1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу Вероятность и статистика для 11 класса составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования; Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Совхозная СОШ» на 2023-2024 учебный год; Федеральной образовательной программой; Предметной линией учебников УМК под ред. Ш.А. Алимова и др. Учебный курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении учебного курса обогащаются представления обучающихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естественно-научного мировоззрения. .Содержание учебного курса направлено на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира. В результате у обучающихся должно сформироваться представление о наиболее употребительных и общих математических моделях, используемых для описания антропометрических и демографических величин, погрешностей в различного рода измерениях, длительности безотказной работы технических устройств, характеристик массовых явлений и процессов в обществе. Планируемые результаты усвоения учебного курса К концу 11 класса обучающийся научится: сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм; оперировать понятием математического ожидания, приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению; иметь представление о законе больших чисел; иметь представление о нормальном распределении. Основное содержание учебного курса 1. Элементы комбинаторики Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочерѐдный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Основные цели: 2 формирование представлений о научных, логических, комбинаторных методах решения математических задач; формирование умения анализировать, находить различные способы решения одной и той же задачи, делать выводы; развитие комбинаторно-логического мышления. Требования к математической подготовке В результате изучения темы учащиеся должны: знать: понятие комбинаторной задачи и основных методов еѐ решения (перестановки, размещения, сочетания без повторения и с повторением); понятие логической задачи; приѐмы решения комбинаторных, логических задач; элементы графового моделирования; уметь: использовать основные методы решения комбинаторных, логических задач; разрабатывать модели методов решения задач, в том числе и при помощи графового моделирования; переходить от идеи задачи к аналогичной, более простой задаче, т.е. от основной постановки вопроса к схеме; ясно выражать разработанную идею задачи. 2. Знакомство с вероятностью Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев: вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применение вероятностных методов. Основные цели: формирование представления о теории вероятности, о понятиях: вероятность, испытание, событие (невозможное и достоверное), вероятность событий, объединение и пересечение событий, следствие события, независимость событий; формирование умения вычислять вероятность событий, определять несовместные и противоположные события; овладение умением выполнять основные операции над событиями; овладение навыками решения практических задач с применением вероятностных методов. Требования к математической подготовке В результате изучения темы учащиеся должны: знать: понятие вероятности событий; понятие невозможного и достоверного события; понятие независимых событий; понятие условной вероятности событий; понятие статистической частоты наступления событий; уметь: вычислять вероятность событий; определять равновероятные события; выполнять основные операции над событиями; доказывать независимость событий; находить условную вероятность; решать практические задачи, применяя методы теории вероятности. 3 4 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета "Вероятность и статистика" для 11 класса по ФГОС СОО (базовый уровень) Математика Номер урока Дата проведения план факт Алгебра и начала математического анализа Содержание (разделы, темы) Колво часов Глава ХIII. Статистика. Независимые случайные величины 8 1 1 1. 05.09 2. 12.09 3. 19.09 Решение задач на табличное и графическое представление данных Центральные тенденции. Выборки 4. 5. 26.09 03.10 Решение задач Меры разброса. 1 1 6. 10.10 Отклонение от среднего 1 7. 17.10 1 8. 24.10 10 1 1 Домашнее задание П.71 № 1185, 1187(2), 1188(2) № 1226 П.72 1194, 1195, 1196, 1198 – (4), № 1218,1219 П.73 № 1204, 1205, 1206 – (2) № 1206,1207 – (2), 1209 Тренажер «проверь себя» 9. 07.11 Урок обобщения и систематизации по теме «Статистика» К.р. № 10 «Статистика» Глава XI. Комбинаторика. Правило произведения. 10. 14.11 Перестановки 1 11. 21.11 1 № 1072(2,4,6), 1073(2,4) 12. 28.11 Решение задач на перестановки. С.р. Размещения. 1 П.62, 1078, 1079 13. 05.12 Сочетания. Свойства сочетаний. 1 14. 12.12 1 15. 19.12 16. 26.12 Решение задач с применением комбинаторики. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля и его свойства Решение задач П.63, № 1083(2), 1084(2), 1085(2), 1086(2) № 1089 1090 1091(2) 17. 16.01 1 18. 23.01 1 11 19. 30.01 Урок обобщения и систематизации по теме «Комбинаторика». К.р № 7 «Комбинаторика» Глава XII. Элементы теории вероятностей. События. 1 П.65, упр-я по карточкам 20. 06.02 Комбинации 1 П. 66 № 1121 (2,4,6), 1 событий. 5 П.60, 1053, 1054, 1055 П.61, 1067, 1069 1 П.64, 1093(2,4) 1095(2,4,6) 1 № 1098(2,4), 1099(4), 1100(4), 1105(3) тренажер «Проверь себя» Тренажер 8 Противоположное событие. 1123 21. 13.02 Вероятность события. 1 22. 20.02 1 23. 27.02 Нахождение вероятности случайного события. С.р. Сложение вероятностей 24. 05.03 Независимые случайные события. Умножение вероятностей. С.р 1 25. 12.03 1 26. 19.03 1 №1164, 1165,1166 27. 09.04 1 П.70 № 1159, 1173 28. 16.04 1 Подг. к к/р 29. 23.04 Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Статистическая вероятность. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей. Урок обобщения и систематизации по теме «Элементы теории вероятностей» К.р. № 8 «Элементы теории вероятностей». Итоговое повторение. Подготовка к ЕГЭ Элементы теории вероятностей(№5) П.68 № 1140, 1142(2), 1144 П.69 № 1148(2), 1149(2), 1150(2,4), 1151(2,4) № 1169, 1171, 1172 1 1 4 30. 30.04 31. 07.05 Элементы вероятностей(№5) теории 1 32. 14.05 Элементы вероятностей(№5) теории 1 33. 21.05 Элементы вероятностей(№5) теории 1 6 П.67 № 1125(2,4,6), 1126(2,4,6), 1127(2,4,6,8) № 1129 (2,4,6,8), 1131(2), 1133(2) 1 Решение упражнений материалам ЕГЭ Решение упражнений материалам ЕГЭ Решение упражнений материалам ЕГЭ Решение упражнений материалам ЕГЭ по по по по