МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С. ШКОЛЬНОЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН РАССМОТРЕНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Гасанова Ф.А. ________ Гасанова Ф.А. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ "Совхозная СОШ" ______ М.Г. Магомедгаджиев Протокол № от « » 08. 21г. «___» ________2021г. Приказ от № Наименование учебного предмета Алгебра Класс 8 «б» Рабочая программа рассчитана на 3 часа алгебры в неделю (100 ч. в год) и разработана для учебника Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., Учебник для 8 класса «Алгебра общеобразовательных учреждений». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год Учитель: Гасанова Ф.А. Пояснительная записка Нормативное обеспечение программы: - ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.; - Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576; - Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение; - Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Совхозная СОШ»; - Учебный план МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021 – 2022 учебный год. Рабочая программа по алгебре для 8 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее-ООП ООО). Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования и авторской рабочей программы. предметной линии учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7–9 классы: учеб. пособие для общеобразовательной организаций / Н.Г. Миндюк. – 3-е изд.. – М.: Просвещение, 2016. УМК – Алгебра. 8 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Алгебра: 8 кл.: дидактические материалы / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2016 Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 20212022 год. Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю и 100 ч. в год. Цели обучения Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: В направлении личностного развития: ▪ развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; ▪ формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; ▪ воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; ▪ формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; ▪ развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. 2 В предметном направлении: ▪ овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; ▪ создание фундамента для развития математических способностей, а также механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В метапредметном направлении: ▪ формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; ▪ развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; ▪ формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности. Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов; усвоение аппарата уравнений и неравенства как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников. На основе требований ФГОС ООО предполагается реализация деятельностного, личностно-ориентированного подходов, которые определяются задачами обучения: ▪ сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; ▪ овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; ▪ изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; ▪ развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; ▪ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. Изучение математики в 8 классе направлено на освоение компетенций: - учебно-познавательной; - ценностно-ориентационной; - рефлексивной; - коммуникативной; - информационной; - общекультурной. Планируемые результаты изучения предмета «Алгебра» Предметные результаты 2. В метапредметном направлении: • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3 • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; • первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов. 3. В предметном направлении: предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений. Предметная область «Арифметика» • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений; • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений; • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера; • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов; • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. • • Предметная область «Алгебра» В результате изучения алгебры обучающийся научится: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, 4 • • • • • • • • • • • • осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения; решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях. • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные; • выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений; • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными; • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи; • изображать числа точками на координатной прямой; • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах; • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций. 5 Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контр примеры для опровержения утверждений; • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики; • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; • вычислять средние значения результатов измерений; • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; • находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для: • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; • распознавания логически некорректных рассуждений; • записи математических утверждений, доказательств; • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; • понимания статистических утверждений. В результате изучения алгебры обучающийся научится: • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения; • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; • изображать числа точками на координатной прямой; • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; 6 • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики; • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; • вычислять средние значения результатов измерений; • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Обучающийся получит возможность: • решать следующие жизненно практические задачи; • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах; • аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. • узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; • узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; • применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Повторение курса алгебры 7 класса (6 часов) Выражения, тождества, уравнения. Функции. Степень с натуральным показателем. Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Системы линейных уравнений Рациональные дроби (23 часа) Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график. Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. 7 Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений. Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими. При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. k Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у = . x Квадратные корни (19 часов) Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = х , её свойства и график. Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс. При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора. Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество а 2 = а , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида а b , а b с Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа. Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у= х , её свойства и график. При изучении функции у= х , показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0. Квадратные уравнения (21 час) Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям. Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. 8 . В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида. Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители. Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней. Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач. Неравенства (20 часов) Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности. Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств. В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств. При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0. В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 часов) Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований. Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации. В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний. Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. 9 Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма. Повторение (2 часа) Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса. Метапредметные результаты Обучающийся научится: коммуникативные УУД: − развивать представление о месте математики в системе наук; − поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; − организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; − развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; − воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; − обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; − способствовать формирование научного мировоззрения учащихся; − определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; − управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата); − развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; − уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: − сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; − выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты; − выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; − приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; − использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; − владеть общим приемом решения учебных задач; − создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; − осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; − уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; − уметь выделять существенную информацию из текстов; − уметь устанавливать причинно-следственные связи; 10 регулятивные УУД: − осознавать самого себя, как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; − определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; − оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»); − определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий; − формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; − определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий); − самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; − вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; − прогнозировать результат и уровень усвоения; − корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; − проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; − проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества. Обучающийся получит возможность научиться: ⎯ самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ⎯ осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; ⎯ адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; ⎯ владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; ⎯ уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; ⎯ уметь создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ⎯ учебным и общепользовательскимкомпетентностностям в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); ⎯ первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; ⎯ видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; ⎯ находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; ⎯ понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 11 ⎯ выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ⎯ применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; ⎯ понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; ⎯ самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; ⎯ планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Личностные результаты • • У обучающегося сформируется: взаимо - и самооценка, навыки рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания. Обучающийся получит возможность для формирования: - готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. − ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; − целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; − коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: − умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; − представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; − критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; − креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач; − умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; − способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. 12 Содержание учебного предмета «Алгебра» Рациональные дроби ( 21ч.+2 ч.) Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Квадратные корни (17ч.+2ч). Действительные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Применение свойств арифметического квадратного корня. Квадратные уравнения (19ч.+2ч). Квадратные уравнения и его корни. Дробные рациональные уравнения. Неравенства (18ч.+2ч). Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной и их системы. Степень с целым показателем. Элементы статики (10ч.+1ч). Степень с целым показателем и её свойства. Элементы статистики. Повторение (6ч) Содержание учебного предмета № Содержание Часов в рабочей программе 23 Рациональные дроби 1 Повторение класса 2 Вводная контрольная работа 3 Рациональные дроби 23 4 Квадратные корни Действительные числа 19 2 Арифметический квадратный корень Свойства арифметического квадратного корня Применение свойств арифметического квадратного корня 5 Квадратные уравнения Квадратное уравнение и его корни 21 10 5 6 7 8 материала 7 5 1 3 7 Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Международный день распространения математической грамотности; Интеллектуальные интернет – конкурсы «Учи. Ру»; Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады 310 лет со дня рождения М.В.Ломоносова; Единый урок «Права человека» Международный день семьи Интеллектуальные интернет – конкурсы по математике Предметная неделя. Урок-изобретательство «Карточки помогайки»; 13 Предметные олимпиады.Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады 9 10 11 12 13 Дробные рациональные уравнения Неравенства Числовые неравенства и их свойства 9 20 8 Всемирный день математики Неравенства с одной переменной и их системы Степень с целым показателем. Элементы стасистики Степень с целым показателем и её свойства Элементы статистики 10 Предметные олимпиады. Повторение Итого в рабочей программе Урок исследование «Неравенство в космосе», Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими, 11 5 3 Всероссийская акция «Вместе, всей семьей» Урок проект: «Вклад математиков в победу» 6 100 часа 14