Пояснительная записка Индивидуальная адаптированная программа для ученика с синдромом Дауна составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года, приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи". В отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6). Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у этого ребёнка. Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду. В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Приоритетными задачами коррекционной работы являются: -укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка; -формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения; -расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; -формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности; -развитие творческих умений средствами игровой деятельности; -воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки; -формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления; -развивать восприятие, память, внимание; -расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы; -воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать. -формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание. -продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие; -воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы. Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д. Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности. Программа предназначена для работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья ( с синдромом Дауна) 8 лет, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Педагогическая характеристика учащегося. «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. 1. Учебная деятельность. Учебная мотивация не сформирована. Преобладает игровая мотивация. Несформированность всех языковых средств на фоне первичного дефекта. Познавательная деятельность резко снижена. Саша является ребенком- инвалидом. Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик очень подвижный. Координация движений в норме. Предположительно, состояние слуха соответствует норме. Программный материал усваивает с большим трудом, т.к. он не разговаривает, не хочет пока писать, плохо ориентируется в цветах, частично повторяет действия учителя. Понимает слова-действия учителя: «положить», «убрать», «рисовать», «играть» и другие. Выполняет учебные действия только с помощью учителя, но желание есть не всегда. Если ему не нравится действие, издаёт звук «у» и уходит, проявляет упрямство, но не агрессию. Понимает слово «молодец». Большую часть учебного времени ребенок спокоен. Саша иногда реагирует на запрет, при этом самоагрессия не наблюдается. Однако мальчик по-прежнему удерживается на индивидуальном занятии непродолжительное время, стремится уйти. Знакомые задания не делает самостоятельно, старается избежать выполнения новых заданий. Делает попытки играть в паре с учителем. Есть предметная игра с мячом, переходящая в специфические манипуляции. Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время, низко наклоняет голову, забирается с ногами на стул), редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу выполняет частично. С трудом принимает физическую помощь. Саша не может сортировать предметы, группировать их по цвету, форме и величине самостоятельно. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Ребёнок не хочет слушать чтение, сразу берёт книгу, закрывает её или начинает сам листать страницы, останавливая своё внимание на некоторых картинках, комментарии слушать не хочет. Учебные презентации смотрит и слушает, реагирует на некоторые звуки: улыбается, удивляется, делает какие-то движения руками. Навыки самообслуживания не сформированы ( даже не может мыть руки). 1. Особенности психического развития. Внимание неустойчивое, быстро переключается с одного на другое. Работоспособность низкая, а утомляемость высокая. Не хочет выполнять предложенные задания. Приходится часто менять задания. Саша выполняет задания за учителем. Память кратковременная, предметно-образная. Речевая деятельность отсутствует, но речь учителя частично понимает и принимает. Эмоциональная сфера бедная. Выражает радость - улыбается, нежелание – отворачивается, укает, убегает. Любит, если гладишь по голове. Если ему нравится человек, может его погладить рукой. Мать слушается, но с большим трудом, она применяет силу. Ребёнок очень упрямый, у него бывает плохое настроение, тогда он ничего не хочет делать, даже играть, но агрессии пока не наблюдала. Со слов матери, Саша любит смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социальноличностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности). Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации. В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие, Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития: • относительная сохранность эмоций; • сохранность зрительно-двигательного восприятия; • достаточно высокий уровень имитационных способностей; • относительная сохранность тактильной чувствительности; • сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания; • сохранность эмоциональной памяти. В индивидуальном учебном плане взяты все предметы в соответствии с учебным планом для детей с тяжёлой (глубокой) умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей учащегося выделено большее количество часов на изучение таких предметов как «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность» Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные планируемые результаты: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Планируемые предметные результаты коррекционной работы: узнавать изученные объекты неживой и живой природы; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы; • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке); • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. Содержание программы состоит из следующих разделов: Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока: 1.Образовательный, формирование представлений о окружающем социальном мире, явлениями социальной жизни. 2.Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы. 3.Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром. Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Содержание обучения на уроках социальный окружающий мир очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках социальный окружающий мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Содержание основного минимума знаний, умений, навыков: по курсу « Речь и альтернативная коммуникация» Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Обучаемого учат понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя. Программой определены следующие цели и задачи курса: Цель: Формирование целостного восприятия о предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой. Задачи: - организовать речевую среду; - пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку; - сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности; - научить понимать соотносящиеся и указательные жесты. Требованию к уровню подготовки. Обучающийся должен уметь: -пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы); -воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова; -узнавать предмет по его частям; -обобщать названия изученных групп предметов; -соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами; -слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам; -выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы). Обучающийся должен знать (реагировать): -своё имя, отчество, фамилию, возраст; -название и расположение основных частей тела и лица; -профессии людей (учитель, врач); -содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского… По курсу «Математические представления» Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Целью обучения детей математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности. Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и тесно связано с другими учебными предметами. На уроках математики используется множество дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений. Требованию к уровню подготовки. Обучающийся должен уметь: -выделять 1 и много предметов из группы; -соотносить количество 1 с количеством пальцев; -сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну; -различать предметы по цвету, форме, величине; -соотносить части суток с режимными моментами; -выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»); -складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу; -складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали; -чертить прямую, волнистую линию по подражанию; -понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота; -сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала. Обучающийся должна знать: -количественные понятия: один, много, поровну; -цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный; -величину: большой – маленький; -форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; -название времени года; -название, расположение и назначение помещений в доме; По курсу « Окружающий природный мир» Занятия направлены на формирование естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. На занятиях продолжается знакомство с миром животных и растений. Обучение направлено на решение следующих задач: -учить, обучаемую, находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу, петуха, лису, волка, выделяя наиболее характерные особенности; -учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги); -обогащать словарь обучаемой существительными, обозначающими домашних животных (кошка, собака, курица, петух); диких животных (лиса, волк) и их детенышей; -обогащать словарь обучаемой прилагательными, обозначающими величину, цвет предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.). -учить узнавать и называть цветы, траву, дерево; -учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные; -учить понимать слова обозначающие их. Различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные в данной области), называть их; -учить учащихся замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце); -обогащать словарь обучаемой: существительными, обозначающими названия растений (дерево, трава, цветы); фруктов (яблоко, груша); овощей (морковь, помидор, огурец); -обогащать словарь обучаемой прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.). Требованию к уровню подготовки . Обучающийся должен уметь: -находить предметы (животных) по их характеристике (цвету, форме, размеру); -сравнивать (совместно с учителем) два предмета, находить сходные и отличительные признаки; -уметь (в силу возможностей) классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции; -воспроизводить знакомые звукоподражания; -слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам. -находить предметы (растение) по их характеристике (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху). -сравнивать (совместно с учителем) два предмета, находить сходные и отличительные признаки; -меть (в силу возможностей) классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции. По курсу «Окружающий социальный мир» Занятия по курсу направлены на формирование уученика доступных знаний об организме человека и охране его здоровья. Данная программа предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач по следующим направлениям: -организм человека и гигиена; -питание; -безопасность в доме, на улице; -охрана здоровья. Целью обучения является овладение теоретическими сведениями и привитие практических умений и навыков, необходимых для социальной адаптации у обучаемой с интеллектуальными нарушениями. В основу данного предмета положен комплексный подход, который предполагает: -ознакомление с особенностями здоровья и здорового образа жизни, правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности; -развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности; -индивидуальный и дифференцированный подход в процессе игровых упражнений. Требования к уровню подготовки : -свою фамилию, имя, отчество; -органы чувств, гигиенический уход за ними; -выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения; -уметь выполнять утренний и вечерний туалет; По курсу «Изобразительная деятельность» Программа направлена на развитие восприятия обучающегося, обогащение его сенсорного опыта, путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Вызывать интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют. Обучение направлено на решение следующих задач: -учить следить за движением карандаша по бумаге. На занятиях учат обращать внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге; -привлекать внимание к изображённым на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям; -вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал сам; -развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; -учить различать цвета карандашей, фломастеров; -учить делать мазки и рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, заборчики и другие; -формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребёнок. -учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть на место; -учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше точёного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. -продолжать знакомить с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий. Требованию к уровню подготовки . Обучающийся должен уметь: -узнавать (находить) основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный); -уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; -уметь делать мазки, проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии; -уметь раскрашивать рисунок (с помощью педагога). По курсу «Адаптивная физкультура» В основу данной программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, выработку жизненно необходимых умений и навыков. Для того чтобы были усвоены упражнения, инструкции к ним, мною используются многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. В программе были подобраны, такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Каждый урок по физкультуре планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям ребёнка. Обучение направлено на решение следующих задач: -обучить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений; - обучить навыкам правильного дыхания (по показу учителя); -обучить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя; - обучить правильному захвату различных предметов, передаче их; - обучить броскам и ловле мяча. Требования к уровню подготовки по данной программе. Обучающийся должен уметь: - правильно дышать (по показу учителя); -правильно захватывать различные по величине предметы, передавать, переносить их; - бросать, ловить мяч; - преодолевать простейшие препятствия; - хлопать в заданном ритме под счёт, музыку; - совершать целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх. По курсу «Человек» В основу занятий по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в обществе. Целью обучения данному предмету является освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков – подготовка ученика к взрослой жизни через овладение ею навыками самообслуживания, общения, приспособления её к жизни в обществе, воспитания у неё максимального уровня самостоятельности. На уроках обучается элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности. На всех этапах обучения у ученика: - формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду; - формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности; - формируется и вводится в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации. Программа «Социально-бытовая ориентировка» включает следующие разделы: «Личная гигиена» - в данном разделе учащимся дается алгоритм умывания, чистки зубов, расчёсывания; «Одежда и обувь» - в данном разделе учащиеся учатся узнавать предметы одежды и обуви, и элементарным способам ухода за ними; «Питание» - в данном отделе учащиеся учатся соблюдению элементарно-гигиенических требований к содержанию посуды и использования продуктов; «Культура поведения» - в данном разделе даются сведения о том, как вести себя во время приема пищи, как пользоваться приборами и салфетками; «Жилище» - в данном разделе учащиеся учатся пользоваться средства по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию порядка. Требования к уровню подготовки по данной программе: Личная гигиена. Обучающийся должен: - иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека; - знать последовательность выполнения утреннего туалета; - знать периодичность и правила чистки зубов -знать периодичность мытья головы; Одежда и обувь: -иметь представление почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте; -знать виды одежды и обуви, - знать правила ухода за одеждой и обувью. Питание: - иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека; - иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; - иметь представление о назначение кухонных принадлежностей и посуды; - иметь представление о санитарно-гигиенические требования к содержанию посуды. Культура поведения: - знать правила поведения за столом. - уметь принимать правильную позу в положении сидя и стоя; - уметь правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). Условия реализации программы Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия: - строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); - наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; - сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; - наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; - наборы палочек; магнитные доски; - сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; - наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; - пуговицы разного размера и различных цветов; - природный материал: ракушки, камушки, шишки; - муляжи овощей и фруктов; - материал для лепки: цветное тесто, пластилин; - палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке; - наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; - детские музыкальные инструменты. Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания. Критерии оценивания знаний, умений, навыков При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности: действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним); действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого; действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого; действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально); действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу; действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Показатели самостоятельности учащегося. Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо ! делать с ним). Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. пп Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. п Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). и Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. о Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. с При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями: действие (операция сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»; действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» Содержание коррекционных занятий Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Кулачки-ладошки», «Молоток» и пр.). В 1 классе не требуется выполнения сложных упражнений для пальцев, требующих точности работы мелких мышц («пальчики здороваются»). Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим – прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движениями учителя). Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»). Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек; нанизывание предметов с отверстиями на стержень; нанизывание шаров на шнур («бусы»); использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Цвет. Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8 – 12 предметов всех указанных цветов (без называния цветов). Три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно назвать красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета. Форма. Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия; шар-параллелепипед («брусок», «Кирпичик»); куб – конус («башенка»). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу). Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») их 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6 – 10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции («Дай такой»). Раскладывание этих плоскостных форм. Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат. Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6 – 10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции («Дай такой»). Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку – больших предметов, в маленькую – маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных – больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки – к таре, мячи и шары – к отверстиям разного диаметра). Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький. Дидактические игры «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный – синий – красный – синий и т.д.). «Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во втором полугодии). «Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус – куб – конус и т.д., круг – квадрат – круг – квадрат и т.д.): чередование предметов по величине через один, выкладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т.д.). «Поиск в окружающем»: быстро находить предмет, спрятанный на виду за экран или какой-либо предмет; находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем; находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке – принести мяч (игрушку); находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление); «Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине). «Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться). «Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). «Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.д.); узнавать на ощупь предметы, положенные в матерчатый мешок; находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных во величине. (Второе полугодие). Все действия производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой. «Что убрали», «Что изменилось» - запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них. Деятельность с разборными игрушками Собирание вкладных кубиков (3 куба разных по величине). Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стрежень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 или 5 колец); учить заканчивать работу до конца, не бросать ее, не доделав, не терять цели подбора колец «по величине»; закончив работу контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки. Элементарное конструирование Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не более 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине); ворота; гараж; дом; стол; стул; забор. Выполнение этих построек из одноцветных деталей, выбирая из массы разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). Работа с мозаикой Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий – красный – синий и т.д. Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых расположенных в ряд); «Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху); «Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент); «Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета). Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета. Предполагаемые результаты обучения - наличие у ребенка положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками, предметами и изображениями в контексте материала; - умение осуществлять действия совместно с учителем по подражанию и по образцу; - понимание названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними; - осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных сообщений. - выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции; - объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты); -соотнесение плоскостных и пространственных фигур в процессе игр и игровых упражнений; - перемещение в пространстве класса и школы с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; - перемещение различных предметов вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции; - выполнять действия за учителем и по образцу В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьник должен научиться — целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; — правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; — анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет; — различать и называть основные цвета; — классифицировать геометрические фигуры; — составлять предмет из 2—3 частей; — определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов; — зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов; — классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения; — различать речевые и неречевые звуки; — ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги; — выделять части суток и определять порядок дней недели.