Пояснительнаязаписка Рабочая программа воспитания ООП НОО МКОУ «Совхозная СОШ» (далее – Программавоспитания) разработана на основе Федеральной рабочейпрограммывоспитаниядляобщеобразовательныхорганизаций.Даннаяпрограммаосновыв аетсянаединствеипреемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится срабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднегопрофессиональногообразования. Программавоспитания: предназначенадляпланированияиорганизациисистемнойвоспитательнойдеятельностив МКОУ «Совхозная СОШ»; разработанас участием коллегиальных органов управления МКОУ «Совхозная СОШ», в том числе Совета обучающихся, Управляющего совета,иутвержденапедагогическимсоветомшколы; реализуетсявединствеурочнойивнеурочнойдеятельности,осуществляемойсовместноссе мьейидругимиучастникамиобразовательныхотношений,социальнымиинститутамивосп итания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовнымценностям,включаяценностисвоейэтническойгруппы,правиламинормампове дения,принятымвроссийскомобщественаосновероссийскихбазовыхконституционныхн орм иценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной игражданскойидентичностиобучающихся. Программавоспитаниявключаеттрираздела:целевой,содержательный,организационный. В соответствии с особенностями МКОУ «Совхозная СОШ»внесены изменения всодержательныйи организационныйразделыпрограммывоспитания.Изменениясвязанысособенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей(законныхпредставителей),направленностьюобразовательнойпрограммы,втомчислепр едусматривающейуглубленноеизучениеотдельныхучебныхпредметов,учитывающейэтнокульту рныеинтересы,особыеобразовательныепотребностиобучающихся. 1. Целевойраздел 1.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ «Совхозная СОШ» определяетсясодержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которыезакреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяютинвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержаниявоспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционныхрелигийнародовРоссии. 1.2. ВоспитательнаядеятельностьвМКОУ«Совхозная СОШ» планируетсяиосуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитиевысоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал вусловияхсовременногообщества, готовойкмирномусозиданиюизащитеРодины. 2 1.3. Цельвоспитанияобучающихсяв МКОУ «Совхозная СОШ»: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основесоциокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российскомобществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества игосударства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения кпамяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения ккультурному наследию и традициям многонационального народа РоссийскойФедерации,природеиокружающейсреде. 1.4. ЗадачивоспитанияобучающихсявМКОУ«Совхозная СОШ»: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,которыевыработалороссийскоеобщество(социальнозначимыхзнаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,традициям(ихосвоение, принятие); приобретение соответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальныхотношений,примененияполученныхзнаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ всоответствиисФГОСНОО. 1.5. Личностныерезультаты освоенияобучающимисяобразовательныхпрограммвключают: осознаниероссийскойгражданскойидентичности; сформированностьценностейсамостоятельностииинициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению; наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношенияк себе,окружающимлюдямижизнивцелом. 1.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется иосуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического,системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принциповвоспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей ивзрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,возрастосообразности. 1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельностиобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОСНОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретатьпервоначальныйопытдеятельности наихоснове, втомчислевчасти: 1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданскойидентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу Россиикак источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российскойгосударственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина 3 России, правовойиполитической культуры; 4 2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,своемународу,уважениикдругимнародамРоссии;историческогопросвещения,формир ования российского национального исторического сознания, российской культурнойидентичности; 3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народовРоссии, традиционных религий народов России, формирования традиционных российскихсемейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости,дружелюбияивзаимопомощи,уваженияк старшим,кпамятипредков; 4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры наоснове российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцамотечественногоимировогоискусства; 5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образажизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетомвозможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной исоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях; 6) трудовоговоспитания,основанногонавоспитанииуваженияктруду,трудящимся,результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получениепрофессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде вроссийскомобществе,достижениевыдающихсярезультатоввпрофессиональнойдеятельности; 7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российскихтрадиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,окружающейсреды; 8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себяи других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования сучетомличностныхинтересовиобщественныхпотребностей. 1.8. Целевыеориентирырезультатоввоспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОСНОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатовввоспитании,развитииличностиобучающихся,надостижениекоторыхдолжна бытьнаправленадеятельностьпедагогическогоколлективадлявыполнениятребованийФГОСНОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитанияобучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,обеспечиваютединствовоспитания, воспитательногопространства. Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровненачальногообщегообразования. 1. Гражданско-патриотическоевоспитание: 5 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление оРодине–России,еетерритории,расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,проявляющийуважениексвоемуидругимнародам; понимающийсвоюсопричастностькпрошлому,настоящемуи будущемуродногокрая,своейРодины–России,Российскогогосударства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,проявляющийкнимуважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека вобществе,гражданскихправахиобязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, вдоступнойповозрастусоциальнозначимойдеятельности. 2. Духовно-нравственноевоспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейныеценностисучетомнациональной,религиознойпринадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность идостоинствокаждогочеловека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вреддругимлюдям,уважающийстарших; умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,осознающийответственностьзасвоипоступки; владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространстваРоссии, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,вероисповеданий; сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,русскогоязыка,проявляющий интерескчтению. 3. Эстетическоевоспитание: способныйвосприниматьичувствоватьпрекрасноевбыту,природе,искусстве,твор чествелюдей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественнойкультуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественнойдеятельности,искусстве. 4. Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правилаздорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе винформационнойсреде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасногоповедениявбыту,природе,обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятияфизкультуройиспортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ейпсихофизическиеиповеденческиеособенностис учетомвозраста. 6 5. Трудовоевоспитание: сознающийценностьтрудав жизничеловека,семьи,общества; проявляющийуважениектруду,людямтруда, бережноеотношениекрезультатамтруда,ответственноепотребление; проявляющийинтерескразнымпрофессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовойдеятельности. 6. Экологическоевоспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияниелюдейнаприроду,окружающуюсреду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,приносящихвред природе,особенноживым существам; выражающийготовность всвоейдеятельностипридерживаться экологическихнорм. 7. Ценностьнаучногопознания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность исамостоятельностьвпознании,интересиуважениекнаучнымзнаниям,науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,научномзнании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта вестественно-научнойигуманитарной областяхзнания. 2. Содержательный раздел 2.1. Укладобразовательнойорганизации В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ «Совхозная СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевыехарактеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МКОУ «Совхозная СОШ» удерживаетценности,принципы,нравственнуюкультурувзаимоотношений,традициивоспитания, восновекоторыхлежатроссийскиебазовыеценности,определяетусловияисредствавоспитания,отр ажающиесамобытныйобликМКОУ «Совхозная СОШ»иеерепутациювокружающемобразовательномпространстве,социуме. Характеристики уклада, особенностей условий воспитаниявМКОУ «Совхозная СОШ» . МКОУ«Совхозная СОШ»находитсявсельскойместности, в 8 км от города Кизляр. Школа функционирует более 80 лет. В 1–11-х классах школы обучается 337 обучающихся. Контингент обучающихся и их родителей формировался из жителей селШкольное, Мирное, Дальнее, Садовое, Октябрьское, Индюшкино. В селах в основном проживают семьи разных национальностей. До 1970-х годов население состояло преимущественно из русских. С 1980-х годов началось массовое переселение аварцев из Ботлихского, а с 1990-х годов из Цунтинского районов Дагестана. В настоящее время в селах проживаютпредставители более15народностей. Восновномэто благополучныеполныесемьи. В селах имеются детский сад, сельская библиотека, 7 сельский Дом Культуры, фельдшерский пункт. Сельскаябиблиотека в истекшем учебном году регулярно проводила библиотечные уроки для учеников нашей школы. Составобучающихсяшколынеоднородени различается: – по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаютсяинклюзивно в общеобразовательных классах, а на дому; - социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с девиантнымповедением. Источниками положительного влияния на детей, прежде всего являются педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда администрацииимеетдостаточнобольшойуправленческийопытиквалификацию.Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Составобучающихся школынеоднородени различается: – поучебнымвозможностям,которыезависятотобщегоразвитияребенкаиегоуровняподготовкико бучениювшколе.ИмеютсяобучающиесясОВЗ,которыеобучаютсяинклюзивновобщеобразователь ныхклассах,ана дому; – социальномустатусу.Присутствуютобучающиесяснеблагополучием,сдевиантнымповедением . Источникамиположительноговлияниянадетей,преждевсегоявляютсяпедагогишколы,кото рыеграмотноорганизуютобразовательныйпроцесс,очемсвидетельствуютпозитивнаядинамикарез ультатовдеятельностипокачествуобеспечиваемогообразования.Команда администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию.Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодыепедагогисдостаточновысокимуровнемтворческойактивностиипрофессиональнойиници ативы.Впедагогическойкомандеимеютсяквалифицированныеспециалисты,необходимыедлясопр овождениявсехкатегорийобучающихсявшколе. Возможныеотрицательныеисточникивлияниянадетей:социальныесети,компьютерны еигры,атакжеотдельныеродителиснизкимвоспитательнымресурсом,неспособныеграмотноуправ лятьразвитиемсвоегоребенка. ЦельМКОУ«Совхозная СОШ» всамосознаниипедагогическогоколлектива:воспитаниевысоконравственных,творческих,комп етентныхгражданРоссии,принимающих судьбу Отечества как свою личную,осознающих ответственность за 8 настоящееибудущеесвоейстраны,укорененныхвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонационал ьногонародаРоссии. В школетрадиционно проводятся: линейка, посвященная Дню знаний и Последнемузвонку,деньсамоуправлениявчестьДняучителя,Золотаяосень,новогодниеогоньки,пра здники,посвящение взащитникиОтечества,8марта,мероприятиякоДнюПобеды. Основныетрадициивоспитания вМКОУ« Совхозная СОШ»: стержнемгодовогоциклавоспитательнойработышколыявляютсяосновныешкольные дела,черезкоторые осуществляетсяинтеграция воспитательныхусилийпедагогическихработников; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитаниядругихсовместныхделпедагогическихработниковиобучающихсяявляетсяколлект ивнаяразработка,коллективноепланирование,коллективноепроведениеиколлективный анализихрезультатов; в школе создаются такиеусловия, при которых помере взросления обучающегосяувеличиваетсяиегорольвсовместныхделах(отпассивногонаблюдателядооргани затора); впроведении общешкольных делотсутствуетсоревновательностьмежду классами,поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также ихсоциальнаяактивность; педагогическиеработникишколыориентируютсянаформированиеколлективовврамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, наустановлениевнихдоброжелательныхитоварищескихвзаимоотношений; ключевойфигуройвоспитаниявшколеявляетсяклассныйруководитель,реализующийпо отношению к обучающимсязащитную,личностноразвивающую,организационную,посредническую(вразре шенииконфликтов)функции. Значимыедлявоспитаниявсероссийскиепроектыипрограммы,вкоторыхМКОУ «СовхознаяСОШ»принимает участие: 1. 2. 3. 4. РДДМ«Движение первых». Школьный театр. ЮнАрмия Школьныеспортивныеклубы. Традициииритуалы:еженедельнаяорганизационнаялинейкасподнятиемГосударственногофлага РФ;посвящениевпервоклассники. Школареализуетинновационные,перспективныевоспитательныепрактики: 1. Научно-исследовательскаядеятельностьвсферевоспитания–процесссовместнойработы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определеннойцелью,носнеизвестнымрезультатом.Цельютакоговзаимодействияявляетс ясозданиеусловийдляразвитиятворческойличности,еесамоопределенияисамореализаци и. 2. Действенностьмолодежного иобщественногодвижения; 3. Ранняяпрофориентационная работа 9 Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных результатов ввоспитательнойдеятельности: 1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности напризывшколыкрешению проблеморганизациивоспитательногопроцесса. 2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общениечастозаменяется сообщениямивмессенджерах, чтопонижаетэффективностьрешенияпроблем. Путирешениявышеуказанныхпроблем: 1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации,проведениювоспитательныхсобытийивоспитательныхдел,атакжеих анализу. 2. Поощрениедеятельностиактивныхродителей. 3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний ииндивидуальныхвстречсродителями. 10 Нормыэтикетаобучающихся « Совхозная СОШ»: 1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к началу занятий.Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти в класс и пройтик своемурабочемуместу. 2. Всегдаприветствуйучителя,одноклассников,друзейиработниковшколы. 3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа – опрятной. 4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке, повесь ее навешалку.Уличнуюобувьпоставьаккуратнорядомсвешалкой. 5. Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники, письменные ичертежныепринадлежности. 6. Держи рабочееместовпорядке,следизачистотойпарты. 7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения. Во времяурока отключизвук намобильномтелефонеинедоставайего. 8. Есливклассвошелпедагог–нужновстатьвзнакприветствия. 9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя спрашивают. Еслихочешьчто-тоспросить, поднимируку. 10.Отвечайнапоставленныевопросыучителявнятно,громко,уверенно. Вовремя обучения будьвнимательным,слушай,думай,старайся. 11.На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.12.Будьвежливым,негрубинивзрослым,нидетям.Неприличныесловаижесты недопустимы. 13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.14.Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.15.Помогаймладшим,нестесняйсяпроситьпомощиустар ших. <...> 2.2. Виды,формыисодержаниевоспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированыи представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательнойработыврамкахопределенногонаправлениядеятельностившколе.Каждыйизмодул ейобладаетвоспитательнымпотенциаломсособымиусловиями,средствами,возможностямивоспит ания. Воспитательнаяработа«Совхозная СОШ»представленаврамкахосновных(инвариантных)модулей:«Основныешкольныедела»,«Кла ссноеруководство»,«Урочнаядеятельность»,«Внеурочнаядеятельность»,«Внешкольныемеропри ятия»,«Предметнопространственнаясреда»,«Работасродителями»,«Самоуправление»,«Профилактикаибезопасност ь»,«Социальноепартнерство»,«Профориентация».Модулиописаныпоследовательнопомереумень шенияихзначимостиввоспитательнойсистеме «Совхозная СОШ». Модуль«Урочнаядеятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий врамкахмаксимальнодопустимойучебнойнагрузки)предусматривает: 11 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебныхпредметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания наоснове исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,заданий,вспомогательныхматериалов,проблемныхситуацийдля обсуждений; включениеучителямиврабочиепрограммыпоучебнымпредметам,курсам,модулямцелевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательныхзадачуроков, занятий; включение учителямиврабочиепрограммыучебныхпредметов,курсов,модулейтематикивсоответст виис календарнымпланомвоспитательнойработы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания вучебнойдеятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на урокахпредметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своегомнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,лицам; применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающихвозможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитиюкритическогомышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения сосверстникамиипедагогическимиработниками,соответствующиеукладуобщеобразоват ельной организации, установление и поддержку доброжелательнойатмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся наднеуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательнымипотребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества ивзаимнойпомощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательнойнаправленности. Модуль«Внеурочнаядеятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспеченияиндивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,занятий: курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической,краеведческой,историкокультурнойнаправленности:«Разговорыоважном»,«Мирпрофессий», «Орлята России», «Шахматы». Модуль«Классное руководство» Реализациявоспитательногопотенциалаклассногоруководствакакособоговидапедагогическо й деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания исоциализацииобучающихся,предусматривает: 12 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематическойнаправленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов вобщешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся вихподготовке,проведенииианализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихсясовместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разнымипотребностями, способностями, давать возможности для самореализации,устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимымвзрослым,задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования днейрожденияобучающихся,классныевечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработкетакихправилповедениявобразовательнойорганизации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за ихповедением,вспециальносоздаваемыхпедагогическихситуациях,виграх,беседахпонравств енным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед сродителями,учителями,атакже (принеобходимости)спедагогом-психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживаниевзаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.),совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся черезчастные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимисякласса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, вкоторых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностныедостижения; регулярныеконсультациис учителями-предметниками,направленныенаформирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,предупреждениеи (или)разрешениеконфликтовмеждуучителями иобучающимися; проведение педагогическихсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечениеучителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучшеузнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,участвоватьвродительскихсобранияхкласса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информированиеродителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизниклассавцелом,помощьродителями инымчленамсемьивотношенияхсучителями,администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего врешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе,общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся корганизации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе иобщеобразовательнойорганизации; проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийидругихмероприятий. Модуль«Основные школьныедела» Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает: 13 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональнымипраздниками,памятнымидатами, вкоторыхучаствуютвсеклассы; участиевовсероссийскихакциях,посвященныхзначимымсобытиямвРоссии,мире; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом наследующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальныхстатусоввобразовательнойорганизации, обществе; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагоговза участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своейместности; социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые иреализуемыеобучающимисяипедагогическимиработниками,втомчислесучастиемсоциальн ыхпартнеров,комплексыдел благотворительной,экологической,патриотической,трудовойидругойнаправленности; проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьямиобучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,значимымисобытиямидляжителейнаселенногопункта; разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себякомплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другойнаправленности; вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашениеи встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,проведения,анализаобщешкольных дел; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализаосновных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разныхвозрастов,с педагогическимиработникамиидругимивзрослыми. Модуль«Школьныймузей» Реализациявоспитательногопотенциалашкольногомузеяпредусматривает: наиндивидуальном уровне–проектно-исследовательскуюдеятельностьпоизучению,охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного краясредствамикраеведенияимузейногодела; на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков; подготовку ипроведение междисциплинарных,интегрированныхуроков,уроковвтрансформированном пространстве; подготовку и проведение классных часов на баземузеялибопоклассамс использованием материаловмузея; на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества, воспитательныхдел,посвященныхпамятнымдатамвисториишколы,города,региона,России; на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных дел,посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных уровней;размещение экспозиции школьного музея на площадке Музея Победы; онлайн-экскурсии. Модуль«Внешкольныемероприятия» 14 Реализациявоспитательного потенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно ссоциальнымипартнерамиобразовательнойорганизации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебнымпредметам,курсам,модулям; экскурсии,походывыходногодня(вмузей,картиннуюгалерею,технопарк,напредприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числесовместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечениемихкпланированию,организации, проведению,оценкемероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,слеты и др., организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно сродителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российскихпоэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,флорыифауныидр.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, впроцессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаясядоверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта. Модуль«Организацияпредметно-пространственнойсреды» Реализациявоспитательногопотенциалапредметнопространственнойсредыпредусматриваетсовместнуюдеятельностьпедагогов,обучающихся,друг ихучастниковобразовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательномпроцессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательнуюорганизацию государственной символикой Российской Федерации, субъектаРоссийской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениямисимволики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,историческойсимволикирегиона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флагаРоссийскойФедерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных иисторических,точныхистилизованных,географических,природных,культурологических,х удожественнооформленных,втомчислематериалами,подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектовместности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелейРоссии,деятелей культуры,науки,производства,искусства,военных,героевизащитниковОтечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,живописных,фотографических,интерактивныхаудиоивидео)природыРоссии ,региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культурынародов России; организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространствапозитивнойдуховно-нравственной,гражданскопатриотическойвоспитательной 15 направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнениегимнаРоссийской Федерации; разработку,оформление,поддержание,использованиеввоспитательномпроцессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная организация носитимя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.)в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории дляобщественногражданскогопочитаниялиц,мест,событийвисторииРоссии;мемориаловвоинской славы,памятников, памятныхдосок; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первогоэтажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостнуюинформацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственногосодержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов иобучающихсяидр.; разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так ивторжественныемоменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работобучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,знакомящихсработамидругдруга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений вобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,озеленениетерриторииприобразовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,спортивныхиигровыхплощадок,зонактивногоитихогоотдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободногокнигообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять дляобщегоиспользованиясвоикниги,братьдлячтениядругие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, ихродителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольнойтерритории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийныйдизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросахпрофилактикиибезопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся сособымиобразовательными потребностями. Модуль«Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законнымипредставителями)обучающихсяпредусматривает: создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительныхорганов родительского сообщества (родительского комитета образовательнойорганизации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания иобучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющемсоветеобразовательнойорганизации; 16 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собранияпо вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условийобученияивоспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещатьурокиивнеурочныезанятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, собсуждениемактуальныхвопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), накоторых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультациипсихологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российскихрелигий,обмениватьсяопытом; родительские форумы на официальном сайте образовательной организации винформационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы сучастием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,согласуетсясовместнаядеятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,предусмотренныхнормативнымидокументамиопсихологопедагогическомконсилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлеченияродителей(законныхпредставителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведениюклассныхиобщешкольныхмероприятий; целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся безпопеченияродителей, приемныхдетей. Модуль«Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательнойорганизациипредусматривает: организацию и деятельность органов ученического самоуправления (советобучающихсяилидругих),избранныхобучающимися; представлениеорганамиученического самоуправленияинтересовобучающихсявпроцессеуправленияобразовательнойорганиза цией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и правобучающихся; участиепредставителейоргановученическогосамоуправлениявразработке,обсуждениии реализациирабочейпрограммывоспитания,календарного планавоспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательнойорганизации. Модуль «Профилактика ибезопасность» Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельностивцеляхформировани я и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организациипредусматривает: организациюдеятельностипедагогическогоколлективапосозданию вобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательной деятельности; 17 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышениябезопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп рискаобучающихсяпоразнымнаправлениям (агрессивноеповедение,зависимостиидр.); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силамипедагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,правоохранительныхорганов, опекиидр.); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как сдевиантными обучающимися, так и с их окружением; организациюмежведомственноговзаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программыпрофилактической направленности социальных и природных рисков вобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, противкурения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы,субкультуры,группывсоциальныхсетях;побезопасностивцифровойсреде,натранспор те,наводе,безопасностидорожногодвижения,противопожарнойбезопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,гражданскойоборонеидр.); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социальноодобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,устойчивостикнегативным воздействиям,групповомудавлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числепрофессиональной,религиозно-духовной,благотворительной,художественнойидр.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаяхпоявления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных группобучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивнымповедениемидр.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальнойпсихологопедагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социальнозапущенные,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиесясОВЗидр.). Модуль«Социальное партнерство» Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнерствапредусматривает: участиепредставителейорганизаций-партнеров,втомчислевсоответствиисдоговорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочейпрограммы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытыхдверей,государственные,региональные,школьные праздники,торжественныемероприятияидр.); участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематическойнаправленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,родительских)спредставителямиорганизацийпартнеровдляобсужденияактуальных 18 проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципальногообразования,региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической,патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитаниеобучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие насоциальноеокружение. Модуль«Профориентация» Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательнойорганизациипредусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовкуобучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессиональногобудущего; профориентационныеигры(игрысимуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,условияхразнойпрофессиональнойдеятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления осуществующихпрофессияхиусловияхработы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематическихпрофориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организацияхпрофессионального,высшегообразования; организацию на базе детского лагеря при образовательной организациипрофориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, гдеобучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об ихспецифике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развитьсоответствующиенавыки; совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященныхвыбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсовпоинтересующимпрофессияминаправлениямпрофессиональногообразования; участиев работевсероссийскихпрофориентационныхпроектов; индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей(законныхпредставителей)повопросамсклонностей,способностей,иныхиндивидуа льных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выбореимибудущейпрофессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных вобязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участниковобразовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительногообразования. 3. Организационныйраздел 3.1. Кадровоеобеспечение В данном подразделе представлены решения МКОУ «КрасновосходскаяСОШ»в соответствии сФГОСосновногообщегообразованияпоразделению функционала,связанногоспланированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; повопросамповышенияквалификациипедагогическихработников всфере воспитания; 19 психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и другихкатегорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,правоохранительныхидр.). Воспитательныйпроцессвшколеобеспечиваютспециалисты: заместительдиректорапо учебно-воспитательнойработе; классныеруководители; педагог-психолог; социальныйпедагог; педагогивнеурочнойдеятельности. Общаячисленностьпедагогическихработников МКОУ«Совхозная СОШ»—43 человек основных педагогических работников, из них 72 % имеют высшее педагогическоеобразование,28%среднепроффессиональное,6чел.— высшуюквалификационнуюкатегорию, 3чел. —первуюквалификационнуюкатегорию.Психологопедагогическоесопровождениеобучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагог-психолог, социальныйпедагог.Классноеруководство в 1–11-хклассахосуществляют20 классных,руководителей. Ежегоднопедработникипроходятповышениеквалификациипо актуальнымвопросамвоспитаниявсоответствииспланом-графиком. К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты организаций:работникиПДН,участковый,работникисельскогоДКибиблиотеки. других 3.2. Нормативно-методическоеобеспечение Управление качествомвоспитательнойдеятельностивМКОУ СовхознаяСОШ» обеспечивают следующиелокальныенормативно-правовыеакты: Положениео классномруководстве; Положениеодежурстве; Положениеошкольном методическомобъединении; Положениеовнутришкольномконтроле; Положениеокомиссиипоурегулированиюспоровмеждуучастникамиобр азовательныхотношений; Положениео Советепрофилактики; ПоложениеобУправляющемсовете; Положениео школьнойформе; ПоложениеоПМПК; Положениеосоциально-психологическойслужбе; Положениеошкольном наркологическомпосте; Положениеошкольноймедиатеке; Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью иразвитию; Положениеоборганизациидополнительного образования; Положениеовнеурочнойдеятельностиобучающихся; Положениеобученическомсамоуправлении; Правилавнутреннегораспорядкадляобучающихся; 20 Положениео первичномотделенииРДДМ«Движениепервых»; Положениеошкольномспортивном клубе; 21 Положениео школьномтеатре. Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательнымипотребностями НауровнеОООобучается4обучающихсясОВЗ.Этодетисзадержкойпсихическогоразвития. данной категории обучающихся в МКОУ«СовхознаяСОШ»созданыособыеусловия: Для На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности исамостоятельности,сопричастностикреализациицелейисмыслов,приобретаетсяопытразвитияот ношениймеждуобучающимися,родителями(законнымипредставителями),педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются напринципахзаботы,взаимоуваженияисотрудничествавсовместнойдеятельности. Науровнедеятельностей:педагогическоепроектированиесовместнойдеятельностивклассе,вразн овозрастныхгруппах,вмалыхгруппахдетей,вдетскородительскихгруппахобеспечиваетусловияосвоениядоступныхнавыков,формируетопытработыв команде,развивает активность и ответственность каждого обучающегосяв социальной ситуацииегоразвития. Науровнесобытий:проектированиепедагогамиритмовучебнойработы,отдыха,праздникови общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенкасОВЗобеспечиваетвозможностьегоучастиявжизникласса,школы,событияхгруппы,форми руетличностныйопыт,развиваетсамооценкуиуверенностьвсвоихсилах. Особымизадачамивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямиявляютс я: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для ихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивобщеобразовательнойорганизации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со сторонывсехучастников образовательныхотношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ивозможностейкаждогообучающегося; обеспечениепсихологопедагогическойподдержкисемейобучающихся,содействиеповышениюуровняихпедагог ической,психологической,медико-социальнойкомпетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школаориентируется: на формированиеличностиребенка с особыми образовательными потребностями сиспользованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состояниюметодов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся сособымиобразовательнымипотребностямииихсверстников,сиспользованиемадекватн ыхвспомогательныхсредствипедагогическихприемов,организацией 22 совместныхформработывоспитателей,педагогов-психологов,учителейлогопедов,учителей-дефектологов; личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельностиобучающихсясособымиобразовательнымипотребностями. 3.4. Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивнойжизненнойпозиции обучающихся. Системапоощренияпроявленийактивнойжизненнойпозицииисоциальнойуспешностиобучающих сяпризванаспособствоватьформированиюуобучающихсяориентациинаактивнуюжизненнуюпози цию,инициативность,максимальнововлекатьихвсовместнуюдеятельностьввоспитательныхцелях . Принципыпоощрения, которымируководствуетсяМКОУ«СовхознаяСОШ» 1. Публичностьпоощрения–информированиевсехучениковшколыонаграждении,проведение процедурынаграждениявприсутствиизначительногочислашкольников. 2. Прозрачностьправилпоощрения– онирегламентированыПоложением онаграждениях.Ознакомлениешкольниковиихродителейслокальнымактомобязательно. 3. Регулирование частоты награждений – проводятсяодинразвгод поуровнямобразования. награждения по результатам конкурсов 4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных иколлективныхнаграддаетвозможностьстимулироватьиндивидуальнуюиколлективнуюактивнос ть обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,получившимиинеполучившими награды. 5. Привлечениекучастиювсистемепоощренийнавсехстадияхродителей(законныхпредставителе й)обучающихся,представителейродительскогосообщества,самихобучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), стороннихорганизаций,ихстатусныхпредставителей. 6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлитьстимулирующеедействиесистемыпоощрения. Формаорганизациисистемыпоощренийпроявленийактивнойжизненнойпозицииисоциальн ойуспешностиобучающихсявМКОУ «Совхозная СОШ» В МКОУ«СовхознаяСОШ»система поощрения социальной успешности и проявленияактивной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых вначалеучебногогода: «Ученикгода»; «Лучшийспортсменгода»; «Самый классныйкласс»; «Класс-волонтергода»; «Учительгода»; «Самыйклассныйклассный»; 23 «Самыйактивныйродитель». Принятьучастиевконкурсахмогутвсежелающие.Условияучастиявконкурсахзафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются поартефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебногогода.Итогиподводятсявконцеучебногогода.Обсуждениекандидатуросуществляетпедаго гический совет и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимаютрешениеопобедителях,призерахилауреатахконкурсовпоитогамголосования. Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МКОУ« СовхознаяСОШ» Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации ирегулярномпоощрениикласснымируководителями,поддержкеродителями(законнымипредстав ителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующихдостиженияобучающегося.Ведениепортфолиоучастникаконкурсарегламенти руетсоответствующийлокальныйакт.Портфолиоконкурсантадолжновключать: артефактыпризнания–грамоты,поощрительные письма,фотографиипризовит.д.; артефактыдеятельности–рефераты,доклады,статьи,чертежиили фотоизделийи т. д. 1.Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от ихуспешности и достижений, которые определяются образовательными результатамиотдельныхобучающихсяиликлассов. Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позицииобучающихся МКОУ «СовхознаяСОШ» объявлениеблагодарности; награждениеграмотой; вручениесертификатови дипломов; занесениефотографииактивиста надоскупочета; награждениеценнымподарком. Кроме этого, в МКОУ«Совхозная СОШ»практикуется благотворительная поддержкаобучающихся,группобучающихся(классов).Оназаключаетсявматериальнойподдержк епроведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий,различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальнойподдержкенуждающихсявпомощиобучающихся,семей,педагогическихработник ов.Благотворительностьпредусматриваетпубличнуюпрезентациюблаготворителейиихдеятельно сти. Информированиеродителей(законныхпредставителей)опоощренииребенкаМКОУ« Совхозная СОШ»осуществляет посредством направления благодарственногописьма. Информацияопредстоящихторжественныхпроцедурахнаграждения,орезультатахнаграждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайтешколыиеестраницевсоциальныхсетях. 24 Использованиерейтингов,ихформа,публичность,привлечениеблаготворителей,втомчислеизсоци альныхпартнеров,ихстатус,акции,деятельностьдолжнысоответствоватьукладуМКОУ«Совхозна яСОШ»,цели,задачам,традициямвоспитания,бытьсогласованными с представителями родительского сообщества во избежание деструктивноговоздействиянавзаимоотношения вотношениишколы. 3.5. Анализ воспитательного процесса в МКОУ «СовхознаяСОШ»осуществляется всоответствиисцелевымиориентирамирезультатоввоспитания,личностнымирезультатамиобуча ющихсянауровне основногообщегообразования,установленнымиФГОСООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации являетсяежегодныйсамоанализвоспитательнойработысцельювыявленияосновныхпроблемипосл едующегоихрешенияспривлечением(принеобходимости)внешнихэкспертов,специалистов. Планированиеанализавоспитательногопроцессавключеновкалендарныйпланвоспитательнойраб оты. Основныепринципы самоанализавоспитательнойработы: взаимноеуважениевсех участниковобразовательныхотношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение преждевсегонеколичественных, акачественныхпоказателей, такихкаксохранениеукладаобразовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стильобщения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися иродителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогическихработников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелогопланированиявоспитательнойработы,адекватногоподборавидов,формисоде ржания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальнымипартнерами); распределеннаяответственностьзарезультатыличностногоразвитияобучающихсяор иентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат какорганизованного социального воспитания, в котором образовательная организацияучаствуетнарядус другимисоциальнымиинститутами,такистихийнойсоциализацииисаморазвития. Основныенаправленияанализавоспитательногопроцесса 1. Результатывоспитания,социализацииисаморазвитияобучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностногоразвитияобучающихсявкаждом классе. Анализпроводитсякласснымируководителямивместесзаместителемдиректораповоспитательной работе(советникомдиректораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогом(приналичии))споследующимобсуждениемрезультатовнамет одическомобъединенииклассныхруководителейилипедагогическомсовете. 25 Основнымспособомполученияинформацииорезультатахвоспитания,социализацииисаморазвити яобучающихсяявляетсяпедагогическоенаблюдение. Вниманиепедагогическихработников сосредоточиваетсянавопросах: какиепроблемы,затруднениявличностномразвитииобучающихсяудалосьрешитьзапрош едшийучебныйгод; какиепроблемы,затруднения решитьнеудалось ипочему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работатьпедагогическомуколлективу. 1.Состояниесовместнойдеятельностиобучающихсяи взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной,событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся ивзрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директораповоспитанию,педагогомпсихологом,социальнымпедагогом(приналичии)),класснымируководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,советаобучающихся. Способамиполученияинформацииосостоянииорганизуемойсовместнойдеятельностиобучающих сяипедагогическихработниковмогутбытьанкетированияибеседысобучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками,представителямисоветаобучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей илипедагогическом совете. Внимание сосредотачивается воспитательногопотенциала: на вопросах, связанных с качеством реализации урочнойдеятельности; внеурочнойдеятельностиобучающихся; деятельностиклассныхруководителейиихклассов; проводимыхобщешкольныхосновныхдел,мероприятий; внешкольныхмероприятий; созданияиподдержкипредметно-пространственнойсреды; взаимодействиясродительскимсообществом; деятельностиученическогосамоуправления; деятельностипопрофилактикеи безопасности; реализациипотенциаласоциальногопартнерства; деятельностипопрофориентацииобучающихся; школьногомузея. Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ «Совхозная СОШ»будет переченьвыявленныхпроблем,которыенеудалосьрешитьпедагогическомуколлективушколыв202 3/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работына 2024/25учебныйгод. 26 27