РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Химия в задачах» 1.Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности 11 класса ««Химия в задачах» разработана на основе рабочей программы учебного предмета «Химия». Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химическойнауки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебногоматериала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний,развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь междуобъектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимымкомпонентом при изучении такой науки, как химия. Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств,совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляетсясвязь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачиявляется одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоенияими учебного материала. Курс выполняет следующие функции: • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку; • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Цели курса: - воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; - развитие творческого потенциала учащихся; - развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; - закрепление, систематизация знаний учащихся по химии; - обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии. Задачи курса: - учить учащихся приемам решения задач различных типов;- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации; - способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии; - продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; - развивать учебно-коммуникативные навыки. 2. Планируемые результаты освоения курса 2.1. Личностные результаты: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: -ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивныхжизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность кличностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине(Отечеству): -российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности вполикультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общностироссийского народа и судьбе России, патриотизм; -уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свойкрай, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности испособности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находитьобщие цели и сотрудничать для их достижения; -принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, втом числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; -бережное,ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; -формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,справедливости, милосердия и дружелюбия); -развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: -мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимостинауки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; -эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального иакадемического благополучия обучающихся: -физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихсяв жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 2.2. Метапредметные результаты: 1.Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можноопределить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности ижизненных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достиженияпоставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: -искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные модельно-схематические средства для представлениясущественных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поисквозможностей для широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничениясо стороны других участников и ресурсные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: -осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а неличных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членомкоманды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 2.3. Предметные результаты - знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решениипрактических и расчетных задач; - знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетныеформулы. - уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним, выполнять расчѐты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формулорганических соединений; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованиемразличных источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи ипредставления химической информации в различных формах; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений вразличных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения вокружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды наорганизм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими итоксическими веществами, лабораторным оборудованием; -приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Содержание программы Тема 1. Вычисления по химическим формулам (14 часов) Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях. Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента. Решение задач на смеси алгебраическим способом. Тема 2. Вычисления по уравнениям реакций (14 часов) Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции.Задачи на избыток-недостаток. Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Расчёты массовой доли выхода продукта реакции. Тема 3. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (4 часа) Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа) Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Тема 5. Решение заданий ЕГЭ части С (11 часов) Требования к знаниям и умениям После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: 1. формулы для расчёта основных химических величин, 2. понятия (количество вещества, плотность, относительная плотность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органических и неорганических веществ. Учащиеся должны уметь проводить расчёты: 1. по формулам, используя количественные отношения; 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. по нескольким химическим уравнениям; по термохимическим уравнениям; связанные с концентрацией веществ; по выходу продукта реакции от теоретически возможного; по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества; расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций. Календарно-тематический план 1 Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции 2 11 12 13 14 15 16 Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции Задачи на избыток-недостаток Задачи на избыток-недостаток Задачи на избыток-недостаток Задачи на избыток-недостаток Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке Расчёты массовой доли выхода продукта реакции Расчёты массовой доли выхода продукта реакции Расчёты массовой доли выхода продукта реакции Расчёты массовой доли выхода продукта реакции Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. 17 Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Расчеты с использованием закона Гесса. 3 4 5 6 7 8 9 10 18 Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Расчеты с использованием закона Гесса. 19 Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Решение задач ЕГЭ типа С 1 Решение задач ЕГЭ типа С 1 Решение задач ЕГЭ типа С 2 Решение задач ЕГЭ типа С 2 Решение задач ЕГЭ типа С 3 Решение задач ЕГЭ типа С 3 Решение задач ЕГЭ типа С 4 Решение задач ЕГЭ типа С 4 Решение задач ЕГЭ типа С 5 Решение задач ЕГЭ типа С 5 Итоговая контрольная работа 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Литература 1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Пособие по химии«Типы химических задач и способы их решения». Авторы И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская.- М.: ООО «русское слово – учебник», 2013 2. Пузаков С. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004. 3. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. - М.: Вентана-Граф, 1994. 4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии (для поступающих в вузы). — М.: Высшая школа, 1994. 5. Адамович Т. П. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. - Минею Вышэйшаяшк., 1973. 6. Вольеров Г. Б. Олимпиады юных химиков в Польской Народной Республике // Химия и жизнь. - 1966. - № 3. 7. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб.пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985. 8. Глинка Н. Л.Общая химия: Учеб.пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985. 9. Сорокин В. В., Загорский В. В., Свитанъко И. В. Задачи химических олимпиад. — М.: Изд-во МГУ, 1989.