2 Раздел 1. Пояснительная записка Примерная программа учебного предмета «Родной язык(аварский)» для общеобразовательных школ РД (1-4 классы) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Родной язык(аварский)», а также основное содержание указанного учебного предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык(аварский)»: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся, развитие у них культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, с правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования по аварскому языку. В примерной программе учитываются основные идеи и положения программы формирования и развития универсальных учебных действий для начального общего образования. Программа состоит из трёх основных разделов: 3 целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи, планируемые результаты освоения Программы включает общую характеристику учебного предмета «Родной язык(аварский)», место учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты. Содержательный раздел общее содержание начального общего образования по учебному предмету «Родной язык(аварский)»; примерное тематическое планирование. Организационный раздел состоит из рекомендаций по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Родной язык(аварский)»; списка научно-методической литературы по аварскому языку. Примерная программа по учебному предмету «Родной язык(аварский)»отражает регионально-национальные и этнокультурные особенности обучения родному языку. Данная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ и рабочих программ по курсу «Родной язык(аварский)». Разработчики авторских и рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема содержания, распределению часов по разделам и темам. Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (аварский)». Изучение учебного предмета «Родной язык (аварский)»в общеобразовательных организациях Республики Дагестан начинается на уровне начального общего образования, продолжается на уровне основного общего образования и завершается на уровне среднего (полного) общего образования. Целями изучения предмета «Родной язык (аварский)» в начальной школе являются: – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия логического мышления учащихся; – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 4 Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной язык (аварский)» основных задач образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»: – формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания дагестанского народа; – развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; – развитие коммуникативных умений; –развитие нравственных и эстетических чувств; –развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: – развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; –формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; – формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; – пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Курс родного языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач двух его периодов: до букварного (подготовительного) – 24 часа и букварного (основного) – 111 часов. 5 До букварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, приобщению к учебной деятельности, и к соблюдению требований школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, обозначающими специфические звуки. Особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. После обучения грамоте начинается раздельное изучение аварского языка и литературного чтения. Систематический курс родного языка направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения родного языка как государственного языка Республики Дагестан, языка межэтнического общения. Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через 6 овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур– формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в курсе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание»,которые обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создает действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе учащимися осваиваются нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Курс предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства родного языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас, являющийся показателем интеллектуального и речевого развития личности. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общее учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. 7 Курс предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание курса является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Курсом предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения родного языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Курс предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Место учебного предмета «Родной язык(аварский)» в учебном плане На изучение родного языка в начальной школе выделяется 340 ч. В 1 классе –66. (2ч. в неделю): из них 135 ч. (33 учебных недель) отводится урокам обучения грамоте и 15 ч. (6 учебных недель) – урокам родного языка. Во 2–4 классах на уроки родного языка отводится по 102 ч.(3ч. в неделю) 8 Ведущее место предмета «Родной язык(аварский)» в системе общего образования обусловлено тем, что родной язык является государственным языком Республики Дагестан, родным языком одного из дагестанских народов. Изучение родного языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения родного языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Родной язык является для учащихся основой всего процесса обучения на начальном этапе, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Раздел 2.Результаты изучения курса Курс обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями федерального стандарта. Требования к личностным результатам 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, дагестанский и российский народы и историю Дагестана и России; осознание своей идентичности как гражданина Дагестана и России, члена этнической группы, семьи, тухума; формирование ценностей многонационального дагестанского и российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к другим народам Дагестана и России, их культурным и религиозным традициям. 4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 9 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования кметапредметным результатам 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 10 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык (аварский)». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык (аварский)». Требования кпредметным результатам 1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения аварского языка как государственного языка Республики Дагестан, языка межэтнического общения. 11 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (аварский)» Фонетика и графика Выпускник научится: – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки аварского языка, гласные и согласные звуки и буквы, геминаты, лабиализованные согласные; – знать последовательность букв в родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: – проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. Орфоэпия 12 Выпускник получит возможность научиться: – соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Состав слова (морфемика) Выпускник научится: – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах корень, суффикс, основу и окончание. Выпускник получит возможность научиться: – разбирать по составу слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Лексика Выпускник научится: – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать в тексте слова в прямом и переносном значении; – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Морфология Выпускник научится: – определять грамматические признаки имен существительных – класс, число, падеж (в учебниках представлены четыре основных и один местный по причине того, что формы данных падежей в предложении выступают в роли субъекта, остальные местные падежи используются функционально), склонение; – определять грамматические признаки имен прилагательных – класс, число, склонение субстантивированных прилагательных; – определять грамматические признаки глаголов – класс, число (глаголов с показателями грамматических классов), время. Выпускник получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. –находить в тексте такие части речи, как числительные, личные местоимения и наречия. 13 Синтаксис Выпускник научится: – различать предложение, словосочетание, слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные члены предложения; – выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения – определение, косвенное дополнение, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. Орфография и пунктуация Выпускник научится: – применять правила правописания (в объеме содержания курса); – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; – безошибочно списывать текст объемом 75—80 слов; – писать под диктовку тексты объемом 70—75 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах. Развитие речи Выпускник научится: – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, 14 поддерживать разговор); – выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; – оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении. Раздел 3.Содержание учебного курса Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. 15 Умение отчетливо произносить слова, правильно артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образносимволических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, ударных и безударныхгласных. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Определение места ударения. 16 Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Ъ как согласный звук и буква.Букваьи ее функции. Знакомство с алфавитом аварского языка как последовательностью букв. Значение алфавита. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средствосамоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: – обозначение геминатов и лабиализованных звуков на письме; 17 – раздельное написание слов; – прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; – перенос слов по слогам; – знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Специфические звуки: [гь], [гъ], [гI], [кь], [къ], [кI], [лъ], [тI], [хь], [хъ], [хI], [цI],[чI];геминаты: [кк], [кIкI], [чч], [чIчI], [сс], [хх], [цц], [цIцI], [лълъ]; лабиализованные звуки: [цIв], [кв], [гв], [чIв], [хв] и т.д. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного аварского литературного языка. Фонетический разбор слова. 18 Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме геминатов и лабиализованных звуков. Использование на письме ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа гьуърул, съезд, почтальон; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с геминатами и лабиализованными согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, суффикса основы и окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов. Образование слов и форм слова с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. Морфология. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «щив?», «щий?», «щиб?», «щал?». Различение имен существительных по грамматическим классам. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по основным падежам. Местные падежи (практическое знакомство). 19 Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по грамматическим классам, числам. Склонение субстантивированных прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1, 2, 3лица. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Масдар. Целевая форма глагола. Глаголы с показателями грамматических классов. Изменение классных глаголов по грамматическим классам и числам. Изменение глаголов по временам: простые глаголы прошедшего, будущего и общего времени; составные глаголы прошедшего, будущего и настоящего времени. Морфологический разбор глаголов. Числительное.Общее представление о числительном.Количественные и порядковые числительные, употребление их в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные; по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. Различение второстепенных членов предложения (по вопросам, без терминов). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, 20 использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря при работе с текстом. Применение правил правописания: – согласные кк, кIкI, чч в словах; – согласные хх, сс, лълъ, цц, цIцI, чIчI в словах; – согласные ш, щ, хъ в словах; – буква ё в заимствованных и исконно аварских словах; – буква йвсловах; – перенос слов; – прописная буква в начале предложения, в именах собственных; – гласные и согласные в изменяемых на письме словах; – ъ и ьзнаки в словах; – суффиксы -хъан, -лъи, -ро, -ен, -ел, -ко, -кIо, -гьан; – падежные окончания имён существительных; – местоимения нижинилъ; – окончания имён прилагательных; – раздельное написание составных глаголов; –окончания глаголов; – русские заимствования; –сложные слова; – знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; – знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; – запятая между частями сложного предложения. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. 21 Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. 22 Основные направления воспитательной деятельности в современной школе. Сегодня основное направление поисков в теории воспитания связано с ответом на вопрос, как она отвечает на вызовы и потребности современного общества. И положительный ответ на данный вопрос, с одной стороны, зависит от эффективности научного поиска в сфере методологии, теории и методике воспитания, а с ругой стороны – от адекватной оценки современного состояния воспитания. Мировая тенденция открытого общества значительно расширяет возможности поликультурного воспитания. Однако, вместе с тем, становятся доступными не только высокие культурные достижения, но и массовая культура, в которой часто представлены образцы «низкого» качества. И именно они становятся более привлекательными для современных детей и молодёжи. И здесь мы видим важным умение педагогов работать с актуальными жизненными ценностями детей и подростков. Если основные направления воспитательной деятельности в школе остаются почти неизменными, то формы должны соответствовать современным реалиям. Выделяют ряд основных направлений воспитательной деятельности, такие как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Решаемые задачи: - воспитание любви к Родине, ее истории, культуре и традициям; -воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства; - воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни; - воспитание правовой культуры. Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы. Решаемые задачи: - формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам; - формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру; - развивать у них ответственность за свои поступки; 23 - формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать. В условиях глобализации растет значение экологического воспитания как понимания того, что негативные процессы в любой точке нашей планеты не являются изолированными и влияют на каждого из нас. Экологическое воспитание – это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности, осознание человеком себя как части природы. Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Решаемые задачи: - воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке; - реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества. Физкультурно-оздоровительное воспитание – это процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек. Решаемые задачи: - создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья; - воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам; - формирование у них здорового образа жизни. Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. Решаемые задачи: - воспитание потребности трудиться, культуры труда; - воспитание самостоятельности в труде и ответственности за качественно выполненную работу. Использования современных форм воспитательной деятельности делают воспитательный процесс в школьной среде конкурентно способным по отношению к массовой культуре. Такая воспитательная деятельность понятна для современных детей, более близка им по духу. 24 Формирование у обучающихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и современных форм воспитательной работы. Важным условием является разработка и реализация личностно-ориентированных технологий воспитания. В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение моделей поведения и общения, а предоставление обучающемуся самому выбирать сферы для саморазвития и самореализации. И учитель призван помочь ученику сделать этот выбор. Безусловно, особая роль здесь отводится классному руководителю, как педагогу, который стоит ближе всего к детям. Нужно отметить, что в процессе воспитательной деятельности учителю необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала. 25 РАЗДЕЛ 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1-ГО КЛАССА № Тема урока Кол-во часов дата По плану 1. Букварь-первая учебная книга. 1ч. 04.09.2023 2. Речь устная и письменная. Моя школа. 1ч. 11.09.2023 3. Мы - ученики. Наш класс. 1ч. 18.09.2023 4. Моя семья. Гласный звук [а], буквы А, а. 1ч. 25.09.2023 5. Наш дом, улица. Гласный звук [о], буквы О, о 1ч. 02.10.2023 6. Игры. Игрушки. Гласный звук [и], буквы И, и. 1ч. 09.10.2023 7. Еда. Продукты. Гласные звуки и буквы 1ч. 16.10.2023 8. Режим дня. Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. 1ч. 23.10.2023 9. Одежда. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. 1ч. 06.11.2023 10. Фрукты. Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л 1ч. 13.11.2023 11. Овощи. Согласные звуки [г1], буквы Г1, г1. 1ч. 20.11.2023 12. Осень. Составление рассказа по картинке. 1ч. 27.11.2023 26 факт 13. Человек и части тела Согласные звуки [т1], буквы Т1, т1. 1ч. 04.12.2023 14. Повторение пройденных тем. 1ч. 11.12.2023 15. Развитие речи. 1ч. 18.12.2023 16. Домашние животные. Человек и части тела Согласные звуки [к1], буквы К1, к1. 1ч. 25.12.2023 17. Домашние птицы. Согласные звуки [х1], буквы Х1, х1. 1ч. 15.01.2024 18. 19. Дикие животные. Согласные звуки [гь], буквы Гь, гь. Дикие птицы. Согласные звуки [лъ], буквы Лъ, лъ. 1ч. 1ч. 22.01.2024 29.01.2024 20. 21. 22. Времена года. Согласные звуки [ц1], буквы Ц1, ц1. Развитие речи. Согласные звуки [ч1], буквы Ч1, ч1. Устное народное творчество. 1ч. 1ч. 1ч. 05.02.2024 12.02.2024 26.02.2024 23. 24. «Песня для лентяйки». Составление рассказа по картинке. Согласные звуки [хъ], буквы Хъ, хъ. 1ч. 1ч. 04.03.2024 11.03.2024 25. Аварский алфавит и 13 букв.( повторение пройденных букв). 1ч. 18.03.2024 26. Согласные звуки [къ], буквы Къ, къ. 1ч. 25.03.2024 27. Рассказ «Воробьи». Загадки. 1ч. 08.04.2024 27 28. Согласные звуки [хь], буквы Хь, хь.. «Мамина помощница». (стихотворение.). 1ч. 29. «ягненок Абдулаха». Согласные звуки [кь], буквы Кь, кь. 1ч. 22.04.2024 30. «Лесной лекарь». Согласные звуки [гъ], буквы Гъ, гъ. 1ч. 29.04.2024 31. Ш. Мухидинов «Будьте как братья» Согласные звуки [гв], [гъв], [св], [чв], [гъв], 1ч. 06.05.2024 32. «Счастье». (рассказ). «Мой конь». (стихотворение) 1ч. 13.05.2024 15.04.2024 20.05.2024 20.05.2024 Всего:32 часа. 28 Тематическое планирование по аварскому языку в 1 классе. № Тема урока Колво По плану часов 1ч. 06.09.2023 1. Пропись-первая учебная тетрадь. 2. Строчная и заглавная буквыА, а. 1ч. 13.09.2023 3. 4. Строчная и заглавная буквыО, о. Строчная буква и. Сравнение печатной изаглавная буква И. 1ч. 1ч. 20.09.2023 27.09.2023 5. Строчная и заглавная буквы Н, н. Сравнение строчной и заглавной букв. 1ч. 04.10.2023 6. 7. 8. Строчная и заглавная буквы М, м. Сравнение строчной и заглавной букв. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная и заглавная буквыБ, б. Сравнение строчной и заглавной букв. Закрепление пройденного 13 букв аварского алфавита. Строчная и заглавная буквы г1, Г1. Строчная и заглавная буквы т1, Т1. Строчная и заглавная буквы к1, К1 Строчная и заглавная буквы х1, Х1. Строчная и заглавная буквы гь, Гь. Строчная и заглавная буквы лъ, Лъ. Строчня и заглавная буквы ц1, Ц1. 1ч. 1ч. 1ч. 11.10.2023 18.09.2023 25.10.2023 1ч. 08.11.2023 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 15.11.2023 22.11.2023 29.11.2023 06.12.2023 13.12.2023 20.12.2023 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 29 дата факт 16. 17. 18. 19. Строчная и заглавная буквы ч1, Ч1. Строчная и заглавная буквы хъ, Хъ. Строчная и заглавная буквы къ, Къ. Строчная и заглавная буквы хь, Хь. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 27.12.2023 10.01.2024 17.01.2024 24.01.2024 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 Строчная и заглавная буквы кь, Кь. Строчная и заглавная буквы гъ, Гъ. Строчная и заглавная буквы ф, Ф. Строчные буквы ъ. ы. ь, Сравнение печатной и письменной букв. Алфавит. Списывание с печатного текста Заглавная буква в именах собственных Слова отвечающие на вопросы кто? что? Слова отвечающие на вопросы «Что делать?» и Что сделать?» Слова отвечающие на вопросы какая? какой? какое? Деление слов на слоги. Контрольное списывание текста. Повторение 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 31.02.2024 07.02.2024 21.02.2024 28.02.2024 06.03.2024 13.03.2024 20.03.2024 27.03.2024 10.04.2024 17.04.2024 24.04.2024 08.05.2024 22.05.2024 Всего:31 часа. 30 Тематическое планирование по аварской литературе во 2 классе. № Тема урока Колво часов дата По плану Д/З факт 1. «Научи меня мама разговаривать на родном языке» М. Умаров. 1ч. 04.09.2023 Стр 4 выучить наизусть. 2. Лето «Каникулы», «Цветы». Абдулмажид Хачалов. 1ч. 11.09.2023 Стр 6-7 выразит прочит. 3. «Осень» Заид Гаджиев «Я люблю осень» Г. Газимирзаев. 1ч. 18.09.2023 стр 12 стр 4 наизусть. 4. «Осень» Расул Гамзатов 1ч. 25.09.2023 Стр 17-18 выучить наизусть 5. «Маленький пастух» К. Расулов. «Тайи» Заид Гаджиев 1ч. 02.10.2023 Стр 23-25 6. «Гусь и лиса» (сказка). 1ч. 09.10.2023 Стр 26-27 пересказ. 31 7. «Сова» (рассказ). 1ч. 16.10.2023 Стр 28-29 выраз. прочит. 8. «Музыкант». В. Бианки. 1ч. 23.10.2023 Стр 30-31 ответить на вопросы 9. «Хлеб» (перевод ) Г. Мухаад. 1ч. 06.11.2023 Стр 35 выучить наизусть. 10. «Смотри, не бросай хлеб на землю!» Х. Газимирзаев. 1ч. 13.11.2023 Стр 36-37 рассказать о значимости хлеба, как его получают. 11. «Пчела и муха».(сказание), «Я вырос» Г. Мухамад. 1ч. 20.11.2023 Стр 38 Стр 39-40 отрывок наизсть. 12. «Ученик» Гамзат Цадаса 1ч. 27.11.2023 Стр 51 наизусть. 13. «Мужественный пастух» Гамзат Цадаса.. 1ч. 04.12.2023 Стр 52-53 пересказ. 14. «Песня моей дочери» Расул Гамзатов. 1ч. 11.12.2023 Стр 58 наизусть. 15. «Дорога».(рассказ). М. Сулиманов. 1ч. 18.12.2023 Стр 55-57 ответить на вопросы. 32 16. Хорошее лекарство». М. Махмудов (рассказ) 1ч. 25.12.2023 Стр 59-60 прочитать. 17. «Зима» Расул Гамзатов. «Снег» Заид Гаджиев. 1ч. 15.01.2024 Стр 67-68 на выбор выучнаизусть. 18. «Зима в горах» Багатар. «Зима»Заид Гаджиев. 1ч. 22.01.2024 Стр 74-76 19. «Что за животное» Е. Чарушин. 1ч. 29.01.2024 Стр 77-78 отв на вопросы. 20. «Мой дедушка» Расул Гамзатов. 1ч. 05.02.2024 Стр 82-83 выучить наизусть. 21. «Совесть» А. Гайдар (рассказ). «Первое слово» Г. Шейхов. 1ч. 12.02.2024 Стр 85 выраз. прочит. Стр 88 наизусать. 22. «Чlанкlкlараб къадако» Х. Гаджиев.(рассказ) 1ч. 19.02.2024 Стр 90-91 прочитать, выучить перевод слов в конце рассказа. 23. «Я вырос»(рассказ) М. Шамхалов.. 1ч. 26.02.2024 Стр 92-94 24. «Умная птица»(сказка) 1ч. 04.03.2024 Стр 102-103 прочитать и 33 ответить на вопросы. 25. «Суд лисы» (сказка) 1ч. 11.03.2024 Стр 106-107 26. «История змеи и лисы» (сказка). 1ч. 18.03.2024 Стр 99-100 описать черты лисы, и ее поступок. 27. 8 марта «Мама и дети». А. Майков. 1ч. 25.03.2024 Стр 110 наизусть. 28. «Олененок»М. Махмудов. 1ч. 08.04.2024 Стр 117-120 29. «Весна» Н. Исаев.(стихотворение) «Кукушка» М. Насрулаев. 1ч. 15.04.2024 Стр 123 Стр 124 наизусть. 30. «Удивительное дерево» Фазу Алиева. 1ч. 22.04.2024 Стр 127-129 наизусть любой отрывок. 31. «Приметы весны» Л. Федоров. 1ч. 29.04.2024 Стр 130131 ответить на вопросы. 32. «Родина» Гамзат Цадаса. «Дагестан» Расул Гамзатов 1ч. 06.05.2024 Стр 133-134 наизусть. 34 33. «Наша Родина»СБаруздин «Дружба народов». Гамзат Цадаса. 1ч. 13.05.2024 Стр 145-147 34. «Аварское село» Н. Абигасанов. «Хорошее дело»З. Гаджиев 1ч. 20.05.2024 Стр 152 рассказ Тематическое планирование по аварскому языку 2 классе. № Тема урока Колво часов дата По плану Д/З факт 1. Звуки.Буквы. 1ч. 06.09.2023 стр 5, упр2 стр 6 упр 6 2. Слова. 1ч. 07.09.2023 стр 15, упр 27 3. Повторение 13 букв. 1ч. 13.09.2023 стр 18, упр 31 4. Ц Ц1буква и звук. 1ч. 14.09.2023 стр 21, упр 39, 40 5. Хъ х1 г1 т1 ч1 т1 буквы и звуки. 1ч. 20.09.2023 стр 42, упр 83 6. С-сс, к1-к1к1, лъ-лълъ, буквы и звуки. 1ч. 21.09.2023 стр 45, упр 90 7. Контрольный диктант. 1ч. 27.09.2023 стр 46, уп 93 35 8. Развития речи .Работа над ошибками. 1ч. 28.09.2023 стр 50, упр 102 9. Ц1,к1,к,х,хх, буквы и звуки. 1ч. 04.10.2023 стр 52, упр 106 10. Ч1-ч1ч1 буква и звук. 1ч. 05.10.2023 стр 55, упр 114 11. Лъ-лълъ буква и звук. 1ч. 11.10.2023 стр 56, упр 119 12. Контрольный диктант. 1ч. 12.10.2023 стр 61, упр 127 13. Работа над ошибками. 1ч. 18.10.2023 стр 64, упр 134 14. Къ,кь,хъ,хь,гъ, звуки и буквы. 1ч. 19.10.2023 стр 68, упр 142 15. Г1,х1,к1, звуки и буквы. 1ч. 25.10.2023 стр 70, упр 146 стр 71, упр 149 16. Х-хх,х1, зхвуки и буквы . 1ч. 26.10.2023 стр 74, упр 157 17. Повторение 13 букв. 1ч. 08.11.2023 стр 78, упр 166 18. Повторение 13 букв. 1ч. 09.11.2023 стр 88, упр 186 стр 9, упр 192 19. Лъ-лълъ звуки и буквы. Пятнистый олень. 1ч. 15.11.2023 стр 96, упр 201 20. Ч1-ч1ч1, ш-щ,ц-ц1, звуки и буквы. 1ч. 16.11.2023 36 21. Х-хх,ц1в,гъв,кв, звуки и буквы. 1ч. 22.11.2023 22. Контрольный диктант. 1ч. 23.11.2023 23. работа над ошибками. 1ч. 29.11.2023 стр 111, упр 230 24. Связь слов в предложении. 1ч. 30.11.2023 стр 116, упр 240 25. Связь слов в предложении. 1ч. 06.12.02023 стр 118, упр 245 26. Ц1-ц1ц1,звуки и буквы. 1ч. 07.12.2023 стр 122, упр 251 27. Единственное и множественное число 1ч. 13.12.2023 стр 124, упр 255 28. Контрольный диктант. Ед.Мн.число. 1ч. 14.12.2023 стр 128, упр 266 29. Работа над ошибками. 1ч. 20.12.2023 стр 130, упр 270 30. Удвоенные согласные. 1ч. 21.12.2023 стр 134, упр 279 37 стр 108, упр 225 31. Удвоенные согласные. 1ч. 27.12.2023 стр 139, упр 293 32. Единственное и множественное число. 1ч. 28.12.2023 стр 140, упр 196 33. Х-хх звук и буква. 1ч. 10.01.2024 стр 149, упр 316 34. Кв,Гъв, гв, звуки и буквы. 1ч. 11.01.2024 Повторение пройденного материала. 35 Контрольный диктант.Имя существительное. 1 17.01.2024 36 Работа над ошибками. 1 18.01.2024 37 Части имя существительное. 1 24.01.2024 38 Части имя существительное. 1 25.01.2024 39 Имя существительное. 1 31.01.2024 40 Контрольный диктант . 1 07.02.2024 38 41 Работа над ошибками. 1 08.02.2024 42 Изменения существительного по родам . 1 14.02.2024 43 Род и число имя существительное. 1 15.02.2024 44 Упр. Изменения существительного по числам. 1 21.02.2024 45 Контрольный диктант 1 22.02.2024 46 Работа над ошибками.Закреплени пройденного материала. 1 28.02.2024 47 Изменения имен существительного по вопросам. 1 29.02.2024 48 Изменения имен существительного по вопросам. 1 06.03.2024 49 Изменения имен существительного по вопросам. 1 07.03.2024 50 Склонения имен существительных. 1 13.03.2024 51 Ударение. 1 14.03.2024 52 Речь 1 20.03.2024 39 53 Предложение и текст. 1 21.03.2024 54 Собственные имена 1 24.03.2024 55 Нарицательные имена. 1 27.03.2024 56 Прилагательное. 1 10.04.2024 57 Прилагательное. 1 11.04.2024 58 Прилагательное. 1 17.04.2024 59 Глагол 1 18.04.2024 60 Глагол 1 24.04.2024 61 Глагол 1 25.04.2024 62 Времена глагола. 1 08.05.2024 63 Изменения глагола по времени. 1 15.05.2024 64 Глагол как часть речи. 1 16.05.2024 40 65 Контрольный диктант. 1 22.05.2024 66 Работа над ошибками 1 23.05.2024 67 Изменения глагола по времени. 1 68 Повторение и закрепление. 1 Всего: 68 часа Тематическое планирование по аварской литературе 3 класс. № Тема урока 1. «Родина аварцев» Расул Гамзатов Кол -во часо в 1ч. 2. «Лето». «Воспоминания о лете» М. Абдулаев. 1ч. 11.09.2023 cтр 7 наизусть 3. «Летом в горах» Х.Казиев. 1ч. 18.09.2023 cтр 9-10 4. «Летом в горном ауле» Г.Х.Шахтаманов. 1ч. 25.09.2023 cтр 11-12 выразит чтение. 41 дата По плану факт Д/З 04.09.2023 cтр 3 выучить наизусть 5. «Дождь», «Узор от радуги» 1ч. 02.10.2023 6. «В Дагестане» Фазу Алиева, «Природа и мы» М.Пришвин. 1ч. 09.10.2023 7. «Птицы - наши друзья» А.Мухамаев. 1ч. 16.10.2023 cтр 1518нарисавать рисунок по прочитанному произведение cтр 26 (наизусть 2 куплета) стр 29-30 выраз. читать. cтр 32-33 8. «Осень» М.Гунащев 1ч. 23.10.2023 cтр 48 прочитать 9. «Голод», «Люблю тебя, мой горный край» Н.Исаев.»Ошибка бабушки» А. Хачалов. 1ч. 06.11.2023 cтр 70-71 пересказ 10. «Два друга» Лев Толстой, «Дружба» Х.Газимирзаев 1ч. 13.11.2023 cтр 95-96 отрывок наизусть 11. «Марьям кантlарайкуц» С.Увайсов. «Ленивый ученик» Г. Цадаса.(стихотворение) 1ч. 20.11.2023 cтр 97-99 пересказ, стр 105-106 наизусть. 42 12. «Адаб» (рассказ) Хириясулаев. 13. Муса Магомедов. «Лъикlлъищайхамалъичlеб» М. 1ч. 27.11.2023 «Счастье» (сказка) З. Исаева. «Новый год» (сказка) Г. Цадаса 1ч. 04.12.2023 14. «Вторая мама» М. Шамхалов. 1ч. 11.12.2023 15. Пословицы, загадки. «Самое большое богатство » (турецкая народная сказка). 1ч. 18.12.2023 16. «Волк, лиса и медведь» (сказка). «Мужественный мальчик» (сказка). 1ч. 25.12.2023 43 cтр 111-113 рассказ детей как они помогают старым людям, бабушкам, дедушкам. Стр113-114 отрывок наизусть. cтр 130-131 выраз. прочитать, стр 134 наизусть. cтр 141-143 прочитать и выучить термины в конце произведения. cтр 145-148 разгадать загадки и поработать над значением поговорок cтр 154-155 анализировать поступок хитрой лисы и могут ли люди в жизни также поступить, стр 157-159 прочиать 17. «Чlухlухъан» (сказка) «Война и мир» Гамзат Цадаса. 1ч. 15.01.2024 стр 161 выразит. чтение. 18. «Осел и заяц» (сказка) «До чего доводит алчность» (сказка). 1ч. 22.01.2024 19. «Братья» (кумыкская народная сказка) «Отец и сыновья» (басня) Лев Толстой. 1ч. 29.01.2024 cтр 162-165 анализ прочитанного, стр 165 cтр 149-151 краткое содержание, стр 167-169 20. «Весна»ГамзатЦадаса «Их» М.Насрулаев 1ч. 05.02.2024 21. «Хlанчlи-ахазулгьудулзаби» (рассказ) М. Магомедов 1ч. 12.02.2024 22. М. Абдуллаев.«Мамин праздник», «О маме» Расул Гамзатов.(стих) 1ч. 19.02.2024 44 cтр 174-176 отрывок наизусть cтр 178 прочитать cтр 80-182 рассказать что они знают о празднике мамы, когда его отмечают, как радуют своих матерей в это день 23. «Первый дождь» З. Батыров «Синицаl» М.Пришвин. 1ч. 26.02.2024 24. «Ласточки» Д.Х.Дибиров. 1ч. 04.03.2024 25. «Гьелъул магlна батила» Х. Гаджиев. 1ч. 11.03.2024 26. «Школьный участок» Н. Надеждинов. 1ч. 18.03.2024 27. «Хлеб» Фазу Алиева (стихотворение). «Кусок хлеба»М. Сулиманов (рассказ) 1ч. 25.03.2024 28. «Мамин порядок» А. Гамзатов.(рассказ) 1ч. 08.04.2024 29. «Дерево и мальчик» Г. Расулов 1ч. 15.04.2024 45 cтр 184-187 рассказ детей о первых приметах весны. cтр 189-191 прочитать выразительно cтр 170 cтр 193 провести беседу о том, как дети в школе организуют субботник и посадку деревьев. cтр 176 рассказать о значение хлеба в жизни человека и бережное отношение к нему. Стр 195-197 cтр 204-205 выразит. чтение. cтр 206-208 пересказ 30. «Горянка»М.Шамхалов«Выходной день» М.Хириясулаев. 1ч. 22.04.2024 31. «Этот майский день» Г.Гаджиев (стих). 1ч. 29.04.2024 32. «Родина» (сказка) 1ч. 06.05.2024 1ч. 13.05.2024 1ч. 20.05.2024 33. 34. «Аманат» Наби Исаев. «Мечь»Ч. Абашилова (рассказ) «Сааду»( о герое Советского Союза) Расул Гамзатов. Всего:34 часа. 46 cтр 210 наизусть, стр 213-214 ответить на вопросы. cтр 216 выраз.прочит.,от вет на вопросы. cтр 219-220 дать понятие слову Родина, какое значение играет Родина в жизни человека, что такое патриотизм? стр 220-221 осознанно и выраз прочитать. cтр 222-225 пересказ. cтр 217 рассказ о героях и подвигах наших дедов. Тематическое планирование по аварскому языку 3 класс. № Тема урока Кол-во часов дата По плану Д/З факт 1. Речь. Текст. 1ч. 06.09.2023 стр 5, упр 4 2. Предложение .Слова. 1ч. 07.09.2023 стр 17, упр 32 3. Звуки и буквы. 1ч. 13.09.2023 стр 9, упр 15,16 4. Удвоенные согласные. 1ч. 14.09.2023 стр 12, упр 21 5. Контрольный диктант. 1ч. 20.09.2023 стр 23, упр 25 47 6. Работа над ошибками. 1ч. 21.09.2023 7. Предложение. 1ч. 27.09.2023 8. Виды предлажении по цели высказывания. 1ч. 28.09.2023 9. Восклицательные и простые предложения. 1ч. 04.10.2023 Повторение пройденных тем 10. Восклицательное предложение. 1ч. 05.10.2023 стр 32, упр 60 11. Контрольный диктант. 1ч. 11.10.2023 стр 37, упр 70 12. Работа над ошибками. 1ч. 12.10.2023 13. Главные и второстипенные члены предложения. 1ч. 18.10.2023 стр 38, упр 71 14. Главные и второстипенные члены предложения. 1ч. 19.10.2023 стр 40, упр 74 16. Распрастраненные и не распрастраненныепредлажения. 1ч. 25.10.2023 17. Распрастраненные и не распрастраненныепредлажения. 1ч. 26.10.2023 18. Простое и сложное предложение. 1ч. 08.11.2023 стр 41 выуч правило, упр 79 стр 45, упр 87, 88 стр 48, упр 93 19. Слова и словосочетание. 1ч. 09.11.2023 20. Синонимы и антонимы. 1ч. 15.11.2023 стр 50, упр 100, стр 51, упр 102 стр 56, упр 114 21. Однокоренные слова. 1ч. 16.11.2023 стр 61, упр 122 48 стр 17 упр 30 (15 предлож) стр 2, упр38 стр 19, упр 34 стр 23, упр 43 22. Фрорма слова. Окончание. 1ч. 22.11.2023 23. Контрольный диктант. 1ч. 23.11.2023 24. Работа над ошибками. 1ч. 29.11.2023 25. Суффикс. 1ч. 30.11.2023 26. Основа слова. 1ч. 06.12.02023 стр 77, упр 160 27. Основа слова. 1ч. 07.12.2023 стр 90, упр 185, стр 91, упр 189 28. Обобщение знание о составе слов . 1ч. 13.12.2023 стр 110, упр 228 29. Имя существительное. 1ч. 14.12.2023 стр 129, упр 278 30. Одушевлёные и не одушевлёные слова. 1ч. 20.12.2023 стр 116 выучить по таблице 31. Контрольный диктант. 1ч. 21.12.2023 стр 119, упр 251 32. Работа над ошибками. 1ч. 27.12.2023 стр 123, упр 261 33. Собственные и нармицательные имена существительное. 1ч. 28.12.2023 стр 124, упр 264, стр 125, упр 266 49 стр 64, упр 129, стр 68, упр 136 стр 71, упр 144, 145 стр 76, упр 157, 34. Род имен существительных. 1ч. 10.01.2024 35 Род имен существительных. 1 11.01.2024 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Единственное и множественное число существительного. Единственное и множественное число существительного. Склонение существительного. Склонение существительного. Контрольный диктант. По теме Склонение существительного. Работа над ошибками. Прилагательное . Прилагательное. Изменения прилпгптнльного по родам. Изменения прилагательного по родам. Единственное и множественое число прилагательного. Единственное и множественое число прилагательного. Изменения пртлагательного по родам . Изменения пртлагательного по родам . Контрольный диктант. Работа над ошибками. Числительное. Глагол и ее вопросы. Глагол и ее вопросы. Времена глаголов. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Настаящее время глагола. Настаящее время глагола. Окончание глагола -не,-зе. Повторение глагола. . Контрольный диктант .По теме Глагол . Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.01.2024 18.01.2024 24.01.2024 25.01.2024 31.01.2024 07.02.2024 08.02.2024 14.02.2024 15.02.2024 21.02.2024 22.02.2024 28.02.2024 29.02.2024 06.03.2024 07.03.2024 13.03.2024 14.03.2024 20.03.2024 21.03.2024 24.03.2024 27.03.2024 10.04.2024 11.04.2024 17.04.2024 18.04.2024 24.04.2024 25.04.2024 50 Повторение. Главные члены предложения. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения. Тестировапние . Предложения. Однородные члены предложения с союзами 63 64 65 67 68 1 1 1 1 1 08.05.2024 15.05.2024 16.05.2024 22.05.2024 23.05.2024 Всего: 68 часа. Тематическое планирование по аварской литературе 4 класс. № Тема урока Колво часов 1ч. дата По плану факт 04.09.2023 1ч. 11.09.2023 Д/З 2. «Аварцы» Р. Гамзатов. «Ученик»ГамзатЦадаса. 3. «Наследник Хадиса» М. Мухамадов. 1ч. 18.09.2023 стр 7-10 прочитать 4. «В ожидании лета ты, мама» Р. Гамзатов. 1ч. 25.09.2023 стр 12-14 ответить на вопросы. 1. 51 стр 3 выучить наизусть стр 4-5 наизусть 5. Фольклорные песни, связанные с обычаями и обрядами. 1ч. 02.10.2023 стр 20-21 выучить наизусть. 6. «Муравей» (стих) АбасилМухамад. 1ч. 09.10.2023 стр 24-25 наизусть 7. «Къарум и Сахават» (цунтинская сказка) 1ч. 16.10.2023 стр 25-29 пересказ. 8. «Пионер Лёня» Ю.М. Корольков. 1ч. 23.10.2023 стр 32-34 9. «Волчья песенка» (сказка). 1ч. 06.11.2023 10. «Лиса и крот» (сказка) 1ч. 13.11.2023 11. «Голуби и охотник» (сказка). 1ч. 20.11.2023 12. «Диалог между котами и мышами» Г. Цадаса. 1ч. 27.11.2023 стр 35-38 краткое содержание. стр 39-41 пересказ. стр 50-57 выраз. прочит. и пересказать. стр 59-62 отрывок наизусть. 13. «Мельник и мельница» (сказка) С. Алиханов. 1ч. 04.12.2023 Стр 67-68 пересказ. 14. «Почему на свете так прекрасно?» П. Дудочкин. 1ч. 11.12.2023 стр 69-71 пересказ. 15. «Как заплакала корова» А. Хачалов (рассказ). 1ч. 18.12.2023 стр 72-75 ответить на 52 вопросы. 16. «Родина» ТажудинТаймасханов 1ч. 25.12.2023 17. «Мама и детёныш» (рассказ) Н.Алиев. 1ч. 15.01.2024 18. «Дедушки сказка» (стих) Г. Багандов. 1ч. 22.01.2024 19. «Умный мальчик» (сказка) 1ч. 29.01.2024 20. «Сундук»М. Мухамадов (рассказ) 1ч. 05.02.2024 21. «Как вовремя похватился» (рассказ) М. Хайдарбегов. 1ч. 12.02.2024 стр 97-101 прочитать и отв.на вопросы. 22. «Уважение» (стих) Г. Цадаса. 1ч. 19.02.2024 стр 102 наизусть. 23. «Если спросят, я отвечу»М. Гунащев 1ч. 26.02.2024 стр 103 выучить наизусть. 24. «Дружба»М. Митаров. 1ч. 04.03.2024 стр 104-105 наизусть любой отрывок. 53 стр 76-77 выучить наизусть. стр 77-79 работать над беглостью чтения и подготов.переск аз. стр 86-89 отрывок наизусть. стр 90-92 ответить на вопросы, выраз прочитать. стр 93-96 пересказ. 25. «Птицы тоже умеют помогать» (сказание) 1ч. 11.03.2024 стр 102 выразит. прочит. 26. «Самое сильное оружие» (рассказ) М. Дугричилов. 1ч. 18.03.2024 стр 111-114 краткое содержание. 27. «Весна и лето» Р. Гамзатов 1ч. 25.03.2024 стр 133 наизусть. 28. «Сон Айны» (сказка) М.Рамазанов. 1ч. 08.04.2024 29. «Самое могущественное» (сказка) 1ч. 15.04.2024 стр 138-139 пересказ. Рассказ о самом волшебном празднике в году. стр 145-147 краткое содерж. 30. «Почему море бушует?» (сказка) 1ч. 22.04.2024 31. «Осел и бык» (сказка) 1ч. 29.04.2024 32. «Лед и солнце» (сказка). «Весна» (стих) Р. Гамзатов. 1ч. 06.05.2024 стр 178-179 выраз. прочитать. 33. «Рахъухъирщ» (сказка) 1ч. 13.05.2024 стр 89-195 пересказ. 34. «Прекрасный человек, необыкновенный доктор» М. Расулов. 1ч. 20.05.2024 стр 201-203 отв. на вопросы. 54 стр 159-162 ответить на вопросы. стр 167-168 Всего: 34 часа. Тематическое планирование по аварскому языку 4 класс. № Тема урока Кол-во часов дата По плану факт Д/З 1. Имя существительное. 1ч. 06.09.2023 стр 6 выуч. правило. 2. Род имен существительных. 1ч. 07.09.2023 стр 8, упр 5 3. Склонение существительного. 1ч. 13.09.2023 стр 10, упр 9, 10 4. Именительный падеж.(Щиб?Щив?Щий?Щал?) 1ч. 14.09.2023 стр 21 выучить по таблице. 5. Родительный падеж (Лъица?Сунца?) 1ч. 20.09.2023 стр 23, упр 41 55 6. Дательный падеж. (Лъил?Сундул?) 1ч. 21.09.2023 стр 26, упр 48 7. Винительный падеж (Лъие?Сундуе?) 1ч. 27.09.2023 стр 27, у3пр 50 стр28, упр 51 8. Контрольный диктант. 1ч. 28.09.2023 стр 34, упр 69 стр 35, упр 74 9. Работа над ошибками. 1ч. 04.10.2023 стр 38, упр 83 10. Местные подежи. 1ч. 05.10.2023 стр 40, упр 87 стр 43, упр 94 11. Слова которые отвнчают на вопросы(Лъица?Сунца?) 1ч. 11.10.2023 12. Слоова которые отвечают на вопросы.(Лъихъ? Лъихъе?) 1ч. 12.10.2023 стр 48, упр 104 стр 49, упр 107 стр 53, упр 118 стр 55, упр 125 56 13. Контрольный диктант 1ч. 18.10.2023 стр 58 выуч. правило. упр 135 14. Закрепление .Склонение имен существительных. 1ч. 19.10.2023 стр 62, упр 140 15. Провописанииокончании существительного. 1ч. 25.10.2023 стр 64, упр 144 16. Закрепление .Существительное. 1ч. 26.10.2023 стр 67, упр 152 17. Слова которые отвечают на вопросы.(Лъикьа? Сундукьа?) 1ч. 08.11.2023 18. Слова которые отвечают на вопросы (Лъихъа? Сундухъа?) 1ч. 09.11.2023 19. Слова которые отвечают на вопросы (Лъида? Сунда?) 1ч. 15.11.2023 повторить раздел местоимение. стр 72, упр 161 20. Провописание существительного. 1ч. 16.11.2023 стр 76, упр 171 21. Провописание существительного. 1ч. 22.11.2023 стр 175, упр 78 22. Прилагательное. 1ч. 23.11.2023 стр 81, упр 182 23. Прилагательное. 1ч. 29.11.2023 стр 82, упр 186 24. Изменения прилагательного по числам. 1ч. 30.11.2023 стр 84 правило, упр 195 57 25. Прилагательное.Синонимы. Антонимы. 1ч. 06.12.02023 стр 88, упр 206. 26. Провописание окончаний прилагательного. 1ч. 07.12.2023 стр 91, упр 212. 27. Контрольный диктант. 1ч. 13.12.2023 стр 93, упр 219 28. Работа над ошибками. 1ч. 14.12.2023 стр 96, упр 224 29. Провописание прилагательного окончания. 1ч. 20.12.2023 стр 104, упр 241 30. Повторение закрепление изученого. 1ч. 21.12.2023 стр 109, упр 255 31. Местоимение. 1ч. 27.12.2023 стр 113, упр 266 32. Первое лицо местоимение. 1ч. 28.12.2023 33. Второе лицо местоимение. 1ч. 10.01.2024 34. Третье лицо местоимение. 1ч. 11.01.2024 35 Глагол. 1 17.01.2024 36 Глагол. 1 18.01.2024 58 стр 115, упр 270 37 Совершенный и несовершеный вид глагола. 1 24.01.2024 38 Начальная форма глагола. 1 25.01.2024 39 Контрольный диктант. 1 31.01.2024 40 Работа над ошибками. 1 07.02.2024 41 Времена глаголоов. 1 08.02.2024 42 Прошедшее время глагола. 1 14.02.2024 43 Составные глаголы 1 15.02.2024 44 Настаящее время глагола. 1 21.02.2024 45 Контрольный диктант. 1 22.02.2024 46 Работа над ошибками. 1 28.02.2024 48 Изменения глагола по родам и по числам. 1 29.02.2024 49 Изменения глагола по родам и по числам. 1 06.03.2024 50 Правописание безударной окончаний у глагола. 1 07.03.2024 51 Правописание безударной окончаний у глагола. 1 13.03.2024 52 Обобщение по теме глагол. 1 14.03.2024 53 Виды предложения по цели высказывания . 1 20.03.2024 54 восклицательное предложение. 1 21.03.2024 55 Главные и второстипеные члены предложении. 1 24.03.2024 56 Слово и словосочетание. 1 27.03.2024 57 Контрольный диктант 1 10.04.2024 58 Работа над ошибками. 1 11.04.2024 59 59 Однородные члены предложении. 1 17.04.2024 60 Однородные члены предложении. 1 18.04.2024 61 Однородные члены предложения с союзами. 1 24.04.2024 62 Однородные члены предложения с союзами. 1 25.04.2024 63 Однородные члены предложении без союзов. 1 08.05.2024 64 Однородные члены предложении без союзов. 1 15.05.2024 65 Итоговый контрольный диктант. 1 16.05.2024 67 Работа над ошибками 1 22.05.2024 68 Обощающий урок по разделу. 1 23.05.2024 Всего: 68 часа. 60