1
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для пятого
класса составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в
редакции Федерального закона №185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (В редакции приказа
МИНобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература».
Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения.
Рабочая программа по «Родному русскому языку» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю в соответствии
с учебным планом «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Совхозная средняя
общеобразовательная школа».
2
Цели и задачи изучения учебного предмета
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚
изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
3
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской
работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский
родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного
языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых
дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
4
Планируемый результат
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов
освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов дает представление о том. Какими именно учебными действиями в
отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета 2Русский родной язык» на уровне основного общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации
содержательной линии
обучающийся научится:
«Язык и культура»
понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни
человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного
культурного человека;
понимать, что язык – развивающееся явление, приводить примеры исторических изменений значений и
форм слов ;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
5
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно
употреблять их в современных ситуация речевого общения;
понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в
современных ситуациях речевого общения;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических
слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их с
современных ситуациях речевого общения;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в
произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а так же имена, входящие в состав
пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории
языка (в рамках изученного);
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи и уметь ими
пользоваться;
«Культура речи»
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах (в
рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных,
глаголов (в рамках изученного);
6
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в
письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных
вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в
художественной литературе, разговорной речи;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные,
глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
определять род заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имен
собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного
числа с окончаниями –а (-я),-ы (-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках
изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять
грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «Он» в ситуациях
диалога и полилога;
7
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова,
особенностей употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного
произношения слова;
вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов;
использовать грамматические слова и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения,
построения словосочетаний и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст »
использовать различные виды слушания (выборочное, ознакомительное) текстов различных функциональносмысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и
интонирования;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение,
собственно описание;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа
(рассуждение);
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;
8
строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов
речи(ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать прослушанный и прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количество
микротем;
устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные
виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
владеть приемами работы с заголовком текста;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение
извинений;
создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной
форме и представлять его в устной форме;
знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные
пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное
построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
10
словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что
и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные
пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
11
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
плану
Язык и культура
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Наш родной русский язык.
Из истории русской письменности.
Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры.
История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.
История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.
История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Живое слово русского фольклора.
Живое слово русского фольклора.
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
О чем могу рассказать имена людей.
Карта «Интересные названия городов Брянской области».
Защита проектов.
Культура речи
Современный русский литературный язык.
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
Стилистическая окраска слова.
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Речевой этикет: нормы и традиции.
Защита проектов.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
04.09.2020
18.09.2020
25.09.2020
02.10.2020
09.10.2020
16.10.2020
23.10.2020
30.10.2020
13.11.2020
20.11.2020
27.11.2020
04.12.2020
11.12.2020
1
1
1
1
1
1
1
1
18.12.2020
25.12.2020
15.01.2021
22.01.2021
29.01.2021
05.02.2021
12.02.2021
19.01.2021
факту
Речь. Текст
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Язык и речь
Средства выразительности устной речи.
Формы речи : монолог и диалог.
Текст и его строение.
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.
Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение.
Официально-деловой стиль. Объявление.
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов.
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.02.2021
05.03.2021
12.03.2021
19.03.2021
02.04.2021
09.04.2021
16.04.2021
23.04.2021
30.04.2021
07.05.2021
14.05.2021
21.05.2021
28.05.2021