1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Школа России» научного руководителя А. А. Плешакова, авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения окружающего мира в начальной школе. Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей: ➢ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ➢ развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; ➢ развитие экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств. ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Основные задачи курса: формировать у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитывать нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля; овладевать основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; формировать у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивать интерес к их познанию. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Планируемых результатов общего образования; • Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год; • Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». • Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021 - 2022 учебный год. В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. В данную программу изменения не внесены. В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»: Плешаков А.А. Окружающий мир .Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2019 Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс в 2 ч.– М.: Просвещение, 2019. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает достижения следующих результатов освоение образовательной программы начального общего образования: ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • • • • • • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы; ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека; осознание своей этнической принадлежности; чувство гордости свою Родину; восприятие историко-географического образа России. могут быть сформированы: • • • осознание себя как гражданина России; уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию; понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями. ПРЕДМЕТНЫЕ Человек и природа Учащиеся научатся: • • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; объяснять, что такое экология; • • • • • • • • • • • • • • • • • понимать, что такое горизонт, линия горизонта; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы; рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе; устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы; характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан); объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер; рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования; характеризовать органы растений и животных и их значение; характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы; рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны; характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции; выполнять основные правила личной гигиены; проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты. Учащиеся получат возможность научиться: • • • • • • • • • • • различать существенные и несущественные признаки; приводить примеры физических и химических явлений природы; рассказывать об использовании энергии воды и ветра; рассказывать о четырех царствах живой природы; рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека; объяснять особенности питания и дыхания растений; характеризовать условия прорастания семян; рассказывать о предках культурных растений и домашних животных; приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Человек и общество Учащиеся научатся: • • • • • • • • • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты; рассказывать, используя карту, о природных условиях, в которых живут народы нашей страны; описывать устройство города, жизнь и быт горожан; различать символы государства; показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву; описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении; характеризовать главный закон страны; рассказывать об устройстве нашего государства; раскрывать основные права и обязанности ребенка. Учащиеся получат возможность научиться: • • • • • • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев; устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона; рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края; рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города; объяснять историю происхождения и развития основных символов государства; приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • • • понимать цель познавательной деятельности; планировать свои действия при выполнении заданий учебника; осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Учащиеся могут научиться: • • • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности). Познавательные Учащиеся научатся: • • • • • • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов; сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; находить необходимую информацию в учебнике; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную на исторической карте. Учащиеся могут научиться: • • • • • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой; самостоятельно моделировать некоторые природные процессы. ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя) сравнивать исторические события. Коммуникативные Учащиеся научатся: • • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях; совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы. Учащиеся могут научиться: • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Как устроен мир – 7 часов Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц. Основные виды учебной деятельности: - называть объекты живой природы. - устно описывать объекты природы; - проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять взаимосвязи между природой и человеком; - выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы. Эта удивительная природа – 19 часов Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмыразрушители. Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя. Основные виды учебной деятельности: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; – приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни – использовать знания и умения для ухода за растениями; – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) - раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных - рассказывать о разнообразии животных, называть их группы; - различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных, съедобные и несъедобные грибы; - проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком. Мы и наше здоровье – 10 часов Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса. Основные виды учебной деятельности: - использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов; - проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять взаимосвязи между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы; - выполнять правила личной гигиены и безопасности. Наша безопасность –8 часов Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. Основные виды учебной деятельности: - выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды. - использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов - проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять взаимосвязи между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы. Чему учит экономика – 12 часов Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке. Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. Основные виды учебной деятельности: - использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) - различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными - рассказывать об особенностях растениеводства и животноводства. Путешествие по городам и странам - 12 часов Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.) Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. Основные виды учебной деятельности: – показывать на карте изученные страны мира; – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; – использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта - владеть элементарными приёмами чтения карты; - приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. Формы организации уроков: самостоятельная работа, групповая работа, исследование, коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, работа в парах, проект, практическая работа. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № Наименование разделов Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Всего часов 1. Как устроен мир 7 2. Это удивительная природа 3. Мы и наше здоровье 4. Наша безопасность Минутки здоровья. Уроки мужества, беседы, тематические вечера, лекции, встречи с участниками Второй мировой войны Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру», «Инфоурок» Киноуроки в начальнойшколе к празднованию Дня народного единства. Киноуроки в начальной школе. Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ. Урок проектной деятельности. День Земли. Экологический урок Предметная олимпиада Музейное занятие Урок «Воссоединения России и Крыма». Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру, «Инфоурок») Итого 5. 6. Чему учит экономика Путешествие по городам и странам 19 10 8 12 12 68