Приложение к программе воспитания НОО по требованиям ФОП 23-24

Пояснительнаязаписка
Рабочая программа воспитания ООП НОО МКОУ «Совхозная СОШ» (далее –
Программавоспитания)
разработана
на
основе
Федеральной
рабочейпрограммывоспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций.Даннаяпрограммаосновыв
аетсянаединствеипреемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования, соотносится срабочими программами воспитания для образовательных
организаций дошкольного и среднегопрофессиональногообразования.
Программавоспитания:









предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательнойдеятельностив
МКОУ «Совхозная СОШ»;
разработанас участием коллегиальных органов управления МКОУ
«Совхозная СОШ», в том числе Совета обучающихся, Управляющего
совета,иутвержденапедагогическимсоветомшколы;
реализуетсявединствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместноссе
мьейидругимиучастникамиобразовательныхотношений,социальнымиинститутамивосп
итания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовнымценностям,включаяценностисвоейэтническойгруппы,правиламинормампове
дения,принятымвроссийскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституционныхн
орм иценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной
игражданскойидентичностиобучающихся.

Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ «Совхозная СОШ»внесены изменения
всодержательныйи
организационныйразделыпрограммывоспитания.Изменениясвязанысособенностями
организационно-правовой
формы,
контингентом
обучающихся
и
их
родителей(законныхпредставителей),направленностьюобразовательнойпрограммы,втомчислепр
едусматривающейуглубленноеизучениеотдельныхучебныхпредметов,учитывающейэтнокульту
рныеинтересы,особыеобразовательныепотребностиобучающихся.
1. Целевойраздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ»
определяетсясодержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которыезакреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяютинвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержаниявоспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционныхрелигийнародовРоссии.
1.2. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная СОШ» планируетсяиосуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитиевысоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности,обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал вусловияхсовременногообщества, готовойкмирномусозиданиюизащитеРодины.
2

1.3. Цельвоспитанияобучающихсяв МКОУ «Совхозная СОШ»:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основесоциокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российскомобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества игосударства;
 формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
кпамяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку,человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения ккультурному наследию и традициям многонационального
народа РоссийскойФедерации,природеиокружающейсреде.


1.4. ЗадачивоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная СОШ»:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций,которыевыработалороссийскоеобщество(социальнозначимыхзнаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям,традициям(ихосвоение, принятие);
 приобретение
соответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурного
опыта поведения, общения, межличностных
социальныхотношений,примененияполученныхзнаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
всоответствиисФГОСНОО.


1.5. Личностныерезультаты освоенияобучающимисяобразовательныхпрограммвключают:
осознаниероссийскойгражданскойидентичности;
сформированностьценностейсамостоятельностииинициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностномусамоопределению;
 наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношенияк себе,окружающимлюдямижизнивцелом.




1.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется
иосуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического,системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом
принциповвоспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей ивзрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности,возрастосообразности.
1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельностиобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОСНОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретатьпервоначальныйопытдеятельности наихоснове, втомчислевчасти:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданскойидентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу Россиикак источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российскойгосударственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
3

России, правовойиполитической культуры;

4

2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине,своемународу,уважениикдругимнародамРоссии;историческогопросвещения,формир
ования российского национального исторического сознания, российской
культурнойидентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народовРоссии, традиционных религий народов России, формирования традиционных
российскихсемейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия,
справедливости,дружелюбияивзаимопомощи,уваженияк старшим,кпамятипредков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
наоснове российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим
образцамотечественногоимировогоискусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образажизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учетомвозможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
исоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях;
6) трудовоговоспитания,основанногонавоспитанииуваженияктруду,трудящимся,результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получениепрофессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
вроссийскомобществе,достижениевыдающихсярезультатоввпрофессиональнойдеятельности;
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры,ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российскихтрадиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы,окружающейсреды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себяи других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования
сучетомличностныхинтересовиобщественныхпотребностей.
1.8. Целевыеориентирырезультатоввоспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены
ФГОСНОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатовввоспитании,развитииличностиобучающихся,надостижениекоторыхдолжна
бытьнаправленадеятельностьпедагогическогоколлективадлявыполнениятребованийФГОСНОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитанияобучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей,обеспечиваютединствовоспитания, воспитательногопространства.
Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровненачальногообщегообразования.
1. Гражданско-патриотическоевоспитание:

5









знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
оРодине–России,еетерритории,расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России,проявляющийуважениексвоемуидругимнародам;
понимающийсвоюсопричастностькпрошлому,настоящемуи
будущемуродногокрая,своейРодины–России,Российскогогосударства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России,своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества,проявляющийкнимуважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека
вобществе,гражданскихправахиобязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
вдоступнойповозрастусоциальнозначимойдеятельности.

2. Духовно-нравственноевоспитание:
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейныеценностисучетомнациональной,религиознойпринадлежности;
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
идостоинствокаждогочеловека;
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь,выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вреддругимлюдям,уважающийстарших;
 умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам,осознающийответственностьзасвоипоступки;
 владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространстваРоссии, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов,вероисповеданий;
 сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка,русскогоязыка,проявляющий интерескчтению.
3. Эстетическоевоспитание:
 способныйвосприниматьичувствоватьпрекрасноевбыту,природе,искусстве,твор
чествелюдей;
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественнойкультуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественнойдеятельности,искусстве.
4. Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правилаздорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том
числе винформационнойсреде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасногоповедениявбыту,природе,обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятияфизкультуройиспортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ейпсихофизическиеиповеденческиеособенностис учетомвозраста.

6

5. Трудовоевоспитание:
сознающийценностьтрудав жизничеловека,семьи,общества;
проявляющийуважениектруду,людямтруда,
бережноеотношениекрезультатамтруда,ответственноепотребление;
 проявляющийинтерескразнымпрофессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовойдеятельности.
6. Экологическоевоспитание:
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияниелюдейнаприроду,окружающуюсреду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий,приносящихвред природе,особенноживым существам;
 выражающийготовность всвоейдеятельностипридерживаться экологическихнорм.



7. Ценностьнаучногопознания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
исамостоятельностьвпознании,интересиуважениекнаучнымзнаниям,науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах,многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке,научномзнании;
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
вестественно-научнойигуманитарной областяхзнания.


2. Содержательный раздел
2.1. Укладобразовательнойорганизации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ
«Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует
ключевыехарактеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
МКОУ
«Совхозная СОШ»
удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традициивоспитания,
восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавоспитания,отр
ажающиесамобытныйобликМКОУ
«Совхозная СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитаниявМКОУ «Совхозная СОШ» .
МКОУ«Совхозная СОШ»находитсявсельскойместности, в 8 км от города Кизляр. Школа
функционирует более 80 лет. В 1–11-х классах школы обучается 337 обучающихся. Контингент
обучающихся и их родителей формировался из жителей селШкольное, Мирное, Дальнее,
Садовое, Октябрьское, Индюшкино. В селах в основном проживают семьи разных
национальностей. До 1970-х годов население состояло преимущественно из русских. С 1980-х
годов началось массовое переселение аварцев из Ботлихского, а с 1990-х годов из Цунтинского
районов Дагестана. В настоящее время в селах проживаютпредставители более15народностей.
Восновномэто благополучныеполныесемьи. В селах имеются детский сад, сельская библиотека,
7

сельский Дом Культуры, фельдшерский пункт. Сельскаябиблиотека в истекшем учебном году
регулярно проводила библиотечные уроки для учеников нашей школы.
Составобучающихсяшколынеоднородени различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня
подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаютсяинклюзивно
в общеобразовательных классах, а на дому;
- социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с
девиантнымповедением.
Источниками положительного влияния на детей, прежде всего являются педагоги школы,
которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная
динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда
администрацииимеетдостаточнобольшойуправленческийопытиквалификацию.Педагоги
школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с
достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные
игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно
управлять развитием своего ребенка.
Составобучающихся школынеоднородени различается:
– поучебнымвозможностям,которыезависятотобщегоразвитияребенкаиегоуровняподготовкико
бучениювшколе.ИмеютсяобучающиесясОВЗ,которыеобучаютсяинклюзивновобщеобразователь
ныхклассах,ана дому;
– социальномустатусу.Присутствуютобучающиесяснеблагополучием,сдевиантнымповедением
.
Источникамиположительноговлияниянадетей,преждевсегоявляютсяпедагогишколы,кото
рыеграмотноорганизуютобразовательныйпроцесс,очемсвидетельствуютпозитивнаядинамикарез
ультатовдеятельностипокачествуобеспечиваемогообразования.Команда администрации имеет
достаточно большой управленческий опыт и квалификацию.Педагоги школы – специалисты с
продуктивным
опытом
педагогической
практики
и
молодыепедагогисдостаточновысокимуровнемтворческойактивностиипрофессиональнойиници
ативы.Впедагогическойкомандеимеютсяквалифицированныеспециалисты,необходимыедлясопр
овождениявсехкатегорийобучающихсявшколе.
Возможныеотрицательныеисточникивлияниянадетей:социальныесети,компьютерны
еигры,атакжеотдельныеродителиснизкимвоспитательнымресурсом,неспособныеграмотноуправ
лятьразвитиемсвоегоребенка.
ЦельМКОУ«Совхозная
СОШ»
всамосознаниипедагогическогоколлектива:воспитаниевысоконравственных,творческих,комп
етентныхгражданРоссии,принимающих судьбу Отечества как свою личную,осознающих
ответственность
за
8

настоящееибудущеесвоейстраны,укорененныхвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонационал
ьногонародаРоссии.
В школетрадиционно проводятся: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнемузвонку,деньсамоуправлениявчестьДняучителя,Золотаяосень,новогодниеогоньки,пра
здники,посвящение взащитникиОтечества,8марта,мероприятиякоДнюПобеды.
Основныетрадициивоспитания вМКОУ« Совхозная СОШ»:












стержнемгодовогоциклавоспитательнойработышколыявляютсяосновныешкольные
дела,черезкоторые
осуществляетсяинтеграция
воспитательныхусилийпедагогическихработников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитаниядругихсовместныхделпедагогическихработниковиобучающихсяявляетсяколлект
ивнаяразработка,коллективноепланирование,коллективноепроведениеиколлективный
анализихрезультатов;
в
школе
создаются
такиеусловия,
при
которых
помере
взросления
обучающегосяувеличиваетсяиегорольвсовместныхделах(отпассивногонаблюдателядооргани
затора);
впроведении
общешкольных
делотсутствуетсоревновательностьмежду
классами,поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также
ихсоциальнаяактивность;
педагогическиеработникишколыориентируютсянаформированиеколлективовврамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
наустановлениевнихдоброжелательныхитоварищескихвзаимоотношений;
ключевойфигуройвоспитаниявшколеявляетсяклассныйруководитель,реализующийпо
отношению
к
обучающимсязащитную,личностноразвивающую,организационную,посредническую(вразре
шенииконфликтов)функции.
Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ
«СовхознаяСОШ»принимает участие:
1.
2.
3.
4.

РДДМ«Движение первых».
Школьный театр.
ЮнАрмия
Школьныеспортивныеклубы.

Традициииритуалы:еженедельнаяорганизационнаялинейкасподнятиемГосударственногофлага
РФ;посвящениевпервоклассники.
Школареализуетинновационные,перспективныевоспитательныепрактики:
1. Научно-исследовательскаядеятельностьвсферевоспитания–процесссовместнойработы
ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с
определеннойцелью,носнеизвестнымрезультатом.Цельютакоговзаимодействияявляетс
ясозданиеусловийдляразвитиятворческойличности,еесамоопределенияисамореализаци
и.
2. Действенностьмолодежного иобщественногодвижения;
3. Ранняяпрофориентационная работа
9

Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных результатов
ввоспитательнойдеятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности
напризывшколыкрешению проблеморганизациивоспитательногопроцесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное
общениечастозаменяется сообщениямивмессенджерах,
чтопонижаетэффективностьрешенияпроблем.
Путирешениявышеуказанныхпроблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию,
организации,проведениювоспитательныхсобытийивоспитательныхдел,атакжеих
анализу.
2. Поощрениедеятельностиактивныхродителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний
ииндивидуальныхвстречсродителями.

10

Нормыэтикетаобучающихся « Совхозная СОШ»:
1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к началу
занятий.Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти в класс и
пройтик своемурабочемуместу.
2. Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейиработниковшколы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа –
опрятной.
4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке, повесь ее
навешалку.Уличнуюобувьпоставьаккуратнорядомсвешалкой.
5. Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники, письменные
ичертежныепринадлежности.
6. Держи рабочееместовпорядке,следизачистотойпарты.
7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения. Во
времяурока отключизвук намобильномтелефонеинедоставайего.
8. Есливклассвошелпедагог–нужновстатьвзнакприветствия.
9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя спрашивают.
Еслихочешьчто-тоспросить, поднимируку.
10.Отвечайнапоставленныевопросыучителявнятно,громко,уверенно.
Вовремя обучения будьвнимательным,слушай,думай,старайся.
11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других
учеников.12.Будьвежливым,негрубинивзрослым,нидетям.Неприличныесловаижесты
недопустимы.
13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть
его.14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников
школы.15.Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощиустар
ших.
<...>
2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированыи представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание
воспитательнойработыврамкахопределенногонаправлениядеятельностившколе.Каждыйизмодул
ейобладаетвоспитательнымпотенциаломсособымиусловиями,средствами,возможностямивоспит
ания.
Воспитательнаяработа«Совхозная
СОШ»представленаврамкахосновных(инвариантных)модулей:«Основныешкольныедела»,«Кла
ссноеруководство»,«Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемеропри
ятия»,«Предметнопространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,«Профилактикаибезопасност
ь»,«Социальноепартнерство»,«Профориентация».Модулиописаныпоследовательнопомереумень
шенияихзначимостиввоспитательнойсистеме
«Совхозная СОШ».
Модуль«Урочнаядеятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий
врамкахмаксимальнодопустимойучебнойнагрузки)предусматривает:
11



















максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебныхпредметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания
наоснове исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков,заданий,вспомогательныхматериалов,проблемныхситуацийдля обсуждений;
включениеучителямиврабочиепрограммыпоучебнымпредметам,курсам,модулямцелевых
ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательныхзадачуроков,
занятий;
включение
учителямиврабочиепрограммыучебныхпредметов,курсов,модулейтематикивсоответст
виис календарнымпланомвоспитательнойработы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания,целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания вучебнойдеятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
урокахпредметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своегомнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям,лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающихвозможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует
развитиюкритическогомышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
сосверстникамиипедагогическимиработниками,соответствующиеукладуобщеобразоват
ельной организации, установление и поддержку доброжелательнойатмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
наднеуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательнымипотребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества ивзаимнойпомощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся,планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательнойнаправленности.
Модуль«Внеурочнаядеятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспеченияиндивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных
ими курсов,занятий: курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической,краеведческой,историкокультурнойнаправленности:«Разговорыоважном»,«Мирпрофессий»,
«Орлята России», «Шахматы».
Модуль«Классное руководство»
Реализациявоспитательногопотенциалаклассногоруководствакакособоговидапедагогическо
й деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания
исоциализацииобучающихся,предусматривает:

12

























планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематическойнаправленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов вобщешкольных
делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся
вихподготовке,проведенииианализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихсясовместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разнымипотребностями, способностями, давать возможности для
самореализации,устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для
них значимымвзрослым,задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование,внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии,
празднования днейрожденияобучающихся,классныевечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработкетакихправилповедениявобразовательнойорганизации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
ихповедением,вспециальносоздаваемыхпедагогическихситуациях,виграх,беседахпонравств
енным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
сродителями,учителями,атакже (принеобходимости)спедагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживаниевзаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
др.),совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся
черезчастные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими
обучающимисякласса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
вкоторых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностныедостижения;
регулярныеконсультациис учителями-предметниками,направленныенаформирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения,предупреждениеи
(или)разрешениеконфликтовмеждуучителями иобучающимися;
проведение педагогическихсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграции
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечениеучителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучшеузнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке,участвоватьвродительскихсобранияхкласса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информированиеродителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе,
жизниклассавцелом,помощьродителями
инымчленамсемьивотношенияхсучителями,администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего
врешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе,общеобразовательной
организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся
корганизации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе
иобщеобразовательнойорганизации;
 проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийидругихмероприятий.
Модуль«Основные школьныедела»
Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает:
13

















общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональнымипраздниками,памятнымидатами, вкоторыхучаствуютвсеклассы;
 участиевовсероссийскихакциях,посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
наследующий уровень образования, символизирующие приобретение новых
социальныхстатусоввобразовательнойорганизации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагоговза
участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своейместности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
иреализуемыеобучающимисяипедагогическимиработниками,втомчислесучастиемсоциальн
ыхпартнеров,комплексыдел
благотворительной,экологической,патриотической,трудовойидругойнаправленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьямиобучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами,значимымисобытиямидляжителейнаселенногопункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себякомплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и
другойнаправленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов,музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашениеи встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки,проведения,анализаобщешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализаосновных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися
разныхвозрастов,с педагогическимиработникамиидругимивзрослыми.
Модуль«Школьныймузей»
Реализациявоспитательногопотенциалашкольногомузеяпредусматривает:








наиндивидуальном уровне–проектно-исследовательскуюдеятельностьпоизучению,охране и
популяризации историко-культурного и природного наследия родного
краясредствамикраеведенияимузейногодела;
на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков; подготовку
ипроведение междисциплинарных,интегрированныхуроков,уроковвтрансформированном
пространстве; подготовку и проведение классных часов на баземузеялибопоклассамс
использованием материаловмузея;
на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества,
воспитательныхдел,посвященныхпамятнымдатамвисториишколы,города,региона,России;
на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных дел,посвященных
памятным датам в истории; участие в конкурсах различных уровней;размещение
экспозиции школьного музея на площадке Музея Победы; онлайн-экскурсии.
Модуль«Внешкольныемероприятия»

14

Реализациявоспитательного потенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает:









общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
ссоциальнымипартнерамиобразовательнойорганизации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности,организуемые педагогами по изучаемым в образовательной
организации учебнымпредметам,курсам,модулям;
экскурсии,походывыходногодня(вмузей,картиннуюгалерею,технопарк,напредприятие и
др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числесовместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечениемихкпланированию,организации, проведению,оценкемероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции,слеты и др., организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно сродителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российскихпоэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов,флорыифауныидр.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
впроцессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаясядоверительными взаимоотношениями, ответственным отношением
к делу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта.
Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды»
Реализациявоспитательногопотенциалапредметнопространственнойсредыпредусматриваетсовместнуюдеятельностьпедагогов,обучающихся,друг
ихучастниковобразовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательномпроцессе:










оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательнуюорганизацию государственной символикой Российской Федерации,
субъектаРоссийской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениямисимволики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории,историческойсимволикирегиона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флагаРоссийскойФедерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
иисторических,точныхистилизованных,географических,природных,культурологических,х
удожественнооформленных,втомчислематериалами,подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектовместности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных,религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелейРоссии,деятелей
культуры,науки,производства,искусства,военных,героевизащитниковОтечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических,живописных,фотографических,интерактивныхаудиоивидео)природыРоссии
,региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культурынародов
России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространствапозитивнойдуховно-нравственной,гражданскопатриотическойвоспитательной
15

















направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнениегимнаРоссийской Федерации;
 разработку,оформление,поддержание,использованиеввоспитательномпроцессе
«мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация
носитимя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества
и др.)в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории
дляобщественногражданскогопочитаниялиц,мест,событийвисторииРоссии;мемориаловвоинской
славы,памятников, памятныхдосок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первогоэтажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостнуюинформацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственногосодержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов иобучающихсяидр.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема,
флаг,логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так
ивторжественныемоменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работобучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности,знакомящихсработамидругдруга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
вобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон,озеленениетерриторииприобразовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств,спортивныхиигровыхплощадок,зонактивногоитихогоотдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободногокнигообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять дляобщегоиспользованиясвоикниги,братьдлячтениядругие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
ихродителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольнойтерритории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийныйдизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.),акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях,правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросахпрофилактикиибезопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся
сособымиобразовательными потребностями.
Модуль«Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законнымипредставителями)обучающихсяпредусматривает:



создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительныхорганов родительского сообщества (родительского комитета
образовательнойорганизации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания иобучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющемсоветеобразовательнойорганизации;
16















тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собранияпо
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условийобученияивоспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещатьурокиивнеурочныезанятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям,педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения,
собсуждениемактуальныхвопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), накоторых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультациипсихологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных
российскихрелигий,обмениватьсяопытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации
винформационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы
сучастием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы,согласуетсясовместнаядеятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях,предусмотренныхнормативнымидокументамиопсихологопедагогическомконсилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлеченияродителей(законныхпредставителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведениюклассныхиобщешкольныхмероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся
безпопеченияродителей, приемныхдетей.
Модуль«Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательнойорганизациипредусматривает:







организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(советобучающихсяилидругих),избранныхобучающимися;
представлениеорганамиученического
самоуправленияинтересовобучающихсявпроцессеуправленияобразовательнойорганиза
цией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
правобучающихся;
участиепредставителейоргановученическогосамоуправлениявразработке,обсуждениии
реализациирабочейпрограммывоспитания,календарного планавоспитательной работы, в
анализе воспитательной деятельности в образовательнойорганизации.
Модуль «Профилактика ибезопасность»
Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельностивцеляхформировани
я
и
поддержки
безопасной
и
комфортной
среды
в
образовательной
организациипредусматривает:



организациюдеятельностипедагогическогоколлективапосозданию вобразовательной
организации эффективной профилактической среды
обеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательной
деятельности;
17

















проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышениябезопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
рискаобучающихсяпоразнымнаправлениям (агрессивноеповедение,зависимостиидр.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силамипедагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов,конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных
служб,правоохранительныхорганов, опекиидр.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
сдевиантными обучающимися, так и с их окружением;
организациюмежведомственноговзаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программыпрофилактической направленности социальных и природных рисков
вобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, противкурения,
вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,
культы,субкультуры,группывсоциальныхсетях;побезопасностивцифровойсреде,натранспор
те,наводе,безопасностидорожногодвижения,противопожарнойбезопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,гражданскойоборонеидр.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социальноодобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля,устойчивостикнегативным воздействиям,групповомудавлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия),
испытания себя(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числепрофессиональной,религиозно-духовной,благотворительной,художественнойидр.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаяхпоявления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных группобучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивнымповедениемидр.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальнойпсихологопедагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социальнозапущенные,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиесясОВЗидр.).
Модуль«Социальное партнерство»
Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает:








участиепредставителейорганизаций-партнеров,втомчислевсоответствиисдоговорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочейпрограммы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытыхдверей,государственные,региональные,школьные
праздники,торжественныемероприятияидр.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков,внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематическойнаправленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических,родительских)спредставителямиорганизацийпартнеровдляобсужденияактуальных

18



проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципальногообразования,региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,педагогами
с организациями-партнерами благотворительной, экологической,патриотической, трудовой
и другой направленности, ориентированных на воспитаниеобучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие насоциальноеокружение.
Модуль«Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательнойорганизациипредусматривает:
















проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовкуобучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессиональногобудущего;
профориентационныеигры(игрысимуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющие знания о профессиях, способах
выбора профессий, особенностях,условияхразнойпрофессиональнойдеятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
осуществующихпрофессияхиусловияхработы;
посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематическихпрофориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организацияхпрофессионального,высшегообразования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной
организациипрофориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, гдеобучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об ихспецифике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развитьсоответствующиенавыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященныхвыбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсовпоинтересующимпрофессияминаправлениямпрофессиональногообразования;
 участиев работевсероссийскихпрофориентационныхпроектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей(законныхпредставителей)повопросамсклонностей,способностей,иныхиндивидуа
льных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выбореимибудущейпрофессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных
вобязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участниковобразовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительногообразования.
3. Организационныйраздел
3.1. Кадровоеобеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ «КрасновосходскаяСОШ»в соответствии
сФГОСосновногообщегообразованияпоразделению функционала,связанногоспланированием,
организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности;
повопросамповышенияквалификациипедагогическихработников всфере воспитания;

19

психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и
другихкатегорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных,правоохранительныхидр.).
Воспитательныйпроцессвшколеобеспечиваютспециалисты:






заместительдиректорапо учебно-воспитательнойработе;
классныеруководители;
педагог-психолог;
социальныйпедагог;
педагогивнеурочнойдеятельности.

Общаячисленностьпедагогическихработников
МКОУ«Совхозная СОШ»—43 человек
основных
педагогических
работников,
из
них
72
%
имеют
высшее
педагогическоеобразование,28%среднепроффессиональное,6чел.—
высшуюквалификационнуюкатегорию,
3чел.
—первуюквалификационнуюкатегорию.Психологопедагогическоесопровождениеобучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают
педагог-психолог, социальныйпедагог.Классноеруководство в 1–11-хклассахосуществляют20
классных,руководителей.
Ежегоднопедработникипроходятповышениеквалификациипо
актуальнымвопросамвоспитаниявсоответствииспланом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
организаций:работникиПДН,участковый,работникисельскогоДКибиблиотеки.

других

3.2. Нормативно-методическоеобеспечение
Управление качествомвоспитательнойдеятельностивМКОУ СовхознаяСОШ»
обеспечивают следующиелокальныенормативно-правовыеакты:


















Положениео классномруководстве;
Положениеодежурстве;
Положениеошкольном методическомобъединении;
Положениеовнутришкольномконтроле;
Положениеокомиссиипоурегулированиюспоровмеждуучастникамиобр
азовательныхотношений;
Положениео Советепрофилактики;
ПоложениеобУправляющемсовете;
Положениео школьнойформе;
ПоложениеоПМПК;
Положениеосоциально-психологическойслужбе;
Положениеошкольном наркологическомпосте;
Положениеошкольноймедиатеке;
Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью
иразвитию;
Положениеоборганизациидополнительного образования;
Положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся;
Положениеобученическомсамоуправлении;
Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся;
20




Положениео первичномотделенииРДДМ«Движениепервых»;
Положениеошкольномспортивном клубе;

21



Положениео школьномтеатре.

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательнымипотребностями
НауровнеОООобучается4обучающихсясОВЗ.Этодетисзадержкойпсихическогоразвития.
данной категории обучающихся в МКОУ«СовхознаяСОШ»созданыособыеусловия:

Для

На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
исамостоятельности,сопричастностикреализациицелейисмыслов,приобретаетсяопытразвитияот
ношениймеждуобучающимися,родителями(законнымипредставителями),педагогами. Детская и
детско-взрослая
общности
в
инклюзивном
образовании
развиваются
напринципахзаботы,взаимоуваженияисотрудничествавсовместнойдеятельности.
Науровнедеятельностей:педагогическоепроектированиесовместнойдеятельностивклассе,вразн
овозрастныхгруппах,вмалыхгруппахдетей,вдетскородительскихгруппахобеспечиваетусловияосвоениядоступныхнавыков,формируетопытработыв
команде,развивает активность и ответственность каждого обучающегосяв социальной
ситуацииегоразвития.
Науровнесобытий:проектированиепедагогамиритмовучебнойработы,отдыха,праздникови
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенкасОВЗобеспечиваетвозможностьегоучастиявжизникласса,школы,событияхгруппы,форми
руетличностныйопыт,развиваетсамооценкуиуверенностьвсвоихсилах.
Особымизадачамивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямиявляютс
я:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
ихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивобщеобразовательнойорганизации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
сторонывсехучастников образовательныхотношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
ивозможностейкаждогообучающегося;
 обеспечениепсихологопедагогическойподдержкисемейобучающихся,содействиеповышениюуровняихпедагог
ической,психологической,медико-социальнойкомпетентности.


При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
школаориентируется:
на формированиеличностиребенка с особыми образовательными потребностями
сиспользованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состояниюметодов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
сособымиобразовательнымипотребностямииихсверстников,сиспользованиемадекватн
ыхвспомогательныхсредствипедагогическихприемов,организацией


22

совместныхформработывоспитателей,педагогов-психологов,учителейлогопедов,учителей-дефектологов;
 личностно ориентированный подход в организации всех видов
деятельностиобучающихсясособымиобразовательнымипотребностями.
3.4. Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивнойжизненнойпозиции
обучающихся.
Системапоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозицииисоциальнойуспешностиобучающих
сяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентациинаактивнуюжизненнуюпози
цию,инициативность,максимальнововлекатьихвсовместнуюдеятельностьввоспитательныхцелях
.
Принципыпоощрения, которымируководствуетсяМКОУ«СовхознаяСОШ»
1. Публичностьпоощрения–информированиевсехучениковшколыонаграждении,проведение
процедурынаграждениявприсутствиизначительногочислашкольников.
2. Прозрачностьправилпоощрения–
онирегламентированыПоложением
онаграждениях.Ознакомлениешкольниковиихродителейслокальнымактомобязательно.
3. Регулирование частоты награждений –
проводятсяодинразвгод поуровнямобразования.

награждения

по

результатам

конкурсов

4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных
иколлективныхнаграддаетвозможностьстимулироватьиндивидуальнуюиколлективнуюактивнос
ть
обучающихся,
преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися,получившимиинеполучившими награды.
5. Привлечениекучастиювсистемепоощренийнавсехстадияхродителей(законныхпредставителе
й)обучающихся,представителейродительскогосообщества,самихобучающихся,
их
представителей
(с
учетом
наличия
ученического
самоуправления),
стороннихорганизаций,ихстатусныхпредставителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлитьстимулирующеедействиесистемыпоощрения.
Формаорганизациисистемыпоощренийпроявленийактивнойжизненнойпозицииисоциальн
ойуспешностиобучающихсявМКОУ «Совхозная СОШ»
В
МКОУ«СовхознаяСОШ»система
поощрения
социальной
успешности
и
проявленияактивной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов,
объявляемых вначалеучебногогода:







«Ученикгода»;
«Лучшийспортсменгода»;
«Самый классныйкласс»;
«Класс-волонтергода»;
«Учительгода»;
«Самыйклассныйклассный»;
23



«Самыйактивныйродитель».

Принятьучастиевконкурсахмогутвсежелающие.Условияучастиявконкурсахзафиксированы
в
соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются поартефактам
портфолио,
которое
формируется
обучающимся
или
классом
в
течение
учебногогода.Итогиподводятсявконцеучебногогода.Обсуждениекандидатуросуществляетпедаго
гический
совет
и
общешкольная
ученическая
конференция
школы,
которые
принимаютрешениеопобедителях,призерахилауреатахконкурсовпоитогамголосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МКОУ« СовхознаяСОШ»
Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации
ирегулярномпоощрениикласснымируководителями,поддержкеродителями(законнымипредстав
ителями)
по
собиранию
(накоплению)
артефактов,
фиксирующих
и
символизирующихдостиженияобучающегося.Ведениепортфолиоучастникаконкурсарегламенти
руетсоответствующийлокальныйакт.Портфолиоконкурсантадолжновключать:



артефактыпризнания–грамоты,поощрительные письма,фотографиипризовит.д.;
артефактыдеятельности–рефераты,доклады,статьи,чертежиили фотоизделийи т. д.

1.Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся,номеров классов в последовательности, которую устанавливают в
зависимости от ихуспешности и достижений, которые определяются
образовательными результатамиотдельныхобучающихсяиликлассов.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позицииобучающихся МКОУ «СовхознаяСОШ»






объявлениеблагодарности;
награждениеграмотой;
вручениесертификатови дипломов;
занесениефотографииактивиста надоскупочета;
награждениеценнымподарком.

Кроме
этого,
в
МКОУ«Совхозная
СОШ»практикуется
благотворительная
поддержкаобучающихся,группобучающихся(классов).Оназаключаетсявматериальнойподдержк
епроведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных
мероприятий,различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в
индивидуальнойподдержкенуждающихсявпомощиобучающихся,семей,педагогическихработник
ов.Благотворительностьпредусматриваетпубличнуюпрезентациюблаготворителейиихдеятельно
сти.
Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкаМКОУ« Совхозная
СОШ»осуществляет посредством направления благодарственногописьма.
Информацияопредстоящихторжественныхпроцедурахнаграждения,орезультатахнаграждения
размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на
сайтешколыиеестраницевсоциальныхсетях.

24

Использованиерейтингов,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,втомчислеизсоци
альныхпартнеров,ихстатус,акции,деятельностьдолжнысоответствоватьукладуМКОУ«Совхозна
яСОШ»,цели,задачам,традициямвоспитания,бытьсогласованными
с
представителями
родительского сообщества во избежание деструктивноговоздействиянавзаимоотношения
вотношениишколы.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МКОУ «СовхознаяСОШ»осуществляется
всоответствиисцелевымиориентирамирезультатоввоспитания,личностнымирезультатамиобуча
ющихсянауровне основногообщегообразования,установленнымиФГОСООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
являетсяежегодныйсамоанализвоспитательнойработысцельювыявленияосновныхпроблемипосл
едующегоихрешенияспривлечением(принеобходимости)внешнихэкспертов,специалистов.
Планированиеанализавоспитательногопроцессавключеновкалендарныйпланвоспитательнойраб
оты.
Основныепринципы самоанализавоспитательнойработы:
взаимноеуважениевсех участниковобразовательныхотношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
преждевсегонеколичественных, акачественныхпоказателей,
такихкаксохранениеукладаобразовательной организации, содержание и
разнообразие деятельности, стильобщения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися иродителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогическихработников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелогопланированиявоспитательнойработы,адекватногоподборавидов,формисоде
ржания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальнымипартнерами);
 распределеннаяответственностьзарезультатыличностногоразвитияобучающихсяор
иентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат
какорганизованного социального воспитания, в котором образовательная
организацияучаствуетнарядус
другимисоциальнымиинститутами,такистихийнойсоциализацииисаморазвития.




Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса
1. Результатывоспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностногоразвитияобучающихсявкаждом классе.
Анализпроводитсякласснымируководителямивместесзаместителемдиректораповоспитательной
работе(советникомдиректораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогом(приналичии))споследующимобсуждениемрезультатовнамет
одическомобъединенииклассныхруководителейилипедагогическомсовете.

25

Основнымспособомполученияинформацииорезультатахвоспитания,социализацииисаморазвити
яобучающихсяявляетсяпедагогическоенаблюдение.
Вниманиепедагогическихработников сосредоточиваетсянавопросах:
какиепроблемы,затруднениявличностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьзапрош
едшийучебныйгод;
 какиепроблемы,затруднения решитьнеудалось ипочему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работатьпедагогическомуколлективу.


1.Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяи взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной,событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся ивзрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогом(приналичии)),класснымируководителями с привлечением
актива родителей (законных представителей) обучающихся,советаобучающихся.
Способамиполученияинформацииосостоянииорганизуемойсовместнойдеятельностиобучающих
сяипедагогическихработниковмогутбытьанкетированияибеседысобучающимися
и
их
родителями
(законными
представителями),
педагогическими
работниками,представителямисоветаобучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей
илипедагогическом совете.
Внимание сосредотачивается
воспитательногопотенциала:













на

вопросах,

связанных

с

качеством

реализации

урочнойдеятельности;
внеурочнойдеятельностиобучающихся;
деятельностиклассныхруководителейиихклассов;
проводимыхобщешкольныхосновныхдел,мероприятий;
внешкольныхмероприятий;
созданияиподдержкипредметно-пространственнойсреды;
взаимодействиясродительскимсообществом;
деятельностиученическогосамоуправления;
деятельностипопрофилактикеи безопасности;
реализациипотенциаласоциальногопартнерства;
деятельностипопрофориентацииобучающихся;
школьногомузея.

Итогом
самоанализа
воспитательной
работы
МКОУ
«Совхозная
СОШ»будет
переченьвыявленныхпроблем,которыенеудалосьрешитьпедагогическомуколлективушколыв202
3/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работына
2024/25учебныйгод.
26



27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252