РП по родному русскому языку 6

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная литература» для общеобразовательных
организаций с обучением на русском языке для 6 класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом;
- на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010);
с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

2

3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской
Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение
русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели
курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского
языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
4



совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской
работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский родной
язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.




Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного
языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых
дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

5

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Освоение программы на ступени основной школы предусматривает формирование у обучающихся следующих
личностных результатов по родному русскому языку:
уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и
религий;
доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся: умение систематизировать научные знания о
родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
умение использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
умение аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
умение понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
владение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., уметь воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
6

умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку на ступени основной школы относятся:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения;
уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела
(содержательной линии) «Язык и культура» научится:
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
7

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру
страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в
речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать
и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения
(в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения
(самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере
употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в
рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида
словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические
8

словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела
(содержательной линии) «Культура речи» научится:
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов
(в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных
вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные,
глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления
синтаксических и грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
9

редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и
творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и
особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных
вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним
синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и
построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования
текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела
(содержательной линии) «Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное)
монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
10

уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и
средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать деловые письма;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу
одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел
программы
Раздел 1.
Русский язык
как
развивающееся
явление

Содержание дисциплины,
основные понятия
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире.
Связь с историей. Изменения, происходящие в языке. Условия функционирования языка. Влияние
средств массовой информации. Литературная норма. Неформальное общение. Периферийные
элементы жанров: просторечье, сленг и жаргон.
Новая эпоха русского языка. Свобода форм выражения. Словотворчество.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых
Язык и культура слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и
выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.
п. Русский язык в семье славянских языков. Кирилл и Мефодий. Просветители.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение
языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические
словари. Работа со словарной статьей.
12

Раздел 3.
Культура речи

Раздел 4.
Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные
критерии культуры речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в
области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость
слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление предлогов. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная
направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ текста.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и
13

ситуации общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная
коммуникация.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой
стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль.
Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

14

Раздел программы
№
п/п
1
1
2
3
4
5
6
2
7
8
9
10
11
12
13
14
3
15

Кол
час

Раздел 1.
Русский язык как развивающееся явление
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире.
Русский язык – явление развивающееся.
Русский язык в семье славянских языков.
Кирилл и Мефодий – просветители земли русской
Практическое занятие «Русский язык как развивающееся явление».
Р/Р Устное выступление на тему: «Русский язык – национальный язык русского
народа».
Раздел 2.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Язык и культура. Язык и
история народа.
Культурное и историческое значение появления письменности на Руси.
Лексический состав русского языка: славянизмы, древнерусская лексика.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Архаизмы.
Историзмы.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Диалектизмы.
Профессионализмы.
Практическое занятие «Слово и его лексическое значение».
Р/Р Устное выступление на тему: «История страны в истории её языка»
Раздел 3. Культура речи
Язык как знаковая система.
15

Дата проведения
План.

6
1
1
1
1
1
1

04.09.2020
18.09.2020
25.09.2020
02.10.2020
09.10.2020
16.10.2020

8
1

23.10.2020

1
1
1

30.10.2020
13.11.2020
20.11.2020

1
1

27.11.2020
04.12.2020

1
1
10
1

11.12.2020
18.12.2020
25.12.2020

Фак.

16
17
18
19
20
21
22
23
24
4
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Виды общения. Общение вербальное и невербальное.
Виды общения. Межличностное, групповое, массовое общение.
Формы общения. Монолог. Диалог.
Что такое точность речи? Коммуникативная точность речи
Речевые ошибки. Как их узнать и не допустить?
Речевой портрет. Могут ли мои слова говорить обо мне?
Практическое занятие «Вежливая речь и вежливое поведение».
Практическое занятие «Как сделать отказ вежливым».
Р/Р Речевой портрет любимого героя.
Раздел 4.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Что такое речь и речевая деятельность.
В мире текстов. Тексты вокруг нас.
Описание как тип речи. Что мы можем описать?
Природа живая. Могу ли я ее описать?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

15.01.2021
22.01.2021
29.01.2021
05.02.2021
12.02.2021
19.01.2021
26.02.2021
05.03.2021
12.03.2021

1
1
1
1

19.03.2021
02.04.2021
09.04.2021
16.04.2021

Природа неживая. Могу ли я ее описать?
Практическое занятие «Признаки описания как типа речи».
Практическое занятие «Нарисуй меня словами».
Р/Р Портрет-описание любимого литературного героя.
Р/Р Я рисую красками слов.
Раздел 5.
«Язык сближенья и язык общенья». Заключительное занятие.

1
1
1
1
1
1
1

23.04.2021
30.04.2021
07.05.2021
14.05.2021
21.05.2021

16

28.05.2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252