2 Пояснительная записка РабочаяпрограммавоспитанияООПОООМКОУ«Совхозная СОШ» Кизлярскогорайона,РД(далее– Программавоспитания)разработананаосновеФедеральнойрабочейпрограммывоспитаниядляо бщеобразовательныхорганизаций.Данная программа основывается на единстве и преемственности образовательного процессавсех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания дляобразовательныхорганизацийдошкольногои среднегопрофессиональногообразования. Программавоспитания: предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательнойдеятельност ивМКОУ«Совхозная СОШ»; разработанас участием коллегиальных органов управления МКОУ «Совхозная СОШ»,втомчислеСоветаобучающихся,Управляющегосовета,иутвержденапедагоги ческимсоветомшколы; реализуетсявединствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместнос семьейидругим иучастникамиобразовательныхотношений, социальнымиинститутами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовнымценностям,включаяценностисвоейэтническойгруппы,правиламинормамп оведения,принятымвроссийскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституцио нныхнорм иценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурнойигражданской идентичностиобучающихся. Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный. В соответствии с особенностями МКОУ«Совхозная СОШ»внесены изменения всодержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны сособенностямиорганизационно-правовойформы,контингентомобучающихсяиихродителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в томчислепредусматривающейуглубленноеизучениеотдельныхучебныхпредметов,учитывающ ейэтнокультурныеинтересы,особыеобразовательныепотребностиобучающихся. 1. Целевойраздел 1.1. СодержаниевоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная СОШ»определяетсясодержаниемроссийскихбазовых(гражданских,национальных)нормицен ностей,которыезакрепленывКонституцииРоссийскойФедерации.Этиценностиинормыопредел яютинвариантноесодержаниевоспитанияобучающихся.Вариативныйкомпонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценностикультуры,традиционныхрелигий народов России. 1.2. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная СОШ»планируетсяиосуществляетсявсоответствиисприоритетамигосударственнойполитикив сферевоспитания.ПриоритетнойзадачейРоссийскойФедерациивсферевоспитаниядетейявляет ся развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционныедуховныеценности,обладающей актуальнымизнаниямииумениями,способной 3 реализовать 4 свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защитеРодины. 1.3. Цель воспитанияобучающихся вМКОУ«Совхозная СОШ»: развитиеличности,созданиеусловийдлясамоопределенияисоциализациинаосновесоц иокультурных,духовнонравственныхценностейипринятыхвроссийскомобществеправилинормповеденияви нтересахчеловека,семьи,обществаигосударства; формирование у обучающихсячувства патриотизма, гражданственности, уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества,законуиправопо рядку,человекутрудаистаршемупоколению,взаимногоуважения,бережного отношения к культурному наследию и традициям многонациональногонародаРоссийской Федерации,природеиокружающейсреде. 1.4. Задачи воспитанияобучающихся вМКОУ« Совхозная СОШ»: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,которыевыработалороссийскоеобщество(социальнозначимыхзнаний); формированиеиразвитиеличностныхотношенийкэтимнормам,ценностям,традициям( ихосвоение, принятие); приобретениесоответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурног оопытаповедения,общения,межличностныхсоциальныхотношений,примененияполу ченныхзнаний; достижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммвсоотве тствиисФГОСООО. 1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программвключают: осознаниероссийскойгражданскойидентичности; сформированностьценностейсамостоятельностииинициативы; готовностьобучающихсяксаморазвитию,самостоятельностииличностномусамоопред елению; наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцело м. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ« Совхозная СОШ»планируетсяиосуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,системнодеятельностного,личностно-ориентированногоподходовисучетомпринциповвоспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей ивзрослых,следованиянравственномупримеру,безопаснойжизнедеятельности,инклюзивности ,возрастосообразности. 1.6. Направлениявоспитания. ПрограммавоспитанияреализуетсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельностиМКОУ«С овхозная СОШ»по основным направлениям воспитания в соответствии сФГОСОООиотражаетготовностьобучающихсяруководствоватьсяценностямииприобретатьп 5 ервоначальныйопытдеятельностинаихоснове,втомчислевчасти: 6 1. Гражданскоговоспитания,способствующегоформированиюроссийскойгражданскойиден тичности,принадлежностикобщностигражданРоссийскойФедерации,кнародуРоссии как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российскойгосударственности,уважениякправам,свободамиобязанностямгражданинаРоссии, правовойиполитическойкультуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,своемународу,уважениякдругимнародамРоссии;историческоепросвещение,формиров ание российского национального исторического сознания, российской культурнойидентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народовРоссии, традиционных религий народов России, формирование традиционных российскихсемейныхценностей;воспитаниечестности,доброты,милосердия,справедливости,д ружелюбияивзаимопомощи,уваженияк старшим,кпамяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры наосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,приобщениеклучшимобразцамотечес твенногоимировогоискусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образажизнииэмоциональногоблагополучия– развитиефизическихспособностейсучетомвозможностейисостоянияздоровья,навыковбезопас ногоповедениявприроднойисоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях. 6. Трудовоговоспитания,основанногонавоспитанииуваженияктруду,трудящимся,результат амтруда(своегоидругихлюдей),ориентациинатрудовуюдеятельность,получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойномтруде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональнойдеятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российскихтрадиционныхдуховныхценностей,навыковохраны,защиты,восстановленияприро ды,окружающейсреды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познаниюсебяидругихлюдей,природыиобщества,кполучениюзнаний,качественногообразован иясучетомличностныхинтересов иобщественныхпотребностей. 1.7. Целевыеориентирырезультатоввоспитания. ТребованиякличностнымрезультатамосвоенияобучающимисяООПОООустановлены ФГОС ООО.На основании этих требований в данном разделе представленыцелевыеориентирырезультатовввоспитании,развитииличностиобучающихся,на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива длявыполнениятребованийФГОСООО.Целевыеориентирыопределенывсоответствиисинвариа нтнымсодержаниемвоспитанияобучающихсянаосновероссийскихбазовых(гражданских,конст итуциональных)ценностей,обеспечиваютединствовоспитания,воспитательногопространства. 7 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.Гражданскоевоспитание: знающийипринимающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичнос ть) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональномроссийскомобществе, вмировомсообществе; понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,тысячелетнейисториироссийскойгосударственностинаосновеисторического просвещения,российскогонациональногоисторическогосознания; проявляющийуважениекгосударственнымсимволамРоссии,праздникам; проявляющийготовностьквыполнениюобязанностейгражданинаРоссии,реализациис воихгражданскихправисвободприуваженииправисвобод,законныхинтересовдругихл юдей; выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,терроризма,коррупциивобществе; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в томчислесамоуправлении,ориентированныйнаучастиевсоциальнозначимойдеятельн ости. Патриотическоевоспитание: сознающийсвоюнациональную,этническуюпринадлежность,любящийсвойнарод,его традиции, культуру; проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и другихнародовРоссии,символам,праздникам,памятникам,традициямнародов,прожи вающихвроднойстране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,своегонарода,другихнародов России; знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитниковОтечествавпрошлом исовременности; принимающий участиев мероприятияхпатриотическойнаправленности. Духовно-нравственноевоспитание: знающийиуважающийдуховнонравственнуюкультурусвоегонарода,ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,религиознойпринадлежности); выражающийготовностьоцениватьсвоеповедениеипоступки,поведениеипоступкидру гихлюдейспозицийтрадиционныхроссийскихдуховнонравственныхценностейинормс учетомосознанияпоследствийпоступков; выражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоре чащихтрадиционнымвРоссиидуховно-нравственнымнормамиценностям; сознающийсоотношениесвободыиответственностиличностивусловияхиндивидуальн огоиобщественногопространства,значениеиценностьмежнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющийобщатьсяслюдьмиразныхнародов, вероисповеданий; 8 проявляющийуважениекстаршим,кроссийскимтрадиционнымсемейнымценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,рожденияивоспитаниядетей; проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе какчастидуховнойкультурысвоегонарода, российскогообщества. Эстетическоевоспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народныхтрадицийинародноготворчествавискусстве; проявляющийэмоционально-чувственнуювосприимчивостькразнымвидамискусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влиянияна поведениелюдей; сознающийрольхудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражени я в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,традицийвискусстве; ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественномтворчестве. Физическое воспитание, формирование культуры эмоциональногоблагополучия: здоровья и понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий всохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасногоповедения,втомчислевинформационнойсреде; выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдениегигиенических правил,сбалансированныйрежим занятий и отдыха,регулярнуюфизическую активность); проявляющийнеприятиевредныхпривычек(курения,употребленияалкоголя,наркотик ов, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вредадляфизическогоипсихическогоздоровья; умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей),стремящийсяуправлятьсобственнымэмоциональным состоянием; способныйадаптироватьсякменяющимсясоциальным,информационнымиприродным условиям,стрессовым ситуациям. Трудовоевоспитание: уважающийтруд,результатысвоеготруда,трудадругихлюдей;проявляющийинтерескп рактическому изучениюпрофессийитрударазличногорода,втомчисле наосновепримененияпредметныхзнаний; сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовойдеятельностинапротяжениижизнидляуспешнойпрофессиональнойсамореа лизациивроссийскомобществе; участвующийврешениипрактическихтрудовыхдел,задач(всемье,общеобразовательно йорганизации,своейместности)технологическойисоциальнойнаправленности,способ ныйинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогорода деятельность; выражающийготовностькосознанномувыборуипостроениюиндивидуальнойтраектор ии образования и жизненных планов с учетом личных и общественныхинтересов,потребностей. 9 Экологическоевоспитание: понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей ихрешения,значениеэкологическойкультурычеловека,общества; сознающийсвоюответственностькакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязи природной,технологической исоциальнойсред; выражающийактивноенеприятиедействий,приносящихвредприроде;ориентированны йнаприменениезнанийестественныхисоциальныхнаукдлярешения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсреды; участвующийвпрактическойдеятельностиэкологической,природоохраннойнаправле нности. Ценность научногопознания: выражающий познавательные интересы в разных предметных областях сучетоминдивидуальныхинтересов,способностей, достижений; ориентированныйвдеятельностинанаучныезнанияоприродеиобществе,взаимосвязяхч еловекасприроднойисоциальной средой; развивающийнавыкииспользованияразличныхсредствпознания,накоплениязнаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,цифровойсреде); демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта вестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности. 2.Содержательныйраздел 2.1. Укладобразовательнойорганизации В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ «Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевыехарактеристики,определяющиеособенностивоспитательного процесса.УкладМКОУ «Совхозная СОШ»удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традицииво спитания,восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавос питания,отражающиесамобытныйобликМКОУ«Совхозная СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме. Характеристикиуклада, особенностейусловийвоспитаниявМКОУ « Совхозная СОШ» В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ «Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевыехарактеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МКОУ «Совхозная СОШ» удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традициивоспитан ия,восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавоспитани 10 я,отражающиесамобытныйобликМКОУ «Совхозная СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме. Характеристики уклада, особенностей условий воспитаниявМКОУ «Совхозная СОШ» . МКОУ«Совхозная СОШ»находитсявсельскойместности, в 8 км от города Кизляр. Школа функционирует более 80 лет. В 1–11-х классах школы обучается 337 обучающихся. Контингент обучающихся и их родителей формировался из жителей селШкольное, Мирное, Дальнее, Садовое, Октябрьское, Индюшкино. В селах в основном проживают семьи разных национальностей. До 1970-х годов население состояло преимущественно из русских. С 1980-х годов началось массовое переселение аварцев из Ботлихского, а с 1990-х годов из Цунтинского районов Дагестана. В настоящее время в селах проживаютпредставители более15народностей. Восновномэто благополучныеполныесемьи. В селах имеются детский сад, сельская библиотека, сельский Дом Культуры, фельдшерский пункт. Сельскаябиблиотека в истекшем учебном году регулярно проводила библиотечные уроки для учеников нашей школы. Составобучающихсяшколынеоднородени различается: – по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаютсяинклюзивно в общеобразовательных классах, а на дому; - социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с девиантнымповедением. Источниками положительного влияния на детей, прежде всего являются педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда администрацииимеетдостаточнобольшойуправленческийопытиквалификацию.Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Составобучающихся школынеоднородени различается: – поучебнымвозможностям,которыезависятотобщегоразвитияребенкаиегоуровняподготовки кобучениювшколе.ИмеютсяобучающиесясОВЗ,которыеобучаютсяинклюзивновобщеобразов ательныхклассах,ана дому; – социальномустатусу.Присутствуютобучающиесяснеблагополучием,сдевиантнымповедени ем. Источникамиположительноговлияниянадетей,преждевсегоявляютсяпедагогишколы,ко торыеграмотноорганизуютобразовательныйпроцесс,очемсвидетельствуютпозитивнаядинами карезультатовдеятельностипокачествуобеспечиваемогообразования.Команда администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию.Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и 11 молодыепедагогисдостаточновысокимуровнемтворческойактивностиипрофессиональнойини циативы.Впедагогическойкомандеимеютсяквалифицированныеспециалисты,необходимыедл ясопровождениявсехкатегорийобучающихсявшколе. Возможныеотрицательныеисточникивлияниянадетей:социальныесети,компьютер ныеигры,атакжеотдельныеродителиснизкимвоспитательнымресурсом,неспособныеграмотно управлятьразвитиемсвоегоребенка. ЦельМКОУ«Совхозная СОШ» всамосознаниипедагогическогоколлектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России,принимающихсудьбуОтечествакаксвоюличную,осознающихответственностьзанастоя щееибудущеесвоейстраны,укорененныхвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонационально гонародаРоссии. Вшколетрадиционнопроводятся:линейка,посвященнаяДнюзнанийиПоследнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,Золотая осень, новогодниеогоньки,праздники, посвящение в защитники Отечества, 8 марта, мероприятия коДнюПобеды. Основныетрадициивоспитания вМКОУ«Совхозная СОШ»: стержнемгодовогоциклавоспитательнойработышколыявляютсяосновныешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилийпедагогическихработников; важнойчертойкаждогоключевогоделаибольшинстваиспользуемыхдлявоспитаниядру гихсовместныхделпедагогическихработниковиобучающихся 12 являетсяколлективнаяразработка,коллективноепланирование,коллективноепроведе ниеиколлективный анализихрезультатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегосяувеличиваетсяиегорольвсовместныхделах(отпассивногонаблюдателя доорганизатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а такжеихсоциальнаяактивность; педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов врамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,на установлениевнихдоброжелательныхитоварищескихвзаимоотношений; ключевойфигуройвоспитаниявшколеявляетсяклассныйруководитель,реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,организационную,посредническую (вразрешенииконфликтов)функции. Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ «КрасновосходскаяСОШ»принимаетучастие: 1. 2. 3. 4. РДДМ«Движение первых». Школьный театр. ЮнАрмия Школьныеспортивныеклубы. Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятиемГосударственногофлагаРФ;посвящениевпервоклассники. Школареализуетинновационные,перспективныевоспитательныепрактики: 1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместнойработыученикаипедагогавизученииобъекта,явленияилипроцессовсопред еленной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействияявляетсясозданиеусловийдляразвитиятворческойличности,еесамооп ределенияисамореализации. 2. Действенностьмолодежного иобщественного движения; 3. Ранняяпрофориентационная работа Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов ввоспитательнойдеятельности: 1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности напризывшколык решению проблеморганизациивоспитательногопроцесса. 2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общениечастозаменяетсясообщениямивмессенджерах,чтопонижаетэффективностьр ешенияпроблем. Путирешениявышеуказанныхпроблем: 13 1. Привлечениеродительскойобщественностикпланированию,организации,проведению воспитательныхсобытийивоспитательныхдел,атакжеиханализу. 14 2. Поощрениедеятельностиактивныхродителей. 3. Внедрениенестандартныхформорганизацииродительскихсобранийииндивидуальных встречсродителями. НормыэтикетаобучающихсяМКОУ «Совхозная СОШ»: 1. Соблюдайграфикпосещений,приходиминутза10–15,неопаздывайкначалузанятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти вкласс ипройти ксвоемурабочемуместу. 2. Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейи работниковшколы. 3. Следизавнешнимвидом:твояодеждадолжнабытьчистойиудобной,прическаопрятной. 4. Имейприсебесменнуюобувь.Верхнююодеждуоставляйвраздевалке,повесьеена вешалку. 5. Всенеобходимоедлязанятийприготовьзаранее– тетради,учебники,письменныеичертежныепринадлежности. 6. Держи рабочееместовпорядке,следизачистотойпарты. 7. Наурокеведисебятихо,неразговаривай,неходипоклассубезразрешения.Вовремяурока отключизвук на мобильномтелефонеинедоставайего. 8. Есливклассвошел педагог–нужновстатьвзнакприветствия. 9. Неперебивайучителяиодноклассника.Говори,толькокогдатебяспрашивают.Еслихоче шьчто-тоспросить, поднимируку. 10.Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно. Вовремя обучения будьвнимательным,слушай,думай,старайся. 11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.12.Будьвежливым,негрубинивзрослым,нидетям.Неприличныесловаижесты недопустимы. 13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.15.Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощиустар ших. 2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы ипредставлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательнойработы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулейобладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностямивоспитания. Воспитательная работа МКОУ«Совхозная СОШ» представлена в рамках основных(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемероприятия»,«Предметн опространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,«Профилактикаибезопасн ость»,«Социальноепартнерство»,«Профориентация».Модулиописаныпоследовательнопомере уменьшенияихзначимостиввоспитательнойсистемеМКОУ «Совхозная СОШ». Модуль«Урочнаядеятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных 15 занятийврамкахмаксимальнодопустимойучебнойнагрузки)предусматривает: 16 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебныхпредметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознаниянаосновеисторическогопросвещения;подборсоответствующегосодержания уроков,заданий,вспомогательныхматериалов,проблемныхситуацийдляобсуждений; включениеучителямиврабочиепрограммыпоучебнымпредметам,курсам,модулямцел евыхориентироврезультатоввоспитания,ихучетвопределениивоспитательныхзадачу роков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулейтематикивсоответствиис календарнымпланомвоспитательнойработы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетаво спитаниявучебнойдеятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на урокахпредметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своегомнения,выработкисвоеголичностногоотношениякизучаемымсобытиям,явлен иям,лицам; применениеинтерактивныхформучебнойработы– интеллектуальных,стимулирующихпознавательнуюмотивацию,игровыхметодик,ди скуссий,дающихвозможностьприобрестиопытведенияконструктивногодиалога;груп повойработы,котораяучитстроитьотношенияидействоватьвкоманде,способствуетраз витиюкритическогомышления; побуждениеобучающихсясоблюдатьнормыповедения,правилаобщениясосверстника миипедагогическимиработниками,соответствующиеукладуобщеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательнойатмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся наднеуспевающимиодноклассниками,втомчислесособымиобразовательнымипотреб ностями, дающего обучающимся социальнозначимый опыт сотрудничестваивзаимной помощи; инициированиеиподдержкуисследовательскойдеятельностиобучающихся,планирова ниеивыполнениеиндивидуальныхигрупповыхпроектоввоспитательнойнаправленнос ти. Модуль«Внеурочнаядеятельность» Реализациявоспитательногопотенциалавнеурочнойдеятельностивцеляхобеспеченияиндивиду альныхпотребностейобучающихсяосуществляетсяврамкахвыбранныхимикурсов,занятий: курсы,занятияпатриотической,гражданско-патриотической,военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговорыоважном»,«Россия-моигоризонты»; курсы, занятия в области искусств, художественноготворчества разных видов ижанров«Школьный театр»,«Акварелька»; Модуль«Классное руководство» 17 Реализациявоспитательногопотенциалаклассногоруководствакакособоговидапедагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитанияисоциализацииобучающихся,предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематическойнаправленности; инициированиеиподдержкукласснымируководителямиучастияклассоввобщешкольн ых делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимсявихподготовке,проведенииианализе; организациюинтересныхиполезныхдляличностногоразвитияобучающихсясовместны хдел,позволяющихвовлекатьвнихобучающихсясразнымипотребностями,способност ями,даватьвозможностидлясамореализации,устанавливатьиукреплятьдоверительны еотношения,статьдлянихзначимымвзрослым,задающим образцы поведения; сплочениеколлективаклассачерезигрыитренингинакомандообразование,внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования днейрожденияобучающихся,классныевечера; выработкусовместнособучающимисяправилповедениякласса,участиеввыработкетак ихправилповедениявобразовательной организации; изучениеособенностейличностногоразвитияобучающихсяпутемнаблюдениязаихпове дением,вспециальносоздаваемыхпедагогическихситуациях,виграх,беседахпонравст веннымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсясрезультатамибеседсродителям и,учителями,атакже(принеобходимости)спедагогом-психологом; доверительноеобщениеиподдержкуобучающихсяврешениипроблем(налаживание взаимоотношений с одноклассникамиили педагогами, успеваемостьи др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихсячерезчастныебеседыиндивидуальноивместесихродителями,сдругимио бучающимисякласса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, вкоторыхонификсируютсвоиучебные,творческие,спортивные,личностныедостижен ия; регулярныеконсультациисучителямипредметниками,направленныенаформированиеединстватребованийповопросамвосп итанияиобучения,предупреждениеи(или)разрешениеконфликтовмеждуучителямиио бучающимися; проведениепедагогическихсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграци ивоспитательныхвлиянийпедагоговнаобучающихся,привлечениеучителейпредметниковкучастиювклассныхделах,дающихимвозможностьлучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебнойобстановке,участвовать вродительскихсобранияхкласса; организацию ипроведениерегулярных родительских собраний, информированиеродителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизниклассавцелом,помощьродителямиинымчленамсемьивотношенияхсучителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего врешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе,общеобразовательнойорганизации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся корганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассеиобщеобразоват ельнойорганизации; 18 проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийидругихмероприятий. Модуль«Основные школьныедела» Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональнымипраздниками,памятнымидатами, вкоторыхучаствуютвсе классы; участиевовсероссийскихакциях,посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом наследующийуровеньобразования,символизирующиеприобретениеновыхсоциальны хстатусов вобразовательной организации,обществе; церемониинаграждения(поитогамучебногопериода,года)обучающихсяипедагоговзау частиевжизниобразовательнойорганизации,достижениявконкурсах,соревнованиях,о лимпиадах,вкладвразвитиеобразовательнойорганизации,своейместности; социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые иреализуемыеобучающимисяипедагогическимиработниками,втомчислесучастиемсо циальныхпартнеров,комплексыделблаготворительной,экологической,патриотическ ой,трудовойидругойнаправленности; проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьямиобучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,значимымисобытиямидляжителейнаселенногопункта; разновозрастныесборы,многодневныевыездныесобытия,включающиевсебякомплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой,экологической,трудовой,спортивнооздоровительнойидругойнаправленности; вовлечениеповозможностикаждогообучающегосявшкольныеделавразныхролях(сцен аристов,постановщиков,исполнителей,корреспондентов,ведущих,декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование,за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыковподготовки,проведения,анализаобщешкольныхдел; наблюдениезаповедениемобучающихсявситуацияхподготовки,проведения,анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимисяразныхвозрастов,спедагогическимиработникамиидругимивзрослым и. Модуль«Внешкольные мероприятия» Реализациявоспитательного потенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает: общиевнешкольныемероприятия,втомчислеорганизуемыесовместноссоциальнымип артнерами образовательнойорганизации; внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуем ые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебнымпредметам,курсам,модулям; экскурсии,походывыходногодня(вмузей,картиннуюгалерею,технопарк,напредприят иеидр.), организуемыевклассахкласснымируководителями,втомчислесовместносродителями (законнымипредставителями)обучающихсяспривлечениемихкпланированию,органи зации,проведению,оценкемероприятия; 19 литературные,исторические,экологическиеидругиепоходы,экскурсии,экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в томчислесовместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсядляизуч енияисторико-культурныхмест,событий,биографийпроживавшихвэтойместности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурныхландшафтов,флорыифауныидр.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, впроцессекоторыхскладываетсядетсковзрослаяобщность,характеризующаясядоверительнымивзаимоотношениями,ответст веннымотношениемкделу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта. Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды» Реализациявоспитательногопотенциалапредметнопространственнойсредыпредусматриваетсовместнуюдеятельностьпедагогов,обучающихся,др угихучастниковобразовательныхотношенийпоеесозданию,поддержанию,использованиюввос питательном процессе: оформление внешнеговида здания,фасада,холла привходе в образовательнуюорганизациюгосударственнойсимволикойРоссийскойФедерации,с убъектаРоссийской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениямисимволикиРоссийскогогосударствавразныепериодытысячелетнейис тории,историческойсимволикирегиона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флагаРоссийскойФедерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных иисторических,точныхистилизованных,географических,природных,культурологиче ских,художественнооформленных,втомчислематериалами,подготовленнымиобучаю щимися)сизображениямизначимыхкультурныхобъектовместности,региона,России,п амятныхисторических,гражданских,народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственныхдеятелейРоссии,деятелейкультуры,науки,производства,искусства,в оенных,героевизащитниковОтечества; изготовление,размещение,обновлениехудожественныхизображений(символических, живописных, фотографических, интерактивных – аудио и видео)природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,духовнойкультурынародов России; организациюиподдержаниевобразовательнойорганизациизвуковогопространствапоз итивнойдуховно-нравственной,гражданскопатриотическойвоспитательнойнаправленности(звонкимелодии,музыка,информационныесообщения),исполнениегимнаРоссийскойФедера ции; разработку,оформление,поддержание,использованиеввоспитательномпроцессе «мест гражданскогопочитания» (в том числе если образовательная организацияноситимявыдающегосяисторическогодеятеля,ученого,героя,защитника Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или на прилегающейтерриториидляобщественногражданскогопочитаниялиц,мест,событийвисторииРоссии;мемориалов воинскойславы,памятников,памятныхдосок; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первогоэтажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме 20 новостнуюинформациюпозитивногогражданско-патриотического,духовнонравственного 21 содержания,фотоотчетыобинтересныхсобытиях,поздравленияпедагоговиобучающи хсяидр.; разработку ипопуляризациюсимволикиобразовательнойорганизации(эмблема,флаг,логотип,эле ментыкостюмаобучающихсяидр.),используемойкакповседневно,так ивторжественныемоменты; подготовкуиразмещениерегулярносменяемыхэкспозицийтворческихработобучающи хся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,знакомящихсработамидругдруга; поддержаниеэстетическоговидаиблагоустройствовсехпомещенийвобразовательнойо рганизации,доступныхибезопасныхрекреационныхзон,озеленениетерриторииприоб разовательнойорганизации; разработку,оформление,поддержаниеииспользованиеигровыхпространств,спортивн ыхиигровыхплощадок,зонактивногоитихогоотдыха; созданиеиподдержаниеввестибюлеилибиблиотекестеллажейсвободногокнигообмена , на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять дляобщегоиспользованиясвоикниги,братьдлячтениядругие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,ихродителямипоблагоустройству,оформлениюшкольныхаудиторий, пришкольнойтерритории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийныйдизай н); разработкуиобновлениематериалов(стендов,плакатов,инсталляцийидр.),акцентирую щихвниманиеобучающихсянаважныхдлявоспитанияценностях,правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросахпрофилактикиибезопасности. Предметно-пространственнаясреда строитсякакмаксимальнодоступнаядляобучающихсясособымиобразовательнымипотребностя ми. Модуль«Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законнымипредставителями)обучающихсяпредусматривает: созданиеидеятельностьвобразовательнойорганизации,вклассахпредставительныхорг ановродительскогосообщества(родительскогокомитетаобразовательнойорганизации ,классов),участвующихвобсужденииирешениивопросоввоспитанияиобучения,деяте льностьпредставителейродительскогосообществавУправляющемсоветеобразовател ьнойорганизации; тематическиеродительскиесобраниявклассах,общешкольныеродительскиесобрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,условийобученияивоспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещатьурокиивнеурочныезанятия; работусемейныхклубов,родительскихгостиных,предоставляющихродителям,педагог амиобучающимсяплощадкудлясовместногодосугаиобщения,собсуждениемактуальн ыхвопросов воспитания; проведениетематическихсобраний(втомчислепоинициативеродителей),накоторых 22 родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультациипсихологов,врачей,социальныхработников,служителейтрадиционных российскихрелигий,обмениватьсяопытом; 23 родительскиефорумынаофициальномсайтеобразовательнойорганизациивинформаци онно-коммуникационнойсети«Интернет»,интернет-сообщества,группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителейвопросы,согласуетсясовместнаядеятельность; участиеродителейвпсихологопедагогическихконсилиумахвслучаях,предусмотренныхнормативнымидокументами опсихологопедагогическомконсилиумевобразовательнойорганизациивсоответствииспорядкомп ривлеченияродителей(законныхпредставителей); привлечениеродителей(законныхпредставителей)кподготовкеипроведениюклассных иобщешкольныхмероприятий; целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся безпопеченияродителей, приемныхдетей. Модуль«Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательнойорганизациипредусматривает: организациюидеятельностьоргановученическогосамоуправления(советобучающихся илидр.), избранныхобучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся впроцессеуправленияобразовательнойорганизацией; защитуорганамиученическогосамоуправлениязаконныхинтересовиправобучающихс я; участиепредставителейоргановученическогосамоуправлениявразработке,обсуждени ииреализациирабочейпрограммывоспитания,календарногопланавоспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательнойорганизации. Модуль «Профилактика ибезопасность» Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельностивцеляхформирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организациипредусматривает: организациюдеятельностипедагогическогоколлективапосозданиювобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательнойде ятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышениябезопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп рискаобучающихсяпоразнымнаправлениям(агрессивноеповедение,зависимости идр.); проведениекоррекционновоспитательнойработысобучающимсягрупприскасиламипедагогическогоколлектива испривлечениемстороннихспециалистов(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальныхслужб,правоохранительныхорганов, опекиидр.); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу каксдевиантнымиобучающимися,такисихокружением;организациюмежведомственн 24 оговзаимодействия; вовлечениеобучающихсяввоспитательнуюдеятельность,проекты,программыпрофила ктическойнаправленностисоциальныхиприродныхрисковв 25 образовательнойорганизацииивсоциокультурномокруженииспедагогами,родителям и,социальнымипартнерами(антинаркотические,антиалкогольные,против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,культы,субкультуры, группыв социальных сетях; по безопасности в цифровойсреде,натранспорте,наводе,безопасностидорожногодвижения,противопож арнойбезопасности,антитеррористическойиантиэкстремистскойбезопасности,гражд анскойоборонеидр.); организациюпревентивнойработысобучающимисясосценариямисоциальноодобряем огоповедения,поразвитиюнавыковсаморефлексии,самоконтроля,устойчивостикнега тивнымвоздействиям, групповомудавлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,альтернативнойдевиантномуповедению,– познания(путешествия),испытаниясебя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числепрофессиональной,религиознодуховной,благотворительной,художественнойидр.); предупреждение,профилактикуицеленаправленнуюдеятельностьвслучаяхпоявления, расширения,влияниявобразовательнойорганизациимаргинальныхгруппобучающихс я(оставившихобучение,криминальнойнаправленности,сагрессивнымповедениемидр .); профилактикурасширениягрупп,семейобучающихся,требующихспециальнойпсихол огопедагогическойподдержкиисопровождения(слабоуспевающие,социальнозапущенны е,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиесясОВЗидр.). Модуль«Социальное партнерство» Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает: участиепредставителейорганизацийпартнеров,втомчислевсоответствиисдоговорамиосотрудничестве,впроведенииотдел ьныхмероприятийврамкахрабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дниоткрытыхдверей,государственные,региональные,школьныепраздники,торжеств енныемероприятияидр.); участиепредставителейорганизацийпартнероввпроведенииотдельныхуроков,внеурочных занятий, внешкольных мероприятийсоответствующейтематическойнаправленности; проведениенабазеорганизацийпартнеровотдельныхуроков,занятий,внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательн ойнаправленности; проведениеоткрытыхдискуссионныхплощадок(детских,педагогических,родительски х)спредставителямиорганизацийпартнеровдляобсужденийактуальныхпроблем,касающихсяжизниобразовательнойор ганизации,муниципальногообразования,региона, страны; реализациюсоциальныхпроектов,совместноразрабатываемыхобучающимися,педагог амисорганизациямипартнерамиблаготворительной,экологической,патриотической,трудовойидругойнап равленности,ориентированныхнавоспитаниеобучающихся,преобразованиеокружаю щегосоциума,позитивноевоздействиенасоциальноеокружение. Модуль«Профориентация» 26 Реализациявоспитательногопотенциалапрофориентационнойработыобразовательнойоргани зациипредусматривает: проведениецикловпрофориентационныхчасов,направленныхнаподготовкуобучающе госякосознанномупланированиюиреализациисвоегопрофессиональногобудущего; профориентационныеигры(игрысимуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющиезнания опрофессиях,способах выборапрофессий, особенностях,условияхразнойпрофессиональнойдеятельности; экскурсиинапредприятия,ворганизации,дающиеначальныепредставленияосуществу ющихпрофессияхиусловияхработы; посещениепрофориентационныхвыставок,ярмарокпрофессий,тематическихпрофори ентационныхпарков,лагерей,днейоткрытыхдверейворганизацияхпрофессиональног о,высшегообразования; организациюнабазедетскоголагеряприобразовательнойорганизациипрофориентацио нных смен с участием экспертов в области профориентации, гдеобучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об ихспецифике,попробоватьсвоисилывтойилиинойпрофессии,развитьсоответствующи енавыки; совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященныхвыборупрофессий,прохождениепрофориентационногоонлайнтестирования,онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессиональногообразования; участиевработевсероссийскихпрофориентационныхпроектов; индивидуальноеконсультированиепсихологомобучающихсяиихродителей(законных представителей)повопросамсклонностей,способностей,иныхиндивидуальныхособен ностейобучающихся,которыемогутиметьзначениеввыбореимибудущейпрофессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенныхвобязательнуючастьобразовательнойпрограммы,врамкахкомпонентауч астниковобразовательныхотношений,внеурочнойдеятельности,дополнительногообр азования. 3. Организационныйраздел 3.1. Кадровоеобеспечение В данном подразделе представлены решения МКОУ«Совхозная СОШ» всоответствиисФГОСосновногообщегообразованияпоразделениюфункционала,связанногосп ланированием,организацией,обеспечением,реализациейвоспитательнойдеятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сферевоспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ идругихкатегорий;попривлечениюспециалистовдругихорганизаций(образовательных,социал ьных,правоохранительных идр.). Воспитательныйпроцессвшколеобеспечиваютспециалисты: заместительдиректорапоучебно-воспитательнойработе; классныеруководители; педагоги-психологи; социальныйпедагог. 27 Общаячисленность педагогических работниковМКОУ« Совхозная СОШ»—43 человекосновныхпедагогическихработников,из них72%имеютвысшеепедагогическоеобразование,28%среднепрофессиональное,6чел. — высшуюквалификационную категорию, 3 чел. — первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическоесопровождениеобучающихся,в томчислеобучающихсяс ОВЗ,обеспечиваютпедагог-психолог,социальныйпедагог.Классноеруководствов 1–11хклассахосуществляют20 классных,руководителей. Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросамвоспитаниявсоответствииспланом-графиком. К реализациивоспитательныхзадачпривлекаютсятакжеспециалистыдругихорганизаций: работникиПДН,участковый,работникисельскогоДКибиблиотеки. 3.2. Нормативно-методическоеобеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ « СовхознаяСОШ»обеспечиваютследующиелокальныенормативно-правовыеакты: Положениеоклассномруководстве. Положениеодежурстве. Положениеошкольном методическомобъединении. Положениеовнутришкольномконтроле. Положение о комиссии по урегулировании споров между участникамиобразовательныхотношений. Положениео Советепрофилактики. ПоложениеобУправляющемсовете. Положениео школьнойформе. ПоложениеоПМПК. Положениеосоциально-психологическойслужбе. Положениеошкольном наркологическомпосте. Положениеошкольноймедиатеке. Положениеозащитеобучающихсяот информации,причиняющейвредих здоровьюиразвитию. Положениеоборганизациидополнительного образования. Положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся. Положениеобученическомсамоуправлении. Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся. ПоложениеопервичномотделенииРДДМ«Движениепервых». Положениеошкольномспортивном клубе. Положениеошкольноммузее. Положениео школьномтеатре. Вышеперечисленныенормативныеактырасположенынаофициальномсайтешколы. 3.3. Требованиякусловиямработысобучающимисясособымиобразовательнымипотребн остями 28 Науровне ООО обучается обучающихсяс ОВЗ.Это дети с задержкой психическогоразвития. Для данной категории обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ»созданыособыеусловия. На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственностии самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опытразвитияотношениймеждуобучающимися,родителями(законнымипредставителями),пед агогами. Детскаяидетско-взрослая общностив инклюзивном образовании развиваютсянапринципахзаботы,взаимоуваженияисотрудничества всовместнойдеятельности. Науровнедеятельностей:педагогическоепроектированиесовместнойдеятельностивклассе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группахобеспечиваетусловия освоениядоступныхнавыков,формируетопытработывкоманде,развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации егоразвития. Науровнесобытий:проектированиепедагогамиритмовучебнойработы,отдыха,праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развитиякаждогоребенкасОВЗ обеспечиваетвозможностьегоучастиявжизникласса,школы,событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своихсилах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностямиявляются: налаживание эмоционально-положительноговзаимодействия с окружающими дляихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивобщеобразовательнойорганизац ии; формированиедоброжелательногоотношениякобучающимсяиихсемьямсосторонывсе хучастниковобразовательныхотношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ивозможностейкаждогообучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействиеповышениюуровняихпедагогической,психологической,медикосоциальнойкомпетентности. Приорганизациивоспитания обучающихсясособыми образовательнымипотребностямишколаориентируется: на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями сиспользованиемадекватныхвозрастуифизическомуи(или)психическомусостоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся сособыми образовательными потребностямии их сверстников,с использованиемадекватныхвспомогательныхсредствипедагогическихприемов,орган изациейсовместныхформработывоспитателей,педагогов-психологов,учителейлогопедов,учителей-дефектологов; личностноориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельностиобучающихсяс особыми образовательнымипотребностями. 29 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненнойпозицииобучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции исоциальной успешностиобучающихсяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентациин аактивную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместнуюдеятельностьввоспитательныхцелях. Принципыпоощрения,которымируководствуется МКОУ«СовхознаяСОШ» 1. Публичностьпоощрения– информированиевсехучениковшколыонаграждении,проведениепроцедурынаграждениявприс утствиизначительногочислашкольников. 2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях.Ознакомлениешкольников иихродителейслокальнымактомобязательно. 3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятсяодинразвгод поуровнямобразования. 4. Сочетаниеиндивидуальногоиколлективногопоощрения–использованиеиндивидуальных и коллективных наград дает возможностьстимулировать индивидуальнуюиколлективнуюактивностьобучающихся,преодолеватьмежличностныепроти воречиямеждуобучающимися,получившими инеполучившими награды. 5. Привлечениекучастиювсистемепоощренийнавсехстадияхродителей(законныхпредставите лей)обучающихся,представителейродительскогосообщества,самихобучающихся,ихпредстави телей(сучетомналичияученическогосамоуправления),стороннихорганизаций, ихстатусныхпредставителей. 6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлитьстимулирующеедействиесистемыпоощрения. Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции исоциальнойуспешностиобучающихсяв МКОУ« СовхознаяСОШ» ВМКОУ«Совхозная СОШ»системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленияактивнойжизненнойпозицииуч ениковорганизованакаксистемаконкурсов,объявляемыхвначалеучебногогода: «Ученикгода»; «Лучшийспортсменгода»; «Самый классныйкласс»; «Класс-волонтергода»; «Учитель года»; «Самыйклассныйклассный»; «Самыйактивныйродитель». Принятьучастиевконкурсахмогутвсежелающие.Условияучастиявконкурсахзафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваютсяпоартефактампортфолио,котороеформируетсяобучающимсяиликлассомвтечени 30 е 31 учебногогода.Итогиподводятсявконцеучебногогода.Обсуждениекандидатуросуществляютпе дагогическийсоветиобщешкольнаяученическаяконференцияшколы,которые принимаютрешение опобедителях,призерах илауреатах конкурсов поитогамголосования. Формы фиксации «Совхозная СОШ» достижений обучающихся, применяемые в МКОУ 1. Портфолио.Ведениепортфолиоотражаетдеятельностьобучающихсяприееорганизаци иирегулярномпоощрениикласснымируководителями,поддержкеродителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолиоучастникаконкурсарегламентируетсоответствующийлокальныйакт.Порт фолиоконкурсантадолжновключать: артефактыпризнания–грамоты,поощрительные письма,фотографиипризовит.д.; артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фотоизделий ит.д. 1. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,номеров классов в последовательности, которуюустанавливаютв зависимости отихуспешностиидостижений,которыеопределяютсяобразовательнымирезультатам иотдельныхобучающихсяиликлассов. Формыпоощрениясоциальнойуспешностиипроявленияактивнойжизненнойпозицииобу чающихсяМКОУ«СовхознаяСОШ»: объявлениеблагодарности; награждениеграмотой; вручениесертификатовидипломов; занесениефотографииактивистанадоскупочета; награждениеценнымподарком. Кромеэтого,вМКОУ«Совхозная СОШ»практикуетсяблаготворительнаяподдержка обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в материальнойподдержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольныхмероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, виндивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогическихработников.Благотворительностьпредусматриваетпубличнуюпрезентациюбла готворителейиихдеятельности. Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкаМКОУ «СовхознаяСОШ»осуществляетпосредствомнаправленияблагодарственногописьма. Информацияопредстоящихторжественныхпроцедурахнаграждения,орезультатахнаграждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайтешколыиеестраницевсоциальныхсетях. Использованиерейтингов,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,втомчислеизсо 32 циальныхпартнеров,ихстатус,акции,деятельностьсоответствуютукладу 33 МКОУ«СовхознаяСОШ», цели, задачам, традициям воспитания, согласовано спредставителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия навзаимоотношениявотношении школы. Анализ воспитательного процесса вМКОУ «СовхознаяСОШ»осуществляетсявсоответствиисцелевымиориентирамирезультатов воспитания,личностнымирезультатамиобучающихсянауровнеосновногообщегообразования,у становленными ФГОС ООО. 3.5. Основнымметодоманализавоспитательногопроцессавобразовательнойорганизацииявляетсяе жегодныйсамоанализвоспитательнойработысцельювыявленияосновныхпроблемипоследующ егоихрешенияспривлечением(принеобходимости)внешнихэкспертов,специалистов. Планированиеанализавоспитательногопроцессавключено вкалендарныйпланвоспитательнойработы. Основныепринципы самоанализавоспитательной работы: взаимноеуважение всехучастниковобразовательныхотношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение преждевсего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение укладаобразовательнойорганизации,содержаниеиразнообразиедеятельности,стильо бщения,отношениймеждупедагогическимиработниками,обучающимисяиродителям и; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогическихработников(знанияисохранениявработецелиизадачвоспитания,умело гопланированиявоспитательнойработы,адекватногоподборавидов,формисодержани я совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальнымипартнерами); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихсяориентируетнапониманиетого,чтоличностноеразвитие– эторезультаткакорганизованного социального воспитания, в котором образовательная организацияучаствуетнарядусдругимисоциальнымиинститутами,такистихийнойсоц иализации,исаморазвития. Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса 1. Результаты воспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся. Критерием,наосновекоторогоосуществляетсяданныйанализ,являетсядинамикаличностногора звитияобучающихсявкаждомклассе. Анализпроводитсякласснымируководителямивместесзаместителемдиректораповоспитательн ойработе(советникомдиректораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогомприналичии)споследующимобсуждениемрезультатовнаме тодическомобъединении классныхруководителейилипедагогическомсовете. Основнымспособомполученияинформацииорезультатахвоспитания,социализацииисаморазви тияобучающихсяявляетсяпедагогическоенаблюдение. 34 Вниманиепедагогическихработников сосредоточиваетсянавопросах: какиепроблемы,затруднениявличностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьза прошедшийучебныйгод; какиепроблемы,затруднения решитьнеудалось ипочему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоитработатьпедагогическомуколлективу. 1.Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяи взрослых. Критерием,наосновекоторогоосуществляетсяданныйанализ,являетсяналичиеинтересной,собы тийнонасыщенной иличностноразвивающейсовместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых. Анализпроводитсязаместителемдиректораповоспитательнойработе(советникомдиректорапов оспитанию,педагогом-психологом,социальнымпедагогомприналичии),классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)обучающихся,советаобучающихся. Способамиполученияинформацииосостоянииорганизуемойсовместнойдеятельностиобучающ ихсяипедагогическихработниковмогутбытьанкетированияибеседысобучающимисяиихродите лями(законнымипредставителями),педагогическимиработниками,представителямисоветаобу чающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителейилипедагогическом совете. Вниманиесосредотачиваетсянавопросах,связанныхскачествомреализациивоспитательногопот енциала: урочнойдеятельности; внеурочнойдеятельностиобучающихся; деятельностиклассныхруководителейиихклассов; проводимыхобщешкольныхосновныхдел,мероприятий; внешкольныхмероприятий; созданияиподдержкипредметно-пространственнойсреды; взаимодействиясродительскимсообществом; деятельностиученическогосамоуправления; деятельностипопрофилактикеи безопасности; реализациипотенциаласоциальногопартнерства; деятельностипо профориентацииобучающихся; школьногомузея. ИтогомсамоанализавоспитательнойработыМКОУ«Совхозная СОШ»будетпереченьвыявленныхпроблем,которыене удалосьрешить педагогическому коллективушколыв2023/24 учебномгоду.Этипроблемыследуетучестьприпланированиивоспитательнойработына2024/25у чебныйгод. 35