Аннотация к рабочей программе по математике 1 класс

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего
образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1-4 класс / М.
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – М.: Просвещение, 2013., планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики
как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического
образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических
задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа по математике в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки
учащихся и минимума содержания образования:
2







Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов общего образования;
Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
 Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые
задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с данными.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе
практических действий с различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее накопленный детьми
опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Математика» отводится 132 часа, из расчёта 4 часа
в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки
РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019.,
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.: Учебник: 1 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013.
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.– – М.: просвещение, 2019.
2. Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
Ученик научится:

читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
3






























сравнивать изученные числа и записывать результаты сравнения с помощью знаков (>,<,=);
записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность,
уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
применять переместительное свойство сложения;
применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
применять правила сложения и вычитания с нулём;
понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную
таблицу в качестве справочника;
распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии;
употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, многоугольник, круг);
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
распознавать симметричные фигуры и изображения;
распознавать и формулировать простые задачи;
употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам
(длиннее – короче, дальше – ближе, тяжелее – легче, раньше – позже, дороже – дешевле);
использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
Ученик получит возможность научиться:
понимать количественный и порядковый смысл числа;
понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
4

применять переместительное свойство сложения;
воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;
использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев
вычитания;

различать внутреннюю область по отношению к замкнутой линии (границе);

устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

понимать и использовать термин «точка пересечения»;

строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);

понимать суточную и годовую цикличность;

представлять информацию в таблице;

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию;

объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы.
Личностные:
Ученик научится:
 определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
 формулировать вопросы;
 испытывать познавательный интерес к математической науке.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать знания в повседневной жизни;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и
педагога), как поступить;
 устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены.






Метапредметные:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
5

работать по предложенному плану;
осуществлять итоговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как
по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
 ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
 ориентироваться в учебнике;
 осуществлять анализ объектов (чисел, геометрических фигур, числовых выражений, предметов) с выделением существенных и
несущественных признаков;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения математических задач;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 обобщать на основе выделения существенной связи;
 проводить сравнение, классификацию по заданным критериям таких математических объектов, как числа, выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
 строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
 осуществлять подведение под понятие;
 устанавливать аналогии;
 владеть общим приёмом решения задач в одно действие
Ученик получит возможность научиться:
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть
общим приёмом решения задач;
 уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;




6

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
 знать правила общения и поведения в школе и следовать им;
 формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свою мысль в устной речи;
 слушать и понимать речь других;
 строить несложное монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 аргументировать свою позицию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты по курсу «Математика» к концу 1-го года обучения


Ученик научится

Ученик
получит
научиться

Называть:
·
·
·
·

предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным
предметом, между двумя предметами;
натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее ( предыдущее) при
счете число;
число большее ( меньшее) данного числа (на несколько единиц);
геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар).
Различать:

возможность

Сравнивать:
·

разные приемы вычислений с
целью
выявления
наиболее
удобного приема.
Воспроизводить:

·

способ
решения
арифметической задачи или
любой другой учебной задачи в
7

·
·
·
·
·

число и цифру;
знаки арифметических действий;
круг и шар, квадрат и куб;
многоугольники по числу сторон (углов);
направления движения (слева направо, справа налево, с верху вниз, с низу вверх).
Читать:

·
·

числа в пределах 20, записанные цифрами;
записи вида 3+2=5, 6-2=4, 5.2=10, 9:3=3.
Сравнивать:

·
·
·
·
·

предметы с целью выявления в них сходства и различий;
предметы по размерам (больше, меньше);
два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
данные значения длины;
отрезки по длине.
Воспроизводить:

·
·
·

результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
результаты табличного вычитания любых однозначных чисел;
способ решения задачи в вопросно- ответной форме.
Распознавать:

·

геометрические фигуры.
Моделировать:

·

отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек,
геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
ситуации, иллюстрирующие арифметические действия 9сложение, вычитание, умножение,
деление);
ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического
рисунка.
Характеризовать:

·
·

·
·

расположение предметов на плоскости и в пространстве;
расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

виде связного устного рассказа.
Классифицировать:
·

определять
классификации.
Обосновывать:

основание

приемы вычислений на основе
использования
свойств
арифметических действий.
Контролировать
деятельность:
·

осуществлять взаимопроверку
выполненного
задания
при
работе в парах.
Решать
учебные
и
практические задачи:
·

·

·

·

·
·

·

преобразовывать текст задачи в
соответствии с предложенными
условиями;
использовать
изученные
свойства
арифметических
действий при вычислениях;
выделять на сложном рисунке
фигуру указанной формы (
отрезок, треугольник и др. ),
пересчитывать
число
таких
фигур;
составлять фигуры из частей;
разбивать данную фигуру на
части
в
соответствии
с
заданными требованиями;
изображать
на
бумаге
8

·
·
·

результаты сравнения чисел словами «больше или меньше»;
предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка,
левый (правый, средний) столбец.
Анализировать:

·

·

текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
(величины);
предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения.
Классифицировать:

·

·
·

распределять элементы множеств на группы по заданному признаку.
Упорядочивать:

·
·
·

предметы (по высоте, ширине, длине);
отрезки в соответствии с их длинами;
числа (в порядке увеличения или уменьшения).
Конструировать:

·
·

алгоритм решения задачи;
несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме).
Контролировать:

·

свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки).
Оценивать:

·
·

·
·

треугольник
с
помощью
линейки;
находить и показывать на
рисунках пары симметричных
относительно осей симметрии
точек и других фигур (их
частей);
определять, имеет ли данная
фигура ось симметрии и число
осей;
представлять
заданную
информацию в виде таблицы;
выбирать из математического
текста
необходимую
информацию для ответа на
поставленный вопрос.

расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно).

9

3. Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (7 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между;
рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием
1 из
числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (НА основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение
значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20. Нумерация (14 ч)
10

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы
№

Разделы программы

1

Подготовка к изучению
чисел. Пространственные
и временные
представления

2

3
4
5

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру) Урок проектной деятельности.

Всего часов

Числа от 1 до 10 и число 0.
Нумерация

Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)

28ч

Числа от 1 до 10.
Сложение и вычитание
Числа от 11 до 20.
Нумерация
Числа от 1 до 20.
Сложение и вычитание

Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)

59ч

итого

7ч

14ч
22ч

130ч
11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252