Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение расчетных задач повышенного уровня сложности» 10 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса по химии для химико-биологического 10 класса «Решение расчетных задач повышенного уровня сложности» разработана на основе рабочей программы учебного предмета «Химия». Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляетсясвязь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность ицелеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачиявляется одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоенияими учебного материала. Курс выполняет следующие функции: • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности иполучить дополнительную подготовку; • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Цели курса: - воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; - развитие творческого потенциала учащихся; - развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; - закрепление, систематизация знаний учащихся по химии; - обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии. Задачи курса: - учить учащихся приемам решения задач различных типов;- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации; - способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии; - продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; - развивать учебно-коммуникативные навыки. 2. Планируемые результаты освоения курса 2.1. Личностные результаты: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,к познанию себя: -ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): -российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм; -уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; -бережное,ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; -формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); -развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: -мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимостинауки, готовность к научно техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; -эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: -физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихсяв жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 2.2. Метапредметные результаты: 1.Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можноопределить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: -искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: -осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 2.3. Предметные результаты - знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении практических и расчетных задач; - знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы. - уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним, выполнять расчѐты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул органических соединений; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и представления химической информации в различных формах; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием; -приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Содержание тем учебной дисциплины Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 ч.) Номенклатура органических веществ. Виды изомерии: структурная и пространственная. Составление структурных формул изомеров, номенклатура органических веществ. Тема 2. Задачи на вывод химических формул (5 ч.) Массовая доля элемента в веществе. Решение задач на вывод химических формул органических веществ. Нахождение формулы вещества на основе общих формул гомологических рядов органических соединений. Относительная плотность газообразного вещества. Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. Тема 3. Задачи на смеси органических веществ (2 ч) Определение средней молярной массы газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси на основе составлений алгебраических уравнений. Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч) Закон объемных отношений газов. Решение задач на определение объема газа, участвующего в реакции. Мольные отношения реагирующих веществ. Понятия: избыток и недостаток. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке. Понятия: теоретический и практический выход продукта реакции.Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции».Расчеты массовой доли выхода продукта реакции углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции кислородосодержащих соединений. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества содержит примеси.Расчеты, связанные с различными способами решения задач. Практикум по решению качественных задач. Тема 6. Качественные реакции в органической химии (6 ч) Качественные реакции на углеводороды. Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. Качественные реакции на кислородсодержащие органические соединения. Качественные реакции на азотсодержащие соединения. Решение экспериментальных задач на определение веществ. Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ (4 ч.) Генетическая связь между классами углеводородов. Генетическая связь между классами кислородсодержащих органических веществ. Составление и решение цепочек превращений между классами кислородсодержащих органических веществ Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии (4 ч.) Окислительно-восстановительные реакций в органической химии.Метод электронного бланса. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Календарно-тематическое планирование 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Номенклатура органических веществ. Виды изомерии: структурная и пространственная. Составление структурных формул изомеров, номенклатура. Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе Решение задач на вывод химических формул органических веществ. Нахождение формулы вещества на основе общих формул гомологических рядов органических соединений. Решение задач на нахождение формулы газообразного вещества на основе его плотности. Расчетные задачи на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания. Определение средней молярной массы газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси. Вычисление состава газовой смеси на основе составлений алгебраических уравнений Закон объемных отношений газов. Решение задач на определение объема газа, участвующего в реакции. Мольные отношения реагирующих веществ. Понятия: избыток и недостаток. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если одно из исходных веществ, взятое в избытке. Понятия: теоретический и практический выход продукта реакции. Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия «выход продукта реакции». Расчеты массовой доли выхода продукта реакции углеводородов. Расчеты массовой доли выхода продукта реакции кислородосодержащих соединений. Вычисление массы (объема, количества) продукта реакции, если исходные вещества содержит примеси. Расчеты, связанные с различными способами решения задач. Урок-практикум по решению качественных задач Качественные реакции на углеводороды. Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. Качественные реакции на спирты и фенол. Качественные реакции на карбоновые кислоты. Качественные реакции на азотсодержащие соединения. Решение экспериментальных задач на определение веществ. Генетическая связь между классами углеводородов. Составление и решение цепочек превращений между классами углеводородов. Генетическая связь между классами кислородсодержащих органических веществ 30. 31. 32. 33. 34. Составление и решение цепочек превращений между классами кислородсодержащих органических веществ Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Итоговое занятие Список используемой литературы 1. Решение задач по химии. Хомченко И.Г. 2. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. 3. Учебник общей химии. Некрасов Б.В. 4. Общая и неорганическая химия в вопросах. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Логинова Г.П. 5. Общая химия. Глинка Н. Л.