1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего
образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1-4 класс / М.
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – М.: Просвещение, 2013., планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики
как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического
образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических
задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа по математике в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки
учащихся и минимума содержания образования:
2
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов общего образования;
Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных
курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые
задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с данными.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе
практических действий с различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее накопленный детьми
опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Математика» отводится 132 часа, из расчёта 4 часа
в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки
РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019.,
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.: Учебник: 1 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013.
И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.– – М.: просвещение, 2019.
2. Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
Ученик научится:
читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
3
сравнивать изученные числа и записывать результаты сравнения с помощью знаков (>,<,=);
записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность,
уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
применять переместительное свойство сложения;
применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
применять правила сложения и вычитания с нулём;
понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную
таблицу в качестве справочника;
распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии;
употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, многоугольник, круг);
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
распознавать симметричные фигуры и изображения;
распознавать и формулировать простые задачи;
употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам
(длиннее – короче, дальше – ближе, тяжелее – легче, раньше – позже, дороже – дешевле);
использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
Ученик получит возможность научиться:
понимать количественный и порядковый смысл числа;
понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
4
применять переместительное свойство сложения;
воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;
использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев
вычитания;
различать внутреннюю область по отношению к замкнутой линии (границе);
устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
понимать и использовать термин «точка пересечения»;
строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);
понимать суточную и годовую цикличность;
представлять информацию в таблице;
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию;
объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы.
Личностные:
Ученик научится:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
формулировать вопросы;
испытывать познавательный интерес к математической науке.
Ученик получит возможность научиться:
использовать знания в повседневной жизни;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и
педагога), как поступить;
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
проговаривать последовательность действий на уроке;
5
работать по предложенному плану;
осуществлять итоговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как
по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
ориентироваться в учебнике;
осуществлять анализ объектов (чисел, геометрических фигур, числовых выражений, предметов) с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения математических задач;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
обобщать на основе выделения существенной связи;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям таких математических объектов, как числа, выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие;
устанавливать аналогии;
владеть общим приёмом решения задач в одно действие
Ученик получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть
общим приёмом решения задач;
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
6
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
знать правила общения и поведения в школе и следовать им;
формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
строить несложное монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты по курсу «Математика» к концу 1-го года обучения
Ученик научится
Ученик
получит
научиться
Называть:
·
·
·
·
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным
предметом, между двумя предметами;
натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее ( предыдущее) при
счете число;
число большее ( меньшее) данного числа (на несколько единиц);
геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар).
Различать:
возможность
Сравнивать:
·
разные приемы вычислений с
целью
выявления
наиболее
удобного приема.
Воспроизводить:
·
способ
решения
арифметической задачи или
любой другой учебной задачи в
7
·
·
·
·
·
число и цифру;
знаки арифметических действий;
круг и шар, квадрат и куб;
многоугольники по числу сторон (углов);
направления движения (слева направо, справа налево, с верху вниз, с низу вверх).
Читать:
·
·
числа в пределах 20, записанные цифрами;
записи вида 3+2=5, 6-2=4, 5.2=10, 9:3=3.
Сравнивать:
·
·
·
·
·
предметы с целью выявления в них сходства и различий;
предметы по размерам (больше, меньше);
два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
данные значения длины;
отрезки по длине.
Воспроизводить:
·
·
·
результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
результаты табличного вычитания любых однозначных чисел;
способ решения задачи в вопросно- ответной форме.
Распознавать:
·
геометрические фигуры.
Моделировать:
·
отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек,
геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
ситуации, иллюстрирующие арифметические действия 9сложение, вычитание, умножение,
деление);
ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического
рисунка.
Характеризовать:
·
·
·
·
расположение предметов на плоскости и в пространстве;
расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
виде связного устного рассказа.
Классифицировать:
·
определять
классификации.
Обосновывать:
основание
приемы вычислений на основе
использования
свойств
арифметических действий.
Контролировать
деятельность:
·
осуществлять взаимопроверку
выполненного
задания
при
работе в парах.
Решать
учебные
и
практические задачи:
·
·
·
·
·
·
·
преобразовывать текст задачи в
соответствии с предложенными
условиями;
использовать
изученные
свойства
арифметических
действий при вычислениях;
выделять на сложном рисунке
фигуру указанной формы (
отрезок, треугольник и др. ),
пересчитывать
число
таких
фигур;
составлять фигуры из частей;
разбивать данную фигуру на
части
в
соответствии
с
заданными требованиями;
изображать
на
бумаге
8
·
·
·
результаты сравнения чисел словами «больше или меньше»;
предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка,
левый (правый, средний) столбец.
Анализировать:
·
·
текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
(величины);
предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения.
Классифицировать:
·
·
·
распределять элементы множеств на группы по заданному признаку.
Упорядочивать:
·
·
·
предметы (по высоте, ширине, длине);
отрезки в соответствии с их длинами;
числа (в порядке увеличения или уменьшения).
Конструировать:
·
·
алгоритм решения задачи;
несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме).
Контролировать:
·
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки).
Оценивать:
·
·
·
·
треугольник
с
помощью
линейки;
находить и показывать на
рисунках пары симметричных
относительно осей симметрии
точек и других фигур (их
частей);
определять, имеет ли данная
фигура ось симметрии и число
осей;
представлять
заданную
информацию в виде таблицы;
выбирать из математического
текста
необходимую
информацию для ответа на
поставленный вопрос.
расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно).
9
3. Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (7 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между;
рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием
1 из
числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (НА основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение
значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и
вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20. Нумерация (14 ч)
10
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы
№
Разделы программы
1
Подготовка к изучению
чисел. Пространственные
и временные
представления
2
3
4
5
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру) Урок проектной деятельности.
Всего часов
Числа от 1 до 10 и число 0.
Нумерация
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
28ч
Числа от 1 до 10.
Сложение и вычитание
Числа от 11 до 20.
Нумерация
Числа от 1 до 20.
Сложение и вычитание
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
Интеллектуальные интернет – конкурсы
(«Учи.Ру)
59ч
итого
7ч
14ч
22ч
130ч
11
12