ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………….. 3 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ………………………………………. 9 1.3. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АООП НОО…………………………………………………. 1. Содержательный раздел 14 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ……………… 19 2.2. Программы учебных предметов ……………………………………………….. 22 2.3. Программы курсов коррекционно-развивающей области …………………… 1. Организационной раздел 27 3.1. Учебный план …………………………………………………………………………………….. Приложение 1………………………………………………………………………… Приложение 2………………………………………………………………………… 29 30 42 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (АООП НОО с РАС) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО МКОУ «Совхозная СОШ» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ∙ Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ (статья 79), ∙ СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, ∙ Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), ∙ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598. Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.1.), одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015). Цель реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования определяется ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. АООП НОО с РАС направлена на овладение им учебной деятельностью и формированию общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо культурными ценностями. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и предполагает решение следующих задач: – формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося; – охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его социального и эмоционального благополучия; -формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; – формирование основ учебной деятельности; -создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; – обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимся с учетом его образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; – формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающегося. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистичес кого спектра В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Вариант АООП (8.1) создаётся в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к: – структуре образовательной программы; – условиям реализации образовательной программы; – результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляя обучающимся с РАС возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступно им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает: – придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; – существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; – обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС положены следующие принципы: – принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); – принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей; – принцип коррекционной направленности образовательного процесса; – принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; – онтогенетический принцип; – принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования; – принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; – принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; – принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы нач ального общего образования для обучающегося с РАС Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 8.1.) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к структуре АООП, условиям ее реализации и результатам освоения. Вариант 8.1. предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1- 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: – удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с РАС; – коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоциональноличностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; – развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: – помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями; – работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; – создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения, обучающегося к ситуации школьного обучения в целом. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с РАС РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми. Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни. Происхождение РАС определяет характер и динамику нарушения психического развития ребенка, сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы могут осваивать вариант 8.1. образовательной программы. Особые образовательные потребности обучающихся с РАС Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми. Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами. – в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения; – выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; – большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков; – необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями; – в начале обучения, при выявленной необходимости, особенно, если такая работа не велась до школы, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания; – периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении программы; – необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников; – в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»; – необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально – бытовых навыков; – необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать; – ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене (он лучше чувствует себя в контактах со взрослыми, чем со сверстниками, и в структурированной ситуации урока лучше, чем, в более свободной на перемене. Контакты со сверстниками сложнее для него, чем контакты со старшими или младшими детьми, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми; – ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего; – необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребёнком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; – педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие; – необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений; – для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности; – процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы; – ребёнок с РАС уже в период начального образования нуждается индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимся с расстройством аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Результаты освоения обучающимся с РАС адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающегося с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся: личностные результаты – готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускника начальной школы, отражающие индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимся в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающегося с РАС в культуру, овладение ими социо культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и отражают: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения АООП НОО С учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения и соответствуют ФГОС НОО: Филология Русский язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Математика: 1) Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов; 2) Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; 3) Приобретение начального опыта применения математических знаний; 4) Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; Окружающий мир: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека; 2) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 3) овладение элементарными практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Музыка: 1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека; 2) развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Технология: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 3) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; Физическая культура: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Результаты освоения коррекционноразвивающей области, адаптированной основной общеобразовательной программы нача льного образования Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО обучающихся с РАС (8.1)должны отражать: Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (см. Приложение 1). Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к обучающемуся с РАС в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями и отражаются в программах логопедической и психо коррекционной работы (см. Приложение 2). 1.3. Система оценки достижения обучающимся с РАС планируемых результатов освоени я адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с РАС основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с РАС являются оценка образовательных достижений, обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты) и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В процессе освоения предметных курсов планируемые результаты предполагают выделение: базового уровня («Выпускник научится»). Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»). Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. В итоговой оценке выделяются две составляющие: – результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений ребёнка, продвижение в достижении планируемых результатов освоения АООП НОО; – результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения Программы относятся: 1. Ценностные ориентиры обучающегося. 2. Индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности, обучающихся осуществляется в ходе мониторинговых исследований. В соответствии с требованиями ФГОС НОО в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: – комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); – использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; – оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; – оценка динамики образовательных достижений обучающихся; – сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; – уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; – использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; – использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка. Основной формой организации обучения является классно-урочная система. При реализации программы используются технологии: деятельностного метода обучения (организация исследовательской работы детей); развивающего обучения; коллективных способов обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; технологии с использованием ИКТ и технических средств обучения; технологии с использованием опорных систем и алгоритмов. Оценка личностных результатов. Личностные результаты на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: 1) в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами школы (педагог-психолог), обладающими необходимой компетенцией в сфере психологопедагогической диагностики развития личности; 2) в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов): – оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в ОУ); – оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры); -психологическая диагностика (проводится по запросу родителей /педагогов и администрации при согласии родителей. Внутренняя оценка. 1. Оценка личностного прогресса. Проводится по контекстной информации интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог отслеживает, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития -наличие положительной тенденции развития. 2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной. 3. Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам: сформированности внутренней позиции обучающегося; ориентации на содержательные моменты образовательного процесса; сформированности самооценки и мотивации учебной деятельности. Оценка метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку УУД учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: – способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; – умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления, умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; – умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; – способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: решение задач творческого и поискового характера; проектная деятельность; текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов НОО, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Для оценки продвижения обучающегося с РАС в овладении социальными (жизненными) компетенциями может применяться метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа должна объединять всех участников образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и должен включать педагогических работников (учителей, учителей-логопедов, педагоговпсихологов, социальных педагогов, которые хорошо знают обучающегося. Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах: – достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; – достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно практических задач средствами учебных предметов; – достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с РАС продвигается в освоении того/иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Оценка достижения обучающимся предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Обучающиеся с РАС имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающегося с РАС включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающегося с РАС; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающегося мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающегося с РАС: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение много звеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами. 3) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающегося с РАС; 4) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с РАС в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с РАС, осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса. 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования ФГОС НОО обучающихся с РАС к личностным и метапредметным результатам освоения АООП НОО, и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающегося с РАС и призвана способствовать развитию УУД, обеспечивающих умение учиться. Это достигается как в процессе освоения обучающимся с РАС конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин, так и в процессе формирования социальных (жизненных) компетенций. Основная цель реализации программы формирования УУД состоит в формировании обучающегося с РАС как субъекта учебной деятельности. Задачами реализации программы являются: – формирование мотивационного компонента учебной деятельности; – овладение комплексом УУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности; – развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: Личностные – обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающегося (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; – смыслообразование, т. е. установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; – нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные – обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; – прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого ре- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы; – саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Познавательные включают – общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; – структурирование знаний; – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; – определение основной и второстепенной информации; – свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: – моделирование — преобразование объекта из чувственной формы модель, где выделены существенные характеристики (пространственно- графическая или знаково-символическая); – преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – подведение под понятие, выведение следствий; результата самим обучающимся, учителем, товарищами; – установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; – построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; – доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: – формулирование проблемы; – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции 20 других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; – управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 2.2. Программы учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области должны обеспечивать достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения АООП НОО обучающегося с РАС. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО и программы формирования универсальных учебных действий. В данном разделе АООП НОО приводится основное содержание обязательных учебных предметов, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области формируются с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. Основное содержание учебных предметов Русский язык На изучение русского языка в 1 классе (второе полугодие) отводится 16,5 ч (1 ч в неделю), из них 6 ч отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 10,5 ч— на уроки русского языка. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях «Мой алфавит». После обучения письму начинается изучение русского языка. Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями: 1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова(морфемика); грамматика (морфология и синтаксис). 2. Орфография и пунктуация. 3. Развитие речи. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Лексика.. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко -буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Курс «Русский язык» Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению. Слоги. Перенос слов. Ударение. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. От предложения к тексту. Литературное чтение В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе (второе полугодие) на изучение литературного чтения отводится 16,5 часов (1 ч. в неделю). Курс литературного чтения 10,5 ч, вводится сразу после завершения обучения грамоте, на которое отводится 6 часов. Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (6ч.) Согласные звуки и буквы. Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.) Буквы е, ѐ, ю, я. Двойное значение букв е, ѐ, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [и] и гласного – а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков). Буквы ь и ь. Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ѐ. Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения). Курс «Литературное чтение» Раздел 1. Книги — мои друзья (1 ч.) В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Нравственный смысл произведений Ушинского. Наш театр. К. Чуковский «Айболит». Раздел 2. Здравствуй, сказка (3 ч.) С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. Семейное чтение. «Три дочери». «Два лентяя». «Заяц и черепаха». Раздел 4. Люблю всё живое (2 ч.) В.Лунин «Никого не обижай». Е.Благинина «Котёнок». И.Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В.Бианки «Разговор птиц в конце лета». Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова «Всех угостила». С.Михалков «Зяблик». С.Маршак «В зоопарке». Н.Сладков «Без слов». Раздел 5. Хорошие соседи, счастливые друзья (2 ч.) Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Семейное чтение. Л. Толстой «Не лениться». «Косточка». Раздел 6. Край родной, навек любимый (1 ч.) Стихотворения русских поэтов о природе. А.Плещеев «Весна». С.Есенин «Черёмуха». С. Дрожжин «Пройдёт зима холодная». Раздел 7. Сто фантазий (1,5 ч.) В. Викторов «Поэт нашёл в себе слова». Ю. Мориц «Сто фантазий». И. Пивоварова «Я палочкой волшебной». Г. Цыферов «Про меня и про цыплёнка». Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. Математика На изучение математики в 1 классе (второе полугодие) отводится 25,5 ч (1,5 ч в неделю). Числа от 1 до 10. Число 0 Сложение и вычитание (15 ч) Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5. Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Сложение и вычитание отрезков. Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9.Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого. Вычитание 6, 7, 8 и 9.Таблица сложения в пределах 10. Задачи в 2 действия. Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм. Вместимость. Единица вместимости: литр. Числа от 11 до 20 Нумерация (3 ч) Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка. Сложение и вычитание (7,5 ч) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел. Решение составных задач в 2 действия. Единица длины: дециметр. Сложение и вычитание величин. Окружающий мир На изучение окружающего мира в 1 классе (второе полугодие) отводится 16,5 ч (1 ч в неделю). Наш дом и семья (3 ч). Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Город и село (7 ч). Чудесные цветники. Кто живёт в парке и ботаническом саду. В зоопарке. Войдём в музей. В театре. Хлеб – всему голова. Правила дорожного движения. Родная страна (4 ч). Москва – столица России. Природа России. Красная книга России. Правила безопасного поведения в лесу. Человек и окружающий мир (2,5 ч). Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Изобразительное искусство На изучение изобразительного искусства в 1 классе (второе полугодие) отводится 8 ч (0,5 ч в неделю). Раздел 1. Радуйся многоцветью весны и лета. 6 ч. По следам зимней сказки. Декоративная композиция. Зимние забавы. Сюжетная композиция. Защитники земли русской. Образ богатыря. Открой секреты дымки. Русская глиняная игрушка. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. Раздел 2. Цвет – основа языка живописи. 2 ч. Основные и составные цвета. Наши достижения. Я умею. Я могу (проект «От зимы к весне»). Технология На изучение технологии в 1 классе (второе полугодие) отводится 8 ч (0,5 ч в неделю). Человек и земля (5 ч) Изделие: «Котенок». Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет», «гофрированный картон». Изделие: « Домик из веток». Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер». Мебель. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул» Питьевая вода. Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Изделие: «Колодец» «Человек и воздух» 1 часа. Использование ветра. Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Изделие: «Вертушка» Человек и информация – 2 часа. Важные телефонные номера. Правила движения. Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаковосимволическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет». Музыка На изучение изобразительного искусства в 1 классе (второе полугодие) отводится 8 ч (0,5 ч в неделю). Раздел 1. Музыка и ты (8 часов) Край, в котором ты живешь. Музыка утра. Музыка вечера. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. 2.3. Программы курсов коррекционно-развивающей области Содержание коррекционно–развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (индивидуальные занятия). Программа коррекционной работы обеспечивает: – выявление особых образовательных потребностей, обучающегося с РАС, обусловленных недостатками в его развитии; – осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи (в соответствии с рекомендациями ПМПК); – разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с учетом его индивидуальных, типологических особенностей и индивидуальных возможностей; – оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с РАС включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: 1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития обучающегося с РАС с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО. 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: – составление индивидуальной программы психологического сопровождения, обучающегося (совместно с педагогами); 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с РАС в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося. Консультативная работа включает: – психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающегося со сверстниками; – консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы. Коррекционный курс «Коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)». Логопедические занятия Цель программы: Максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка. Задачи программы: 1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире. 2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого: – обогащать и активизировать словарный запас, – развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 3. Развитие устной речи: – создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся; – развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; – развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение): – формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; – создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; 5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. 6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики. Данная коррекционная программа содержит диагностический, реализационный этапы; изучение гласных и согласных звуков и букв и коррекционный период. Для коррекционного курса Логопедические занятия отводится 32 ч. (2 часа в неделю). (см. Приложение 1). Психокоррекционная работа Цель программы – создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с РАС с учетом его индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК. Повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательных процессов, по формированию базовых учебных действий. Задачи программы: 1. Определить, используя диагностические методики, особые образовательные потребности обучающегося с РАС. 2. Развивать произвольное внимание. 3. Развивать зрительно-моторные функции. 4. Способствовать формированию базовых учебных действий. 5. Оказывать консультативную помощь родителям обучающегося с РАС, педагогам, работающим с ребенком. При условии успешной реализации данной программы коррекционно-развивающих занятий будет наблюдаться улучшение прямых показателей результативности, полученных при сравнении результатов начального и повторного диагностического исследования: – развитие произвольного внимания; – развитие зрительно-моторных функций; – формирование базовых учебных действий. Данная коррекционная программа содержит коррекционно-развивающий, диагностический, консультативный, информационно-просветительский блок. (см. Приложение 2) Для коррекционного курса Психокоррекционные занятия отводится 32 ч. (2 часа в неделю). 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план, реализующих АООП НОО обучающегося с РАС (вариант 8.1) (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам. В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционноразвивающие занятия. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося с РАС. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план Предметная область Учебные предметы Количество часов в неделю Русский язык 3 Язык и речевая практика Литературное чтение 2 Математика Математика 2 Естествознание Окружающий мир 1 Итого 8 Учебные предметы школьного учебного плана изучаются по учебным программам и учебникам, вошедшим в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных, утвержденных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего образования. Промежуточная аттестация проводится в сроки, определяемые приказами ОУ. Отметки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 3 дня до его окончания. В начальной школе в первом классе аттестация не проводится, во 2–4 классах промежуточная аттестация осуществляется по четвертям. Годовая промежуточная аттестация во 2-4-х классах в форме итоговых контрольных работ, контрольного тестирования, контрольного чтения проводится в мае без прекращения общеобразовательного процесса. Годовая аттестация проводится по окончанию учебного года в форме выставления годовых отметок преподавателем за весь курс обучения на основании промежуточных аттестаций. Восполнение учащимися знаний материала, пропущенного по уважительным причинам, производится самостоятельно и на индивидуальных консультациях. Пояснительная записка Программа психокоррекционных занятий для обучающегося НОО с расстройствами аутистического спектра составлена на основании ПрАООП НОО обучающегося с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Цель программы – создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с РАС с учетом его индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК. Повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательных процессов, по формированию базовых учебных действий. Задачи программы: 1. Определить, используя диагностические методики, особые образовательные потребности обучающегося с РАС. 2.Развивать произвольное внимание 3. Развивать зрительно-моторные функции. 4. Способствовать формированию базовых учебных действий. 5. Оказывать консультативную помощь родителям обучающегося с РАС, педагогам, работающим с ребенком. Программа опирается на следующие принципы: приоритетности интересов обучающегося – определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей; системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; непрерывности – обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в его личности; вариативности – предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающегося и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы; единства психолого-педагогических средств -обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-развивающей работы; сотрудничества с семьей – основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Ожидаемые результаты: При условии успешной реализации данной программы коррекционно-развивающих занятий будет наблюдаться улучшение прямых показателей результативности, полученных при сравнении результатов начального и повторного диагностического исследования: – развитие произвольного внимания; – развитие зрительно-моторных функций; – формирование базовых учебных действий. Методы и приемы коррекционной работы: В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: – использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); – использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане; – речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения; – учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей; – эмоционально окрашенная подача материала.