Пояснительнаязаписка Рабочая программа воспитания ООП СОО МКОУ «Совхозная СОШ»(далее— Программа воспитания) разработана наоснове федеральной рабочей программы воспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций.ДаннаяПрограммаосновываетсяна единствеи преемственности образовательногопроцесса всехуровней общего образования,соотносится с рабочимипрограммамивоспитаниядляобразовательныхорганизацийдошкольного и среднего профессионального образования. Программавоспитания: предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательной деятельности в МКОУ « Совхозная СОШ; разработанасучастиемколлегиальныхоргановуправления МКОУ«Совхозная СОШ, в том числе совета обучающихся, управляющего совета, и утверждена педагогическим советом школы; реализуетсяв единствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтамивоспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятымв российскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституционныхнорм и ценностей; предусматриваетисторическоепросвещение,формированиероссийскойкультурной и гражданской идентичности обучающихся. Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный. ВсоответствиисособенностямиМКОУ«СовхознаяСОШ» внесеныизменения в содержательный и организационный разделы Программы воспитания. Изменения связаны сособенностямиорганизационно-правовойформы,контингентомобучающихсяи ихродителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающейуглубленноеизучениеотдельных учебныхпредметов,учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 1. Целевойраздел 1.1. Содержаниевоспитанияобучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ» определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитанияобучающихсявключаетдуховно-нравственныеценностикультуры,традиционных религий народов России. 1.2. Воспитательная деятельность в МКОУ «Совхозная СОШ» планируется иосуществляетсяв соответствиисприоритетамигосударственнойполитикивсфере воспитания.ПриоритетнойзадачейРоссийскойФедерациив сферевоспитаниядетейявляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные 2 ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциалв условияхсовременногообщества,готовойк мирномусозиданиюизащитеРодины. 1.3. Цельизадачивоспитанияобучающихся. Цель воспитания обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ»: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служенияОтечествуи ответственностизаегосудьбу,высокихнравственныхидеалов,крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия,справедливости,коллективизма,взаимопомощиивзаимоуважения,исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также принятых в российскомобществеправилинормповедениявинтересахчеловека,семьи,общества и государства. ЗадачивоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная СОШ»: усвоениеобучающимисязнанийнорм,духовно-нравственныхценностей,традиций,которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формированиеиразвитиеличностногоотношениякэтимнормам,ценностям,традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,ценностям,традициям социокультурногоопыта поведения,общения,межличностныхсоциальныхотношений,примененияполученныхзнаний; достижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммв соответствии с ФГОС СОО. Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяобразовательныхпрограммвключают: осознание российской гражданской идентичности; сформированностьценностейсамостоятельностии инициативы; готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностному самоопределению; наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимой деятельности; сформированность внутреннейпозиции личностикак особогоценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная СОШ» планируется иосуществляется наоснове аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и сучетомпринципов воспитания:гуманистическойнаправленностивоспитания,совместнойдеятельностидетей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 3 1.4. Направлениявоспитания. Программа воспитанияреализуетсяв единствеучебнойивоспитательнойдеятельностиМКОУ «СовхознаяСОШ» поосновнымнаправлениямвоспитанияв соответствиисФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности кобщности граждан Российской Федерации, кнароду России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,уважения к правам, свободам иобязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своемународу, уважения кдругим народамРоссии,историческомпросвещении, формировании российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственного воспитания наоснове духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностях;воспитаниячестности,доброты,милосердия,справедливости,дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическоговоспитания,способствующегоформированиюэстетическойкультурынаосно ве российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здоровогообразажизнииэмоциональногоблагополучия — развитиефизическихспособностей с учетомвозможностейи состоянияздоровья,навыковбезопасногоповедения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудового воспитания, основанного навоспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего идругих людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойномтрудев российскомобществе,достижениевыдающихсярезультатовв профессиональной деятельности; экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде наоснове российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления кпознанию себя и других людей, природы иобщества, кполучению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.5. Целевыеориентирырезультатоввоспитания. Требования кличностным результатам освоенияобучающимися ООП СООустановлены ФГОС СОО.Наосновании этих требований в данном разделе представлены целевыеориентиры результатоввоспитания,развитияличностиобучающихся,надостижениекоторыхдолжнабыть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО. 4 Целевые ориентиры определены в соответствии синвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевыеориентирырезультатоввоспитанияна уровнесреднегообщегообразования Гражданскоевоспитание: осознанновыражающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан; осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным,расовым, религиознымпризнакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтерском движении, экологических, военно- патриотических и другие объединениях, акциях, программах). Патриотическоевоспитание: выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, российскому Отечеству, российскую культурную идентичность; проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникамнародов, проживающих в родной стране – России; проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственноевоспитание: проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям; 5 проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различныхэтнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей,отношениякрелигииирелигиознойпринадлежности,находитьобщие цели и сотрудничать для их достижения; ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественнойи мировой духовной культуры. Эстетическоевоспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия; проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние; проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоционального благополучия: понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей; соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни; проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; 6 демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояниядругихлюдей с точкизрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием; развивающий способностиадаптироваться кстрессовым ситуациям вобщении,в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовоевоспитание: уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа; проявляющий способность к творческомусозидательномусоциально значимомутрудув доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда; участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации; выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе; ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российскомобществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическоевоспитание: демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве; имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценностьнаучногопознания: деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих интересов, способностей, достижений; обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России; демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений; 7 развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 2. Содержательныйраздел 2.1. Укладобразовательнойорганизации ВданномразделераскрываютсяосновныеособенностиукладаМКОУ «Совхозная СОШ» Уклад, илипорядок, жизни школы аккумулирует ключевые характеристики,определяющиеособенностивоспитательногопроцесса.УкладМКОУ «Совхозная СОШ» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, воснове которых лежат российские базовыеценности,определяетусловияисредствавоспитания,отражающиесамобытныйобликМКО У «СовхознаяСОШ» иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве, социуме. Характеристикиуклада,особенностиусловийвоспитания в МКОУ «Совхозная СОШ» Цель МКОУ «Совхозная СОШ» в самосознании педагогического коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущеесвоей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В школетрадиционно проводятся: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,Золотая осень, новогодние огоньки,праздники, посвящение в защитники Отечества, 8 марта, мероприятия ко Дню Победы. ОсновныетрадициивоспитаниявМКОУ« СовхознаяСОШ»: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведенииобщешкольныхдел отсутствует соревновательность междуклассами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в 8 них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ «Совхозная СОШ»принимаетучастие: РДДМ«Движение первых». Школьный театр. ЮнАрмия Школьныеспортивныеклубы. 9 Традициииритуалы: еженедельнаяорганизационнаялинейкасподнятиемГосударственного флага РФ; посвящение в первоклассники. Школареализуетинновационные,перспективные воспитательныепрактики: Научно-исследовательскаядеятельностьвсферевоспитания –процесссовместной работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью,носнеизвестным результатом.Цельютакоговзаимодействияявляетсясоздание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Действенностьмолодежногоиобщественногодвижения; Ранняя профориентационная работа Проблемныезоны,дефициты,препятствиядостижениюэффективныхрезультатовв воспитательной деятельности: Сотрудничество сродителями–слабыйоткликродительскойобщественностинапризыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общение часто заменяетсясообщениямивмессенджерах,чтопонижаетэффективностьрешенияпроблем. Путирешениявышеуказанныхпроблем: Привлечениеродительскойобщественностикпланированию,организации,проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу. Поощрениедеятельностиактивныхродителей. Внедрениенестандартныхформорганизацииродительскихсобранийииндивидуальныхвстреч с родителями. НормыэтикетаобучающихсяМКОУ« Совхозная СОШ»: Соблюдайграфикпосещений,приходи за10–15минут,неопаздывайкначалузанятий. Еслиопоздал, вежливоизвинись,спросиразрешенияучителявойтив классипройти к своему рабочему месту. Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейиработниковшколы. Следизавнешнимвидом:твояодеждадолжнабытьчистойи удобной, прическа — опрятной. Имейприсебесменнуюобувь.Верхнююодеждуоставляйв раздевалке,повесь ее на вешалку. 10 Всенеобходимоедлязанятийприготовьзаранее—тетради,учебники,письменные и чертежные принадлежности. Держирабочееместо впорядке,следизачистотойпарты. На урокеведисебятихо,не разговаривай,неходипо классубезразрешения.Во время урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его. Есливклассвошелпедагог,нужновстатьвзнакприветствия. Неперебивайучителяиодноклассника.Говори,толькокогдатебяспрашивают.Если хочешь что-то спросить, подними руку. Отвечайнапоставленныевопросыучителявнятно,громко,уверенно. Во времяобучениябудьвнимательным, слушай, думай, старайся. Напеременененужнобегать,кричатьидраться,свистеть,толкатьдругих учеников. Будьвежливым,негрубини взрослым,ни детям.Неприличныесловаи жесты недопустимы. Берегишкольноеимущество,нивкоемслучаенепортьего. Чисто там,гденемусорят.Уважайтрудработниковшколы. Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощи устарших. 2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательнойдеятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. Вмодуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый измодулей обладает воспитательным потенциалом сособыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МКОУ« Совхозная СОШ» представлена в рамках основных(инвариантных)модулей:«Основныешкольныедела»,«Классноеруководство», «Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемероприятия», «Предметно-пространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Модули описаныпоследовательнопо мереуменьшенияихзначимостиввоспитательнойсистеме школы. Модуль«Урочная деятельность» Реализациявоспитательногопотенциалауроков(урочнойдеятельности,аудиторныхзанятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования уобучающихся российских традиционных духовнонравственныхи социокультурныхценностей,российскогоисторическогосознания наоснове исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; 11 выборметодов,методик,технологий,оказывающихвоспитательноевоздействие наличность в соответствии своспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетавоспитанияв учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений исобытий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения кизучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать вкоманде, способствует развитию критического мышления; побуждениеобучающихсясоблюдатьнормыповедения,правилаобщения со сверстникамии педагогическимиработниками,соответствующиеукладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированными и эрудированными обучающимися над неуспевающими одноклассниками, в том числе сособыми образовательными потребностями,дающегообучающимсясоциальнозначимыйопытсотрудничестваи взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование ивыполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль«Внеурочнаядеятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном» и профориентационной направленности«Россия –мои горизонты»; Модуль«Классноеруководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогическойдеятельности,направленной,в первуюочередь,нарешениезадачвоспитания и социализации обучающихся, предусматривает: планирование ипроведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности; инициированиеиподдержкукласснымируководителямиучастияклассоввобщешкольныхде лах,мероприятиях,оказаниенеобходимойпомощиобучающимсяв их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления доверительныхотношений,становлениязначимым взрослым,задающим образцы поведения; 12 сплочениеколлективаклассачерезигрыи тренингикомандообразования,внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно собучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучениеособенностейличностногоразвитияобучающихсяпутемнаблюдения заихповедением вспециально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах понравственнымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсяс результатамибесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений содноклассниками или педагогами, повышение успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведенияобучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальнуюработус обучающимисяклассапо ведениюличныхпортфолио,в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации сучителями-предметниками, направленные наформирование единства требований по вопросам воспитания иобучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся, привлечениеучителейпредметников кучастию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию ипроведение регулярных родительских собраний, информирование родителей обуспехахи проблемахобучающихся,ихположениивклассе,жизникласса в целом,помощьродителями инымчленамсемьивотношенияхс учителями, администрацией; созданиеиорганизациюработыродительскогокомитетакласса,участвующегов решениивопросоввоспитанияи обучениявклассе,общеобразовательной организации; привлечениеродителей(законныхпредставителей),членовсемейобучающихся корганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассе и общеобразовательной организации; проведениевклассепраздников,конкурсов, соревнованийидругихмероприятий. Модуль«Основныешкольныедела» Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхдел предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные собщероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; участиевовсероссийскихакциях, посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире; торжественныемероприятия,связанныес завершениемобразования,переходом наследующий уровень образования, символизирующие приобретение новыхсоциальных статусов в образовательной организации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебногопериода, года) обучающихсяи педагогов заучастиев жизниобразовательнойорганизации,достиженияв конкурсах, 13 соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; социальныепроектыв образовательнойорганизации,совместноразрабатываемыеиреализуемые обучающимися и педагогическими работниками, втом числе сучастием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи спамятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта; разновозрастныесборы,многодневныевыездные события,включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности; вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела вразных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальныхредакторов,ответственныхза костюмыиоборудование,за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, ихотношениями собучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль«Внешкольные мероприятия» Реализациявоспитательногопотенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно ссоциальными партнерами образовательной организации; внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуемые педагогами поизучаемым вобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии,походывыходногодня(в музей,картиннуюгалерею,технопарк, напредприятие идр.), организуемые вклассах классными руководителями, в том числе совместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсяс привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты,организуемыепедагогическимиработниками,в томчислесовместно сродителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко- культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов иписателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны и др.; выездныесобытия,включающиев себякомплексколлективныхтворческихдел,в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта. Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды» 14 Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: 1. оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организациюгосударственной символикой РоссийскойФедерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; 2. организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; 3. размещениекартРоссии,регионов,муниципальныхобразований(современныхи исторических,точныхи стилизованных,географических,природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) сизображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозныхместпочитания,портретоввыдающихся государственныхдеятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; 4. изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных,фотографических,интерактивных аудиоивидео)природыРоссии, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; 5. организацию иподдержание вобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; 6. разработку, оформление, поддержание, использование ввоспитательном процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация носит имя выдающегосяисторическогодеятеля,ученого,героя,защитникаОтечестваи др.) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; 7. оформление иобновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.; 8. разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип,элементыкостюмаобучающихсяи др.),используемойкакповседневно,таки в торжественные моменты; 9. подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих ихспособности, знакомящих с работами друг друга; 10. поддержание эстетического вида иблагоустройство всех помещений вобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; 11. разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; 15 12. создание иподдержание ввестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять дляобщего использования свои книги, брать для чтения другие; 13. деятельностьклассныхруководителейи другихпедагоговвместесобучающимися, ихродителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; 14. разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); 15. разработку иобновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся наважных для воспитания ценностях,правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. 16. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль«Взаимодействиес родителями(законнымипредставителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия представителями) обучающихся предусматривает: с родителями (законными создание идеятельность вобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации,классов),участвующихв обсуждениии решениивопросоввоспитания иобучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете образовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания повопросамвоспитания,взаимоотношенийобучающихсяи педагогов,условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам иобучающимся площадку для совместного досуга иобщения, собсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе поинициативе родителей), накоторых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительскиефорумынаофициальномсайтеобразовательнойорганизации в информационно-коммуникационнойсетиИнтернет,интернет-сообщества,группыс участием педагогов, накоторых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участиеродителейвпсихолого-педагогическихконсилиумахв случаях, предусмотренныхнормативными документамио психолого-педагогическом консилиуме вобразовательной организации, в соответствиис порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечениеродителей(законныхпредставителей)к подготовкеипроведениюклассных и общешкольных мероприятий; целевое взаимодействие сзаконными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей. 16 Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: организациюидеятельность органов ученического самоуправления (советобучающихся или др.), избранных обучающимися; представлениеорганамиученическогосамоуправленияинтересовобучающихся в процессе управления образовательной организацией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль«Профилактикаи безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования иподдержки безопасной икомфортной среды вобразовательной организации предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию вобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); проведение коррекционно-воспитательной работы собучающимся групп риска силами педагогического коллектива испривлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.); разработкуи реализациюпрофилактическихпрограмм,направленныхна работукак с девиантнымиобучающимися,таки сихокружением;организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактикисоциальныхи природныхрисковвобразовательнойорганизации и всоциокультурном окружении совместно с педагогами, родителями, социальными партнерами(антинаркотические,антиалкогольные,противкурения,вовлечения в деструктивныедетскиеи молодежныеобъединения,культы,субкультуры,группы в социальныхсетях;по безопасностив цифровойсреде,натранспорте,наводе, безопасностидорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативнойдевиантномуповедению, —познания(путешествия),испытаниясебя 17 (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (втом числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияниявобразовательнойорганизациимаргинальныхгрупп обучающихся (оставившихобучение,криминальнойнаправленности,с агрессивнымповедением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки исопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.). Модуль«Социальноепартнерство» Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает: участиепредставителейорганизаций-партнеров,втомчислевсоответствии сдоговорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания икалендарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.); участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) спредставителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися, педагогами совместно сорганизациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой идругой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,преобразованиеокружающегосоциума,позитивноевоздействиена социальное окружение. Модуль «Профориентация» Реализация воспитательного потенциала организации предусматривает: профориентационной работы образовательной проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося косознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсиина предприятия,в организации,дающиеначальныепредставленияо существующих профессиях и условиях работы; 18 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов вобласти профориентации, где обучающиесямогутпознакомитьсяс профессиями,получитьпредставление обихспецифике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; совместное спедагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участиев работевсероссийскихпрофориентационныхпроектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся иихродителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоениеобучающимисяосновпрофессиив рамкахразличныхкурсов,включенных вобязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 3. Организационныйраздел 3.1. Кадровоеобеспечение Вданном подразделе представлены решения МКОУ«Совхозная СОШ» всоответствии с ФГОС основного общего образования по разделению функционала, связанногоспланированием,организацией,обеспечением,реализациейвоспитательнойдеятельнос ти;повопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания, психолого-педагогическогосопровождения обучающихся,в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.). Воспитательныйпроцессвшколеобеспечивают специалисты: заместительдиректорапоучебно-воспитательнойработе; классные руководители; педагог-психолог; социальный педагог; советник по воспитательной работе ОбщаячисленностьпедагогическихработниковМКОУ «Совхозная СОШ»—43 человек основных педагогических работников, из них 72 % имеют высшее педагогическое образование,28% среднепроффессиональное, 6 чел. — высшую квалификационную категорию, 3 чел. — первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют20 классных, руководителей. Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком. 19 Креализациивоспитательныхзадачпривлекаютсятакжеспециалистыдругихорганизаций: работники ПДН, участковый, работники сельского ДК и библиотеки. 3.2. Нормативно-методическоеобеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ « Совхозная СОШ»обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты: положениеоклассномруководстве; положениеодежурстве; положениео школьномметодическомобъединении; положениеовнутришкольномконтроле; положениеокомиссиипоурегулированиюспоровмеждуучастникамиобразовательных отношений; положениеосоветепрофилактики; положениеобуправляющем совете; положениеошкольнойформе; положениеоПМПК; положениео социально-психологическойслужбе; положениео школьномнаркологическом посте; положениеошкольноймедиатеке; положениеозащитеобучающихсяот информации,причиняющейвредихздоровью и развитию; положениеоборганизациидополнительного образования; положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся; положениеобученическомсамоуправлении; Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся; положениеопервичномотделении РДДМ«Движениепервых»; положениеошкольномспортивномклубе; положениеошкольномтеатре. Вышеперечисленныенормативныеактырасположенынаофициальномсайтешколы по адресу: https://krasnov.dagestanschool.ru/. 3.3. Требованиякусловиямработысобучающимисясособымиобразовательными потребностями На уровне ООО обучается 7обучающихсяс ОВЗ. Этодети с задержкой психического развития, умственной отсталостью и сопутствующими заболеваниями.. Для данной категории обучающихся в МКОУ« Совхозная СОШ» созданы особые условия. Науровнеобщностей.Формируютсяусловияосвоениясоциальныхролей,ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей исмыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.Детскаяидетско-взрослаяобщностивинклюзивномобразованииразвиваютсяна принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. Науровне деятельности.Педагогическое проектированиесовместной деятельности в классе,в разновозрастныхгруппах,вмалыхгруппахдетей,вдетско-родительскихгруппах 20 обеспечивает условия для освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность иответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. Науровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников иобщих дел сучетом специфики социальной икультурной ситуации развития каждого ребенка сОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживаниеэмоционально-положительноговзаимодействиясокружающимидляих успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения кобучающимся иихсемьям со стороны всех участников образовательных отношений; построениевоспитательнойдеятельностисучетоминдивидуальныхособенностейи возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня ихпедагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. Приорганизациивоспитанияобучающихсяс особымиобразовательнымипотребностямишкола ориентируется: наформированиеличностиребенкасособымиобразовательнымипотребностями сиспользованием адекватных возрасту и физическомуи (или) психическому состоянию методов воспитания; созданиеоптимальныхусловийсовместноговоспитанияи обученияобучающихся сособымиобразовательнымипотребностямииихсверстниковсиспользованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов; личностно-ориентированный подход ворганизации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4. Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивнойжизненной позиции обучающихся Системапоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозициии социальнойуспешности обучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентации наактивную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их всовместную деятельность в воспитательных целях. 21 Принципыпоощрения,которымируководствуется МКОУ«Совхозная СОШ» 1. Публичность поощрения— информирование всех учеников школы о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников. 2. Прозрачность правил поощрения— они регламентированы положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно. 3. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования. 4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения— использование индивидуальных иколлективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды. 5. Привлечение к участию в системе поощрения навсех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самихобучающихся, ихпредставителей (сучетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей. 6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней итипов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения. Формаорганизациисистемыпоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозиции и социальной успешности обучающихся в МКОУ« Совхозная СОШ» ВМКОУ« Совхозная СОШ»системапоощрениясоциальнойуспешности и проявлений активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года: «Ученик года»; «Лучшийспортсменгода»; «Самыйклассныйкласс»; «Класс-волонтергода»; «Учительгода»; «Самыйактивныйродитель». Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах зафиксированывсоответствующихлокальныхактах.Достиженияучастниковоцениваются поартефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляют педагогический совет иобщешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования. 22 Формыфиксациидостиженийобучающихся,применяемыев МКОУ «Совхозная СОШ» Портфолио.Ведениепортфолиоотражаетдеятельностьобучающегосяпри ееорганизации ирегулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законнымипредставителями)по собиранию(накоплению)артефактов,фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолиоконкурсантадолжновключать: артефактыпризнания—грамоты,поощрительныеписьма,фотографиипризовит.д.; артефактыдеятельности—рефераты,доклады,статьи,чертежиилифотоизделийит.д. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся, номеров классоввпоследовательности,которуюустанавливаютв зависимостиотихуспешности и достижений, которые определяются образовательными результатами отдельныхобучающихся или классов. Формыпоощрениясоциальнойуспешностии проявленийактивнойжизненнойпозиции обучающихся МКОУ «Совхозная СОШ» Объявление благодарности. Награждениеграмотой. Вручениесертификатовидипломов. Занесениефотографииактивистанадоскупочета. Награждение ценным подарком. Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкавМКОУ «СовхознаяСОШ» осуществляется посредствомнаправления благодарственного письма. Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается настендах в холлах главного здания школы и еефилиалов, на сайте школы и ее странице в социальных сетях. Рейтинги,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,в томчисле из социальных партнеров, ихстатус, акции, деятельность должны соответствовать укладу МКОУ«Совхозная СОШ», цели, задачам, традициям воспитания, их использование должно быть согласовано спредставителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в отношении школы. 3.5. АнализвоспитательногопроцессавМКОУ« Совхозная СОШ» Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем 23 и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основныепринципысамоанализавоспитательнойработы: взаимноеуважениевсехучастниковобразовательныхотношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего неколичественных, акачественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержаниеиразнообразие деятельности, стильобщения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников(знаниеи сохранениев работецелиизадачвоспитания,умелое планирование воспитательной работы, адекватный подбор видов, форм и содержания совместной с обучающимися, коллегами, социальными партнерами деятельности); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвуетнарядусдругимисоциальнымиинститутами,таки стихийнойсоциализации и саморазвития. Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса Результатывоспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся. Критерием, наоснове которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализпроводитсякласснымируководителямивместес заместителемдиректорапо воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом- психологом, социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатовнаметодическомобъединенииклассных руководителейилипедагогическом совете. Основнымспособомполученияинформациио результатахвоспитания,социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Вниманиепедагогическихработниковсосредоточиваетсяна вопросах: какиепроблемы,затрудненияв личностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьза прошедший учебный год; какиепроблемы,затруднениярешитьнеудалосьипочему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых. Критерием, наоснове которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 24 Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями спривлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместнойдеятельностиобучающихсяи педагогическихработниковмогутбытьанкетированияи беседы собучающимисяиихродителями(законнымипредставителями),педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается навопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: урочнойдеятельности; внеурочнойдеятельностиобучающихся; деятельностиклассныхруководителейиихклассов; проводимыхобщешкольныхосновныхдел, мероприятий; внешкольныхмероприятий; созданияиподдержкипредметно-пространственной среды; взаимодействиясродительскимсообществом; деятельностиученическогосамоуправления; деятельностипопрофилактикеибезопасности; реализациипотенциаласоциальногопартнерства; деятельностипопрофориентацииобучающихся. Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ« СовхознаяСОШ» будет перечень выявленныхпроблем,которыене удалосьрешитьпедагогическомуколлективушколы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный год. 25 26