РП по обществознанию 6 - 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательн ой
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет
ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать
учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с
другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников
социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
1




создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности
экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
3

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.

9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
4

Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и
возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических
задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе
в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
7

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
8

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
9

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании,
правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
10



характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные
потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в
группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и
сотрудничества людей в группах;
 классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
 сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
 устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком
мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской
Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
 искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях
учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
 приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
 приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
 осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества;
явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни;
типах общества, глобальных проблемах;
 характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные
российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;
11















приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение
к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной
жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы;
защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности,
механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке
труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования
экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
12



использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для
объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции,
социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового
поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные
ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
 овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе
о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
 анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на
основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства,
распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость)
нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности;
правил информационной безопасности;
13














классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных
ценностей.
9 КЛАСС

Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений
граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические
и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
14



устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе;
для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения
роли СМИ в современном обществе и государстве;
 определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и
правовых норм;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
 овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных
текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или
схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
 искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
 анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
 оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры
15















и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по
отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять
результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
16



самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных
услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях,
социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных
ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к разным этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о
социализации личности);
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом
единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи
своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
17











характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс;
приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
сравнивать требования к современным профессиям;
устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о
глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Раздел 1.Человек и его социальное окружение
1.1
Социальное становление человека
1.2
Деятельность человека. Учебная деятельность
школьника
1.3
Общение и его роль в жизни человека
1.4
Человек в малой группе
Итого по разделу
Раздел 2.Общество, в котором мы живём
2.1
Общество — совместная жизнь людей
2.2
Положение человека в обществе
2.3
Роль экономики в жизни общества. Основные
участники экономики
2.4
Политическая жизнь
2.5
Культурная жизнь
2.6
Развитие общества
Итого по разделу
Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

6
4

0
0

0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2
8
20

0
1

0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2
1
1

0
0
0

0
0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

2
1
3
10
4
34

0
0
0

0
0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

1
2

0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек в экономических отношениях
19

Экономика — основа жизнедеятельности
человека
1.2
Рыночные отношения в экономике
1.3
Финансовые отношения в экономике
1.4
Домашнее хозяйство
1.5
Экономические цели и функции государства
Итого по разделу
Раздел 2.Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
2.2
Наука и образование в Российской Федерации
2.3
Роль религии в жизни общества
2.4
Роль искусства в жизни человека
2.5
Роль информации в современном мире
Итого по разделу
Защита проектов, итоговое повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1.1

5

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

5
5
1
4
20

0
0
0
1

0
0
0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1
4
2
2
2
11
3
34

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1
2

0
0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Раздел 1.Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть

3

0

0

Участие граждан в политике

3

0

0

2

0

0

2

0

0

2

0

0

1.2

Итого по разделу
Раздел 2.Гражданин и государство
2.1
Основы конституционного строя Российской
Федерации
2.2
Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
2.3
Государственно-территориальное устройство

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
20

Российской Федерации
2.4
Конституция Российской Федерации о правовом
статусе человека и гражданина
Итого по разделу
Раздел 3.Человек в системе социальных отношений
3.1
Социальные общности и группы

1

0

2

0

0

4

0

0

3

0

0

2

0

0

Итого по разделу
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире

11
5

0

0

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

0

34

2

0

3.2
3.3
3.4

Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её
функции
Этносы и нации в современном обществе. Социальная
политика Российского государства
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Тема урока
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

1

Социальное становление человека

1

0

0

2

Биологическое и социальное в человеке

1

0

0

3

Потребности и способности человека

1

0

0

Дата
изучения

05.09.2023
12.09.2023
19.09.2023
4

Индивид, индивидуальность, личность

1

0

0

5

Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста
Люди с ограниченными возможностями
здоровья, их особые потребности и социальная
позиция
Цели, мотивы и виды деятельности

1

0

0

26.09.2023

6

7

03.10.2023
1

0

0
10.10.2023

1

0

0
17.10.2023

8

Познание как вид деятельности

1

0

0

9

Право человека на образование

1

0

0

24.10.2023
07.11.2023
10
11

Школьное образование. Права и обязанности
учащегося
Общение и его роль в жизни человека

1

0

0

1

0

0

14.11.2023
21.11.2023

12
13
14

Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях
Отношения в малых группах. Групповые нормы
и правила. Лидерство в группе
Межличностные отношения (деловые, личные)

1

0

0

1

0

0

1

0

0

28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb673c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6f34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb763c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7a74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81b8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb835c
22

Отношения в семье. Роль семьи в жизни
человека и общества
Семейные традиции. Семейный досуг

1
1

0

0

Свободное время подростка. Отношения с
друзьями и сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях

1

0

0

26.12.2023
16.01.2024

1

0

0

23.01.2024

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек и его социальное окружение"
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек и его социальное окружение"
Что такое общество. Связь общества и природы

1

0

0

30.01.2024

1

1

0

06.02.2024

1

0

0

13.02.2024

Устройство общественной жизни. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие
Социальные общности и группы. Положение
человека в обществе
Что такое экономика?

1

0

0

20.02.2024

1

0

0

27.02.2024

1

0

0

05.03.2024

Политическая жизнь общества. Российская
Федерация как государство
Наша страна в начале XXI века

1

0

0

12.03.2024

1

0

0

19.03.2024

1

0

0

26.03.2024

28

Культурная жизнь. Духовные ценности,
традиционные ценности российского народа
Развитие общества

1

0

0

09.04.2024

29

Развитие общества

1

0

0

16.04.2024

30

Глобальные проблемы современности и
возможности их решения
Защита проектов по теме "Духовные ценности
российского народа"
Защита проектов по теме "Глобальные
проблемы современности"

1

0

0

23.04.2024

1

0

0

30.04.2024

1

0

0

07.05.2024

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

31
32

0

0
19.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d48
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9054
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb932e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb966c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb97de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9964
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba300
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba468
23

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Общество, в котором мы живем"
34
Итоговое повторение по теме "Общество и его
сферы. Человек в обществе"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33

1

0

0

14.05.2024

1

1

0

21.05.2024

34

2

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba17a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebab52

24

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата
изучения

1

Экономическая жизнь общества

1

0

0

08.09.2023

2

Экономическая система и её функции.
Собственность
Производство — источник экономических
благ
Предпринимательство. Производительность
труда. Разделение труда
Деньги, обмен, торговля

1

0

0

22.09.2023

1

0

0

29.09.2023

1

0

0

06.10.2023

1

0

0

13.10.2023

1

0

0

20.10.2023

7

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков
Спрос и предложение. Рыночное равновесие

1

0

0

27.10.2023

8

Предприятие в экономике

1

0

0

10.11.2023

9

1

0

0

17.11.2023

10

Заработная плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица
Финансовый рынок и финансовые посредники

1

0

0

24.11.2023

11

Банковские услуги

1

0

0

01.12.2023

12

Страховые услуги

1

0

0

08.12.2023

13

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

0

0

15.12.2023

14

Экономические функции домохозяйств

1

0

0

22.12.2023

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного

1

0

0

29.12.2023

3
4
5
6

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
25

16

пользования
Источники доходов и расходов семьи

1

0

0

12.01.2024

17

Экономические цели и функции государства

1

0

0

19.01.2024

18

1

0

0

26.01.2024

1

0

0

02.02.2024

1

1

0

09.02.2024

21

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по развитию
конкуренции
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"
Культура, её многообразие и формы.

1

0

0

16.02.2024

22

Наука. Роль науки в развитии общества

1

0

0

01.03.2024

23

Образование в современном обществе

1

0

0

15.03.2024

24

Образование в Российской Федерации.
Самообразование
Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации
Роль религии в жизни человека и общества

1

0

0

22.03.2024

1

0

0

05.04.2024

1

0

0

12.04.2024

1

0

0

19.04.2024

28

Национальные и мировые религии. Религии и
религиозные объединения в Российской
Федерации
Что такое искусство. Виды искусств

1

0

0

26.04.2024

29

Роль искусства в жизни человека и общества

1

0

0

03.05.2024

30

Роль информации и информационных
технологий в современном мире
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в мире культуры"
Защита проектов по теме по теме "Финансовая

1

0

0

10.05.2024

1

1

0

17.05.2024

1

0

0

22.05.2024

19
20

25
26
27

31
32

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0
Библиотека ЦОК
26

грамотность"
33
Защита проектов по теме "Человек в
экономике"
34
Итоговое повторение по темам "Человек в
экономике", "Человек в мире культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

23.05.2024

1

0

0

24.05.2024

34

2

0

https://m.edsoo.ru/f5ec3d60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

27

9 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

Тема урока
Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата
изучения

Политика и политическая власть
Государство — политическая организация
общества
Политические режимы

1
1

0
0

0
0

07.09.2023
14.09.2023

1

0

0

21.09.2023

Формы политического участия. Выборы,
референдум
Политические партии, их роль в
демократическом обществе. Общественнополитические организации
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в политическом измерении"
Основы конституционного строя Российской
Федерации
Основы конституционного строя Российской
Федерации
Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
Государственно- территориальное устройство
Российской Федерации
Местное самоуправление

1

0

0

28.09.2023

1

0

0

05.10.2023

1

0

0

12.10.2023

1

0

0

19.10.2023

1

0

0

26.10.2023

1

0

0

09.11.2023

1

0

0

16.11.2023

1

0

0

23.11.2023

1

0

0

30.11.2023

Конституционный статус гражданина
Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации
Повторительно-обощающий урок по теме
«Гражданин и государство».
Социальная структура общества

1

0

0

07.12.2023

1

1

0

14.12.2023

1

0

0

21.12.2023

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4aee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec591c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6150
Библиотека ЦОК
28

16

Социальная мобильность

1

0

0

28.12.2023

17

Социальный статус человека в обществе

1

0

0

11.01.2024

18

Социальные роли. Ролевой набор подростка

1

0

0

18.01.2024

19

Социализация личности

1

0

0

25.01.2024

20

Семья и ее функции

1

0

0

01.02.2024

21

1

0

0

08.02.2024

1

0

0

15.02.2024

23

Этнос и нация. Россия- многонациональное
государство
Этнос и нация. Россия - многонациональное
государство
Социальная политика Российского государства

1

0

0

22.02.2024

24

Отклоняющееся поведение

1

0

0

29.02.2024

25

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в системе социальных отношений"
Информационное общество. Сущность
глобализации
Сущность глобализации

1

0

0

07.03.2024

1

0

0

14.03.2024

1

0

0

21.03.2024

Молодёжь — активный участник общественной
жизни
Профессии настоящего и будущего. Здоровый
образ жизни. Мода и спорт
Современные формы связи и коммуникации: как
они изменили мир
Защита проектов, итоговое повторение по теме
"Человек в политическом измерении"
Защита проектов, итоговое повторение по теме
"Гражданин и государство"
Защита проектов, итоговое повторение по теме

1

0

0

11.04.2024

1

0

0

18.04.2024

1

0

0

25.04.2024

1

1

0

02.05.2024

1

0

0

16.05.2024

1

0

0

17.05.2024

22

26
27
28
29
30
31
32
33

https://m.edsoo.ru/f5ec64de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7190
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9be8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec
Библиотека ЦОК
29

"Человек в системе социальных отношений"
34
Защита проектов, итоговое повторение по теме
"Человек в современном изменяющемся мире"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

2

0

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca552

30

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание: 9-й класс: учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 6 класс : учебник, 6 класс/ Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6, 8, 9 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2021 г.
2. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2018.
3. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы /Боголюбов Л. Н, Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф. и др. – М: Просвещение, 2020 г.
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6-9 класс / сост. Поздеев - М: ВАКО, 2018г.
5. Конституция РФ. М., 2002.
6. Декларация прав ребенка;
7. Конвенция о правах ребенка.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru - Библиотека ЦОК

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252