РП по Окружающему миру 4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в
каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований
ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;

формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу
жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике,
связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность),
так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и
правил построения взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе
принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;




освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской
Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных
связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные
даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию
природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный
мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в
природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.

Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила
безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации,
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность
информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;

использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники,
энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать
презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник,
берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять
особую роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений,
особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные
ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при
необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый,
напарник, члена большого коллектива;





ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать
свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов,
которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной
России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как
члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение
правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения
к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять
способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд
и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;


находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом
виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:


планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в
том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно
участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника;
считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без
участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;





















соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки,
озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее
известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе
государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению
несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для
группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных
свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в
том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины
смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах
изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;










использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры
населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры
(музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в
информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных
ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

наследие
Итого по разделу

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

2

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребенка

1

3

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края

1

4

Родной край. Знаменитые люди родного
края

1

5

Наша малая Родина: главный город

1

6

Города России. Древние города России.
Страницы истории

1

7

Города России. Города-герои. Страницы
истории

1

8

Праздник в жизни общества и человека

1

9

Государственные праздники России

1

10

Праздники и памятные даты своего
региона

1

11

Историческое время. Что такое «лента

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

02.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841d8ea
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
09.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841dac0

16.09.2023
Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e664

Библиотека ЦОК
23.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e4c0

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e876

30.09.2023
Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841dc50

07.10.2023
Библиотека ЦОК

времени»?

13.10.2023

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

13

Государство Русь. Человек - защитник
своего Отечества

1

14

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

15

Образование и культура в Московском
государстве

1

16

Страницы истории Российской империи.
Пётр 1

1

17

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке, быту

1

18

Образование в Российской империи

1

19

Развитие культуры в Российской империи
Российская империя: развитие культуры
XVIII века (архитектура, живопись, театр)

1

20

«Золотой век» русской культуры. Великие
поэты и писатели, композиторы и
художники XIX века

1

21

Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских
завоевателей

1

22

Страницы истории России ХХ века

1

1

https://m.edsoo.ru/f8418bb0

Библиотека ЦОК
14.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841a082
https://m.edsoo.ru/f841a262
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
21.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
11.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8419e7a

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
18.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b694

24.11.2023
Библиотека ЦОК
25.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b89c

Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841bf72
https://m.edsoo.ru/f841c12a

https://m.edsoo.ru/f841c56c

23

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: как все начиналось…

1

24

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: главные сражения

1

25

Все для фронта – все для победы

1

26

Взятие Берлина. Парад Победы

1

27

Мы живём в Российской Федерации

1

28

Человек - творец культурных ценностей

1

29

Труд и быт людей в разные исторические
времена

1

30

Всемирное культурное наследие России

1

31

Всемирное культурное наследие

1

32

Охрана историко-культурного наследия

1

33

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение

1

34

Резервный урок. Летописи и летописцы.
Роль монастырей в развитии образования
народа

1

35

Резервный урок. Культура Московского
государства. Творчество скоморохов и

1

Библиотека ЦОК
02.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841c800

08.12.2023
Библиотека ЦОК
09.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

15.12.2023
Библиотека ЦОК
16.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841cd14

Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841cf94

Библиотека ЦОК
23.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841ae1a

Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

30.12.2023
12.01.2024
Библиотека ЦОК
13.01.2024

https://m.edsoo.ru/f841d516

Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/f841a62c

Библиотека ЦОК
20.01.2024

https://m.edsoo.ru/f841a82a

гусляров, первые «потешные хоромы»,
первый театр
36

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "История Отечества"

1

37

Как человек изучает окружающую
природу?

1

38

Солнце - звезда

1

39

Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли

1

40

Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)

1

1

41

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времен года

1

1

42

Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)

1

43

Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)

1

44

Формы земной поверхности (на примере
родного края)

1

45

Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в

1

1

26.01.2024
Библиотека ЦОК
27.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

02.02.2024
Библиотека ЦОК
03.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8414eca

09.02.2024

10.02.2024
Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
17.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8416806

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8416996

России
46

Искусственные водоемы: водохранилища,
пруды (общая характеристика)

1

47

Река как водный поток

1

48

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

49

Водоемы и реки родного края

1

50

Использование рек и водоемов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоемов

1

51

Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне

1

52

Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне

1

53

Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне

1

54

Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне

1

55

Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне

1

56

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

57

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

Библиотека ЦОК
02.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
15.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417382

Библиотека ЦОК
16.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417526

Библиотека ЦОК
22.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417918
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
23.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
06.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84183b8
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8418778
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
13.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841546a

Библиотека ЦОК
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841580c

58

Экологические проблемы взаимодействия
человека и природы

1

59

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

60

Знакомство с Международной Красной
книгой

1

61

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Формы земной поверхности и
водоёмы"

1

1

62

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Природные зоны"

1

1

63

О вредных для здоровья привычках

1

64

Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта

1

65

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

66

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки

1

67

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
20.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
26.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84152c6

Библиотека ЦОК
27.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8415636

03.05.2024

04.05.2024
Библиотека ЦОК
10.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
11.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8416306

17.05.2024
Библиотека ЦОК
18.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
24.05.2024
25.05.2024
2

https://m.edsoo.ru/f8415f50

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир: 4 класс А . А. Плешаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы "Школа России" - 4 класс: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. Плешаков А. А. Просвещение,2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https:// yandex. ru/ video/
https:// uchi. ru/ teachers /
hometasks
https://resh.edu.ru/
https:// infourok. Ru /
https:// uchitelya . com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252