МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
С.ШКОЛЬНОЕ, КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
________/Андреева С. В./
Протокол №
от_____________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_________/Гасанова Ф. А./
«__»_________________г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ
«Совхозная СОШ»
___________/Магомедгаджиев М. Г./
приказ №____от_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: физическая культура.
Класс: 1 «б»
Уровень: базовый.
Всего часов на изучение программы: 99 часа.
Количество часов в неделю: 3 часа.
Срок реализации рабочей программы: 1 год.
УМК «Школа России»
Программа разработана на основе УМК Программы для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для
начальных классов» - М.: Просвещение. 2007. «Комплексная программа физического воспитания.» В.И.Лях, А.А.Зданевич.
Учитель начальных классов
Мусаева Ираида Сулеймановна
2
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4-х классов/
Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение, 2019.,
Цели и задачи изучения предмета
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и
социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время
занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время
на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным
видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время
выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной деятельности.
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню
подготовки учащихся и минимума содержания образования:
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов общего образования;
3
Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год;
Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2021- 2022 учебный год.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Физическая культура» отводится 99 часов из
расчёта 3 часа в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки
РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 4 классов. – М.: Просвещение, 2019.
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1 – 4 классов начальной школы. – М.: Просвещение , 2019.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
самоопределение к деятельности; выполнять упражнения в команде или группе; слушать команды учителя и понимать цель;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
мотивация к учебной деятельности; следовать указаниям учителя;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; выраженная устойчивая
учебно-познавательная мотивация;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости
за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие;
познавательный интерес, мотивация к учебной деятельности;
развитие этических чувств – совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни.
Учащиеся получат возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
установка на здоровый образ жизни; взаимодействие в команде;
4
учитывать позиции партнеров в общении, риентации на их мотив и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни.; эмпатия, как осознанного
понимания чувств других людей, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У учащихся будут сформированы:
способности принимать и сохранять учебную задачу;
способности в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;
способности учитывать выделенные ориентиры действий в сотрудничестве с учителем;
умения преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Учащиеся получат возможность для формирования:
планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
учитывать правило в планировании и контроле выполнения гимнастических упражнений;
адекватно воспринимать речь учителя;
проявлять познавательную инициативу во время проведения подвижных игр;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия во время лыжной подготовки и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце каждого действия;
оценивать правильность выполнения упражнений игры в баскетбол;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания.
Познавательные УУД
У учащихся будут сформированы:
умения осуществлять поиск необходимой информации по учебнику для выполнения учебных заданий;
способности формировать знания о физической культуре; осуществлять расширенный поиск информации в Интернете;
умения строить речевое высказывание в устной форме; правильно выполнять упражнения в ходьбе и беге;
умения осознанно строить сообщения в устной форме;
способности бегать в равномерном темпе, осуществлять выбор более эффективных способов бега;
способности произвольно и осознанно по команде учителя выполнять ОРУ;
умения осуществлять анализ выполнения действий активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с основами
акробатики; выражать творческое отношение к выполнению комплексов упражнений;
умения активно включаться в процесс выполнения заданий во время проведения подвижных игр, спортивных игр.
Учащиеся получит возможность для формирования:
формировать необходимую информацию по физической деятельности во время проведения подвижных игр;
5
осуществлять анализ выполнения действий; активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке;
осуществлять наиболее эффективные способы движения на лыжах, спуска и подъема на лыжах;
активно включаться в процесс выполнения заданий во время проведения подвижных игр на основе баскетбола;
произвольно и осознанно владеть правилами игры в спортивные игры.
Коммуникативные УУД
У учащихся будут сформированы:
умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
умения определять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом; разрешать конфликты;
умения слушать и вступать в диалог;
умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении упражнений по гимнастики;
способности осуществлять анализ упражнений, выражать творческое отношение к выполнению комплексов ОРУ с предметами и
без предметов;
умения слушать и выполнять правила игры; использовать речь для регуляции своей деятельности.
Учащиеся получит возможность для формирования:
умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для проведения игр;
умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет, формулировать правила
движения на лыжах;
умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
способности контролировать действия партнера, формулировать правила игры;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Основы знаний о физической культуре
Ученик научится: понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовленности.
Ученик получит возможность научиться: выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью.
Легкая атлетика
Ученик научится: приобретут двигательные навыки, необходимые для каждого человека: бегать и прыгать разными способами,
метать и бросать мячи; будут демонстрировать простейший прирост показателей развития основных физических качеств; выполнять
строевые команды; выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения, осанки, упражнения на развитие физических
качеств.
6
Ученик получит возможность научиться: характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности показателей своего здоровья, физического
развития и физической подготовленности.
Кроссовая подготовка
Ученик научится: выполнять легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, прыжки, метание мяча.
Ученик получит возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.
Гимнастика с элементами акробатики
Ученик научится: выполнять гимнастические и акробатические упражнения на гимнастической стенке, кувырки, стойки, перекаты
Ученик получит возможность научиться: выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации
Подвижные игры
Ученик научится: организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в
спортивном заде, соблюдать правила взаимодействия с игроками.
Ученик получит возможность научиться: целенаправленно отбирать физические упражнения и игры; выполнять простейшие
приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Лыжная подготовка
Ученик научится: выполнять упражнения на лыжах: скользящий шаг, ступающий шаг, попеременный шаг, подъем в гору
«лесенкой», спуск с горы упоре полуприсед
Ученик получит возможность научиться: выполнять передвижения на лыжах.
Подвижные игры на основе баскетбола
Ученик научится: выполнять игровые упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ученик получит возможность научиться: играть в баскетбол, волейбол, футбол упрощенным правилам.
Планируемые результаты по курсу «Физическая культура» к концу 1-го года обучения
Ученик научится
Ученик получит возможность научится
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование
правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- демонстрировать уровень физической подготовленности.
о связи занятий физическими упражнениями с
укреплением здоровья и повышением физической
подготовленности;
о способах изменения направления и скорости
движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
7
Модуль воспитательной работы «школьный урок»
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты:
освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихсяруководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессереализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(во лонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
8
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды,
включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях
9
неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
3. Содержание учебного предмета
Базовая часть ( 66 часов)
Знания о физической культуре ( 3 часа)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды,
обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры
с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности ( 3 часа)
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных
занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
10
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных
залах).
Физическое совершенствование (42 часа).
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики ( 16 часов)
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в
положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из
упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись,
опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.
Легкая атлетика ( 14 часов).
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из
разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка
Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности.
Подвижные и спортивные игры ( 12 часов)
11
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения ( 15 часов)
* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и
логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой,
скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные
комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и
остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной
шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц
рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих
в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и
последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения
на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;
передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с
использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы),
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре
присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой
на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге,
12
на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический
мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных
положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных
положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля
теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся
интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача
набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и
двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых
нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и
левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;
запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале кроссовой подготовки
Развитие выносливости: передвижение по пересечённой местности в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением
отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций и преодолением естественных
препятствий.
Вариативная часть ( 33 часа).
(при 3-х часах в неделю) (время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается или
добавляется самостоятельный раздел по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углубленному изучению одного из
видов спорт
13
14