1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Технология» 1-4 класс / Б.М.Неменского– М.: Просвещение, 2019., планируемых результатов начального общего образования. Целями изучения курса «Технология» в начальной школе являются: • приобретение личного опыта как основы обучения и познания; • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Технология» основных задач образовательной области «Технология»: • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека, воспитание толерантности к мнению и позиции других; • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: — внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; — умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; — коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.); 1 — первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; — первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; — творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Рабочая программа по технологии в 3 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: • • • • • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Планируемых результатов общего образования; Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год; Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». • Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021 - 2022 учебный год. В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Технология» отводится 34 часа из расчёта 1 часа в неделю. В данную программу изменения не внесены. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные Общекультурные и обшетрудовые компетенции Основы культуры труда Учащиеся научатся: • воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах: на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; • называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник, и т. д. • бережно относиться к предметам окружающего мира; • определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового планов, работы с технологической картой. Учащиеся получат возможность научиться: 2 • осмысливать понятие «городская инфраструктура»; • уважительно относиться к профессиональной деятельности человека; • осмысливать значимость профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека; • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность. Технология ручной обработки материалов. Учащиеся научатся: • узнавать, называть, сравнивать основные материалы, изученные в 3 классе, их свойства, происхождение, применение в жизни: бумага и картон (знакомство со свойствами различных видов бумаги — толщиной или объемной массой, гладкостью, белизной, прозрачностью, сопротивлением разрыву, изломом, продавливанием, раздиранием, прочностью поверхности, влагопрочностью, деформацией при намокании, скручиваемостью, впитывающей способностью; умение выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия); текстильные и волокнистые материалы (знакомство со структурой и составом тканей, способами производства тканей — ткачеством, гобеленом; производством и видами волокон - натуральных, синтетических); природные материалы (умение сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.; знакомство с новым природным материалом — соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве: знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования); пластичные материалы (систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; выбор материала в зависимости от назначения изделия; наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека); конструктор (умение сравнивать свойства металлического и пластмассового конструкторов); метам (знакомство с новым материалом — проволокой. ее свойствами); бисер (знакомство с новым материалом — бисером, видами бисера, свойствами и способами его использования, видами изделий из бисера; знакомство с новым материалом — леской, ее свойствами, особенностями, использованием при изготовлении изделий из бисера); продукты питания (знакомство с понятием «продукты питания», с видами продуктов; знакомство с понятиями «рецепт», «ингредиенты», «мерка»); • экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия; • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями; • выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски; • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам; • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца; • готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки; • заполнять простейшую техническую документацию - «Технологическую карту»; Элементы графической грамоты Учащиеся научатся: • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); 3 • выполнять «эскиз» и «технический рисунок»; • применять масштабирование при выполнении чертежа; • уметь «читать» простейшие чертежи; • анализировать и использовать обозначения линий чертежа. Приемы безопасной работы с инструментами: Учащиеся научатся; • использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами; • использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой; • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами; • осваивать правила работы с новыми инструментами: кусачки, острогубцы, плоскогубцы; Учащиеся получат возможность научиться: • осмысливать значение инструментов и приспособлений в практической работе, в быту и профессиональной деятельности; • оформлять изделия по собственному замыслу; • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий; • подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование Учащиеся научатся: • частично изменять свойства конструкции изделия; • выполнять изделие, используя разные материалы; • повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов; • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия, составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот. Учащиеся получат возможность научиться: • сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу. Практика работы на компьютере Учащиеся научатся: • самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; • различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; • находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши. 4 Учащиеся получат возможность научиться: • переводить информацию из одного вида в другой; • создавать простейшие информационные объекты; • ° использовать возможности сети Интернет по поиску информации. Проектная деятельность Учащиеся научатся: • составлять план последовательности выполнения издел ия по заданному слайдовому или текстовому плану; • определять этапы проектной деятельности; • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно; • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и / или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; Учащиеся получат возможность научиться: • выделять задачи каждого этапа проектной деятельности; • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов; • проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия; • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества. Личностные У учащихся будут сформированы: • интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника, с учетом собственных интересов; • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; • интерес к конструктивной деятельности; • простейшие навыки самообслуживания. Учащиеся получат возможность для формирования: • внутренней позиции на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; • этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей; • ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; • способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки; Метапредметные Регулятивные УУД Учащиеся научатся: • следовать определенным правилам при выполнении изделия; 5 • дополнять слайдовый и / или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; • выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; • корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; Учащиеся получат возможность научиться: • ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; • выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; • прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта; • оценивать качества своей работы. Познавательные УУД Учащиеся научатся: • проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; • использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и в работе с материалами учебника; • проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий; • проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; • находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: • слушать собеседника, понимать и / или принимать его точку зрения; • находить точки соприкосновения различных мнений; • приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; • осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы Учащиеся получат возможность научиться: • строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; • договариваться, учитывая интересы партнера и свои личные; • задавать вопросы на уточнение и / или углубление получаемой информации; • осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии. 6 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу (1ч) Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Раздел 1. «Человек и земля» (21 ч) Архитектура (1ч). Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объемная модель дома. Оформление изделия по эскизу. Городские постройки (1ч). Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки. Парк (1ч). Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Проект «Детская площадка» (2 ч). Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч). Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды - вышивка, монограмма. Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Практическая работа «Коллекция тканей». Изготовление тканей (1 ч). Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. Вязание (1 ч). История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком. Одежда для карнавала (1ч). Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма. Бисероплетение (1 ч). 7 Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности. Практическая работа «Кроссворд "Ателье мод"». Кафе (1 ч). Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Практическая работа «Тест Кухонные принадлежности"». Фруктовый завтрак (1ч). Приготовление пиши. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пиши. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Практическая работа «Таблица "Стоимость завтрака"». Колпачок-цыпленок (1ч). Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Бутерброды (1 ч). Блюда, не требующие тепловой обработки, — холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. Салфетница (1ч). Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Магазин подарков (1 ч). Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Золотистая соломка (1 ч). Работа с природными материалами. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции. Упаковка подарков (1ч). Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учет при выборе оформления подарка, его габаритных размеров и назначения. Автомастерская (1ч). Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур. Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. 8 Грузовик (1ч). Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения. Сборка изделия. Практическая работа «Тест "Человек и земля "». Раздел 2. Человек и вода (4 ч) Мосты (1 ч). Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами. Соединение деталей — натягивание нитей, Водный транспорт (1ч). Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проектная деятельность. Работа с бумагой. Заполнение технологической карты. Проект «Водный транспорт». Океанариум (1 ч). Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Правила и последовательность работы при изготовлении мягкой игрушки. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Проект «Океанариум». Практическая работа «Мягкая игрушка». Фонтаны (1ч), Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Практическая работа «Тест "Человек и вода"». Раздел 3. Человек и воздух (3 ч) Зоопарк (1ч). История возникновения зоопарков в России. Бионика. Искусство оригами. Техники оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Практическая работа « Тест "Условные обозначения техники оригами"». Вертолетная площадка (1 ч). Особенности конструкции вертолета. Профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Материал — пробка. Воздушный шар (1ч). 9 Техника папье-маше. Создание предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Практическая работа «Тест "Человек и воздух"». Раздел 4. Человек и информация (5 ч) Переплетная мастерская (1 ч). Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия. Переплет листов в книжный блок. Почта (1ч). Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Кукольный театр (2 ч). Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. Проект «Готовим спектакль». Афиша (1 ч). Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Сохранение документа, форматирование, печать. Создание текстов афиши и программки на компьютере. Обобщение изученного материала. Итоговый тест. 10 Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Модуль воспитательной программы «Школьный урок» 1 Здравствуй, дорогой друг! 1 Как работать с учебником. Путешествуем по городу День Знаний Интеллектуальные интернет – конкурсы 2 Человек и земля Уроки по «Пожарной и электробезопасности» 21 Урок «Права потребителя и их законодательная защита». Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ 3 Человек и вода 4 День детских изобретений. Уроки изобретательство. Урок исследований 4 Человек и воздух 3 Урок открытых мыслей Интеллектуальные интернет –конкурсы. День Российской науки 5 Человек и информация 5 Урок фантазирования. Урок творчества Итого 34 11 12