РП внеурочной деятельности по истории 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем
социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и
общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии
с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
 формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цели изучения учебного курса:
- подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса;
- углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и
тестовыми заданиями;
-помощь в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
-формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для
понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
-формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
1

Основными задачами реализации примерной программы курса внеурочной деятельности «История в вопросах и ответах» являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями
об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми
принципами школьного исторического образования являются:
–идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности,
формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;–
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в
мировой истории и в современном мире;
–ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;–воспитательный
потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;–
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.–познавательное значение
российской, региональной и мировой истории;–формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на
протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
–принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;– многоуровневое представление
истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий
многих поколений, народов и государств;–многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; –
исторический подход как основа формирования содержания курса и меж предметных связей, прежде всего, с учебными предметами социальногуманитарного цикла;–историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному
отношению к культурному наследию.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение
личностных, мета предметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности
школьников. Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных
приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;- многоуровневое представление
истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий
многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;- исторический подход как основа формирования
2

содержания курса и меж предметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; -антропологический подход,
формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;-историко-культурологический подход, формирующий способности к
межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 9 классе отводится: 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России», при
включении модуля в предметный материал курса «История России до 1914 г».) или 68 часов (при изучении модуля «Введение в новейшую историю
России», как единого целостного последовательного учебного курса в объёме не менее 14 учебных часов).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История в вопросах и ответах» разработана на основании следующих документов: – Основной
образовательной программы основного общего образования МКОУ «Совхозная СОШ»– Положения о рабочих программах в МКОУ «Совхозная
СОШ» – Программ УМК, авторских программ.
В соответствии с Учебным планом МКОУ «Совхозная СОШ» рабочая программа рассчитана: на 34 часа. УМК: Линия учебно-методических
комплексов по истории России А.А Данилова, А.В. Торкунова.
- УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 6 класс. М.: Просвещение, 2017.
- УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. М.: Просвещение, 2017.
- УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. М.: Просвещение, 2017.
- УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А.., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. М.: Просвещение, 2017.
Изучение курса как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами:
«Обществознание», «История».
Формы организации учебных занятий:
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
4. Урок развивающего контроля.
5. Учебная лекция.
6. Семинар.
7. Самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности:
- целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, рефлексия; решение проблемной задачи; оценивание и интерпретация информации из
разных источников; моделирование ситуации; деятельность по алгоритму; планирование совместной учебной деятельности; изложение своей точки
зрения; презентация результатов совместной деятельности.
3

-слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; работа с научнопопулярной литературой; отбор и сравнение материала по нескольким источникам; решение текстовых количественных и качественных задач;
выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала.
- просмотр учебных фильмов, анализ графиков, таблиц, схем, анализ проблемных ситуаций.
- работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.Проведение
исследовательского эксперимента.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г.
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Тема 2. Киевская Русь, удельный период.
Киевская Русь История России – часть всеобщей истории. Россия – многонациональное государство. Заселение Евразии. Влияние
географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.Восточные славяне в древности (VI – IX в.) Праславяне.
Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы
восточнославянских племён Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые
Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства Расцвет
Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней
Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое
население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий,
Киевское, Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку
Игореве». Культура Руси в до монгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности
развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания.
Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.Борьба с внешней опасностью
в XIII в.Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Походы хана Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с
завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия
монгольского нашествия и борьбы с экспансией с Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Тема 3. Русь Московская.
Складывание предпосылок образование Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)Русские земли во второй половине
XIII - середине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.Восстановление хозяйства на Руси.
Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение
4

ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.Завершение образования
Российского государства в конце XV - начале XVIвв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение
ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав
населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII – XVвв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъём русского
национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном
народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского кремля.
Андрей Рублев.Российское государство в XVI в. Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки
централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы.Расширение территории
государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за
Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной
монархии. Культура Руси в XVI в.Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских».
Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и
нравы. «Домострой». Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Ограничение крестьянской свободы.
Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Иностранная интервенция.
Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. Первое и Второе ополчение. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение
Романовых. Россия в XVII в. Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и
экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.
Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам.
Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства.
Мануфактуры.Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная
система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.
Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская
сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав
России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская
академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко.
Симон Ушаков. Парсуна.
Тема 4. Имперский период.
Россия при Петре I.Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовски е походы.
Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга.
Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви
государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о
престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная
планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских
преобразований в истории страны. Россия в 1725-1762 гг.Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов.
Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о
5

вольности дворянства. Усиление крепостного права.Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России
казахских земель. Россия в 1762-1801 гг.Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия.
Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие
капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.
Радищев.Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и
вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное
искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной
барщине.Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского
университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.
Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы.
Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.Работа с текстом. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на
вопрос (разделы Часть 2 в ГИА по истории). Развитие навыков использования принципов структурно-функционального, временного и
пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов (разделы С3-С4 в ГИА по истории)
Составление плана (раздел 5 в ГИА по истории). Отработка заданий разделов ГИА по истории Часть 1. (1-20, 21—28). Работа с бланками.Россия в
начале XIX в. Александр I. Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. Территория и население. Кризис крепостного хозяйства.
Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало
промышленного переворота. Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных
хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. Участие России в антифранцузских коалициях.
Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии.
Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д.
Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии.
Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после
Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движение декабристов. Первые тайные организации.
Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского
полка. Россия в середине XIX века. Николай I. Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. Николай I. Усиление самодержавной
власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ
об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг. Общественная мысль и общественные движения
второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев.
Русский утопический социализм. Петрашевцы.Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия
и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона
Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.Русская культура первой половины XIX в.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм,
реализм, ампир).Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля
1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временно обязанных крестьян. Крестьянское самоуправление.
Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев.
Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник».
6

Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. Россия конце XIX в. Социально-экономическое развитие
пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское
строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика
лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев.
Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.Общественные движения 7090-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические
организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение
труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».Внешняя политика во второй половине
XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русскотурецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х Россия на рубеже XIX –XX вв. Место и роль
России в мире. Геостратегическое положение Российской империи; территориальная и социальная структуры; этническая характеристика;
политическое и экономическое развитие страны. Классификация политических партий: Российская социал-демократия, партия социалистовреволюционеров.Международные отношения в начале XX века. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков.
Внешнеполитические приоритеты России. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русскояпонская война 1904-1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Революция 1905 – 1907
гг. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская
политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907
г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных
партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги революции.Реформы политической и экономической системы страны и их
результаты. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность 1 Государственной думы. Политическая программа П.А.
Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Вторая Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот.
Промышленный подъем 1910-х гг. Итоги аграрной реформы. Третья Государственная дума. Свертывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Первая Мировая война 1914-1918 гг., участие в ней России
Тема 5. Модуль "Введение. Новейшую историю России".
Введение. Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие
события, процессы ХХ — начала XXI в.
Российская революция 1917-1922 гг. Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.Февральское
восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни
страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.Цели и лозунги большевиков. В. И.
Ленин как политический деятель. Вооружённое восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства и взятие
власти большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование РККА.
Советская национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.Гражданская война как национальная трагедия.
Военная интервенция. Политика белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.Переход страны к мирной жизни. Образование
СССР.Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское зарубежье.Влияние революционных событий на общемировые
процессы XX в., историю народов России.
7

Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня
1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и
перестройка экономики на военный лад.Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов молниеносной
войны. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления Ленинграда.Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и
их пособников на территории СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения (лагеря
смерти).Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге.Прорыв и снятие блокады
Ленинграда. Битва за Днепр. Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу. Организация борьбы в
тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.
Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом.Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская
наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии. СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие
Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой
Отечественной войны.Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны. Источники Победы советского народа.
Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные
потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Осуждение
главных военных преступников и их пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).Попытки искажения истории Второй
мировой войны и роли советского народа в победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите исторической
правды.Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента Российской Федерации об утверждении почётных званий
«Города воинской славы», «Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.9 мая
1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь
Дня Победы. Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом. Ответственность за искажение
истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.). Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Референдум о сохранении СССР и введении
поста Президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Объявление государственной независимости союзными республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР
на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира. Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.).
Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. и её значение.Сложные 1990-е гг. Трудности и
просчёты экономических преобразований в стране. Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному
единству.Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение сохранения Россией статуса ядерной
державы.Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.Возрождение страны с 2000-х гг. Российская Федерация в начале XXI века: на пути
восстановления и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Восстановление единого правового пространства
страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ. Приоритетные
национальные проекты.Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с США и
Евросоюзом.Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в
Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора
между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых
8

субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в
составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.Воссоединение Крыма с Россией,
его значение и международные последствия.Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда для
жизни», «Экономический рост» — основные направления национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство
Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в России (образовательный центр
«Сириус» и др.). Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)Значение
исторических традиций и культурного наследия для современной России. Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского
военно-исторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и отдыха
Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал Советскому Солдату.
Всероссийский проект «Без срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе.Итоговое повторение. История родного края в
годы революций и Гражданской войны. Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).Наш регион в конце XX — начале
XXI вв.Трудовые достижения родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС
ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

9

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека
и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные
и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие
черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
10

– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинноследственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX
в.;
 группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим
процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы; названы события и процессы Новейшей истории: Февральская и Октябрьская революции 1917 г.,
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма
с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий
и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:

11



представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения
общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной
группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных
письменных, визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием
визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение,
презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XIX – начале XX в., показывая изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их
создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.;
б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)
международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и
факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом
тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие
ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;
 объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий),
выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
12






распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое
отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных и жизненных ситуациях с использованием
исторического материала о событиях и процессах истории России XX – начала ХХI вв.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименованиеразделов и темпрограммы

Количествочасов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательныер
есурсы
13

1.1
2.1

Тема 1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА 1 (час)
Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г.
1
0
Тема 2. Киевская Русь, удельный период (3 часа)
Киевская Русь. Восточные славяне: занятие, общественный строй,
1
0
верования.

0

http://www.edu.ru

0

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u

Русь при первых князьях. Культура древней Руси. Русские земли и
2
княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII
в.)
Тема 3. Русь Московская (3 часа)
Образование Российского государства (вторая половина XIII - середина
1
XV вв.)

0

0

0

0

3.2

Российское государство в XVI в. Иван IV Грозный.

1

0

0

3.3

Россия в XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых.

1

0

0

4.1

Россия при Петре I.

0

0

4.2

Россия в 1725-1762 гг. Дворцовые перевороты.

2

0

0

4.3
4.4
4.5

1
1
1

0
0
0

1

4.6

Практикум по темам 1- 4. Контроль терминов и дат.
Работа с текстом. Составление развёрнутого плана.
Особенности работы с исторической картой, иллюстративным
материалом, историческими источниками.
Россия в XIX веке.

1

0

0

4.7

Россия на рубеже XIX –XX вв.

1

0

0

4.8

1
1
0
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Тема 5. Модуль "Введение в Новейшую историю России"(18 часов)

2.2

3.1

Тема 4. Имперский период (9 часов)
1

0

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
http://www.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.edu.ru Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
http://www.edu.ru
14

5.1

Введение

1

0

0

5.2

Российскаяреволюция 1917—1922 гг.

4

0

0

5.3

ВеликаяОтечественнаявойна 1941—1945 гг.

5

0

0

5.4

Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)

2

0

0

5.5

Возрождение страны с 2000-х гг. ВоссоединениеКрыма с Россией

3

0

0

5.6

Итоговоеповторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

2
34

2
3

0
1

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.r
u

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

15

16

17

Количествочасов
№ п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Дата
изучения

Практическиер
аботы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Тема 1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА (1 час)
1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.
Число и вид заданий. Знакомство с критериями
оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
Знакомство с демонстрационным вариантом 2024 г.
Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы.

1

0

0

08.09.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Тема 2. Киевская Русь, удельный период (3 часа).
2.
3.

4.

Киевская Русь. Восточные славяне: занятие,
общественный строй, верования.
Возникновение государственности. Русь при первых
князьях. Культура древней Руси. Русские земли и
княжества в начале удельного периода (начало XII первая половина XIII в.)
Борьба с внешней опасностью в XIII в. Монгольское
завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

1

0

0

14.09.2023

1

0

0

22.09.2023

1

0

0

29.09.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Тема 3. РусьМосковская (3 часа).
5.
6.

7.

Складывание предпосылок образование Российского
государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)
Российское государство в XVI в. Иван IV Грозный.
Реформы середины XVI века. Земские Соборы.
Опричнина. Расширениетерриториигосударства.
Россия в XVII в. Смутное время. Россия при первых
Романовых. Церковный раскол. Социальныедвижения
2 половины XVI века.

1

0

0

06.10.2023

1

0

0

13.10.2023

1

0

0

20.10.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Тема 4. Имперскийпериод (9 часов)
8.
9-10.

Россия при Петре I. Преобразования первой четверти
XVIII века. Севернаявойна.
Россия в 1725-1762 гг. Дворцовые перевороты.

1

0

0

27.10.2023

2

0

0

10.11.202317.
11.2023

18

1

14.

Практикум по темам 1- 4. Контроль терминов и
дат.
Работа с текстом. Составление развёрнутого плана
Развитие навыков использования принципов
структурно-функционального, временного и
пространственного анализа при работе с источником,
а также при рассмотрении фактов, явлений,
процессов.
Особенности работы с исторической картой,
иллюстративным материалом. Отработканавыков
работы с историческимиисточниками.
Россия в XIXвеке.

15.
16.

11.
12.

13.

0

1

1

24.11.2023
30.11.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

1

0

0

07.12.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

1

0

0

14.12.2023

Россия на рубеже XIX –XX вв.

1

0

0

21.12.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

1

0

28.12.2023

Тема 5. Модуль "Введение в Новейшую историю России" (18 часов)
1

0

0

12.01.2024

18.

Введение. Новейшая история России с 1914 г. по
новейшее время
Российскаяимпериянаканунереволюции.

1

0

0

19.01.2024

19.

Февральскаяреволюция 1917 года.

1

0

0

26.01.2024

20.

Октябрь 1917 года и его последствия.

1

0

0

02.02.2024

21.

1

0

0

09.02.2024

22.

Образование СССР. Влияние революционных
событий в России на общемировые процессы XX в.
Нападение гитлеровской Германии на СССР.

1

0

0

16.02.2024

23.

Крупнейшие битвы в ходе войны.

1

0

0

01.03.2024

24.

1

0

0

15.03.2024

25.

Организация борьбы в тылу врага: партизанское
движение и подполье.
СССР и союзники.

1

0

0

22.03.2024

26.

Всемирно-историческое значение Победы СССР в

1

0

0

17.

05.04.2024

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
19

27.

Великой Отечественной войне.
Распад СССР.

1

0

0

28.

СтановлениедемократическойРоссии.

1

0

0

19.04.2024

29.

Россия в началеXXI в. Восстановление единого
правового пространства страны.

1

0

0

26.04.2024

30.

Вхождение Крыма и Севастополя в состав России.

1

0

0

31.

Российская Федерация на современном этапе.

1

0

0

32.

Итоговое повторение по теме «Великая Отечественная
война (1941-1945 гг.).

1

0

0

17.05.2024

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

33.

Итоговое повторение по модулю «Новейшая история
России с 1914 г. по новейшее время».

1

1

0

21.05.204

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1

1

1

24.05.2024

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

1

34.

12.04.2024

03.05.2024

10.05.2024

ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.,
«Просвещение».
- История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
- История России (в 2 частях), 8 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
- История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Поурочные рекомендации. История России. 6-9 классы. Журавлева О.Н.
2. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
3. Курукин И.В. Атлас по истории России 6, 7, 8, 9 класс. М., «Просвещение»,
4. Рабочая тетрадь по истории России, 6, 7, 8, 9 класс, под ред. И.А. Артасова - М.: Издательство «Просвещение».

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- http://www.oge.sdamgia.ru/ - образовательный портал для подготовке к экзаменам.
-http://www.edu.ru - https://m.edsoo.ru/863fb540
- http://www.fipi.ru - ФИПИ.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252