1 Пояснительная записка Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для пятого класса составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (В редакции приказа МИНобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577). Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения. Рабочая программа по «Родному русскому языку» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Совхозная средняя общеобразовательная школа». 2 Цели и задачи изучения учебного предмета Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о 3 национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. 4 Планируемый результат Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том. Какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета 2Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии обучающийся научится: «Язык и культура» понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; понимать, что язык – развивающееся явление, приводить примеры исторических изменений значений и форм слов ; объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 5 распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуация речевого общения; понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения; понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их с современных ситуациях речевого общения; распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а так же имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску; понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного); понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи и уметь ими пользоваться; «Культура речи» различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); 6 анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи; различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка; употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка; определять род заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а (-я),-ы (-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «Он» в ситуациях диалога и полилога; 7 соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов; использовать грамматические слова и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетаний и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; «Речь. Речевая деятельность. Текст » использовать различные виды слушания (выборочное, ознакомительное) текстов различных функциональносмысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования; анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание; анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение); анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты; 8 строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи(ответ на уроке); участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог; анализировать прослушанный и прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количество микротем; устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный); владеть приемами работы с заголовком текста; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган); анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины); владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. 9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Язык и культура (10 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (10 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен 10 словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. 11 № п/п Тема Кол-во часов Дата плану Язык и культура 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры. История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. О чем могу рассказать имена людей. Карта «Интересные названия городов Брянской области». Защита проектов. Культура речи Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции. Речевой этикет: нормы и традиции. Защита проектов. 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 04.09.2020 18.09.2020 25.09.2020 02.10.2020 09.10.2020 16.10.2020 23.10.2020 30.10.2020 13.11.2020 20.11.2020 27.11.2020 04.12.2020 11.12.2020 1 1 1 1 1 1 1 1 18.12.2020 25.12.2020 15.01.2021 22.01.2021 29.01.2021 05.02.2021 12.02.2021 19.01.2021 факту Речь. Текст 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Язык и речь Средства выразительности устной речи. Формы речи : монолог и диалог. Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26.02.2021 05.03.2021 12.03.2021 19.03.2021 02.04.2021 09.04.2021 16.04.2021 23.04.2021 30.04.2021 07.05.2021 14.05.2021 21.05.2021 28.05.2021