1.ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Данная рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Музыка» 1-4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014 г. Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач: • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация). • формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально- теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.); • формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии). Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Планируемых результатов общего образования; • Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год; • Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». • Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021- 2022 учебный год. 2 В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка » отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. В данную программу изменения не внесены. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты Музыка в жизни человека Обучающийся научится: -воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний; -различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; -понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; -эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; -ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; -понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; -передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: -соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. -осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства Обучающийся научится: -слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; -наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; -участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; -узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; -узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающийся получит возможность овладеть: 3 -представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве; -музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др. Музыкальная картина мира Обучающийся научится: -выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8) -петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; -различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; -сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; -различать язык музыки разных стран мира. Обучающийся получит возможность научиться: -сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; -узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; -приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; -собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; -позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; -образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России; -устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: -познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; -нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов); -нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; -понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; -представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: 4 -принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; -выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; -эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; -осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих; -выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; -воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; -использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; -выбирать способы решения исполнительской задачи; -соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; -исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; -соотносить различные произведения по настроению и форме; -строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; -пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации; -проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -обобщать учебный материал; -устанавливать аналогии; -сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись); -представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно); -выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; -проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; 5 -понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -принимать мнение, отличное от своей точки зрения; -стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: -выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ). -понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; -контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности. -формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. 3.СОДЕРАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Россия - Родина моя» Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «День, полный событий» Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «О России петь – что стремиться в храм» Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 6 Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «В музыкальном театре» Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «В концертном зале» . Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № Наименование разделов Модуль воспитательной программы «Школьный урок» 7 Количество часов 1. Россия — Родина моя 2. День, полный событий 3. О России петь — что стремится в храм 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло ! 5. В музыкальном театре 6. В концертном зале 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... Итого Урок «Я – слушатель» Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Урок фантазирования «Природа и музыка. Звучащие картины» Библиографический урок «Портрет в музыке». Урок, посвященный Дню народного Единства «Виват, Россия!» Музыкальный конкурс «Битва хоров», посвященный 75-летию окончанию Второй мировой войны. Музыкально – литературный урок «Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины». Урок фантазирования «Океан – море синее». Международный женский день Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!». Музыкальное состязание. День Космонавтики «Космический пейзаж» Библиографический урок «Мир Бетховена», «Мир Прокофьева» День Славянской письменности. Всероссийская неделя музыки для детей и юношества. 5 4 4 4 6 6 5 34 8 9