приложение к программе воспитания ООО по требованиям ФОП 23-24

2

Пояснительная записка
РабочаяпрограммавоспитанияООПОООМКОУ«Совхозная СОШ»
Кизлярскогорайона,РД(далее–
Программавоспитания)разработананаосновеФедеральнойрабочейпрограммывоспитаниядляо
бщеобразовательныхорганизаций.Данная программа основывается на единстве и
преемственности образовательного процессавсех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания дляобразовательныхорганизацийдошкольногои
среднегопрофессиональногообразования.
Программавоспитания:









предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательнойдеятельност
ивМКОУ«Совхозная СОШ»;
разработанас участием коллегиальных органов управления МКОУ
«Совхозная
СОШ»,втомчислеСоветаобучающихся,Управляющегосовета,иутвержденапедагоги
ческимсоветомшколы;
реализуетсявединствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместнос
семьейидругим
иучастникамиобразовательныхотношений, социальнымиинститутами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовнымценностям,включаяценностисвоейэтническойгруппы,правиламинормамп
оведения,принятымвроссийскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституцио
нныхнорм иценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурнойигражданской идентичностиобучающихся.

Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ«Совхозная СОШ»внесены изменения
всодержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны
сособенностямиорганизационно-правовойформы,контингентомобучающихсяиихродителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в
томчислепредусматривающейуглубленноеизучениеотдельныхучебныхпредметов,учитывающ
ейэтнокультурныеинтересы,особыеобразовательныепотребностиобучающихся.

1. Целевойраздел
1.1. СодержаниевоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная
СОШ»определяетсясодержаниемроссийскихбазовых(гражданских,национальных)нормицен
ностей,которыезакрепленывКонституцииРоссийскойФедерации.Этиценностиинормыопредел
яютинвариантноесодержаниевоспитанияобучающихся.Вариативныйкомпонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценностикультуры,традиционныхрелигий народов России.
1.2. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная
СОШ»планируетсяиосуществляетсявсоответствиисприоритетамигосударственнойполитикив
сферевоспитания.ПриоритетнойзадачейРоссийскойФедерациивсферевоспитаниядетейявляет
ся развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционныедуховныеценности,обладающей актуальнымизнаниямииумениями,способной
3

реализовать

4

свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защитеРодины.
1.3. Цель воспитанияобучающихся вМКОУ«Совхозная СОШ»:
развитиеличности,созданиеусловийдлясамоопределенияисоциализациинаосновесоц
иокультурных,духовнонравственныхценностейипринятыхвроссийскомобществеправилинормповеденияви
нтересахчеловека,семьи,обществаигосударства;
 формирование у обучающихсячувства патриотизма, гражданственности,
уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества,законуиправопо
рядку,человекутрудаистаршемупоколению,взаимногоуважения,бережного
отношения к культурному наследию и традициям
многонациональногонародаРоссийской Федерации,природеиокружающейсреде.


1.4. Задачи воспитанияобучающихся вМКОУ« Совхозная СОШ»:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций,которыевыработалороссийскоеобщество(социальнозначимыхзнаний);
 формированиеиразвитиеличностныхотношенийкэтимнормам,ценностям,традициям(
ихосвоение, принятие);
 приобретениесоответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурног
оопытаповедения,общения,межличностныхсоциальныхотношений,примененияполу
ченныхзнаний;
 достижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммвсоотве
тствиисФГОСООО.


1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программвключают:
осознаниероссийскойгражданскойидентичности;
сформированностьценностейсамостоятельностииинициативы;
готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамоопред
елению;
 наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцело
м.




ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ« Совхозная СОШ»планируетсяиосуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,системнодеятельностного,личностно-ориентированногоподходовисучетомпринциповвоспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
ивзрослых,следованиянравственномупримеру,безопаснойжизнедеятельности,инклюзивности
,возрастосообразности.
1.6. Направлениявоспитания.
ПрограммавоспитанияреализуетсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельностиМКОУ«С
овхозная СОШ»по основным направлениям воспитания в соответствии
сФГОСОООиотражаетготовностьобучающихсяруководствоватьсяценностямииприобретатьп
5

ервоначальныйопытдеятельностинаихоснове,втомчислевчасти:

6

1. Гражданскоговоспитания,способствующегоформированиюроссийскойгражданскойиден
тичности,принадлежностикобщностигражданРоссийскойФедерации,кнародуРоссии как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российскойгосударственности,уважениякправам,свободамиобязанностямгражданинаРоссии,
правовойиполитическойкультуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине,своемународу,уважениякдругимнародамРоссии;историческоепросвещение,формиров
ание российского национального исторического сознания, российской
культурнойидентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народовРоссии, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российскихсемейныхценностей;воспитаниечестности,доброты,милосердия,справедливости,д
ружелюбияивзаимопомощи,уваженияк старшим,кпамяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
наосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,приобщениеклучшимобразцамотечес
твенногоимировогоискусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образажизнииэмоциональногоблагополучия–
развитиефизическихспособностейсучетомвозможностейисостоянияздоровья,навыковбезопас
ногоповедениявприроднойисоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях.
6. Трудовоговоспитания,основанногонавоспитанииуваженияктруду,трудящимся,результат
амтруда(своегоидругихлюдей),ориентациинатрудовуюдеятельность,получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойномтруде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональнойдеятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры,ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российскихтрадиционныхдуховныхценностей,навыковохраны,защиты,восстановленияприро
ды,окружающейсреды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познаниюсебяидругихлюдей,природыиобщества,кполучениюзнаний,качественногообразован
иясучетомличностныхинтересов иобщественныхпотребностей.
1.7. Целевыеориентирырезультатоввоспитания.
ТребованиякличностнымрезультатамосвоенияобучающимисяООПОООустановлены
ФГОС ООО.На основании этих требований в данном разделе
представленыцелевыеориентирырезультатовввоспитании,развитииличностиобучающихся,на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива
длявыполнениятребованийФГОСООО.Целевыеориентирыопределенывсоответствиисинвариа
нтнымсодержаниемвоспитанияобучающихсянаосновероссийскихбазовых(гражданских,конст
итуциональных)ценностей,обеспечиваютединствовоспитания,воспитательногопространства.

7

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.Гражданскоевоспитание:
 знающийипринимающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичнос
ть) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональномроссийскомобществе, вмировомсообществе;
 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России,тысячелетнейисториироссийскойгосударственностинаосновеисторического
просвещения,российскогонациональногоисторическогосознания;
 проявляющийуважениекгосударственнымсимволамРоссии,праздникам;
 проявляющийготовностьквыполнениюобязанностейгражданинаРоссии,реализациис
воихгражданскихправисвободприуваженииправисвобод,законныхинтересовдругихл
юдей;
 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма,терроризма,коррупциивобществе;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
томчислесамоуправлении,ориентированныйнаучастиевсоциальнозначимойдеятельн
ости.
Патриотическоевоспитание:








сознающийсвоюнациональную,этническуюпринадлежность,любящийсвойнарод,его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
другихнародовРоссии,символам,праздникам,памятникам,традициямнародов,прожи
вающихвроднойстране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края,своегонарода,другихнародов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве,спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитниковОтечествавпрошлом исовременности;
принимающий участиев мероприятияхпатриотическойнаправленности.

Духовно-нравственноевоспитание:
знающийиуважающийдуховнонравственнуюкультурусвоегонарода,ориентированный на духовные ценности и
нравственные нормы народов России,российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учетом национальной,религиознойпринадлежности);
 выражающийготовностьоцениватьсвоеповедениеипоступки,поведениеипоступкидру
гихлюдейспозицийтрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностейинормс учетомосознанияпоследствийпоступков;
 выражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоре
чащихтрадиционнымвРоссиидуховно-нравственнымнормамиценностям;
 сознающийсоотношениесвободыиответственностиличностивусловияхиндивидуальн
огоиобщественногопространства,значениеиценностьмежнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющийобщатьсяслюдьмиразныхнародов, вероисповеданий;


8

проявляющийуважениекстаршим,кроссийскимтрадиционнымсемейнымценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи,рожденияивоспитаниядетей;
 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
какчастидуховнойкультурысвоегонарода, российскогообщества.


Эстетическоевоспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народныхтрадицийинародноготворчествавискусстве;
 проявляющийэмоционально-чувственнуювосприимчивостькразнымвидамискусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влиянияна
поведениелюдей;
 сознающийрольхудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражени
я в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей,традицийвискусстве;
 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественномтворчестве.


Физическое









воспитание, формирование культуры
эмоциональногоблагополучия:

здоровья и

понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
всохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасногоповедения,втомчислевинформационнойсреде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдениегигиенических правил,сбалансированныйрежим занятий и
отдыха,регулярнуюфизическую активность);
проявляющийнеприятиевредныхпривычек(курения,употребленияалкоголя,наркотик
ов, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вредадляфизическогоипсихическогоздоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других
людей),стремящийсяуправлятьсобственнымэмоциональным состоянием;
способныйадаптироватьсякменяющимсясоциальным,информационнымиприродным
условиям,стрессовым ситуациям.

Трудовоевоспитание:
уважающийтруд,результатысвоеготруда,трудадругихлюдей;проявляющийинтерескп
рактическому изучениюпрофессийитрударазличногорода,втомчисле
наосновепримененияпредметныхзнаний;
 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовойдеятельностинапротяжениижизнидляуспешнойпрофессиональнойсамореа
лизациивроссийскомобществе;
 участвующийврешениипрактическихтрудовыхдел,задач(всемье,общеобразовательно
йорганизации,своейместности)технологическойисоциальнойнаправленности,способ
ныйинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогорода деятельность;
 выражающийготовностькосознанномувыборуипостроениюиндивидуальнойтраектор
ии образования и жизненных планов с учетом личных и
общественныхинтересов,потребностей.


9

Экологическоевоспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
ихрешения,значениеэкологическойкультурычеловека,общества;
 сознающийсвоюответственностькакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязи
природной,технологической исоциальнойсред;
 выражающийактивноенеприятиедействий,приносящихвредприроде;ориентированны
йнаприменениезнанийестественныхисоциальныхнаукдлярешения задач в области
охраны природы, планирования своих поступков и
оценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсреды;
 участвующийвпрактическойдеятельностиэкологической,природоохраннойнаправле
нности.


Ценность научногопознания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
сучетоминдивидуальныхинтересов,способностей, достижений;
 ориентированныйвдеятельностинанаучныезнанияоприродеиобществе,взаимосвязяхч
еловекасприроднойисоциальной средой;
 развивающийнавыкииспользованияразличныхсредствпознания,накоплениязнаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной,цифровойсреде);
 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта
вестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности.


2.Содержательныйраздел
2.1. Укладобразовательнойорганизации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ
«Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует
ключевыехарактеристики,определяющиеособенностивоспитательного
процесса.УкладМКОУ
«Совхозная
СОШ»удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традицииво
спитания,восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавос
питания,отражающиесамобытныйобликМКОУ«Совхозная
СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме.
Характеристикиуклада, особенностейусловийвоспитаниявМКОУ
« Совхозная СОШ»
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ
«Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует
ключевыехарактеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
МКОУ
«Совхозная СОШ»
удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традициивоспитан
ия,восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавоспитани
10

я,отражающиесамобытныйобликМКОУ
«Совхозная СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитаниявМКОУ «Совхозная СОШ» .
МКОУ«Совхозная СОШ»находитсявсельскойместности, в 8 км от города Кизляр. Школа
функционирует более 80 лет. В 1–11-х классах школы обучается 337 обучающихся.
Контингент обучающихся и их родителей формировался из жителей селШкольное, Мирное,
Дальнее, Садовое, Октябрьское, Индюшкино. В селах в основном проживают семьи разных
национальностей. До 1970-х годов население состояло преимущественно из русских. С 1980-х
годов началось массовое переселение аварцев из Ботлихского, а с 1990-х годов из
Цунтинского районов Дагестана. В настоящее время в селах проживаютпредставители
более15народностей. Восновномэто благополучныеполныесемьи. В селах имеются детский
сад, сельская библиотека, сельский Дом Культуры, фельдшерский пункт. Сельскаябиблиотека
в истекшем учебном году регулярно проводила библиотечные уроки для учеников нашей
школы.
Составобучающихсяшколынеоднородени различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые
обучаютсяинклюзивно в общеобразовательных классах, а на дому;
- социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с
девиантнымповедением.
Источниками положительного влияния на детей, прежде всего являются педагоги школы,
которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная
динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда
администрацииимеетдостаточнобольшойуправленческийопытиквалификацию.Педагоги
школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые
педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной
инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты,
необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
Составобучающихся школынеоднородени различается:
– поучебнымвозможностям,которыезависятотобщегоразвитияребенкаиегоуровняподготовки
кобучениювшколе.ИмеютсяобучающиесясОВЗ,которыеобучаютсяинклюзивновобщеобразов
ательныхклассах,ана дому;
– социальномустатусу.Присутствуютобучающиесяснеблагополучием,сдевиантнымповедени
ем.
Источникамиположительноговлияниянадетей,преждевсегоявляютсяпедагогишколы,ко
торыеграмотноорганизуютобразовательныйпроцесс,очемсвидетельствуютпозитивнаядинами
карезультатовдеятельностипокачествуобеспечиваемогообразования.Команда администрации
имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию.Педагоги школы –
специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и
11

молодыепедагогисдостаточновысокимуровнемтворческойактивностиипрофессиональнойини
циативы.Впедагогическойкомандеимеютсяквалифицированныеспециалисты,необходимыедл
ясопровождениявсехкатегорийобучающихсявшколе.
Возможныеотрицательныеисточникивлияниянадетей:социальныесети,компьютер
ныеигры,атакжеотдельныеродителиснизкимвоспитательнымресурсом,неспособныеграмотно
управлятьразвитиемсвоегоребенка.
ЦельМКОУ«Совхозная СОШ» всамосознаниипедагогическогоколлектива:
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан
России,принимающихсудьбуОтечествакаксвоюличную,осознающихответственностьзанастоя
щееибудущеесвоейстраны,укорененныхвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонационально
гонародаРоссии.
Вшколетрадиционнопроводятся:линейка,посвященнаяДнюзнанийиПоследнему
звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,Золотая осень,
новогодниеогоньки,праздники, посвящение в защитники Отечества, 8 марта, мероприятия
коДнюПобеды.
Основныетрадициивоспитания вМКОУ«Совхозная СОШ»:
стержнемгодовогоциклавоспитательнойработышколыявляютсяосновныешкольные
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилийпедагогическихработников;
 важнойчертойкаждогоключевогоделаибольшинстваиспользуемыхдлявоспитаниядру
гихсовместныхделпедагогическихработниковиобучающихся


12









являетсяколлективнаяразработка,коллективноепланирование,коллективноепроведе
ниеиколлективный анализихрезультатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегосяувеличиваетсяиегорольвсовместныхделах(отпассивногонаблюдателя
доорганизатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами,поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а такжеихсоциальнаяактивность;
педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов
врамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений,на
установлениевнихдоброжелательныхитоварищескихвзаимоотношений;
ключевойфигуройвоспитаниявшколеявляетсяклассныйруководитель,реализующий
по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую,организационную,посредническую
(вразрешенииконфликтов)функции.

Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ
«КрасновосходскаяСОШ»принимаетучастие:
1.
2.
3.
4.

РДДМ«Движение первых».
Школьный театр.
ЮнАрмия
Школьныеспортивныеклубы.

Традиции

и ритуалы: еженедельная организационная линейка с
поднятиемГосударственногофлагаРФ;посвящениевпервоклассники.

Школареализуетинновационные,перспективныевоспитательныепрактики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс
совместнойработыученикаипедагогавизученииобъекта,явленияилипроцессовсопред
еленной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого
взаимодействияявляетсясозданиеусловийдляразвитиятворческойличности,еесамооп
ределенияисамореализации.
2. Действенностьмолодежного иобщественного движения;
3. Ранняяпрофориентационная работа
Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов
ввоспитательнойдеятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности
напризывшколык решению проблеморганизациивоспитательногопроцесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное
общениечастозаменяетсясообщениямивмессенджерах,чтопонижаетэффективностьр
ешенияпроблем.
Путирешениявышеуказанныхпроблем:
13

1. Привлечениеродительскойобщественностикпланированию,организации,проведению
воспитательныхсобытийивоспитательныхдел,атакжеиханализу.

14

2. Поощрениедеятельностиактивныхродителей.
3. Внедрениенестандартныхформорганизацииродительскихсобранийииндивидуальных
встречсродителями.
НормыэтикетаобучающихсяМКОУ «Совхозная СОШ»:
1. Соблюдайграфикпосещений,приходиминутза10–15,неопаздывайкначалузанятий.
Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти вкласс
ипройти ксвоемурабочемуместу.
2. Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейи работниковшколы.
3. Следизавнешнимвидом:твояодеждадолжнабытьчистойиудобной,прическаопрятной.
4. Имейприсебесменнуюобувь.Верхнююодеждуоставляйвраздевалке,повесьеена
вешалку.
5. Всенеобходимоедлязанятийприготовьзаранее–
тетради,учебники,письменныеичертежныепринадлежности.
6. Держи рабочееместовпорядке,следизачистотойпарты.
7. Наурокеведисебятихо,неразговаривай,неходипоклассубезразрешения.Вовремяурока
отключизвук на мобильномтелефонеинедоставайего.
8. Есливклассвошел педагог–нужновстатьвзнакприветствия.
9. Неперебивайучителяиодноклассника.Говори,толькокогдатебяспрашивают.Еслихоче
шьчто-тоспросить, поднимируку.
10.Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
Вовремя обучения будьвнимательным,слушай,думай,старайся.
11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других
учеников.12.Будьвежливым,негрубинивзрослым,нидетям.Неприличныесловаижесты
недопустимы.
13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть
его.14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников
школы.15.Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощиустар
ших.
2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы
ипредставлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание
воспитательнойработы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый
из модулейобладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностямивоспитания.
Воспитательная работа МКОУ«Совхозная СОШ» представлена в рамках
основных(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемероприятия»,«Предметн
опространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,«Профилактикаибезопасн
ость»,«Социальноепартнерство»,«Профориентация».Модулиописаныпоследовательнопомере
уменьшенияихзначимостиввоспитательнойсистемеМКОУ
«Совхозная СОШ».
Модуль«Урочнаядеятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
15

занятийврамкахмаксимальнодопустимойучебнойнагрузки)предусматривает:

16


















максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебныхпредметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознаниянаосновеисторическогопросвещения;подборсоответствующегосодержания
уроков,заданий,вспомогательныхматериалов,проблемныхситуацийдляобсуждений;
включениеучителямиврабочиепрограммыпоучебнымпредметам,курсам,модулямцел
евыхориентироврезультатоввоспитания,ихучетвопределениивоспитательныхзадачу
роков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулейтематикивсоответствиис календарнымпланомвоспитательнойработы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания,целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетаво
спитаниявучебнойдеятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
урокахпредметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своегомнения,выработкисвоеголичностногоотношениякизучаемымсобытиям,явлен
иям,лицам;
применениеинтерактивныхформучебнойработы–
интеллектуальных,стимулирующихпознавательнуюмотивацию,игровыхметодик,ди
скуссий,дающихвозможностьприобрестиопытведенияконструктивногодиалога;груп
повойработы,котораяучитстроитьотношенияидействоватьвкоманде,способствуетраз
витиюкритическогомышления;
побуждениеобучающихсясоблюдатьнормыповедения,правилаобщениясосверстника
миипедагогическимиработниками,соответствующиеукладуобщеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательнойатмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
наднеуспевающимиодноклассниками,втомчислесособымиобразовательнымипотреб
ностями, дающего обучающимся социальнозначимый опыт
сотрудничестваивзаимной помощи;
инициированиеиподдержкуисследовательскойдеятельностиобучающихся,планирова
ниеивыполнениеиндивидуальныхигрупповыхпроектоввоспитательнойнаправленнос
ти.

Модуль«Внеурочнаядеятельность»
Реализациявоспитательногопотенциалавнеурочнойдеятельностивцеляхобеспеченияиндивиду
альныхпотребностейобучающихсяосуществляетсяврамкахвыбранныхимикурсов,занятий:
курсы,занятияпатриотической,гражданско-патриотической,военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговорыоважном»,«Россия-моигоризонты»;
 курсы, занятия в области искусств, художественноготворчества разных видов
ижанров«Школьный театр»,«Акварелька»;


Модуль«Классное руководство»

17

Реализациявоспитательногопотенциалаклассногоруководствакакособоговидапедагогической
деятельности, направленной в первую очередь на решение задач
воспитанияисоциализацииобучающихся,предусматривает:























планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематическойнаправленности;
инициированиеиподдержкукласснымируководителямиучастияклассоввобщешкольн
ых делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимсявихподготовке,проведенииианализе;
организациюинтересныхиполезныхдляличностногоразвитияобучающихсясовместны
хдел,позволяющихвовлекатьвнихобучающихсясразнымипотребностями,способност
ями,даватьвозможностидлясамореализации,устанавливатьиукреплятьдоверительны
еотношения,статьдлянихзначимымвзрослым,задающим образцы поведения;
сплочениеколлективаклассачерезигрыитренингинакомандообразование,внеучебные
и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
днейрожденияобучающихся,классныевечера;
выработкусовместнособучающимисяправилповедениякласса,участиеввыработкетак
ихправилповедениявобразовательной организации;
изучениеособенностейличностногоразвитияобучающихсяпутемнаблюдениязаихпове
дением,вспециальносоздаваемыхпедагогическихситуациях,виграх,беседахпонравст
веннымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсясрезультатамибеседсродителям
и,учителями,атакже(принеобходимости)спедагогом-психологом;
доверительноеобщениеиподдержкуобучающихсяврешениипроблем(налаживание
взаимоотношений с одноклассникамиили педагогами, успеваемостьи др.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихсячерезчастныебеседыиндивидуальноивместесихродителями,сдругимио
бучающимисякласса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
вкоторыхонификсируютсвоиучебные,творческие,спортивные,личностныедостижен
ия;
регулярныеконсультациисучителямипредметниками,направленныенаформированиеединстватребованийповопросамвосп
итанияиобучения,предупреждениеи(или)разрешениеконфликтовмеждуучителямиио
бучающимися;
проведениепедагогическихсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграци
ивоспитательныхвлиянийпедагоговнаобучающихся,привлечениеучителейпредметниковкучастиювклассныхделах,дающихимвозможностьлучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во
внеучебнойобстановке,участвовать вродительскихсобранияхкласса;
организацию ипроведениерегулярных родительских собраний,
информированиеродителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе,
жизниклассавцелом,помощьродителямиинымчленамсемьивотношенияхсучителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего
врешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе,общеобразовательнойорганизации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся
корганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассеиобщеобразоват
ельнойорганизации;

18



проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийидругихмероприятий.

Модуль«Основные школьныедела»
Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает:

















общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональнымипраздниками,памятнымидатами, вкоторыхучаствуютвсе классы;
участиевовсероссийскихакциях,посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
наследующийуровеньобразования,символизирующиеприобретениеновыхсоциальны
хстатусов вобразовательной организации,обществе;
церемониинаграждения(поитогамучебногопериода,года)обучающихсяипедагоговзау
частиевжизниобразовательнойорганизации,достижениявконкурсах,соревнованиях,о
лимпиадах,вкладвразвитиеобразовательнойорганизации,своейместности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
иреализуемыеобучающимисяипедагогическимиработниками,втомчислесучастиемсо
циальныхпартнеров,комплексыделблаготворительной,экологической,патриотическ
ой,трудовойидругойнаправленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьямиобучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами,значимымисобытиямидляжителейнаселенногопункта;
разновозрастныесборы,многодневныевыездныесобытия,включающиевсебякомплекс
коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой,экологической,трудовой,спортивнооздоровительнойидругойнаправленности;
вовлечениеповозможностикаждогообучающегосявшкольныеделавразныхролях(сцен
аристов,постановщиков,исполнителей,корреспондентов,ведущих,декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование,за
приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении
навыковподготовки,проведения,анализаобщешкольныхдел;
наблюдениезаповедениемобучающихсявситуацияхподготовки,проведения,анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимисяразныхвозрастов,спедагогическимиработникамиидругимивзрослым
и.

Модуль«Внешкольные мероприятия»
Реализациявоспитательного потенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает:
общиевнешкольныемероприятия,втомчислеорганизуемыесовместноссоциальнымип
артнерами образовательнойорганизации;
 внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуем
ые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебнымпредметам,курсам,модулям;
 экскурсии,походывыходногодня(вмузей,картиннуюгалерею,технопарк,напредприят
иеидр.),
организуемыевклассахкласснымируководителями,втомчислесовместносродителями
(законнымипредставителями)обучающихсяспривлечениемихкпланированию,органи
зации,проведению,оценкемероприятия;


19

литературные,исторические,экологическиеидругиепоходы,экскурсии,экспедиции,
слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в
томчислесовместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсядляизуч
енияисторико-культурныхмест,событий,биографийпроживавшихвэтойместности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурныхландшафтов,флорыифауныидр.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
впроцессекоторыхскладываетсядетсковзрослаяобщность,характеризующаясядоверительнымивзаимоотношениями,ответст
веннымотношениемкделу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта.


Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды»
Реализациявоспитательногопотенциалапредметнопространственнойсредыпредусматриваетсовместнуюдеятельностьпедагогов,обучающихся,др
угихучастниковобразовательныхотношенийпоеесозданию,поддержанию,использованиюввос
питательном процессе:













оформление внешнеговида здания,фасада,холла привходе в
образовательнуюорганизациюгосударственнойсимволикойРоссийскойФедерации,с
убъектаРоссийской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениямисимволикиРоссийскогогосударствавразныепериодытысячелетнейис
тории,историческойсимволикирегиона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного
флагаРоссийскойФедерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
иисторических,точныхистилизованных,географических,природных,культурологиче
ских,художественнооформленных,втомчислематериалами,подготовленнымиобучаю
щимися)сизображениямизначимыхкультурныхобъектовместности,региона,России,п
амятныхисторических,гражданских,народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся
государственныхдеятелейРоссии,деятелейкультуры,науки,производства,искусства,в
оенных,героевизащитниковОтечества;
изготовление,размещение,обновлениехудожественныхизображений(символических,
живописных, фотографических, интерактивных – аудио и видео)природы России,
региона, местности, предметов традиционной культуры и
быта,духовнойкультурынародов России;
организациюиподдержаниевобразовательнойорганизациизвуковогопространствапоз
итивнойдуховно-нравственной,гражданскопатриотическойвоспитательнойнаправленности(звонкимелодии,музыка,информационныесообщения),исполнениегимнаРоссийскойФедера
ции;
разработку,оформление,поддержание,использованиеввоспитательномпроцессе
«мест гражданскогопочитания» (в том числе если образовательная
организацияноситимявыдающегосяисторическогодеятеля,ученого,героя,защитника
Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или на
прилегающейтерриториидляобщественногражданскогопочитаниялиц,мест,событийвисторииРоссии;мемориалов
воинскойславы,памятников,памятныхдосок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первогоэтажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
20

новостнуюинформациюпозитивногогражданско-патриотического,духовнонравственного

21
















содержания,фотоотчетыобинтересныхсобытиях,поздравленияпедагоговиобучающи
хсяидр.;
разработку
ипопуляризациюсимволикиобразовательнойорганизации(эмблема,флаг,логотип,эле
ментыкостюмаобучающихсяидр.),используемойкакповседневно,так
ивторжественныемоменты;
подготовкуиразмещениерегулярносменяемыхэкспозицийтворческихработобучающи
хся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности,знакомящихсработамидругдруга;
поддержаниеэстетическоговидаиблагоустройствовсехпомещенийвобразовательнойо
рганизации,доступныхибезопасныхрекреационныхзон,озеленениетерриторииприоб
разовательнойорганизации;
разработку,оформление,поддержаниеииспользованиеигровыхпространств,спортивн
ыхиигровыхплощадок,зонактивногоитихогоотдыха;
созданиеиподдержаниеввестибюлеилибиблиотекестеллажейсвободногокнигообмена
, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
дляобщегоиспользованиясвоикниги,братьдлячтениядругие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися,ихродителямипоблагоустройству,оформлениюшкольныхаудиторий,
пришкольнойтерритории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийныйдизай
н);
разработкуиобновлениематериалов(стендов,плакатов,инсталляцийидр.),акцентирую
щихвниманиеобучающихсянаважныхдлявоспитанияценностях,правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросахпрофилактикиибезопасности.

Предметно-пространственнаясреда
строитсякакмаксимальнодоступнаядляобучающихсясособымиобразовательнымипотребностя
ми.
Модуль«Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законнымипредставителями)обучающихсяпредусматривает:









созданиеидеятельностьвобразовательнойорганизации,вклассахпредставительныхорг
ановродительскогосообщества(родительскогокомитетаобразовательнойорганизации
,классов),участвующихвобсужденииирешениивопросоввоспитанияиобучения,деяте
льностьпредставителейродительскогосообществавУправляющемсоветеобразовател
ьнойорганизации;
тематическиеродительскиесобраниявклассах,общешкольныеродительскиесобрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов,условийобученияивоспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещатьурокиивнеурочныезанятия;
работусемейныхклубов,родительскихгостиных,предоставляющихродителям,педагог
амиобучающимсяплощадкудлясовместногодосугаиобщения,собсуждениемактуальн
ыхвопросов воспитания;
проведениетематическихсобраний(втомчислепоинициативеродителей),накоторых
22

родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультациипсихологов,врачей,социальныхработников,служителейтрадиционных
российскихрелигий,обмениватьсяопытом;

23

родительскиефорумынаофициальномсайтеобразовательнойорганизациивинформаци
онно-коммуникационнойсети«Интернет»,интернет-сообщества,группы с участием
педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителейвопросы,согласуетсясовместнаядеятельность;
 участиеродителейвпсихологопедагогическихконсилиумахвслучаях,предусмотренныхнормативнымидокументами
опсихологопедагогическомконсилиумевобразовательнойорганизациивсоответствииспорядкомп
ривлеченияродителей(законныхпредставителей);
 привлечениеродителей(законныхпредставителей)кподготовкеипроведениюклассных
иобщешкольныхмероприятий;
 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся
безпопеченияродителей, приемныхдетей.


Модуль«Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательнойорганизациипредусматривает:
организациюидеятельностьоргановученическогосамоуправления(советобучающихся
илидр.), избранныхобучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся
впроцессеуправленияобразовательнойорганизацией;
 защитуорганамиученическогосамоуправлениязаконныхинтересовиправобучающихс
я;
 участиепредставителейоргановученическогосамоуправлениявразработке,обсуждени
ииреализациирабочейпрограммывоспитания,календарногопланавоспитательной
работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательнойорганизации.


Модуль «Профилактика ибезопасность»
Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельностивцеляхформирования
и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организациипредусматривает:
организациюдеятельностипедагогическогоколлективапосозданиювобразовательной
организации эффективной профилактической среды
обеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательнойде
ятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышениябезопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп
рискаобучающихсяпоразнымнаправлениям(агрессивноеповедение,зависимости
идр.);
 проведениекоррекционновоспитательнойработысобучающимсягрупприскасиламипедагогическогоколлектива
испривлечениемстороннихспециалистов(психологов, конфликтологов,
коррекционных педагогов, работников
социальныхслужб,правоохранительныхорганов, опекиидр.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
каксдевиантнымиобучающимися,такисихокружением;организациюмежведомственн


24



оговзаимодействия;
вовлечениеобучающихсяввоспитательнуюдеятельность,проекты,программыпрофила
ктическойнаправленностисоциальныхиприродныхрисковв

25









образовательнойорганизацииивсоциокультурномокруженииспедагогами,родителям
и,социальнымипартнерами(антинаркотические,антиалкогольные,против курения,
вовлечения в деструктивные детские и молодежные
объединения,культы,субкультуры, группыв социальных сетях; по безопасности в
цифровойсреде,натранспорте,наводе,безопасностидорожногодвижения,противопож
арнойбезопасности,антитеррористическойиантиэкстремистскойбезопасности,гражд
анскойоборонеидр.);
организациюпревентивнойработысобучающимисясосценариямисоциальноодобряем
огоповедения,поразвитиюнавыковсаморефлексии,самоконтроля,устойчивостикнега
тивнымвоздействиям, групповомудавлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,альтернативнойдевиантномуповедению,–
познания(путешествия),испытаниясебя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числепрофессиональной,религиознодуховной,благотворительной,художественнойидр.);
предупреждение,профилактикуицеленаправленнуюдеятельностьвслучаяхпоявления,
расширения,влияниявобразовательнойорганизациимаргинальныхгруппобучающихс
я(оставившихобучение,криминальнойнаправленности,сагрессивнымповедениемидр
.);
профилактикурасширениягрупп,семейобучающихся,требующихспециальнойпсихол
огопедагогическойподдержкиисопровождения(слабоуспевающие,социальнозапущенны
е,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиесясОВЗидр.).

Модуль«Социальное партнерство»
Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает:










участиепредставителейорганизацийпартнеров,втомчислевсоответствиисдоговорамиосотрудничестве,впроведенииотдел
ьныхмероприятийврамкахрабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы
(дниоткрытыхдверей,государственные,региональные,школьныепраздники,торжеств
енныемероприятияидр.);
участиепредставителейорганизацийпартнероввпроведенииотдельныхуроков,внеурочных занятий, внешкольных
мероприятийсоответствующейтематическойнаправленности;
проведениенабазеорганизацийпартнеровотдельныхуроков,занятий,внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательн
ойнаправленности;
проведениеоткрытыхдискуссионныхплощадок(детских,педагогических,родительски
х)спредставителямиорганизацийпартнеровдляобсужденийактуальныхпроблем,касающихсяжизниобразовательнойор
ганизации,муниципальногообразования,региона, страны;
реализациюсоциальныхпроектов,совместноразрабатываемыхобучающимися,педагог
амисорганизациямипартнерамиблаготворительной,экологической,патриотической,трудовойидругойнап
равленности,ориентированныхнавоспитаниеобучающихся,преобразованиеокружаю
щегосоциума,позитивноевоздействиенасоциальноеокружение.

Модуль«Профориентация»
26

Реализациявоспитательногопотенциалапрофориентационнойработыобразовательнойоргани
зациипредусматривает:















проведениецикловпрофориентационныхчасов,направленныхнаподготовкуобучающе
госякосознанномупланированиюиреализациисвоегопрофессиональногобудущего;
профориентационныеигры(игрысимуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющиезнания опрофессиях,способах
выборапрофессий, особенностях,условияхразнойпрофессиональнойдеятельности;
экскурсиинапредприятия,ворганизации,дающиеначальныепредставленияосуществу
ющихпрофессияхиусловияхработы;
посещениепрофориентационныхвыставок,ярмарокпрофессий,тематическихпрофори
ентационныхпарков,лагерей,днейоткрытыхдверейворганизацияхпрофессиональног
о,высшегообразования;
организациюнабазедетскоголагеряприобразовательнойорганизациипрофориентацио
нных смен с участием экспертов в области профориентации, гдеобучающиеся могут
познакомиться с профессиями, получить представление об
ихспецифике,попробоватьсвоисилывтойилиинойпрофессии,развитьсоответствующи
енавыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященныхвыборупрофессий,прохождениепрофориентационногоонлайнтестирования,онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессиональногообразования;
участиевработевсероссийскихпрофориентационныхпроектов;
индивидуальноеконсультированиепсихологомобучающихсяиихродителей(законных
представителей)повопросамсклонностей,способностей,иныхиндивидуальныхособен
ностейобучающихся,которыемогутиметьзначениеввыбореимибудущейпрофессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенныхвобязательнуючастьобразовательнойпрограммы,врамкахкомпонентауч
астниковобразовательныхотношений,внеурочнойдеятельности,дополнительногообр
азования.

3. Организационныйраздел
3.1. Кадровоеобеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ«Совхозная СОШ»
всоответствиисФГОСосновногообщегообразованияпоразделениюфункционала,связанногосп
ланированием,организацией,обеспечением,реализациейвоспитательнойдеятельности; по
вопросам повышения квалификации педагогических работников в сферевоспитания;
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ
идругихкатегорий;попривлечениюспециалистовдругихорганизаций(образовательных,социал
ьных,правоохранительных идр.).
Воспитательныйпроцессвшколеобеспечиваютспециалисты:





заместительдиректорапоучебно-воспитательнойработе;
классныеруководители;
педагоги-психологи;
социальныйпедагог.

27

Общаячисленность педагогических работниковМКОУ« Совхозная СОШ»—43
человекосновныхпедагогическихработников,из
них72%имеютвысшеепедагогическоеобразование,28%среднепрофессиональное,6чел. —
высшуюквалификационную категорию, 3 чел. — первую квалификационную категорию.
Психолого-педагогическоесопровождениеобучающихся,в томчислеобучающихсяс
ОВЗ,обеспечиваютпедагог-психолог,социальныйпедагог.Классноеруководствов 1–11хклассахосуществляют20 классных,руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным
вопросамвоспитаниявсоответствииспланом-графиком.
К реализациивоспитательныхзадачпривлекаютсятакжеспециалистыдругихорганизаций:
работникиПДН,участковый,работникисельскогоДКибиблиотеки.
3.2. Нормативно-методическоеобеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ «
СовхознаяСОШ»обеспечиваютследующиелокальныенормативно-правовыеакты:






















Положениеоклассномруководстве.
Положениеодежурстве.
Положениеошкольном методическомобъединении.
Положениеовнутришкольномконтроле.
Положение о комиссии по урегулировании споров между
участникамиобразовательныхотношений.
Положениео Советепрофилактики.
ПоложениеобУправляющемсовете.
Положениео школьнойформе.
ПоложениеоПМПК.
Положениеосоциально-психологическойслужбе.
Положениеошкольном наркологическомпосте.
Положениеошкольноймедиатеке.
Положениеозащитеобучающихсяот информации,причиняющейвредих
здоровьюиразвитию.
Положениеоборганизациидополнительного образования.
Положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся.
Положениеобученическомсамоуправлении.
Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся.
ПоложениеопервичномотделенииРДДМ«Движениепервых».
Положениеошкольномспортивном клубе.
Положениеошкольноммузее.
Положениео школьномтеатре.

Вышеперечисленныенормативныеактырасположенынаофициальномсайтешколы.
3.3. Требованиякусловиямработысобучающимисясособымиобразовательнымипотребн
остями

28

Науровне ООО обучается обучающихсяс ОВЗ.Это дети с задержкой психическогоразвития.
Для данной категории обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ»созданыособыеусловия.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственностии самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается
опытразвитияотношениймеждуобучающимися,родителями(законнымипредставителями),пед
агогами. Детскаяидетско-взрослая общностив инклюзивном образовании
развиваютсянапринципахзаботы,взаимоуваженияисотрудничества всовместнойдеятельности.
Науровнедеятельностей:педагогическоепроектированиесовместнойдеятельностивклассе, в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группахобеспечиваетусловия
освоениядоступныхнавыков,формируетопытработывкоманде,развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации егоразвития.
Науровнесобытий:проектированиепедагогамиритмовучебнойработы,отдыха,праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развитиякаждогоребенкасОВЗ
обеспечиваетвозможностьегоучастиявжизникласса,школы,событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своихсилах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностямиявляются:
налаживание эмоционально-положительноговзаимодействия с окружающими
дляихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивобщеобразовательнойорганизац
ии;
 формированиедоброжелательногоотношениякобучающимсяиихсемьямсосторонывсе
хучастниковобразовательныхотношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
ивозможностейкаждогообучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействиеповышениюуровняихпедагогической,психологической,медикосоциальнойкомпетентности.


Приорганизациивоспитания обучающихсясособыми
образовательнымипотребностямишколаориентируется:
на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями
сиспользованиемадекватныхвозрастуифизическомуи(или)психическомусостоянию
методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
сособыми образовательными потребностямии их сверстников,с
использованиемадекватныхвспомогательныхсредствипедагогическихприемов,орган
изациейсовместныхформработывоспитателей,педагогов-психологов,учителейлогопедов,учителей-дефектологов;
 личностноориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельностиобучающихсяс
особыми образовательнымипотребностями.


29

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненнойпозицииобучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции исоциальной
успешностиобучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентациин
аактивную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в
совместнуюдеятельностьввоспитательныхцелях.
Принципыпоощрения,которымируководствуется МКОУ«СовхознаяСОШ»
1. Публичностьпоощрения–
информированиевсехучениковшколыонаграждении,проведениепроцедурынаграждениявприс
утствиизначительногочислашкольников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о
награждениях.Ознакомлениешкольников иихродителейслокальнымактомобязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятсяодинразвгод поуровнямобразования.
4. Сочетаниеиндивидуальногоиколлективногопоощрения–использованиеиндивидуальных
и коллективных наград дает возможностьстимулировать
индивидуальнуюиколлективнуюактивностьобучающихся,преодолеватьмежличностныепроти
воречиямеждуобучающимися,получившими инеполучившими награды.
5. Привлечениекучастиювсистемепоощренийнавсехстадияхродителей(законныхпредставите
лей)обучающихся,представителейродительскогосообщества,самихобучающихся,ихпредстави
телей(сучетомналичияученическогосамоуправления),стороннихорганизаций,
ихстатусныхпредставителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлитьстимулирующеедействиесистемыпоощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции
исоциальнойуспешностиобучающихсяв МКОУ« СовхознаяСОШ»
ВМКОУ«Совхозная
СОШ»системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленияактивнойжизненнойпозицииуч
ениковорганизованакаксистемаконкурсов,объявляемыхвначалеучебногогода:








«Ученикгода»;
«Лучшийспортсменгода»;
«Самый классныйкласс»;
«Класс-волонтергода»;
«Учитель года»;
«Самыйклассныйклассный»;
«Самыйактивныйродитель».

Принятьучастиевконкурсахмогутвсежелающие.Условияучастиявконкурсахзафиксированы в
соответствующих локальных актах. Достижения участников
оцениваютсяпоартефактампортфолио,котороеформируетсяобучающимсяиликлассомвтечени
30

е

31

учебногогода.Итогиподводятсявконцеучебногогода.Обсуждениекандидатуросуществляютпе
дагогическийсоветиобщешкольнаяученическаяконференцияшколы,которые
принимаютрешение опобедителях,призерах илауреатах конкурсов поитогамголосования.
Формы
фиксации
«Совхозная СОШ»

достижений

обучающихся,

применяемые

в

МКОУ

1.
Портфолио.Ведениепортфолиоотражаетдеятельностьобучающихсяприееорганизаци
иирегулярномпоощрениикласснымируководителями,поддержкеродителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов,фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Ведение
портфолиоучастникаконкурсарегламентируетсоответствующийлокальныйакт.Порт
фолиоконкурсантадолжновключать:



артефактыпризнания–грамоты,поощрительные письма,фотографиипризовит.д.;
артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фотоизделий
ит.д.

1. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся,номеров классов в последовательности, которуюустанавливаютв
зависимости
отихуспешностиидостижений,которыеопределяютсяобразовательнымирезультатам
иотдельныхобучающихсяиликлассов.
Формыпоощрениясоциальнойуспешностиипроявленияактивнойжизненнойпозицииобу
чающихсяМКОУ«СовхознаяСОШ»:






объявлениеблагодарности;
награждениеграмотой;
вручениесертификатовидипломов;
занесениефотографииактивистанадоскупочета;
награждениеценнымподарком.

Кромеэтого,вМКОУ«Совхозная СОШ»практикуетсяблаготворительнаяподдержка
обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в материальнойподдержке
проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольныхмероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, виндивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
педагогическихработников.Благотворительностьпредусматриваетпубличнуюпрезентациюбла
готворителейиихдеятельности.
Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкаМКОУ
«СовхознаяСОШ»осуществляетпосредствомнаправленияблагодарственногописьма.
Информацияопредстоящихторжественныхпроцедурахнаграждения,орезультатахнаграждения
размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на
сайтешколыиеестраницевсоциальныхсетях.
Использованиерейтингов,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,втомчислеизсо
32

циальныхпартнеров,ихстатус,акции,деятельностьсоответствуютукладу

33

МКОУ«СовхознаяСОШ», цели, задачам, традициям воспитания, согласовано
спредставителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия
навзаимоотношениявотношении школы.
Анализ
воспитательного
процесса
вМКОУ
«СовхознаяСОШ»осуществляетсявсоответствиисцелевымиориентирамирезультатов
воспитания,личностнымирезультатамиобучающихсянауровнеосновногообщегообразования,у
становленными ФГОС ООО.
3.5.

Основнымметодоманализавоспитательногопроцессавобразовательнойорганизацииявляетсяе
жегодныйсамоанализвоспитательнойработысцельювыявленияосновныхпроблемипоследующ
егоихрешенияспривлечением(принеобходимости)внешнихэкспертов,специалистов.
Планированиеанализавоспитательногопроцессавключено
вкалендарныйпланвоспитательнойработы.
Основныепринципы самоанализавоспитательной работы:
взаимноеуважение всехучастниковобразовательныхотношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
преждевсего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
укладаобразовательнойорганизации,содержаниеиразнообразиедеятельности,стильо
бщения,отношениймеждупедагогическимиработниками,обучающимисяиродителям
и;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогическихработников(знанияисохранениявработецелиизадачвоспитания,умело
гопланированиявоспитательнойработы,адекватногоподборавидов,формисодержани
я совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальнымипартнерами);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихсяориентируетнапониманиетого,чтоличностноеразвитие–
эторезультаткакорганизованного социального воспитания, в котором
образовательная
организацияучаствуетнарядусдругимисоциальнымиинститутами,такистихийнойсоц
иализации,исаморазвития.



Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса
1. Результаты воспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся.
Критерием,наосновекоторогоосуществляетсяданныйанализ,являетсядинамикаличностногора
звитияобучающихсявкаждомклассе.
Анализпроводитсякласснымируководителямивместесзаместителемдиректораповоспитательн
ойработе(советникомдиректораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогомприналичии)споследующимобсуждениемрезультатовнаме
тодическомобъединении классныхруководителейилипедагогическомсовете.
Основнымспособомполученияинформацииорезультатахвоспитания,социализацииисаморазви
тияобучающихсяявляетсяпедагогическоенаблюдение.
34

Вниманиепедагогическихработников сосредоточиваетсянавопросах:
какиепроблемы,затруднениявличностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьза
прошедшийучебныйгод;
 какиепроблемы,затруднения решитьнеудалось ипочему;
 какие новые проблемы, трудности
появились, над чем
предстоитработатьпедагогическомуколлективу.


1.Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяи взрослых.
Критерием,наосновекоторогоосуществляетсяданныйанализ,являетсяналичиеинтересной,собы
тийнонасыщенной
иличностноразвивающейсовместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых.
Анализпроводитсязаместителемдиректораповоспитательнойработе(советникомдиректорапов
оспитанию,педагогом-психологом,социальнымпедагогомприналичии),классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей)обучающихся,советаобучающихся.
Способамиполученияинформацииосостоянииорганизуемойсовместнойдеятельностиобучающ
ихсяипедагогическихработниковмогутбытьанкетированияибеседысобучающимисяиихродите
лями(законнымипредставителями),педагогическимиработниками,представителямисоветаобу
чающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителейилипедагогическом совете.
Вниманиесосредотачиваетсянавопросах,связанныхскачествомреализациивоспитательногопот
енциала:













урочнойдеятельности;
внеурочнойдеятельностиобучающихся;
деятельностиклассныхруководителейиихклассов;
проводимыхобщешкольныхосновныхдел,мероприятий;
внешкольныхмероприятий;
созданияиподдержкипредметно-пространственнойсреды;
взаимодействиясродительскимсообществом;
деятельностиученическогосамоуправления;
деятельностипопрофилактикеи безопасности;
реализациипотенциаласоциальногопартнерства;
деятельностипо профориентацииобучающихся;
школьногомузея.

ИтогомсамоанализавоспитательнойработыМКОУ«Совхозная
СОШ»будетпереченьвыявленныхпроблем,которыене удалосьрешить педагогическому
коллективушколыв2023/24
учебномгоду.Этипроблемыследуетучестьприпланированиивоспитательнойработына2024/25у
чебныйгод.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252