1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной Программа составлена на основе содержания требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования. Цели: образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1-4 класс / М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – М.: Просвещение, 2013., планируемых результатов начального общего образования. • математическое развитие младших школьников; • формирование системы начальных математических знаний; • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Задачи: – формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); – развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; – развитие пространственного воображения; – развитие математической речи; – формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; – формирование умения вести поиск информации и работать с ней; – формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; – развитие познавательных способностей; – воспитание стремления к расширению математических знаний; – формирование критичности мышления; – развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Рабочая программа по математике в 3 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Планируемых результатов общего образования; • Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год; 2 • • Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021- 2022 учебный год. В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «математика» отводится 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. В данную программу изменения не внесены. В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»: И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019., И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.: Учебник: 1 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.– – М.: просвещение, 2020. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты У учащегося будут сформированы: навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе; понимание значения математических знаний в собственной жизни; понимание значения математики в жизни и деятельности человека; восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира; осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. 3 Метапредметные результаты Учащийся получит возможность научиться: умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Учащийся научится: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства; принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Предметные результаты Учащийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (7 ч) 4 Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (57 ч) Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Доли Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч) Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч) 5 Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года. Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № Наименование разделов 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. 5. Сложение и вычитание 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Всего часов Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»,«Олимпус»). День солидарности в борьбе с терроризмом. 9ч Количество контрольных работ 1 56 ч 3 28 ч 2 Урок проектной деятельности. 12 ч 1 Дни финансовой грамотности. Киноуроки в начальной школе. Урок фантазирования. Урок исследование «Космос — это мы». Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»,«Олимпус»). 13 ч 1 18 ч 1 Итого 136 ч Дни финансовой грамотности. Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» Неделя. Всемирный день математики. Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру»,«Олимпус»). Дни российской науки. 6 7