1 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: – Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; -Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334 -Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Мин. России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937); Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Учебный план предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. 2 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ – воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; – приобщение к литературному наследию своего народа; – формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; – обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи; – получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5–8 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в его жанрово-родовой и историкокультурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) . 3 Задачи курса: – осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; – формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; – овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; – формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; – формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; – воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; – воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; – воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; – формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; – осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; – формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Программа курса «Родная (русская) литература построена на принципах: – традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих 4 совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений); – необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета; – соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся; – требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы; – минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану. Курс будет способствовать формированию следующих умений: – чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств; – видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста; – соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности; – анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; – соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: – ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 6 – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – подробно пересказывать текст; – составлять устный рассказ по картинке; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – анализировать художественное произведение; – сравнивать произведения разных жанров и авторов; – давать характеристику героев. Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс основной общеобразовательной школы: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основные теоретико-литературные понятия - Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. - Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. - Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия). - Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. - Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. - Стихи и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений: – акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные); – устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа; – устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. Своеобразие родной (русская) литературы. Значимость чтения и изучения родной (русской) литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. Родная (русская) литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» 8 5 класс Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.(1) Из литературы XIX века (10 ч) Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Сочинение "Зло и добро в сказке". Из литературы XX века (9) Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. Сочинение " Мир глазами ребёнка". А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Родная природа в произведениях поэтов XX века (14) В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов. М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения. Контрольная работа (1 час) 9 6 класс Введение (1) Книга как духовное завещание одного поколения другому. Литературная сказка (1). Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. Из литературы ХIХ века (13) А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. Из литературы ХХ века (19) Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества. А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Сочинение «Тимуровцы сейчас?» Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора. Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы». Контрольная работа (1 час) 10 7 класс Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. Из литературы XVIII века (5) И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Из литературы XIX века (13) Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Из литературы XX – XXI века (15) А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе." Контрольная работа (1 ч) 11 8 класс Из литературы XVIII века (5) И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Из литературы XIX века (13) Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Из литературы XX – XXI века (15) А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе." Контрольная работа (1 ч) 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока п/п 1 Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности Кол час 1 2 Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка 1 3 Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка 1 4 Практическое занятие. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки 1 5 Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы. Особенности языка сказок. 1 6 Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок 1 7 Развитие речи. Сочиняем сказку. 1 8 Развитие речи. Анализ написанной сказки. 1 9 О физическом и нравственном характере древних славян. 1 10 Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. 1 11 «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Славянский календарь. Основные славянские праздники. 1 12 13 1 Дата план 05.09.20 20 19.09.20 20 26.09.20 20 03.10.20 20 10.10.20 20 17.10.20 20 24.10.20 20 31.10.20 20 14.11.20 20 14.10.20 20 21.10.20 20 28.10.20 факт 13 Семья. Семейно-бытовые обряды. 1 14 Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи» 1 15 Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи». Анализ выполненных работ. 1 16 М.М. Пришвин «Зайцы профессора». Художественная проза о человеке и природе 1 17 В. Драгунский «Кот в сапогах». Художественная проза о человеке и природе 1 18 1 19 Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе». Художественная проза о взаимоотношениях человека и животного К. Паустовский «Кот-ворюга». Художественная проза о человеке и природе 20 Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Мастерство художественной речи 1 21 Литературная сказка В. Губарев «Королевство кривых зеркал». 1 22 Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». 1 23 Проза о детях. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 1 24 Лирическое произведение. Что такое лирическое произведение. Стихотворения о природе В. Рождественский «Русская природа», С. Никулин «Русский лес», Т. Белозёров «Таёжный светофор», Е. Серова «Родные края», Н. Ярославцев «Незабудки» Стихотворения о животных. Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок». Коряков О.Ф. «Володя + Маша» Любовь и дружба в понимании детей среднего школьного 1 25 26 14 1 1 1 20 05.12.20 20 12.12.20 20 19.12.20 20 26.12.20 20 09.01.20 21 16.01.20 21 23.01.20 21 30.01.20 21 06.02.20 21 13.02.20 21 20.02.20 21 27.02.20 21 06.03.20 21 13.03.20 27 28 29 возраста. Осмысление понятий: «Гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность». Быков Р.А. «Заколдованная принцесса». Нахождение основной мысли произведения Аксенов В.П. «Мой дедушка — памятник» (отрывок). Успенский Г.А. «Васька путешественник» 1 1 1 1 32 Невыдуманные истории о военном времени глазами ребенка. Борискина А.И. «Земляничка» (отрывки) Гаршин В.И. «Однажды прожитая жизнь» (отрывки). Соотношение событий ВОВ с героями прошлого и современности Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг». 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Анализ ошибок. 1 30 31 15 1 1 21 20.03.20 21 03.04.20 21 10.04.20 21 17.04.20 21 24.04.20 21 15.05.20 21 22.05.20 21 29.05.20 21 6 класс № Тема 1. Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола на основе отрывка из поэмы Гесиода «Труды и дни» (в переложении Н.Куна) Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности (стихотворение Г.Иванова «Отвратительнейший шум на свете…») Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и пон имание их значения. Специальные слова в произведениях словесности (отрывок из повести В.Л.Кондратьева «Сашка») Заимствованные слова в произведениях словесности (отрывок из турецкой сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб») Роль неологизмов в стихотворении М.Д.Яснова «Про мамонтов» Играем со словами. КВН Защита проекта. Употребление разных частей речи в языке Роль метафор в стихотворении И.Токмаковой «В чудной стране» Гипербола. Стихотворение И.Мазнина «Пир» Применение средств художественной изобразит. в собственных высказываниях. Юмор в произведениях словесности. Комическая неожиданность в стихотворении О.Григорьева «Стук» Средства создания юмора. Николай Назаркин «Изумрудная рыбка» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 16 Кол час 1 Дата план факт 05.09.2020 1 19.09.2020 1 26.09.2020 1 03.10.2020 1 10.10.2020 1 17.10.2020 1 1 1 1 1 1 1 24.10.2020 31.10.2020 14.11.2020 14.10.2020 21.10.2020 28.10.2020 05.12.2020 1 12.12.2020 1 1 1 1 1 1 1 19.12.2020 26.12.2020 09.01.2021 16.01.2021 23.01.2021 30.01.2021 06.02.2021 1 1 13.02.2021 20.02.2021 1 1 1 27.02.2021 06.03.2021 13.03.2021 1 20.03.2021 28. Сочинение «Любимая книга» Былинные герои и сюжеты. Киевский, Новгородский и другие циклы былин Р. Р. Выразительное чтение былин. Викторина по былинам Предание о реальных событиях. «Белбог. Хрустальная гора» Рассказ Ю.И.Коваля «Солнечное пятно» как эпическое произведение Раскрытие характера литературного героя в сюжете произведения. Н. С. Лесков «Христос в гостях у мужика» Герой произведения и автор произведения. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Особенности изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Лирическое произведение и его особенности. Н.А.Заболоцкий «Журавли». Практическая работа по определению размера стиха Особенности языка лирического произведения. Н..Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Поэзия военных лет Практическая работа по сказке Т.Габбе «Город мастеров» 1 03.04.2021 29. Роль диалога и монолога в драматическом произведении по пьесе А.П.Чехова 1 10.04.2021 30. Сюжет драматического произведения по пьесе-сказке Л.Филатова «Сказ про Федотастрельца, удалого молодца» Повторение. Произведение словесности Защита проекта Итоговая контрольная работа 1 17.04.2021 1 1 1 24.04.2021 15.05.2021 22.05.2021 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 31. 32. 33. 17 34. Литература для души и ума 1 29.05.2021 7 класс № Тема урока Слово и словесность. Многогранность понятия слова. Словесность как совокупность наук о языке и литературе 2. Урок-практикум. Работа со словарями различного типа. Обогащение словарного запаса 3. Тема и основная мысль произведения. Определение темы и основной мысли произведения (по рассказу В.Гаршина «Сигнал») 4. Роды, жанры и виды словесности. Зачем надо различать роды словесности. Разделение словесности на виды и жанры 5. Устная народная словесность, ее виды и жанры. Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание 6. Былина (старина) как жанр устной народной словесности 7. Лирические виды и жанры народной словесности. Песни. Частушки 8. Драматические виды и жанры народной словесности. Кукольный театр. Народная драма. Раёк 9. Зачет №1 по разделу «Роды, жанры и виды словесности» 10. Духовная литература, ее виды и жанры. Библия и особенности ее стиля. Значение Библии для русской культуры 11. Содержание Библии и ее стиль. Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послание, псалмы 12. Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия 1. 18 Кол час 1 Дата план 05.09.2020 1 19.09.2020 1 26.09.2020 1 03.10.2020 1 10.10.2020 1 1 1 17.10.2020 24.10.2020 31.10.2020 1 1 14.11.2020 14.10.2020 1 21.10.2020 1 28.10.2020 факт 13. Использование библейских тем в русской словесности. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов. Работа с текстом 14. Зачет №2 по теме «Духовная литература, ее виды и жанры» 15. Виды и жанры эпических произведений: литературная сказка, небылицы, загадки, скороговорки. 16. Басня как эпический жанр литературы (на примере басен Эзопа, Лафонтена, И.Крылова) 17. Жанры эпических произведений: рассказ, повесть, роман (на примере повести «Иван Грозный и Домна» из цикла «Правёж») 18. Герой эпического произведения. Кто и как изображается в эпическом произведении. Повествование о поступках героя (на примере повести Н.Гоголя «Портрет») 19. Описание внешности героя. Пейзаж, интерьер (на примере рассказа А.Одоевского «Струи вещих пламенных звуков») 20. Рассуждение о герое. Диалоги и монологи героев 21. Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула. Своеобразие сюжета в эпическом произведении. Этапы сюжета. Назначение сюжета (по рассказу А.Грина «Голос и глас») 22. Композиция эпического произведения. Единицы композиции. Сзаимосвязь единиц композиции. Внесюжетные элементы. Система образов (по рассказу В.Астафьева «Трофейная пушка») 23. Художественная деталь: повествовательная, описательная деталь (по рассказу В.Набокова «Обида») 24. Зачет №3 по теме «Виды и жанры эпических произведений» 25. Виды лирических произведений: ода, элегия. Изображение и выражение в 19 1 05.12.2020 1 1 12.12.2020 19.12.2020 1 26.12.2020 1 09.01.2021 1 16.01.2021 1 23.01.2021 1 1 30.01.2021 06.02.2021 1 13.02.2021 1 20.02.2021 1 1 27.02.2021 06.03.2021 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. лирике: описательные картины в лирическом стихотворении, выражение мыслей и чувств поэта Композиция герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образпереживание (по стихотворению А.Вознесенского «Сон») Своеобразие художественного образа в лирике (по стихотворению Пастернака «Время всегда хорошее») Зачет №4 по теме «Виды лирических произведений» Драматические произведения, их своеобразие и виды. Трагедия. Комедия и драма Герои драматического произведения и способы их изображения Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. Изображение событий Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Баллада, поэма (по стихотворениям А.Толстого «Илья Муромец» и Д.Кедрина «Зодчие») Итоговая контрольная работа Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. 20 1 13.03.2021 1 20.03.2021 1 1 1 1 03.04.2021 10.04.2021 17.04.2021 24.04.2021 1 15.05.2021 1 1 22.05.2021 29.05.2021 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Изобразительные и выразительные возможности языка Семантика фонетических средств языка. Ассонанс и аллитерация(на примере стихотворения (Ю.Д. Левитанский «Музыка моя, слова») Семантика словообразования (на примере стихотворений М.Цветаевой «Расстояние:версты, мили…», А.Вознесенского «Лодка на берегу») Лексические возможности языка. Архаизмы и историзмы. (по упр 18-19 Проведение экскурсии по краеведческому музею) Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Иней» (нахождение тропов) Художественный смысл средств выразительности в стихотворении С.Есенина «О красном вечере задумалась дорога» Поэтические фигуры: оксюморон на примере стихотворений В.Я. Брюсова. Творчество В.С. Соловьева «Горизонты вертикальные» Сочинение. Сравнительное описание картин К.Ф. Юона «Майское утро. Соловьиное место» и « Августовский вечер. Последний луч» по упр.23 Несоответствие как основа комического в стихотворениях Козьмы Пруткова Языковые средства создания комического. Каламбур и Алогизм, «перевертыш» Языковые средства создания комического. Пословицы и афоризмы. Пародийные афоризмы. Создание собственных афоризмов Создание юмористического повествования по картине П.А. Федотова «Сватовство майора» с использованием словесных средств выражения комического Признаки художественного и нехудожественного текста М.М. Пришвин миниатюра «Капля и камень». Единство содержания, тема и идея 21 Ко Дата л план факт час 1 05.09.2020 1 19.09.2020 1 26.09.2020 1 03.10.2020 1 1 10.10.2020 17.10.2020 1 24.10.2020 1 31.10.2020 1 1 1 14.11.2020 14.10.2020 21.10.2020 1 28.10.2020 1 1 05.12.2020 12.12.2020 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 произведения Требования к тексту в очерке Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» Главное свойство художественного произведения. Анализ отрывков повести братьев Стругацких «Хромая судьба»(упр 22) Открытие нового. Оригинальность языковых средств в стихотворениях Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» и А. Передреева «Лебедь у дороги» Нарушения норм русского языка в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» Изображение письменной речи героев Разновидность повествования в сказке Л.М. Леонова «Бурыга» Образ Сергея Радонежского в творчестве Б.К. Зайцева и Д.М. Балашова Идея рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» Точка зрения рассказчика и точка зрения автора в рассказе М. Зощенко «Монтер» Сверхзначение слова в лирике А.Ахматовой(«Творчество», «Многое еще, наверно, хочет») Перенос в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Завещание» Своеобразие образа-переживания в стихотворении «Во всем мне хочется дойти …» Б. Пастернака Разнообразие языковых средств в стихотворении Я.В. Смелякова «Хорошая девочка Лида» для передачи чувства и мысли автора Мысль о высокой ценности жизни в стихотворении А. Жигулина «Жизнь! Нечаянная радость…» Идеалы Андерсена и Шварца в сказке и пьесе «Снежная королева» Обобщающее значение образа героини комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» Сюжет и конфликт в пьесе Воздействие библейского текста на произведение современного поэта. Итоговая контрольная работа Макс Фрай «Сказки и истории». Идея нового произведения на мифологическую тему 22 1 1 19.12.2020 26.12.2020 1 09.01.2021 1 1 1 1 1 1 1 16.01.2021 23.01.2021 30.01.2021 06.02.2021 13.02.2021 20.02.2021 27.02.2021 1 1 06.03.2021 13.03.2021 1 20.03.2021 1 03.04.2021 1 1 1 1 1 1 10.04.2021 17.04.2021 24.04.2021 15.05.2021 22.05.2021 29.05.2021