1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральная образовательная программа; Авторская программа по учебному предмету «Информатика» для 7-9 классов, авторы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Цели и задачи рабочей программы Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализуется в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже 2 имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 9 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане основной школы информатика представлена как базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 102 часа). В зависимости от условий возможно увеличение количества часов. Настоящая программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») Преподавание курса ориентировано на использование учебнометодического комплекта (УМК) по информатике для 5–9 классов (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В состав УМК 8 класса входят: 1. Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 2. Информатика. 8 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 3. Информатика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. 4. Информатика. 8 класс: контрольно-измерительный материалы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др. 3 5. Информатика. 7–9 классы: сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Аквилянов Н.А. 6. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 7. Информатика. 7-9 классы: программа для основной школы / Л.Л. Босова и др. 8. Босова, Л. Л. Информатика. 8–9 классы. Начала программирования на языке Python. Дополнительные главы к учебникам / Л. Л. Босова, Н. А. Аквилянов, И. О. Кочергин и др. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 96 с. Электронные приложения к учебникам включают: мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников; дополнительные материалы для чтения; файлызаготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума; интерактивные тесты. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 8 классе, являются: развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 8 классе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «алгоритм», «исполнитель»; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, 4 корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 8 классе школе отражают: формирование алгоритмической культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основном изучаемом понятии: алгоритм и его свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. Планируемые результаты изучения информатики Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, 5 размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Раздел 1. Введение в информатику Выпускник научится: записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи; составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности. Выпускник получит возможность: переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; научиться оценивать информационный объѐм сообщения, записанного символами произвольного алфавита. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Выпускник научится: понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно); понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного; исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; 6 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Выпускник научится: подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; Ученик получит возможность: научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 8 КЛАССЕ Раздел 1. Введение в информатику Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. 7 Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Системы программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл); правила записи программы. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Состав и функции программного обеспечения: системы программирования. 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер урока 1. Тема урока Цели изучения предмета «Информатика». Техника безопасности и правила работы на компьютере. Правила информационной безопасности Тематический раздел «Теоретические основы информатики» Тема «Системы счисления» 2. Непозиционные и позиционные системы счисления 3. Развѐрнутая форма записи числа. 4. Двоичная система счисления. 5. Восьмеричная система счисления. 6. Шестнадцатеричная система счисления. 7. Системы счисления и представление информации в компьютере. Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления». Проверочная работа Тема «Элементы математической логики» 8. Высказывания и логические связки 9. Логические операции и операции над множествами 10. Логические выражения 11. Таблицы истинности логических выражений 12. Логические элементы 13. Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы математической логики». Проверочная работа Тематический раздел «Алгоритмы и программирование» § учебника Дата Введение 8.09 § 1.1 22.09 § 1.1 § 1.1 § 1.1 § 1.1 § 1.1, § 1.2 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 § 1.4 § 1.4, § 1.3 10.11 17.11 § 1.4 § 1.4 § 1.4 § 1.3 § 1.4 24.11 1.12 8.12 15.12 8 Тема «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции» 14. Алгоритмы и исполнители. § 2.1 Практическая работа «Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных» 15. Способы записи алгоритмов. §2.2 Практическая работа «Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую» 16. Объекты алгоритмов. Команда присваивания § 2.3 17. Алгоритмическая конструкция «следование». § 2.4 Линейные алгоритмы. 18. Алгоритмическая конструкция «ветвление»: § 2.4 полная и неполная форма. Практическая работа «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием ветвлений для управления исполнителем Робот» 19. Алгоритмическая конструкция «повторение». § 2.4 Цикл с заданным условием продолжения работы. Практические работы «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Робот» 20. Цикл с заданным условием окончания работы. § 2.4 Практическая работа «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных» 21. Цикл с заданным числом повторений. § 2.4 Практические работы «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями Черепашка, Чертѐжник» Цикл с переменной. Практическая работа «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных» 22. Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, § 2.1-2.4 Черепашка, Чертѐжник 23. Обобщение и систематизация знаний по теме Глава 2 «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции». Проверочная работа 24. Общие сведения о языке и системе § 3.1 / § 1.1 программирования. Первая программа (доп.главы) Тема «Язык программирования» 25. Организация ввода и вывода данных. § 3.2 / § 1.2 22.12 29.12 12.01 19.01 26.01 2.02 9.02 16.02 1.03 15.03 22.03 5.04 9 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Практические работы «Вычисление арифметических выражений», «Строки» Программирование линейных алгоритмов. Практические работы «Вычисление логических выражений», «Графические примитивы» Условный оператор. Практическая работа «Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и четырѐх чисел». Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа «Решение квадратного уравнения» Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа «Алгоритм Евклида для нахождения НОД двух натуральных чисел» Программирование циклов с известным условием окончания работы. Практическая работа «Разбиение записи натурального числа на отдельные цифры» Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа «Проверка натурального числа на простоту» Анализ алгоритмов на языке программирования. Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования». Проверочная работа (доп.главы) § 3.3 / § 1.3 (доп.главы) 12.04 § 3.4 / § 1.4 (доп.главы) 19.04 § 3.4 / § 1.4 (доп.главы) 26.04 § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) 3.05 § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) 10.05 § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) 17.05 § 3.3–3.5 / § 1.3– 1.5 (доп.главы) 24.05 10