РП по обществознанию 6-8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах







человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг,
Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место
нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского
народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные
ценности.
Свобода
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

и

ответственность

гражданина.

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и
стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения.
Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности
человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление.
Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их
защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты.
Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве.
Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время
отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении
трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность.
Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные
органы
в
Российской
Федерации.
Структура
правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных
органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.

Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование
личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании
личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях
учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с
другими людьми;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на
примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности
человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного
становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и
общества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей
в современных условиях; малых групп, положения человека в группе;
конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений
конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в
группах;
 классифицировать по разным признакам виды деятельности человека,
потребности людей;
 сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства
человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
 устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов
и результатов деятельности, целей и средств общения;



использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого
себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного
социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и
общения в школе, семье, группе сверстников;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный
социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к
различным формам неформального общения подростков;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей
учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками,
старшими и младшими;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том
числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
 искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об
особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в
ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
 приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту,
активного участия в жизни школы и класса;
 приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
 осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в
обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в
политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в
Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;
 характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы
государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские
духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
 приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;




















классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных
людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества,
деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей
российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической
проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая
информацию о народах России;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение
традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры
и традиций народов России.

7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
 осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в
том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм,
милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
 приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального
выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;






классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
сравнивать отдельные виды социальных норм;
устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности социальных норм;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям
социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к
социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека
в обществе;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
 извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали,
проблеме морального выбора;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;
 оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
 использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
 осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;
 характеризовать
право
как
регулятор
общественных
отношений,
конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации,
права ребёнка в Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской
Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и
общества;





















классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные
признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и
преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина
и государства, между правовым поведением и культурой личности; между
особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической
ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в
обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое
поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и
противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления
личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной
организации);
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать
жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных
для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и
обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять
на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм,
о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии;



использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в
сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при получении паспорта гражданина Российской
Федерации;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Основы российского права
 осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об
отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в
гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о
защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданскоправовой,
дисциплинарной,
административной,
уголовной);
о
правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества
и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
 характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе
российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового
договора, виды правонарушений и виды наказаний;
 приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного
и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за
совершённые правонарушения;
 классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов,
виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том
числе устанавливать существенный признак классификации);
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и
работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;



















устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и
работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач:
для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности;
значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной
опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений,
экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников
трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к
правонарушениям,
формулировать
аргументированные
выводы
о
недопустимости нарушения правовых норм;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс
Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой
кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об
административных
правонарушениях,
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах,
правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права
(гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и
личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за
совершённые
правонарушения,
о
юридической
ответственности
несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной
жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения,
реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную




деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в
экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных
механизмов
государственного
регулирования
экономики,
государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;



овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
 анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
 оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической
рациональности
(сложившиеся
модели
поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические
интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования
различных способов повышения эффективности производства, распределения
семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для
реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый
план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации,
о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как
важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества,
искусство как сферу деятельности, информационную культуру и
информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и
образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;



















классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки,
виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о
религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни
человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни
общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов
своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями
аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1

Социальное становление человека

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Деятельность человека. Учебная
деятельность школьника

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.3

Общение и его роль в жизни человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.4

Человек в малой группе

8

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

20

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1

Общество — совместная жизнь людей

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Положение человека в обществе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Политическая жизнь

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Культурная жизнь

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294
2.6

Развитие общества

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

3

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
0

7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1

Социальные ценности

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.2

Социальные нормы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.3

Мораль и моральный выбор. Право и
мораль

8

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1

Правоотношения

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.2

Правонарушения и их опасность для
личности и общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.3

Защита прав и свобод человека и
гражданина

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

7

Раздел 3. Основы российского права
3.1

Как устроено российское право

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.2

Основы гражданского права

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4170e4
3.3

Основы семейного права

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.4

Основы трудового права

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.5

Виды юридической ответственности

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.6

Правоохранительные органы в
Российской Федерации

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

12

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
0

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
Экономика — основа жизнедеятельности
1.1
человека

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.4

Домашнее хозяйство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.5

Экономические цели и функции
государства

4

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.3

Роль религии в жизни общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Социальное становление
человека

1

2

Биологическое и социальное в
человеке

1

3

Потребности и способности
человека

1

4

Индивид, индивидуальность,
личность

1

5

Отношения между поколениями.
Особенности подросткового
возраста

1

6

Люди с ограниченными
возможностями здоровья, их
особые потребности и
социальная позиция

1

7

Цели, мотивы и виды
деятельности

1

8

Познание как вид деятельности

1

9

Право человека на образование

1

10

Школьное образование. Права и

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb673c

12.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

19.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

26.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

03.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

10.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

17.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

24.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb763c

07.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f8
Библиотека ЦОК

обязанности учащегося
11

Общение и его роль в жизни
человека

1

12

Особенности общения
подростков. Общение в
современных условиях

1

13

Отношения в малых группах.
Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе

1

14

Межличностные отношения
(деловые, личные)

1

15

Отношения в семье. Роль семьи
в жизни человека и общества

1

16

Семейные традиции. Семейный
досуг

1

17

Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и
сверстниками

1

18

Конфликты в межличностных
отношениях

1

19

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек и его
социальное окружение"

1

20

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек и его
социальное окружение"

1

21

Что такое общество. Связь
общества и природы

1

1

14.11.2023

https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

21.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

28.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

05.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

12.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb835c

19.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

26.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

10.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

16.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8910

23.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

30.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

06.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

22

Устройство общественной
жизни. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие

1

23

Социальные общности и
группы. Положение человека в
обществе

1

24

Что такое экономика?

1

25

Политическая жизнь общества.
Российская Федерация как
государство

1

26

Наша страна в начале XXI века

1

27

Культурная жизнь. Духовные
ценности, традиционные
ценности российского народа

1

28

Развитие общества

1

29

Развитие общества

1

30

Глобальные проблемы
современности и возможности
их решения

1

31

Защита проектов по теме
"Духовные ценности
российского народа"

1

32

Защита проектов по теме
"Глобальные проблемы

1

13.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9054

20.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

27.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb932e

05.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb966c

12.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb97de

19.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9964

26.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

09.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

16.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a

23.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba300

30.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba468

современности"
33

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Общество, в
котором мы живем"

1

34

Итоговое повторение по теме
"Общество и его сферы. Человек
в обществе"

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

07.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba17a

14.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebab52

7 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

5

6

Количество часов
Тема урока

Социальные ценности

Гражданственность и патриотизм

Социальные нормы

Социальные нормы

Нормы и принципы морали

Нормы и принципы морали

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

7б 06.09.2023
7а 08.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebad0a

1

7б 13.09.2023
7а 14.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebae7c

1

7б 20.09.2023
7а 22.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebafee

1

7б 27.09.2023
7а 29.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb160

1

7б 04.10.2023
7а 06.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4

1

7б 11.10.2023
7а 13.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb57a

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

7

Нравственные чувства человека.
Совесть и стыд

8

Моральный выбор и моральная
оценка

9

10

Влияние моральных норм на
общество и человека

Право и его роль в жизни
общества. Право и мораль

11

Обобщающий урок по теме
"Социальные ценности и нормы"

12

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Социальные
ценности и нормы"

1

7б 18.10.2023
7а 20.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb70a

1

7б 25.10.2023
7а 27.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb886

1

7б 08.11.2023
7а 10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbd40

1

7б 15.11.2023
7а 17.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbee4

1

7б 22.11.2023
7а 24.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc060

1

7б 29.11.2023
7а 01.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc358
Библиотека ЦОК

1

13

Правоотношения и их
особенности. Правовые нормы

1

7б 06.12.2023
7а 08.12.2023

14

Правомерное поведение

1

7б -

13.12.2023
7а 15.12.2023

15

Правовая культура личности

https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0

1

7б 20.12.2023
7а 22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc970

1

7б 27.12.2023
7а 29.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcae2

1

7б 10.01.2024
7а 12.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcc54

1

7б 17.01.2024
7а 19.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc

1

7б 24.01.2024
7а 26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcf24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd08c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4

16

Правонарушение и юридическая
ответственность

17

Правонарушение и юридическая
ответственность

18

Права, свободы, обязанности
гражданина Российской
Федерации

19

Права ребёнка и возможности их
защиты

20

Конституция Российской
Федерации - Основной закон.
Система права

1

7б 31.01.2024
7а 02.02.2024

21

Основы гражданского права

1

7б 07.02.2024

7а 09.02.2024

22

23

24

25

26

Основы гражданского права

Основы семейного права

Основы семейного права

Основы трудового права

Основы трудового права

27

Виды юридической
ответственности

28

Особенности юридической
ответственности
несовершеннолетних

1

7б 14.02.2024
7а 16.02.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd5be

1

7б 21.02.2024
7а 22.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd74e

1

7б 28.02.2024
7а 01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0

1

7б 06.03.2024
7а 07.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebda32

1

7б 13.03.2024
7а 15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8

1

7б 20.03.2024
7а 22.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdd16

1

7б 26.03.2024
7а -

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2

05.04.2024

29

Правоохранительные органы в
Российской Федерации

30

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Основы
российского права"

31

Повторительно-обобщающий
урок по темам "Человек как
участник правовых отношений.
Основы российского права"

32

Защита проектов по теме "
Гражданин Российской
Федерации"

33

Защита проектов по теме "Права и
обязанности
несовершеннолетних"

34

Итоговое повторение по темам
«Человек как участник правовых
отношений» и "Основы
российского права"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

7б 10.04.2024
7а 12.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe144

1

7б 17.04.2024
7а 19.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac

1

7б 24.04.2024
7а 26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe414

1

7б 02.05.2024
7а –
03.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe590

1

7б 07.05.2024
7а –
08.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0

1

7б 15.05.2024
7а 17.05.2024

1

34

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfbac

8 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Экономическая жизнь общества

1

2

Экономическая система и её
функции. Собственность

1

3

Производство — источник
экономических благ

1

4

Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда

1

5

Деньги, обмен, торговля

1

6

Рыночная экономика.
Конкуренция. Многообразие
рынков

1

7

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

8

Предприятие в экономике

1

9

Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость
и безработица

1

10

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

07.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

14.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

21.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124

28.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

05.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c

12.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

19.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

26.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

09.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132

16.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

11

Банковские услуги

1

12

Страховые услуги

1

13

Защита прав потребителя
финансовых услуг

1

14

Экономические функции
домохозяйств

1

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

1

16

Источники доходов и расходов
семьи

1

17

Экономические цели и функции
государства

1

18

Налоги. Государственный
бюджет. Государственная
политика по развитию
конкуренции

1

19

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
экономических отношениях"

1

20

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
экономических отношениях"

1

21

Культура, её многообразие и
формы.

1

22

Наука. Роль науки в развитии

1

1

23.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

30.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e

07.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920

14.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

21.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

28.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046

11.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

18.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

25.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a

01.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

08.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
Библиотека ЦОК

общества
23

Образование в современном
обществе

1

24

Образование в Российской
Федерации. Самообразование

1

25

Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации

1

26

Роль религии в жизни человека и
общества

1

27

Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные
объединения в Российской
Федерации

1

28

Что такое искусство. Виды
искусств

1

29

Роль искусства в жизни человека
и общества

1

30

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

31

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в мире
культуры"

1

32

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"

1

33

Защита проектов по теме
"Человек в экономике"

1

15.02.2024

https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

22.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

29.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e

07.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da

14.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356

21.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

11.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a

18.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

25.04.2024

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

02.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

08.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

16.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

34

Итоговое повторение по темам
"Человек в экономике", "Человек
в мире культуры"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

23.05.2024
2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание. 6 класс : учебник, 6 класс/ Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л.,
Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание: 7-й класс : учебник, 7 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю.,
Половникова А. В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252