РП по родному русскому языку 5

1

Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для пятого
класса составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в
редакции Федерального закона №185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (В редакции приказа
МИНобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература».
Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения.
Рабочая программа по «Родному русскому языку» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю в соответствии
с учебным планом «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Совхозная средняя
общеобразовательная школа».

2

Цели и задачи изучения учебного предмета
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚
изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
3

национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской
работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский
родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.




Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного
языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых
дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

4

Планируемый результат
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов
освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов дает представление о том. Какими именно учебными действиями в
отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета 2Русский родной язык» на уровне основного общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации
содержательной линии
обучающийся научится:
«Язык и культура»
 понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни
человека;
 понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного
культурного человека;
 понимать, что язык – развивающееся явление, приводить примеры исторических изменений значений и
форм слов ;
 объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
 распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
 распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
5

 распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
 распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно
употреблять их в современных ситуация речевого общения;
 понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в
современных ситуациях речевого общения;
 понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических
слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их с
современных ситуациях речевого общения;
 распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в
произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
 распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а так же имена, входящие в состав
пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
 понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории
языка (в рамках изученного);
 понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи и уметь ими
пользоваться;
«Культура речи»
 различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах (в
рамках изученного);
 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных,
глаголов (в рамках изученного);
6

 анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в
письменной речи;
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных
вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
 правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности;
 соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в
художественной литературе, разговорной речи;
 различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные,
глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
 употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
 определять род заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имен
собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
 различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного
числа с окончаниями –а (-я),-ы (-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках
изученного);
 различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
 различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять
грамматические ошибки в устной речи;
 соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «Он» в ситуациях
диалога и полилога;
7

 соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета;
 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова,
особенностей употребления;
 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного
произношения слова;
 вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
 использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов;
 использовать грамматические слова и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения,
построения словосочетаний и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст »
 использовать различные виды слушания (выборочное, ознакомительное) текстов различных функциональносмысловых типов речи;
 пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и
интонирования;
 анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение,
собственно описание;
 анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа
(рассуждение);
 анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;
8

 строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов
речи(ответ на уроке);
 участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
 анализировать прослушанный и прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количество
микротем;
 устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
 владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные
виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
 владеть приемами работы с заголовком текста;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение
извинений;
 создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
 анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
 анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
 владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
 редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной
форме и представлять его в устной форме;
 знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные
пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное
построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
10

словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что
и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные
пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
11

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата
плану

Язык и культура
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Наш родной русский язык.
Из истории русской письменности.
Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры.
История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.
История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.
История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Живое слово русского фольклора.
Живое слово русского фольклора.
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
О чем могу рассказать имена людей.
Карта «Интересные названия городов Брянской области».
Защита проектов.
Культура речи
Современный русский литературный язык.
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
Стилистическая окраска слова.
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Защита проектов.
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

04.09.2020
18.09.2020
25.09.2020
02.10.2020
09.10.2020
16.10.2020
23.10.2020
30.10.2020
13.11.2020
20.11.2020
27.11.2020
04.12.2020
11.12.2020

1
1
1
1
1
1
1
1

18.12.2020
25.12.2020
15.01.2021
22.01.2021
29.01.2021
05.02.2021
12.02.2021
19.01.2021

факту

Речь. Текст
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Язык и речь
Средства выразительности устной речи.
Формы речи : монолог и диалог.
Текст и его строение.
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение.
Официально-деловой стиль. Объявление.
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов.

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26.02.2021
05.03.2021
12.03.2021
19.03.2021
02.04.2021
09.04.2021
16.04.2021
23.04.2021
30.04.2021
07.05.2021
14.05.2021
21.05.2021
28.05.2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252