1. Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Музыка» 1-4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014 г. Цели и задачи курса Учебный предмет «Музыка» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности. Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение Следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи: формирование и развитие культуры музыкального восприятияу младших школьников: приобретение опытамузыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности ввосприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно- образного содержания, выразительных средств и др.; формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкальноисполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации; формирование и развитие музыкально- творческой культурыличности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов; формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально- познавательных потребностей и интересов, приобретение основмузыкально- теоретических и музыкально-историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощьюразличных источников и каналов (книг, музыкальныхзаписей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.); формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессевыполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (например, развитие певческого 2 дыхания с использованием методов дыхательной терапии,развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии). Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Планируемых результатов общего образования; Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год; Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка » отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю, при 33 рабочих неделях. В данную программу изменения не внесены. В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»: Е.Д.Кридская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2014 2. Планируемы результаты освоения предмета Личностные У ученика будет сформировано: положительное отношение к урокам музыки. Ученик получит возможность для формирования: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству; эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки. Метапредметные Регулятивные 3 Ученик научатся: выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя). Ученик получит возможность научиться: понимать цель выполняемых действий; адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; решать творческую задачу, используя известные средства; использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность; участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов. Познавательные Ученик научатся: «читать» условные знаки, данные в учебнике; находить нужную информацию в словарях учебника; различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства; сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. Ученик получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; читать нотные знаки; сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов; характеризовать персонажей музыкальных произведений; группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные). Коммуникативные Ученик научатся: рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении; 4 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Ученик получит возможность научиться: выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству; высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные Ученик научатся: основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы; рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира; владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне; владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле; различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение. Ученик получит возможность научиться: узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; выполнять творческие музыкально-композиционные задания; пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки. 5 Планируемые результаты по курсу«Музыка» к концу 1-го года обучения Ученик научится Ученик получит возможность научится распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений; определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание; выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.). реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности. 3. Содержание учебного предмета «Музыка» 1 класс (33 ч) Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка вокруг нас (16 ч.) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). 6 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыка и ты (17 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № итого Наименование разделов 1. Музыка вокруг нас 2. Музыка и ты Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Урок «Я – слушатель» Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Урок фантазирования «Природа и музыка. Звучащие картины» Библиографический урок «Портрет в музыке». . Количество часов 16 17 33ч 7