Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
С.ШКОЛЬНОЕ КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Протокол № 1 от 30.08. 2021
Руководитель ШМО
_____________Андреев С.В.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР

«Утверждено»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»

____________ Гасанова Ф.А.
30.08.2021

___________ Магомедгаджиев М.Г.
Приказ №1\1
от 01.09. 2021

Рабочая программа учебного курса
по ОБЖ
класс

- 9

Всего часов- 34
В неделю

-1 час

Программа рассчитана на УМК под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г»
Учебник ОБЖ 9 класс

Составил преподаватель-организатор ОБЖ: Аскеров Н.Г.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
• Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования;
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения.
• «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы;
• Авторской программы для учебника «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакций А.Т.Смирнова, Москва, 2013 год
Данная рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предназначена для учащихся 9 класса средней
общеобразовательной школы, изучающих предмет в третьем концентре личной безопасности. Именно в 9 классе углубляется реализация
главной цели изучения основ безопасности в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления опыта человечества в целом, активно и творчески
применяющего знания в области безопасной жизнедеятельности в учебной и социальной деятельности.
Указанная главная цель основного общего образования в области безопасности жизнедеятельности конкретизируется применительно к
курсам предмета с учётом специфики изучаемого раздела.
Программа составлена исходя из целей обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования в основной школе. Необходимость изучения предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» в школе обуславливается его познавательными и практическими направлениями. Главная задача
школьного изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты
личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
Целью курса является: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Программа также предусматривает принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства,
ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.
Основные задачи в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека;
•
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
•
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
•
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
•
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
•
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению
Результаты освоения курса:
программа составлена исходя из следующих целей обучения в рамках основного общего образования в основной школе:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для
здоровья и жизни человека;
• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

•

приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения
адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
• формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму
психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Предметные результаты обучения включают в себя:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
•
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
•
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
•
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного
вреда здоровью;
•
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
•
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
•
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
•
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
•
умение оказать первую помощь пострадавшим;
•
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников;
•
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является УУД:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций
На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
•
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
•
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
•
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;

•

формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе учебным планом предусмотрено 34 часов, из расчёта 1 час в
неделю. Программа содержит 34 урочных тем. Структурно курс разделен на три раздела:
I - Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
II - Чрезвычайные ситуации природного характера;
III - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

1.

2.

3.

4.

Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для
России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в
современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования
общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины
увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль
Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС
по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы,
определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС
России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,
единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация;
рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком
при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его
основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной
власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от
террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования
населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с
наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению
наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между
духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области
безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и
женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Безопасность дорожного движения

Наименование модулей, разделов, тем

Количество
часов

№ модуля,
раздела, темы

Учебно-тематическое план для 9 класса.

Модуль-1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел-1 Основы комплексной безопасности

24
12

Раздел-2 Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

12

Раздел-3I Основы здорового образа жизни
Модуль 2 Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Pаздел-4
Всего часов

8
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252