ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование». Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Знания о физической культуре Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России. Способы самостоятельной деятельности Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры. Спортивно-оздоровительная физическая культура Гимнастика с основами акробатики Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка». Лёгкая атлетика Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте. Лыжная подготовка Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом. Плавательная подготовка Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине. Подвижные и спортивные игры Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Прикладно-ориентированная физическая культура Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости. Коммуникативные универсальные учебные действия: взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины; осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости; приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой; проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости; демонстрировать акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя); демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания; демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение; выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием; выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность; демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору обучающегося); выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности; выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 2 Поле для свободного ввода 2 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Самостоятельная физическая подготовка 3 Поле для свободного ввода 2.2 Профилактика предупреждения травм и оказание первой помощи при их возникновении 2 Поле для свободного ввода Итого по разделу 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела 1 Поле для свободного ввода 1.2 Закаливание организма 1 Поле для свободного ввода Итого по разделу 2 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 Гимнастика с основами акробатики 14 Поле для свободного ввода 2.2 Легкая атлетика 9 Поле для свободного ввода 2.5 Подвижные и спортивные игры 8 Поле для свободного ввода Итого по разделу 31 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Поле для свободного ввода 28 Итого по разделу 28 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Из истории развития физической культуры в России 1 05.09 Комплекс 1 2 Из истории развития национальных видов спорта 1 09.09 Комплекс 1 3 Самостоятельная физическая подготовка 1 12.09 Комплекс 1 4 Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма 1 18.09 Комплекс 1 5 Оценка годовой динамики показателей физического развития и физической подготовленности 1 19.09 Комплекс 1 6 Правила предупреждения травм на уроках физической культуры 1 23.09 Комплекс 1 7 Оказание первой помощи на занятиях физической культуры 1 26.09 8 Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела 1 30.09 Комплекс 1 9 Закаливание организма 1 03.10 Комплекс 1 10 Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений 1 07.10 Комплекс 1 Комплекс 1 11 Акробатическая комбинация 1 10.10 Комплекс 1 12 Акробатическая комбинация 1 14.10 Комплекс 1 13 Опорной прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания 1 17.10 Комплекс 1 14 Опорной прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания 1 21.10 Комплекс 1 15 Поводящие упражнения для обучения опорному прыжку 1 24.10 Комплекс 1 16 Поводящие упражнения для обучения опорному прыжку 1 27.10 Комплекс 1 17 Обучение опорному прыжку 1 07.11 Комплекс 2 18 Обучение опорному прыжку 1 11.11 Комплекс 2 19 Упражнения на гимнастической перекладине 1 14.11 Комплекс 2 20 Упражнения на гимнастической перекладине 1 18.11 Комплекс 2 21 Висы и упоры на низкой гимнастической перекладине 1 21.11 Комплекс 2 22 Танцевальные упражнения «Летка-енка» 1 25.11 Комплекс 2 23 Танцевальные упражнения «Летка-енка» 1 28.11 Комплекс 2 24 Предупреждение травм на занятиях лёгкой атлетикой 1 01.12 Комплекс 2 25 Упражнения в прыжках в высоту с разбега 1 05.12 Комплекс 2 26 Упражнения в прыжках в высоту с разбега 1 09.12 Комплекс 2 27 Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания 1 12.12 Комплекс 2 28 Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания 1 16.12 Комплекс 2 29 Беговые упражнения 1 19.12 Комплекс 2 30 Беговые упражнения 1 23.12 Комплекс 2 31 Метание малого мяча на дальность 1 26.12 Комплекс 2 32 Метание малого мяча на дальность 1 30.12 Комплекс 2 33 Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми 1 09.01 Комплекс 3 34 Разучивание подвижной игры «Запрещенное движение» 1 13.01 Комплекс 3 35 Разучивание подвижной игры «Подвижная цель» 1 16.01 Комплекс 3 36 Разучивание подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча» 1 20.01 Комплекс 3 37 Разучивание подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча» 1 23.01 Комплекс 3 38 Упражнения из игры волейбол 1 27.01 Комплекс 3 39 Упражнения из игры волейбол 1 30.01 Комплекс 3 40 Упражнения из игры баскетбол 1 03.02 Комплекс 3 41 Упражнения из игры баскетбол 1 06.02 Комплекс 3 42 Упражнения из игры баскетбол 1 10.02 Комплекс 3 43 Упражнения из игры футбол 1 13.02 Комплекс 3 44 Упражнения из игры футбол 1 17.02 Комплекс 3 45 Правила выполнения спортивных нормативов 3 ступени 1 20.02 Комплекс 3 46 Правила ТБ на уроках. Здоровье и ЗОЖ. ГТО в наше время 1 27.02 Комплекс 3 47 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 02.03 Комплекс 3 48 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30м. Эстафеты 1 05.03 Комплекс 3 49 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 12.03 Комплекс 3 50 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м 1 16.03 Комплекс 3 51 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения 1 19.03 Комплекс 3 52 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км. Подводящие упражнения 1 23.03 Комплекс 3 53 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 1 26.03 Комплекс 3 54 Освоение правил и техники выполнения 1 06.04 Комплекс 4 норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Эстафеты 55 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 09.04 Комплекс 4 56 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см. Эстафеты 1 13.04 Комплекс 4 57 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 16.04 Комплекс 4 58 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 20.04 Комплекс 4 59 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 1 23.04 Комплекс 4 60 Освоение правил и техники выполнения 1 27.04 Комплекс 4 норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Эстафеты 61 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 30.04 Комплекс 4 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 1 04.05 Комплекс 4 63 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 07.05 Комплекс 4 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание мяча весом 150г. Подвижные игры 1 13.05 Комплекс 4 65 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 14.05 Комплекс 4 66 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Эстафеты 1 18.05 Комплекс 4 67 Праздник «Большие гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 3 ступени 1 21.05 Комплекс 4 68 Праздник «Большие гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 3 ступени ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 25.05 1 68 0 0 Комплекс 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Физическая культура 4 класс/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Учебник 4 класс Физическая культура МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Физическая культура 4 класс/Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher/? subject[] 2. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура». http://www.openclass.ru/ 3. Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924 tmpl=com 4. Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/ 5. Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/urok/ 6. Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ 7. сеть творческих учителей/сообщество учителей физ.культуры http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924 lib_no=32922 tmpl=lib 8. http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры 9. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" 10. http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе" 11. http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни» 12. members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п 13. Интернет-ресурсы. Материалы для учителя физкультуры на сайте Zavuch.Info. 05.01.2010. www.edunet.uz/media/e-resource/detail.php 14. Журнал "Теория и практика физической культуры" http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/Index.htm 15. Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/ 16. Спортивные ресурсы в сети Интернет http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php 17. http://lib.sportedu.ru/press/flevot/2005N6/Index.htm - Российский журнал «Физическая культура». 18. http://lib.sportedu.ru/Press/TRFK/2006N6/Index.htm - Журнал «Теория и практика физической культуры». 19. http://sporttenles.boom.ru – Правила различных спортивных игр. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 4 класс/Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 4 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского- М. : Просвещение, 2020 2. Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 1-4 - М. : Просвещение, 2020 3. Детские книги с иллюстрациями. 4. Репродукции картин (в электронном виде). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 4 класс : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2020. 2. . Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1-4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской– Волгоград: «Учитель», 2021 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Электронный образовательный ресурс "Российская электронная школа" - https://resh.edu.ru/subject/7/3/ 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru