родитель – оказание таким семьям
всемерной поддержки: психологической, медицинской, педагогической и т.п.
8. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими
комитетами класса, школы.
8.1. Содержание общей деятельности определяется статусом и Положением (либо
Уставом) общественной организации.
8.2. В их компетенцию может входить:
1. оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение
спонсоров и т.д.);
2. связь с правоохранительными органами;
3. помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися;
4. участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний,
лекториев, конференций, круглых столов, оказание материальной помощи и
моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и
правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).
9. Управление взаимодействием педагогов и семьи



9.1.Создание совета по координации взаимодействия школы и семьи, в состав которого
входят директор, заместитель директора по УВР, руководитель методического
объединения классных руководителей, представитель родительского комитета.
9.2. Заключение договоров о сотрудничестве между школой и семьей.
9.3. Организация работы проблемной группы педагогов, которая проводит методическую
работу, разрабатывает документы, положения о конкурсах, составляет методические
материалы.
9.4. Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание ее решения.
9.5. Проведение тематических педагогических советов.
9.6. Подведение итогов, анализ и коллективное планирование на новый
учебный год работы педагогического коллектива школы с семьями.
9.7. Координация работы в школе и классных коллективах по психолого-педагогическому
просвещению родителей.
9.8. Выявление родительского актива в классах и его обучение по следующим вопросам:
 самоуправление родителей, родительский комитет класса
 методика подготовки и проведение заседаний родительского комитета
 организация родительских собраний
 планирование работы родительского комитета
 подведение итогов работы в коллективе
9.9.Организация системы методической работы с педагогами по взаимодействию школы и
семьи, предусматривающей фронтальные, групповые и индивидуальные формы.
9.10. Содействие школьного МО в совершенствовании взаимодействия учителей с
семьями.
9.11. Организация пропаганды работы лучших педагогов с семьей.
9.12.Проведение совещаний администрацией школы по выполнению программы.
9.13. Поощрение деятельности педагогов.
9.14. Поощрение деятельности родителей.
9.15. Контроль за деятельностью родительского комитета школы.
9.16. Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, с семьей.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей
необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной
деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками
семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет
большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о
деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и
семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные
отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес
к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных
решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас
поддержка, помощь и просто добрый совет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.
2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.
5. Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 1989.
6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.
7. Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 1988.

МКОУ «КАРДОНОВСКАЯ СОШ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
__________Б.Г.Абакаров
«____»______________20___г

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних
Паспорт профилактической программы
Наименование программы:
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений
Основание для разработки
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребѐнка.
Семейный кодекс РФ.
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
Закон РФ «Об образовании» с изменениями.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
7. Региональные и муниципальные образовательные и профилактические программы.
8. Устав МКОУ « Кардоновская средняя общеобразовательная школа»
Направленность программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
раскрытие личностного потенциала ребѐнка:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной
гражданской позиции;
- выявление особенностей личности обучающихся для дальнейшего развития и поиска
своего места в жизни;

- ознакомление обучающихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления,
защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии Конвенцией о правах ребенка,
Семейным кодексам РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.
Цели и задачи программы
1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности,
формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к
правам человека.
2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической
подготовки детей в образовательном учреждении.
3. Разрабатывать эффективные механизмы совместной деятельности участников
воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического
соуправления и педагогического коллектива.
4. Формировать морально-волевые качества школьников.
5. Создавать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе
для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих
потенциал школы.
6. Создавать условия для доверительного общения, восприятия информации о
негативном влиянии ПАВ на организм человека.
7. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и
решать возникшие проблемы самостоятельно.
8. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации,
формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в
соответствии с нравственными принципами общества.
9. Способствовать раскрытию потенциала личности ребѐнка через научнометодическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
10. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Сроки и этапы реализации
Программа рассчитана на 2023-2026 учебный год
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой
концепции:2023-2024,2024-2025,2025-2026 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2026 год.
Исполнители программы
Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, педаго-психолог, Совет по
профилактике, методическое объединение классных руководителей, родительские
комитеты классов и школы, инспектор ПДН
Перечень разделов
программы.
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка.
Программа профилактической работы.
План профилактической работы МКОУ «Кардоновская СОШ»
Особенности предлагаемой профилактической программы.
Перспективы развития данной программы в ОУ.
Ожидаемые конечные результаты программы

Создание системы профилактической работы в школе.
 Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников
воспитательной системы школы: родительского комитета, педагогического
коллектива, ученического самоуправления.
 Повышение психолого-педагогической грамотности родителей обучающихся
школы.
 Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
 Активное и результативное участие обучающихся школы в различных конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях.
 Формирование здорового образа жизни у подростков.
 Создание здоровой и безопасной среды в школе.
I. Пояснительная записка.
Актуальность
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на
формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача
культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную
историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит
его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество
одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников
большую ответственность. Особенно мы осознаѐм такую ответственность, когда говорим
о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни,
получать высокий уровень образования и искать своѐ место в будущем.
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей обучающихся нашей школы
позволяет утверждать, что небольшая часть родителей школьников имеют высшее
образование, являются служащими, составляют творческую и техническую
интеллигенцию государства. Учитывая это, можно предположить, что дома в семье у
большинства неблагополучная обстановка.
В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения,
нормативные и ценностные ориентации. Особенно дети и подростки, находясь под
воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых
ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных
последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных
переживаний. В данной ситуации на первое место вышло повышение количества
правонарушений, вследствие безнадзорности детей, различные виды злоупотреблений
алкоголем. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска»
попадают обучающихся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях,
неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, отсутствия свойства
толерантности подростков, средовой адаптации обучающихся. В реализации данной
программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического
воздействия, но и ее активным участником.
II. Цели и задачи программы.
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики
безнадзорности и правонарушений детей и подростков.
Программа направлена на решение следующих задач:
 защиту прав и законных интересов детей и подростков
 снижение подростковой преступности
 предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
 обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения
родителей
 профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
 социально – педагогическая помощь неблагополучным семьям.



выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.

В программе применяются следующие понятия:
• Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
• Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц;
• беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия;
• антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в
систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы
других лиц;
• семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение
либо жестоко обращаются с ними;
• индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по
их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий;
• профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении.
• пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта
более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки
с указанным содержанием этилового спирта.
III. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних в школе является социальная неустроенность
несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств..
Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска», можно отметить ряд
неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи,
нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо
хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими
требованиями);

- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с
несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциональноконфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической
несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем,
деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ
жизни, наличие судимых членов семьи).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают
возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и
преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех
субъектов профилактики.
Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических
принципах реализации:
Дифференцированность: учѐт возрастных особенностей и специфики работы с детьми
«группы риска».
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к
человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из
основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической
работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный,
воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов
ребѐнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и
межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы,
что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает
следующие разделы:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами школы;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педагогический
коллектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые,
коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых
столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах,
коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.
Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения
следующих результатов:
 создание системы профилактической работы в школе;
 разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников
воспитательной системы школы;
 повышение психолого-педагогической грамотности родителей обучающихся;
 повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
 уменьшение числа «трудных подростков» в школе;





активное и результативное участие школьников в различных конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях;
формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у
детей и подростков;
создание здоровой и безопасной среды в школе.
План работы
по профилактике безнадзорности, правонарушений и других негативных
проявлений среди обучающихся
МКОУ «КАРДОНОВСКАЯ СОШ»

Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задач по формированию
нравственных качеств обучающихся, в которых концентрируется отношение их к
действительности, к другим людям, к самим себе, в целях предупреждения и
профилактики правонарушений и наркомании в школе запланирована следующая
деятельность:
1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
№

1

Мероприятие

Выявление семей и детей
группы социального риска

Исполнители

Классный
руководитель

Срок
исполнения
В течение года

Соц. педагог
2

Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством, попрошайничеством и
другой противоправной деятельностью

Классный
руководитель

В течение года

3

Выявление обучающихся, длительное
время не посещающих образовательные
учреждения, принятие мер по
возвращению их в школу

Классные
руководители

По факту
пропуска
занятий

4

Проведение заседаний Совета по
профилактике правонарушений
несовершеннолетних

Члены Совета

По отдельному
плану (не реже 4
раз в год)

5

Проведение семинаров с классными
руководителями по проблемам
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних: система работы с

Зам.директора по ВР

Не реже 2раз в
год

Соц.педагог

подростками, склонными к
правонарушениям; организация
занятости и летнего отдыха подростков
"группы риска" и др.

6

Активизация работы по пропаганде
правовых знаний среди
несовершеннолетних (разработка
тематики лекций, бесед по пропаганде
правовых знаний, проведение
месячников, иные мероприятия по
пропаганде правовых знаний и т.д.)

Зам.директора по
ВР, инспектор ПДН,
классные
руководители

В течение года

2.МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
№

Мероприятие

Исполнители

Срок
исполнения

1

Информационная пропаганда
деятельности досуговых объединений
несовершеннолетних по месту
жительства.

Зам.директора по
ВР, специалисты
досуговых
объединений

Сентябрь

2

Организация и проведение мероприятий
с несовершеннолетними, состоящими на
учете ВШК в каникулярное время

Зам.директора по
ВР, социальный
педагог, классные
руководители

Октябрь,
декабрь, март,
июнь, август

Заместитель директора по ВР, Классные
руководители

Социальный педагог

Октябрь, декабрь, март, июнь-август
3

Организация работы (тематической,
информационной и др.), способствующей
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на
базе библиотеки села.

Зам.директора по
ВР, библиотекарь,
классные
руководители

В течение года

4

Организация отдыха и оздоровления
несовершеннолетних с девиантным
поведением в лагерях

Зам.директора по ВР

Май-август

5

Проведение рейдов по проверке
организации досуговых мероприятий в
домах культуры и клубах с
обучающимися.

Директор, зам.дир.
по ВР

Ноябрь, апрель

6

Организация работ для подростков по
Администрация
благоустройству села, ремонту школы в
школы
каникулярное время. Содействие в
трудоустройстве подросткам, склонным к
правонарушениям.

Октябрь,
декабрь, март,
июнь-август

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ,
ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
№

Мероприятие

Исполнители

Срок
исполнения

1

Разработка и внедрение в практику
работы школы программы профилактика
вредных привычек

Директор,
зам.директора по ВР

В течение года

Зам.директора по
ВР, классные
руководители

октябрь

Заместитель
директора по ВР

Февраль-май

Директор, Заместитель директора по ВР
В течение года

2

Проведение конкурса плакатов и
рисунков «Здорово быть здоровым».
Заместитель директора по ВР, классные
руководители
октябрь

3

Проведение акции "Мы - за здоровый
образ жизни"
Заместитель директора по ВР, вожатая

Февраль-май

4.ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО "НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ" И РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
№

Мероприятие

Исполнители

Срок
исполнения

1

Выявление и постановка на учет
неблагополучных семей, в которых родители
ненадлежащим образом исполняют
родительские обязанности по воспитанию,
содержанию, обучению детей, жестоко с
ними обращаются

Классные
руководители,
социальный
педагог

По мере
необходимости

2

Проведение совместных рейдов по
неблагополучным семьям с целью оказания
практической помощи

Администрация
школы

В течение года

3

Организация родительского всеобуча

Зам.дир. по ВР,
классные
руководители

В течение года
(по отдельному
плану)

Заместитель диктора по ВР, классные
руководители

4

Индивидуальная помощь родителям,
испытывающим затруднения в
предупреждении девиантного поведения
детей

Зам.директора по
ВР. УВР, классные
руководители, соц.
педагог

По мере
необходимости

5

Организация правового просвещения
родителей

Зам.директора по
ВР

Обновление
стенда в
течение года

6

Использование в воспитательной работе
опыта семейной жизни социально
благополучных семей.

Зам.директора по
ВР, классные
руководители

В течение года

7

Оказание методической помощи
педагогическому коллективу в разработке
личностно- ориентированных и социально
значимых методик по предупреждению
асоциального поведения детей.

Зам.директора по
ВР, УВР

В течение года

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
№
Мероприятие
Исполнители
Срок
исполнения
1

Организация пропаганды патриотизма,
здорового образа жизни подростков и
молодежи, их ориентацию на духовные
ценности.

Зам.директора по
ВР, Классные
руководители

Ежемесячно

2

Обобщение для использования в
дальнейшей работе позитивного опыта
профилактической работы с детьми и
семьями "группы риска".

Зам.директора по
ВР,
социальный
педагог

В течение года

Виды и методы проведения контроля несовершеннолетнего,
находящегося на профилактическом учете.
Вид
контроля

Периодичнос
ть контроля

Ответственны
й за контроль

Документ Способ и место
,в
проведения
котором
контроля
фиксируе
тся
результат
контроля

Текущий
контроль за
посещением
учебных

В течение
каждого
месяца

Кл.руководит
дежурный
администратза
м.дир. по ВР

Кл.
журнал,
сводная
таблица,
где

Частота
анализа
контрол
я

Беседа с
Ежемеся
родителями и
чно
несовершенноле
тним

занятий

отмечаетс
я
присутств
. либо
отсутстви
е на
уроках
(опоздал,
болел,
прогулял
и т.д.),
дневник
кл.руково
д

Заседание
Совета по
профилакти
ке
правонаруш
ений

Раз в четверть

Социальный
педагог

Протокол

Заседание
совета

Выборочный
контроль за
обучением,
поведением,
посещением
учебных
занятий

По плану
профилактиче
ской работы
классного
руководителя

Классный
руководитель

Докладна Беседа с
я записка родителями
классного
руководит
еля

Раз в
четверть

По
получен.
докладно
й
записки
кл.рук. В
зависимо
сти от
результат
ов
первично
го
контроля

Планируемый результат
В результате работы программы ожидается снижение количества обучающихся,
состоящих на учете в КДН, ВШУ и успешное окончание школы детьми девиантного
поведения.
Поскольку программа является открытой, то она в дальнейшем будет совершенствоваться,
уточняться, корректироваться. Успешность осуществления поставленной цели будет во
многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации
данной программы.

Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.
М., 2005.
2. Воспитание трудного ребѐнка. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2001.
3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным
процессом. Волгоград, 2006.
4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по
воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.
5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике
наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.
6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы
образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.
7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди
несовершеннолетних. Курск, 1987.
8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика
антиобщественного поведения. М., 1990.
9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных
учреждениях. Волгоград, 2007.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.
11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.
12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в
образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.
13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Авторсоставитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.
14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д.,
Волгоград, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252