РП по Окружающему миру 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии
для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную
и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в
природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет
3
класс
–
68
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края,
их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в
которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и
дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни

животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,
газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной
инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила
безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта
(правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность
в
информационно-коммуникационной
сети
Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной
информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на
основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах,
группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;

различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан,
модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельностьспособствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;






оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого
человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научногопознания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовыелогическиедействия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовыеисследовательскиедействия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальныеучебныедействия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку
с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не




допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
 приводить
примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного
искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
 сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
 использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
 использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
 фиксировать
результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
 соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;








соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основыпрофилактикизаболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

3 КЛАСС
№
п/
п

Наименованиераз
делов и
темпрограммы

Количествочасов
Все
го

Контрольныера
боты

Практическиера
боты

Электронные
(цифровые)
образовательныерес
урсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Нашародина РоссийскаяФедерац
ия

14

1.2

Семья - коллектив
близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и
народымира.

4

Итого поразделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

20

Раздел 2.Человек и природа
Методы изучения
природы.
2.1
Разнообразие
11
веществ в
окружающем мире.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК

2.2

Бактерии, грибы и
их разнообразие

2

2.3

Разнообразие
растений

7

2.4

Разнообразиеживот
ных

7

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

2.5

Природныесообщес

3

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК

тва

2.6

Человек частьприроды

Итого поразделу

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

35

Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности
3.1

Здоровыйобразжиз
ни

3.2

Правила
безопасного
поведения
пассажира.
Безопасность в сети
Интернет

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/7f411
6e4

Итогопоразделу

7

Резервноевремя

6

4

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

3 КЛАСС
№
п/
п

Количествочасов
Темаурока

Все
го

Контро
льныер
аботы

Практичес
киеработы

Датаизуче
ния

1

Безопаснаяинформа
ционнаясреда

2

Методы изучения
природы:
наблюдения,
сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты.
Материки и
океаны, частисвета:
картиныприроды

1

07.09.2023

3

Бактерии –
мельчайшие
одноклеточные

1

11.09.2023

1

Электронныециф
ровыеобразовател
ьныересурсы

04.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f9fc

живые существа

4

Естественные
природные
сообщества: лес,
луг, водоём

1

14.09.2023

5

Искусственные
природные
сообщества,
созданные
человеком - пруд,
поле, парк, огород

1

18.09.2023

6

Природные
сообщества
родного края – дватри примера на
основе наблюдения

1

21.09.2023

7

Культура, традиции
народов России.
Уважение к
культуре,
традициям, истории
разных народов и
своего народа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ff74

Библиотека ЦОК
1

25.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84
1330e

Библиотека ЦОК
8

Чтотакоеобщество?

1

28.09.2023

9

Наша Родина Российская
Федерация
Государственная
символика РФ.
Уважение к
государственнымси
мволамРоссии

1

02.10.2023

10

Родной край –
малая родина.
Российская
Федерация

1

05.10.2023

11

Условия,
необходимые для
жизни животных:
воздух, вода, тепло,
пища (среда
обитания) –
обобщение на
основе результатов

1

09.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84
123aa

наблюдений и
работы с
информацией

12

Труд жителей
региона.
Профессии,
связанные с трудом
в учреждениях
образования и
культуры

13

Твёрдые вещества,
жидкости, газы.
Определение
свойств твердых
веществ, жидкостей
и газов

1

16.10.2023

14

Разнообразие
веществ в природе.
Примеры веществ
(соль, сахар, вода,
природный газ):
узнавание,
называние, краткая
характеристика

1

19.10.2023

15

Воздух как смесь
газов. Значение
воздуха для жизни
флоры, фауны,
человека. Охрана
воздуха

16

Вода как вещество.
Определение
свойств воды в
ходе практической
работы

17

Распространение
воды в природе:
водоёмы, реки.
Круговорот воды в
природе

18

Значение воды для
жизни живых
организмов и
хозяйственной
деятельности
людей. Охрана

1

12.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0c392

Библиотека ЦОК
1

23.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0d328

Библиотека ЦОК
1

1

26.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0cb62

Библиотека ЦОК
1

06.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0ce78

Библиотека ЦОК
1

09.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0d03a

воды
19

Почва, её состав.
Значение для
живой природы

20

Разнообразие
растений:
зависимость
внешнего вида от
условий и места
обитания

1

16.11.2023

21

Растения родного
края: названия и
краткая
характеристика (на
основе
наблюдения)

1

20.11.2023

22

Растениекакживойо
рганизм

1

23.11.2023

23

Какрастенияразмно
жаются?

1

27.11.2023

24

Развитие растения
от семени до
семени (по
результатам
практических
работ)

25

Условия роста и
развития растения
(по результатам
наблюдений).
Бережное
отношение
человека к
растениям

1

04.12.2023

26

Жизнь животных в
разные времена
года. Разнообразие
животных

1

07.12.2023

27

Особенности
питания животных.
Цепи питания

1

11.12.2023

28

Размножение и
развитие рыб, птиц,
зверей

1

14.12.2023

Библиотека ЦОК
1

13.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e41c

Библиотека ЦОК
1

1

30.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84
0e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ebe2

29

Роль животных в
природе и жизни
людей

1

18.12.2023

30

Бережное
отношение к
животным –
нравственная
ценность людей.
Охрана животного
мира в России

1

21.12.2023

31

Животные родного
края: узнавание,
называние, краткая
характеристика

1

32

Резервный урок.
Проверочная
работа по теме
"Многообразие
растений и
животных"

1

33

Разнообразие
грибов: узнавание,
называние,
описание

1

11.01.2024

34

Общее
представление о
строении организма
человека.
Температура тела,
частота пульса как
показатели
здоровья человека

1

15.01.2024

35

Резервный урок.
Органы чувств их
роль в жизни
человека

1

18.01.2024

36

Опорнодвигательная
система и её роль в
жизни человека

1

22.01.2024

37

Пищеварительная
система и её роль в
жизни человека

1

25.01.2024

38

Дыхательная
система и её роль в
жизни человека

1

29.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0ef2a

Библиотека ЦОК
25.12.2023

1

https://m.edsoo.ru/f84
0fde4

28.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
0f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10aa0

39

Кровеносная и
нервная система и
их роль в жизни
человека

1

01.02.2024

40

Профилактика
заболеваний. Роль
закаливания для
здоровья растущего
организма

1

05.02.2024

41

Роль двигательной
активности:
утренней
гимнастики,
динамических пауз

1

42

Резервный урок.
Проверочная
работа по теме
"Человек - часть
природы. Строение
телачеловека"

1

43

Знаки безопасности
во дворе жилого
дома.Безопасность
в доме

1

15.02.2024

44

Безопасное
поведение
пассажира
железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности

1

19.02.2024

45

Безопасное
поведение
пассажира авиа и
водного транспорта

46

Соблюдение
правил
перемещения
внутри двора и
пересечения
дворовой проезжей
части. Знаки
безопасностиводво
режилогодома

47

Нужны ли
обществу правила
поведения?

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
10c3a

Библиотека ЦОК
08.02.2024

1

https://m.edsoo.ru/f84
10910

12.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
11dd8

Библиотека ЦОК
1

22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84
11c0c

Библиотека ЦОК
1

26.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84
118a6

Библиотека ЦОК
1

29.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84
112c0

Правила поведения
в социуме

48

Значение труда в
жизни человека и
общества.
Трудолюбие как
общественно
значимая ценность
в культуре народов
России

49

Горная порода как
соединение разных
минералов.
Примеры
минералов

1

07.03.2024

50

Полезные
ископаемые –
богатство земных
недр

1

11.03.2024

51

Полезные
ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной
деятельности
региона

1

14.03.2024

52

Растения,
используемые
людьми в
хозяйственной
деятельности

1

18.03.2024

53

Труд жителей
региона.
Профессии,
связанные с трудом
на производстве, в
сельском хозяйстве

1

21.03.2024

54

Резервный урок.
Семья: традиции,
праздники.
Государственный
бюджет

1

25.03.2024

55

Семья – первый и
главный коллектив
в жизни человека

1

08.04.2024

Библиотека ЦОК
1

04.03.2024

https://m.edsoo.ru/f84
1254e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12896

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
12a1c

Повседневные
заботы семьи

56

Совместный труд.
Семейный бюджет,
доходы и расходы
семьи

57

Города Золотого
кольца России:
Сергиев Посад,
ПереславльЗалесский

1

15.04.2024

58

Города Золотого
кольца России:
Ростов, Углич,
Ярославль

1

18.04.2024

59

Памятники
природы и
культуры стран
Европы (по
выбору)

1

22.04.2024

60

Памятники
природы и
культуры
Белоруссии (по
выбору)

1

25.04.2024

61

Памятники
природы и
культуры Китая (по
выбору)

1

29.04.2024

62

Памятники
природы и
культуры стран
Азии (по выбору)

1

02.05.2024

63

Уникальные
памятники
культуры России:
Красная площадь,
Кремль

1

06.05.2024

64

Уникальные
памятники
культуры России:
исторический
центр СанктПетербурга

1

13.05.2024

65

Уникальные

1

16.05.2024

Библиотека ЦОК
1

11.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84
12ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
13e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84
140ba

памятники
культуры России:
Кижи, памятники
Великого
Новгорода

66

Достопримечательн
ости родного края:
памятники
природы и
культуры региона

1

67

Резервный урок.
Проверочная
работа по теме
"Наша Родина Российская
Федерация"

1

1

23.05.2024

68

Резервный урок.
Проверочная
работа по итогам
обучения в 3 классе

1

1

27.05.2024

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
20.05.2024

https://m.edsoo.ru/f84
1380e

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru
https://id.prosv.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252