МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР Кизлярский район МКОУ "Совхозная СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора школы по УВР Директор ________________ Андреева С.В. ___________________ Гасанова Ф.А. ________________ Протокол № 1 от «29» 08 2023 г. Протокол № 1 от «30» 08 2023 г. Приказ 1/1 от «01» 09 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 771866) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 «А» класса Учитель : Камалдинова Марина Миноваровна с.Школьное Кизлярский район 2023 Рамазанов И.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Россия Количество часов Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 12 https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.2 Семья. Семейные ценности и традиции 2 https://uchi.ru/teachers/lk/main 1.3 Правила культурного поведения в общественных местах 2 https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия. 7 https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.2 Многообразие растений 8 https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.3 Многообразие животных 11 https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки 8 https://uchi.ru/teachers/lk/main Итого по разделу 34 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни школьника 4 https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет https://uchi.ru/teachers/lk/main 8 Итого по разделу 12 Резервное время 6 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 3 0 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А. 2 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация 1 0 0 2 Народы России. Родная страна 1 0 0 3 Родной край, его природные достопримечательности. Город и село 1 0 0 4 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и предметы, созданные человеком 1 0 0 5 Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы 1 0 0 6 Заповедники России 1 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 06.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 09.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 16.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 23.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 7 Заповедники России. Охрана природы 1 0 0 8 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Родной край, город (село) 1 0 0 9 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Где мы живём?" 1 1 0 10 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и живая природа. Явления природы 1 0 0 11 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы 1 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Все профессии важны 1 13 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимые нити природы 1 14 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 15 Звёздное небо: звёзды и созвездия. 1 27.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 30.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 04.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 07.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 11.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 14.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 18.10.2023 Библиотека ЦОК 21.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 16 Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 17 Земля - живая планета Солнечной системы 1 18 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли 1 19 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какие бывают растения 1 20 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 21 Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные 1 22 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 23 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, 1 25.10.2023 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 08.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 11.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 15.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 18.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 22.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 25.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 29.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 02.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 называние, описание 24 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимые нити. Впереди лето 1 25 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 26 Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатные растения 1 28 Многообразие животных. Дикие и домашние животные 1 29 Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 30 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 06.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 09.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 16.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 23.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 27.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 31 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 32 Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и животных 1 33 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника 1 34 Заповедники: значение для охраны природы 1 35 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа" 1 36 Мир профессий жителей нашего региона 1 37 Резервный урок. Из чего что сделано 1 38 Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности 1 39 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если хочешь быть здоров 1 1 30.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 10.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 17.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 24.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 27.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 31.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 03.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 40 Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребёнка 1 41 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 1 42 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности 1 43 Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 44 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы 1 45 Правила культурного поведения в общественных местах. Что такое этикет 1 46 Подробнее о лесных опасностях 1 47 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. 1 1 07.02.2024 10.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 14.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 17.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 21.02.2024 28.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 02.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 06.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Наша дружная семья 48 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 49 Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья 1 50 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие 1 51 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Мы — пассажиры 1 52 Знаки безопасности на общественном транспорте 1 53 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 1 54 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 1 55 Модели Земли - глобус, карта, план. Практическая работа 1 1 56 Карта мира. Материки и океаны. Практическая работа 1 1 57 Ориентирование на местности по 1 1 13.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 23.03.2024 27.03.2024 06.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 10.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 17.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа 58 Резервный урок. Формы земной поверхности 1 59 Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 60 Москва ‒ столица России. Герб Москвы 1 61 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. Путешествие по Москве 1 62 Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь 1 63 Санкт-Петербург ‒ северная столица. Достопримечательности города 1 64 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 65 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) 1 66 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явления природы. В гости к 1 24.04.2024 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 27.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 04.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 08.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 15.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 18.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 22.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 25.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 25.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 весне. Впереди лето 67 Резервный урок. Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России 1 68 Резервный урок. Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса 1 1 68 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Безопасная информационная среда 1 2 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы 1 3 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 1 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 7 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа 1 8 Что такое общество? 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa 9 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 1 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 1 11 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 1 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 14 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 16 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 17 Распространение воды в природе: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 водоёмы, реки. Круговорот воды в природе 18 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 19 Почва, её состав. Значение для живой природы 1 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 22 Растение как живой организм 1 23 Как растения размножаются? 1 24 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 25 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 29 Роль животных в природе и жизни людей 1 30 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 31 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 32 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" 1 33 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 34 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 1 35 Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека 1 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 37 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 42 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме 1 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме 1 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 49 Горная порода как соединение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e Библиотека ЦОК разных минералов. Примеры минералов https://m.edsoo.ru/f8412706 50 Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 54 Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет 1 55 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 57 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, ПереславльЗалесский 1 58 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 59 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 60 Памятники природы и культуры 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba Белоруссии (по выбору) 61 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 62 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) 1 63 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 64 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 66 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" 1 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e 2 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 2 Солнце - звезда 1 3 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли 1 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 1 5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года 1 1 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 7 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 8 Всемирное культурное наследие России 1 9 Природные и культурные объекты 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК Всемирного наследия в России https://m.edsoo.ru/f841580c 10 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 11 Знакомство с Международной Красной книгой 1 12 Всемирное культурное наследие 1 13 Охрана историко-культурного наследия 1 14 О вредных для здоровья привычках 1 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 16 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта 1 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 19 Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 место нахождения на карте) 21 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России 1 22 Река как водный поток 1 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 24 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 25 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 26 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 27 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 1 28 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 29 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 30 Водоёмы и реки родного края 1 31 Использование рек и водоёмов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 32 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 33 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 34 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" 1 1 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 1 36 Человек - творец культурных ценностей 1 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 38 Резервный урок. Новое время 1 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 41 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 42 Государство Русь. Человек защитник своего Отечества 1 43 Московское государство. Страницы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 общественной и культурной жизни в Московском государстве 44 Образование и культура в Московском государстве 1 45 Страницы истории Российской империи. Пётр I 1 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 47 Образование в Российской империи 1 48 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 49 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 51 Страницы истории России ХХ века 1 52 Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось… 1 53 Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения 1 54 Всё для фронта – всё для победы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 55 Взятие Берлина. Парад Победы 1 56 Мы живём в Российской Федерации 1 57 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 1 58 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 59 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 61 Государственные праздники России 1 62 Праздник в жизни общества и человека 1 63 Праздники и памятные даты своего региона 1 64 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 65 Наша малая Родина: главный город 1 66 Города России. Города-герои. Страницы истории 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2