1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 6 класса разработана в соответствии с - федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», -приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; - учебным планом; - на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010); с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 2 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете; 4 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. 5 ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Освоение программы на ступени основной школы предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному русскому языку: уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения; оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге. К метапредметным результатам обучения родному языку относятся: умение систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; умение использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; умение аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; умение понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; владение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем; 6 умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы; умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии; умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий. К предметным результатам обучения родному языку на ступени основной школы относятся: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения; уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела (содержательной линии) «Язык и культура» научится: объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; 7 приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения; понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного); комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; понимать особенности освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова; распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические 8 словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела (содержательной линии) «Культура речи» научится: осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность; соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы; понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; 9 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии; понимать активные процессы в современном русском речевом этикете; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации раздела (содержательной линии) «Речь. Речевая деятельность. Текст» научится: использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; 10 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии. 11 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел программы Раздел 1. Русский язык как развивающееся явление Содержание дисциплины, основные понятия Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Связь с историей. Изменения, происходящие в языке. Условия функционирования языка. Влияние средств массовой информации. Литературная норма. Неформальное общение. Периферийные элементы жанров: просторечье, сленг и жаргон. Новая эпоха русского языка. Свобода форм выражения. Словотворчество. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых Язык и культура слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Русский язык в семье славянских языков. Кирилл и Мефодий. Просветители. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. 12 Раздел 3. Культура речи Раздел 4. Речь. Речевая деятельность. Текст Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление предлогов. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ текста. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и 13 ситуации общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. 14 Раздел программы № п/п 1 1 2 3 4 5 6 2 7 8 9 10 11 12 13 14 3 15 Кол час Раздел 1. Русский язык как развивающееся явление Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире. Русский язык – явление развивающееся. Русский язык в семье славянских языков. Кирилл и Мефодий – просветители земли русской Практическое занятие «Русский язык как развивающееся явление». Р/Р Устное выступление на тему: «Русский язык – национальный язык русского народа». Раздел 2. Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Язык и культура. Язык и история народа. Культурное и историческое значение появления письменности на Руси. Лексический состав русского языка: славянизмы, древнерусская лексика. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Архаизмы. Историзмы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Диалектизмы. Профессионализмы. Практическое занятие «Слово и его лексическое значение». Р/Р Устное выступление на тему: «История страны в истории её языка» Раздел 3. Культура речи Язык как знаковая система. 15 Дата проведения План. 6 1 1 1 1 1 1 04.09.2020 18.09.2020 25.09.2020 02.10.2020 09.10.2020 16.10.2020 8 1 23.10.2020 1 1 1 30.10.2020 13.11.2020 20.11.2020 1 1 27.11.2020 04.12.2020 1 1 10 1 11.12.2020 18.12.2020 25.12.2020 Фак. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 4 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Виды общения. Общение вербальное и невербальное. Виды общения. Межличностное, групповое, массовое общение. Формы общения. Монолог. Диалог. Что такое точность речи? Коммуникативная точность речи Речевые ошибки. Как их узнать и не допустить? Речевой портрет. Могут ли мои слова говорить обо мне? Практическое занятие «Вежливая речь и вежливое поведение». Практическое занятие «Как сделать отказ вежливым». Р/Р Речевой портрет любимого героя. Раздел 4. Речь. Речевая деятельность. Текст Что такое речь и речевая деятельность. В мире текстов. Тексты вокруг нас. Описание как тип речи. Что мы можем описать? Природа живая. Могу ли я ее описать? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 15.01.2021 22.01.2021 29.01.2021 05.02.2021 12.02.2021 19.01.2021 26.02.2021 05.03.2021 12.03.2021 1 1 1 1 19.03.2021 02.04.2021 09.04.2021 16.04.2021 Природа неживая. Могу ли я ее описать? Практическое занятие «Признаки описания как типа речи». Практическое занятие «Нарисуй меня словами». Р/Р Портрет-описание любимого литературного героя. Р/Р Я рисую красками слов. Раздел 5. «Язык сближенья и язык общенья». Заключительное занятие. 1 1 1 1 1 1 1 23.04.2021 30.04.2021 07.05.2021 14.05.2021 21.05.2021 16 28.05.2021