Приложение к программе воспитания СОО по требованиям ФОП 23-24

Пояснительнаязаписка
Рабочая программа воспитания ООП СОО МКОУ «Совхозная СОШ»(далее—
Программа воспитания) разработана наоснове федеральной рабочей программы
воспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций.ДаннаяПрограммаосновываетсяна единствеи
преемственности образовательногопроцесса всехуровней общего образования,соотносится с
рабочимипрограммамивоспитаниядляобразовательныхорганизацийдошкольного и среднего
профессионального образования.
Программавоспитания:







предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательной
деятельности в МКОУ « Совхозная СОШ;
разработанасучастиемколлегиальныхоргановуправления МКОУ«Совхозная СОШ, в
том числе совета обучающихся, управляющего совета, и утверждена педагогическим
советом школы;
реализуетсяв единствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместно с
семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтамивоспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятымв российскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституционныхнорм и
ценностей;
предусматриваетисторическоепросвещение,формированиероссийскойкультурной и
гражданской идентичности обучающихся.

Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный.
ВсоответствиисособенностямиМКОУ«СовхознаяСОШ» внесеныизменения в
содержательный и организационный разделы Программы воспитания. Изменения связаны
сособенностямиорганизационно-правовойформы,контингентомобучающихсяи ихродителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающейуглубленноеизучениеотдельных учебныхпредметов,учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

1. Целевойраздел
1.1. Содержаниевоспитанияобучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитанияобучающихсявключаетдуховно-нравственныеценностикультуры,традиционных
религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МКОУ «Совхозная СОШ» планируется
иосуществляетсяв соответствиисприоритетамигосударственнойполитикивсфере
воспитания.ПриоритетнойзадачейРоссийскойФедерациив сферевоспитаниядетейявляется
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
2

ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциалв условияхсовременногообщества,готовойк мирномусозиданиюизащитеРодины.
1.3. Цельизадачивоспитанияобучающихся.
Цель воспитания обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ»: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей
(жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности,
служенияОтечествуи ответственностизаегосудьбу,высокихнравственныхидеалов,крепкой семьи,
созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма,
милосердия,справедливости,коллективизма,взаимопомощиивзаимоуважения,исторической
памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также принятых
в российскомобществеправилинормповедениявинтересахчеловека,семьи,общества и
государства.
ЗадачивоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная СОШ»:
усвоениеобучающимисязнанийнорм,духовно-нравственныхценностей,традиций,которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формированиеиразвитиеличностногоотношениякэтимнормам,ценностям,традициям (их
освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам,ценностям,традициям социокультурногоопыта
поведения,общения,межличностныхсоциальныхотношений,примененияполученныхзнаний;
достижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммв соответствии с
ФГОС СОО.
Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяобразовательныхпрограммвключают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированностьценностейсамостоятельностии инициативы;
готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностному
самоопределению;
наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимой деятельности;
сформированность внутреннейпозиции личностикак особогоценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная СОШ» планируется иосуществляется
наоснове аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и сучетомпринципов
воспитания:гуманистическойнаправленностивоспитания,совместнойдеятельностидетей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
3

1.4. Направлениявоспитания.
Программа воспитанияреализуетсяв единствеучебнойивоспитательнойдеятельностиМКОУ
«СовхознаяСОШ» поосновнымнаправлениямвоспитанияв соответствиисФГОС СОО и
отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:















гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности кобщности граждан Российской Федерации, кнароду
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности,уважения к правам, свободам иобязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своемународу, уважения кдругим народамРоссии,историческомпросвещении,
формировании российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
духовно-нравственного воспитания наоснове духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных
ценностях;воспитаниячестности,доброты,милосердия,справедливости,дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическоговоспитания,способствующегоформированиюэстетическойкультурынаосно
ве российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здоровогообразажизнииэмоциональногоблагополучия —
развитиефизическихспособностей с учетомвозможностейи
состоянияздоровья,навыковбезопасногоповедения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания, основанного навоспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего идругих людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойномтрудев российскомобществе,достижениевыдающихсярезультатовв
профессиональной деятельности;
экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде наоснове
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления кпознанию
себя и других людей, природы иобщества, кполучению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

1.5. Целевыеориентирырезультатоввоспитания.
Требования кличностным результатам освоенияобучающимися ООП СООустановлены
ФГОС СОО.Наосновании этих требований в данном разделе представлены целевыеориентиры
результатоввоспитания,развитияличностиобучающихся,надостижениекоторыхдолжнабыть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО.

4

Целевые ориентиры определены в соответствии синвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевыеориентирырезультатоввоспитанияна уровнесреднегообщегообразования
Гражданскоевоспитание:








осознанновыражающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе;
сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным,расовым, религиознымпризнакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтерском движении, экологических, военно- патриотических и
другие объединениях, акциях, программах).

Патриотическоевоспитание:





выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникамнародов,
проживающих в родной стране – России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.

Духовно-нравственноевоспитание:



проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
5









проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различныхэтнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам
с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей,отношениякрелигииирелигиознойпринадлежности,находитьобщие
цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественнойи
мировой духовной культуры.

Эстетическоевоспитание:





выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически
оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учетом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоционального
благополучия:






понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья;

6




демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояниядругихлюдей с точкизрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способностиадаптироваться кстрессовым ситуациям вобщении,в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).

Трудовоевоспитание:








уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа;
проявляющий способность к творческомусозидательномусоциально значимомутрудув
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наемного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российскомобществе с учетом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.

Экологическоевоспитание:




демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий
деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания
естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в
быту, общественном пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Ценностьнаучногопознания:





деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки
и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений;
7



развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

2. Содержательныйраздел
2.1. Укладобразовательнойорганизации
ВданномразделераскрываютсяосновныеособенностиукладаМКОУ
«Совхозная СОШ» Уклад, илипорядок, жизни школы аккумулирует ключевые
характеристики,определяющиеособенностивоспитательногопроцесса.УкладМКОУ
«Совхозная СОШ» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, воснове которых лежат российские
базовыеценности,определяетусловияисредствавоспитания,отражающиесамобытныйобликМКО
У
«СовхознаяСОШ» иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве, социуме.
Характеристикиуклада,особенностиусловийвоспитания в
МКОУ «Совхозная СОШ»

Цель МКОУ «Совхозная СОШ» в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу
Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущеесвоей
страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
В школетрадиционно проводятся: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку,
день самоуправления в честь Дня учителя,Золотая осень, новогодние огоньки,праздники,
посвящение в защитники Отечества, 8 марта, мероприятия ко Дню Победы.
ОсновныетрадициивоспитаниявМКОУ« СовхознаяСОШ»:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведенииобщешкольныхдел отсутствует соревновательность междуклассами, поощряется
конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;
педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
8

них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ
«Совхозная СОШ»принимаетучастие:





РДДМ«Движение первых».
Школьный театр.
ЮнАрмия
Школьныеспортивныеклубы.

9

Традициииритуалы: еженедельнаяорганизационнаялинейкасподнятиемГосударственного
флага РФ; посвящение в первоклассники.
Школареализуетинновационные,перспективные воспитательныепрактики:





Научно-исследовательскаядеятельностьвсферевоспитания –процесссовместной
работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной
целью,носнеизвестным результатом.Цельютакоговзаимодействияявляетсясоздание
условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Действенностьмолодежногоиобщественногодвижения;
Ранняя профориентационная работа

Проблемныезоны,дефициты,препятствиядостижениюэффективныхрезультатовв
воспитательной деятельности:
Сотрудничество сродителями–слабыйоткликродительскойобщественностинапризыв школы
к решению проблем организации воспитательного процесса.
Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общение часто
заменяетсясообщениямивмессенджерах,чтопонижаетэффективностьрешенияпроблем.

Путирешениявышеуказанныхпроблем:
Привлечениеродительскойобщественностикпланированию,организации,проведению
воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
Поощрениедеятельностиактивныхродителей.
Внедрениенестандартныхформорганизацииродительскихсобранийииндивидуальныхвстреч с
родителями.

НормыэтикетаобучающихсяМКОУ« Совхозная СОШ»:





Соблюдайграфикпосещений,приходи за10–15минут,неопаздывайкначалузанятий.
Еслиопоздал, вежливоизвинись,спросиразрешенияучителявойтив классипройти к
своему рабочему месту.
Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейиработниковшколы.
Следизавнешнимвидом:твояодеждадолжнабытьчистойи удобной, прическа —
опрятной.
Имейприсебесменнуюобувь.Верхнююодеждуоставляйв раздевалке,повесь ее
на вешалку.
10













Всенеобходимоедлязанятийприготовьзаранее—тетради,учебники,письменные и
чертежные принадлежности.
Держирабочееместо впорядке,следизачистотойпарты.
На урокеведисебятихо,не разговаривай,неходипо классубезразрешения.Во время
урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его.
Есливклассвошелпедагог,нужновстатьвзнакприветствия.
Неперебивайучителяиодноклассника.Говори,толькокогдатебяспрашивают.Если
хочешь что-то спросить, подними руку.
Отвечайнапоставленныевопросыучителявнятно,громко,уверенно. Во
времяобучениябудьвнимательным, слушай, думай, старайся.
Напеременененужнобегать,кричатьидраться,свистеть,толкатьдругих учеников.
Будьвежливым,негрубини взрослым,ни детям.Неприличныесловаи жесты
недопустимы.
Берегишкольноеимущество,нивкоемслучаенепортьего.
Чисто там,гденемусорят.Уважайтрудработниковшколы.
Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощи устарших.

2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательнойдеятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы
и представлены по модулям. Вмодуле описаны виды, формы и содержание воспитательной
работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый измодулей
обладает воспитательным потенциалом сособыми условиями, средствами, возможностями
воспитания.
Воспитательная работа МКОУ« Совхозная СОШ» представлена в рамках
основных(инвариантных)модулей:«Основныешкольныедела»,«Классноеруководство»,
«Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемероприятия»,
«Предметно-пространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Модули
описаныпоследовательнопо мереуменьшенияихзначимостиввоспитательнойсистеме школы.
Модуль«Урочная деятельность»
Реализациявоспитательногопотенциалауроков(урочнойдеятельности,аудиторныхзанятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:





максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования уобучающихся российских традиционных духовнонравственныхи социокультурныхценностей,российскогоисторическогосознания
наоснове исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

11












выборметодов,методик,технологий,оказывающихвоспитательноевоздействие наличность
в соответствии своспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетавоспитанияв
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений исобытий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения кизучаемым событиям, явлениям,
лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать вкоманде, способствует развитию
критического мышления;
побуждениеобучающихсясоблюдатьнормыповедения,правилаобщения со сверстникамии
педагогическимиработниками,соответствующиеукладу общеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированными и эрудированными обучающимися над
неуспевающими одноклассниками, в том числе сособыми образовательными
потребностями,дающегообучающимсясоциальнозначимыйопытсотрудничестваи
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование ивыполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

Модуль«Внеурочнаядеятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий:курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном» и
профориентационной направленности«Россия –мои горизонты»;
Модуль«Классноеруководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогическойдеятельности,направленной,в первуюочередь,нарешениезадачвоспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:




планирование ипроведение классных часов целевой воспитательной, тематической
направленности;
инициированиеиподдержкукласснымируководителямиучастияклассоввобщешкольныхде
лах,мероприятиях,оказаниенеобходимойпомощиобучающимсяв их подготовке,
проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления
доверительныхотношений,становлениязначимым взрослым,задающим образцы
поведения;
12
















сплочениеколлективаклассачерезигрыи тренингикомандообразования,внеучебные и
внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
выработку совместно собучающимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в образовательной организации;
изучениеособенностейличностногоразвитияобучающихсяпутемнаблюдения
заихповедением вспециально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах
понравственнымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсяс результатамибесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений содноклассниками или педагогами, повышение успеваемости и др.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведенияобучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальнуюработус обучающимисяклассапо ведениюличныхпортфолио,в которых
они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации сучителями-предметниками, направленные наформирование
единства требований по вопросам воспитания иобучения, предупреждение и (или)
разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся, привлечениеучителейпредметников кучастию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать
в родительских собраниях класса;
организацию ипроведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей обуспехахи проблемахобучающихся,ихположениивклассе,жизникласса в
целом,помощьродителями инымчленамсемьивотношенияхс учителями, администрацией;
созданиеиорганизациюработыродительскогокомитетакласса,участвующегов
решениивопросоввоспитанияи обучениявклассе,общеобразовательной организации;
привлечениеродителей(законныхпредставителей),членовсемейобучающихся
корганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассе и
общеобразовательной организации;
проведениевклассепраздников,конкурсов, соревнованийидругихмероприятий.

Модуль«Основныешкольныедела»
Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхдел предусматривает:





общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и др.) мероприятия, связанные собщероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участиевовсероссийскихакциях, посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире;
торжественныемероприятия,связанныес завершениемобразования,переходом
наследующий уровень образования, символизирующие приобретение новыхсоциальных
статусов в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебногопериода, года) обучающихсяи педагогов
заучастиев жизниобразовательнойорганизации,достиженияв конкурсах,

13









соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
социальныепроектыв
образовательнойорганизации,совместноразрабатываемыеиреализуемые обучающимися и
педагогическими работниками, втом числе сучастием социальных партнеров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи спамятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастныесборы,многодневныевыездные события,включающие в себя комплекс
коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой,
экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела вразных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальныхредакторов,ответственныхза костюмыиоборудование,за приглашение и
встречу гостей, и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, ихотношениями собучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.

Модуль«Внешкольные мероприятия»
Реализациявоспитательногопотенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает:








общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно ссоциальными
партнерами образовательной организации;
внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуемые
педагогами поизучаемым вобразовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям;
экскурсии,походывыходногодня(в музей,картиннуюгалерею,технопарк, напредприятие
идр.), организуемые вклассах классными руководителями, в том числе
совместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсяс привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,
слеты,организуемыепедагогическимиработниками,в томчислесовместно сродителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко- культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов иписателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры, фауны и др.;
выездныесобытия,включающиев себякомплексколлективныхтворческихдел,в процессе
которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.

Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды»

14

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает
совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных
отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
1. оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организациюгосударственной символикой РоссийскойФедерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
2. организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
3. размещениекартРоссии,регионов,муниципальныхобразований(современныхи
исторических,точныхи стилизованных,географических,природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися) сизображениями значимых культурных объектов местности, региона,
России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозныхместпочитания,портретоввыдающихся государственныхдеятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
4. изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных,фотографических,интерактивных аудиоивидео)природыРоссии, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
5. организацию иподдержание вобразовательной организации звукового пространства
позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
6. разработку, оформление, поддержание, использование ввоспитательном процессе «мест
гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация носит имя
выдающегосяисторическогодеятеля,ученого,героя,защитникаОтечестваи др.) в
помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;
7. оформление иобновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
8. разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,
логотип,элементыкостюмаобучающихсяи др.),используемойкакповседневно,таки в
торжественные моменты;
9. подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих ихспособности,
знакомящих с работами друг друга;
10. поддержание эстетического вида иблагоустройство всех помещений вобразовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
11. разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

15

12. создание иподдержание ввестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена,
на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять дляобщего
использования свои книги, брать для чтения другие;
13. деятельностьклассныхруководителейи другихпедагоговвместесобучающимися,
ихродителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
14. разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
15. разработку иобновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся наважных для воспитания ценностях,правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
16. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль«Взаимодействиес родителями(законнымипредставителями)»
Реализация воспитательного
потенциала взаимодействия
представителями) обучающихся предусматривает:














с родителями

(законными

создание идеятельность вобразовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной
организации,классов),участвующихв обсуждениии решениивопросоввоспитания
иобучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем
совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
повопросамвоспитания,взаимоотношенийобучающихсяи педагогов,условий обучения и
воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки
и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам иобучающимся площадку для совместного досуга иобщения, собсуждением
актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе поинициативе родителей), накоторых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
родительскиефорумынаофициальномсайтеобразовательнойорганизации в
информационно-коммуникационнойсетиИнтернет,интернет-сообщества,группыс
участием педагогов, накоторых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участиеродителейвпсихолого-педагогическихконсилиумахв случаях,
предусмотренныхнормативными документамио психолого-педагогическом консилиуме
вобразовательной организации, в соответствиис порядком привлечения родителей
(законных представителей);
привлечениеродителей(законныхпредставителей)к подготовкеипроведениюклассных и
общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие сзаконными представителями детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приемных детей.
16

Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной
организации предусматривает:





организациюидеятельность органов ученического самоуправления (советобучающихся
или др.), избранных обучающимися;
представлениеорганамиученическогосамоуправленияинтересовобучающихся в процессе
управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,обсуждении
и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации.

Модуль«Профилактикаи безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования иподдержки безопасной икомфортной среды вобразовательной организации
предусматривает:










организацию деятельности педагогического коллектива по созданию вобразовательной
организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы собучающимся групп риска силами
педагогического коллектива испривлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и др.);
разработкуи реализациюпрофилактическихпрограмм,направленныхна работукак с
девиантнымиобучающимися,таки сихокружением;организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактикисоциальныхи природныхрисковвобразовательнойорганизации и
всоциокультурном окружении совместно с педагогами, родителями, социальными
партнерами(антинаркотические,антиалкогольные,противкурения,вовлечения в
деструктивныедетскиеи молодежныеобъединения,культы,субкультуры,группы в
социальныхсетях;по безопасностив цифровойсреде,натранспорте,наводе,
безопасностидорожного
движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативнойдевиантномуповедению, —познания(путешествия),испытаниясебя

17




(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (втом числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияниявобразовательнойорганизациимаргинальныхгрупп обучающихся
(оставившихобучение,криминальнойнаправленности,с агрессивнымповедением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки исопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).

Модуль«Социальноепартнерство»
Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает:








участиепредставителейорганизаций-партнеров,втомчислевсоответствии сдоговорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания икалендарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и
др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) спредставителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального
образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися, педагогами
совместно сорганизациями-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой идругой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся,преобразованиеокружающегосоциума,позитивноевоздействиена
социальное окружение.

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала
организации предусматривает:




профориентационной

работы

образовательной

проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося косознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессии, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсиина предприятия,в организации,дающиеначальныепредставленияо
существующих профессиях и условиях работы;

18










посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов вобласти профориентации, где
обучающиесямогутпознакомитьсяс профессиями,получитьпредставление
обихспецифике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
совместное спедагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участиев работевсероссийскихпрофориентационныхпроектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся иихродителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
освоениеобучающимисяосновпрофессиив рамкахразличныхкурсов,включенных
вобязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.

3. Организационныйраздел
3.1. Кадровоеобеспечение
Вданном подразделе представлены решения МКОУ«Совхозная СОШ» всоответствии с ФГОС
основного общего образования по разделению функционала,
связанногоспланированием,организацией,обеспечением,реализациейвоспитательнойдеятельнос
ти;повопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания,
психолого-педагогическогосопровождения обучающихся,в том числе с ОВЗ и других
категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и др.).
Воспитательныйпроцессвшколеобеспечивают специалисты:






заместительдиректорапоучебно-воспитательнойработе;
классные руководители;
педагог-психолог;
социальный педагог;
советник по воспитательной работе

ОбщаячисленностьпедагогическихработниковМКОУ «Совхозная СОШ»—43 человек
основных педагогических работников, из них 72 % имеют высшее педагогическое
образование,28% среднепроффессиональное, 6 чел. — высшую квалификационную категорию,
3 чел. — первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагог-психолог, социальный
педагог. Классное руководство в 1–11-х классах осуществляют20 классных, руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
19

Креализациивоспитательныхзадачпривлекаютсятакжеспециалистыдругихорганизаций:
работники ПДН, участковый, работники сельского ДК и библиотеки.
3.2. Нормативно-методическоеобеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ « Совхозная
СОШ»обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:





















положениеоклассномруководстве;
положениеодежурстве;
положениео школьномметодическомобъединении;
положениеовнутришкольномконтроле;
положениеокомиссиипоурегулированиюспоровмеждуучастникамиобразовательных
отношений;
положениеосоветепрофилактики;
положениеобуправляющем совете;
положениеошкольнойформе;
положениеоПМПК;
положениео социально-психологическойслужбе;
положениео школьномнаркологическом посте;
положениеошкольноймедиатеке;
положениеозащитеобучающихсяот информации,причиняющейвредихздоровью и
развитию;
положениеоборганизациидополнительного образования;
положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся;
положениеобученическомсамоуправлении;
Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся;
положениеопервичномотделении РДДМ«Движениепервых»;
положениеошкольномспортивномклубе;
положениеошкольномтеатре.

Вышеперечисленныенормативныеактырасположенынаофициальномсайтешколы по
адресу: https://krasnov.dagestanschool.ru/.
3.3. Требованиякусловиямработысобучающимисясособымиобразовательными
потребностями
На уровне ООО обучается 7обучающихсяс ОВЗ. Этодети с задержкой психического развития,
умственной отсталостью и сопутствующими заболеваниями.. Для данной категории
обучающихся в МКОУ« Совхозная СОШ» созданы особые условия.
Науровнеобщностей.Формируютсяусловияосвоениясоциальныхролей,ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей исмыслов, приобретается опыт
развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогами.Детскаяидетско-взрослаяобщностивинклюзивномобразованииразвиваютсяна
принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
Науровне деятельности.Педагогическое проектированиесовместной деятельности в классе,в
разновозрастныхгруппах,вмалыхгруппахдетей,вдетско-родительскихгруппах
20

обеспечивает условия для освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность иответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
Науровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников
иобщих дел сучетом специфики социальной икультурной ситуации развития каждого ребенка
сОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:





налаживаниеэмоционально-положительноговзаимодействиясокружающимидляих
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения кобучающимся иихсемьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
построениевоспитательнойдеятельностисучетоминдивидуальныхособенностейи
возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня ихпедагогической, психологической, медикосоциальной
компетентности.

Приорганизациивоспитанияобучающихсяс особымиобразовательнымипотребностямишкола
ориентируется:





наформированиеличностиребенкасособымиобразовательнымипотребностями
сиспользованием адекватных возрасту и физическомуи (или) психическому состоянию
методов воспитания;
созданиеоптимальныхусловийсовместноговоспитанияи обученияобучающихся
сособымиобразовательнымипотребностямииихсверстниковсиспользованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм
работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
личностно-ориентированный подход ворганизации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4. Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивнойжизненной
позиции обучающихся
Системапоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозициии социальнойуспешности
обучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентации наактивную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их всовместную деятельность в
воспитательных целях.

21

Принципыпоощрения,которымируководствуется
МКОУ«Совхозная СОШ»
1. Публичность поощрения— информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения— они регламентированы положением о награждениях.
Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов проводятся
один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения— использование индивидуальных
иколлективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрения навсех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самихобучающихся,
ихпредставителей (сучетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней итипов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения.
Формаорганизациисистемыпоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозиции и
социальной успешности обучающихся в МКОУ« Совхозная СОШ»
ВМКОУ« Совхозная СОШ»системапоощрениясоциальнойуспешности и проявлений активной
жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале
учебного года:


«Ученик года»;



«Лучшийспортсменгода»;



«Самыйклассныйкласс»;



«Класс-волонтергода»;



«Учительгода»;



«Самыйактивныйродитель».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированывсоответствующихлокальныхактах.Достиженияучастниковоцениваются
поартефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебного
года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляют
педагогический совет иобщешкольная ученическая конференция школы, которые принимают
решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.

22

Формыфиксациидостиженийобучающихся,применяемыев МКОУ
«Совхозная СОШ»
Портфолио.Ведениепортфолиоотражаетдеятельностьобучающегосяпри ееорганизации
ирегулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законнымипредставителями)по собиранию(накоплению)артефактов,фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса
регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолиоконкурсантадолжновключать:



артефактыпризнания—грамоты,поощрительныеписьма,фотографиипризовит.д.;
артефактыдеятельности—рефераты,доклады,статьи,чертежиилифотоизделийит.д.

Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся, номеров
классоввпоследовательности,которуюустанавливаютв зависимостиотихуспешности и
достижений, которые определяются образовательными результатами отдельныхобучающихся
или классов.
Формыпоощрениясоциальнойуспешностии проявленийактивнойжизненнойпозиции
обучающихся МКОУ «Совхозная СОШ»
 Объявление благодарности.
 Награждениеграмотой.
 Вручениесертификатовидипломов.
 Занесениефотографииактивистанадоскупочета.
Награждение ценным подарком.
Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкавМКОУ
«СовхознаяСОШ» осуществляется посредствомнаправления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается настендах в холлах главного здания школы и еефилиалов, на сайте
школы и ее странице в социальных сетях.
Рейтинги,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,в томчисле из социальных
партнеров, ихстатус, акции, деятельность должны соответствовать укладу МКОУ«Совхозная
СОШ», цели, задачам, традициям воспитания, их использование должно быть согласовано
спредставителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на
взаимоотношения в отношении школы.
3.5. АнализвоспитательногопроцессавМКОУ« Совхозная СОШ»
Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем

23

и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основныепринципысамоанализавоспитательнойработы:







взаимноеуважениевсехучастниковобразовательныхотношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего неколичественных, акачественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержаниеиразнообразие деятельности, стильобщения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников(знаниеи сохранениев работецелиизадачвоспитания,умелое планирование
воспитательной работы, адекватный подбор видов, форм и содержания совместной с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами деятельности);
распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвуетнарядусдругимисоциальнымиинститутами,таки стихийнойсоциализации и
саморазвития.

Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса






Результатывоспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся.
Критерием, наоснове которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализпроводитсякласснымируководителямивместес заместителемдиректорапо
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом- психологом,
социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением
результатовнаметодическомобъединенииклассных руководителейилипедагогическом
совете.
Основнымспособомполученияинформациио результатахвоспитания,социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

Вниманиепедагогическихработниковсосредоточиваетсяна вопросах:





какиепроблемы,затрудненияв личностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьза
прошедший учебный год;
какиепроблемы,затруднениярешитьнеудалосьипочему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых.

Критерием, наоснове которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
24

Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями спривлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместнойдеятельностиобучающихсяи педагогическихработниковмогутбытьанкетированияи
беседы собучающимисяиихродителями(законнымипредставителями),педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается навопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:












урочнойдеятельности;
внеурочнойдеятельностиобучающихся;
деятельностиклассныхруководителейиихклассов;
проводимыхобщешкольныхосновныхдел, мероприятий;
внешкольныхмероприятий;
созданияиподдержкипредметно-пространственной среды;
взаимодействиясродительскимсообществом;
деятельностиученическогосамоуправления;
деятельностипопрофилактикеибезопасности;
реализациипотенциаласоциальногопартнерства;
деятельностипопрофориентацииобучающихся.

Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ« СовхознаяСОШ» будет перечень
выявленныхпроблем,которыене удалосьрешитьпедагогическомуколлективушколы в 2023/24
учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
2024/25 учебный год.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252