1.Пояснительная записка Данная рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1-4 класс / М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – М.: Просвещение, 2013., планируемых результатов начального общего образования. Цели и задачи изучения предмета Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); - освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; - воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Рабочая программа по математике в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: 2 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Планируемых результатов общего образования; Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год; Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год. Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с данными. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Математика» отводится 132 часа, из расчёта 4 часа в неделю, при 33 рабочих неделях. В данную программу изменения не внесены. В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»: И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2019., И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.: Учебник: 1 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Математика.. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.– – М.: просвещение, 2019. 2. Планируемые результаты освоения предмета Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные: Ученик научится: читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20; вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20); 3 сравнивать изученные числа и записывать результаты сравнения с помощью знаков (>,<,=); записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -); употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности); пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел; воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения; применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; выполнять сложение на основе способа прибавления по частям; применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям; применять правила сложения и вычитания с нулём; понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания; выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток; выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника; распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»; распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, многоугольник, круг); чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки; находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см); распознавать симметричные фигуры и изображения; распознавать и формулировать простые задачи; употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ); составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи; выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее – короче, дальше – ближе, тяжелее – легче, раньше – позже, дороже – дешевле); использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года. Ученик получит возможность научиться: понимать количественный и порядковый смысл числа; понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания; 4 применять переместительное свойство сложения; воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём; использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; различать внутреннюю область по отношению к замкнутой линии (границе); устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости; понимать и использовать термин «точка пересечения»; строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу; описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий); понимать суточную и годовую цикличность; представлять информацию в таблице; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию; объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы. Личностные: Ученик научится: определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); формулировать вопросы; испытывать познавательный интерес к математической науке. Ученик получит возможность научиться: использовать знания в повседневной жизни; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить; устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены. Метапредметные: Регулятивные УУД Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; проговаривать последовательность действий на уроке; 5 работать по предложенному плану; осуществлять итоговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ученик получит возможность научиться: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД Ученик научится: ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике; осуществлять анализ объектов (чисел, геометрических фигур, числовых выражений, предметов) с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения математических задач; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать на основе выделения существенной связи; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям таких математических объектов, как числа, выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять подведение под понятие; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения задач в одно действие Ученик получит возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; 6 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД Ученик научится: знать правила общения и поведения в школе и следовать им; формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; строить несложное монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Планируемые результаты по курсу «Математика» к концу 1-го года обучения Ученик научится Ученик получит научиться Называть: · · · · предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее ( предыдущее) при счете число; число большее ( меньшее) данного числа (на несколько единиц); геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар). Различать: возможность Сравнивать: · разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема. Воспроизводить: · способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в 7 · · · · · число и цифру; знаки арифметических действий; круг и шар, квадрат и куб; многоугольники по числу сторон (углов); направления движения (слева направо, справа налево, с верху вниз, с низу вверх). Читать: · · числа в пределах 20, записанные цифрами; записи вида 3+2=5, 6-2=4, 5.2=10, 9:3=3. Сравнивать: · · · · · предметы с целью выявления в них сходства и различий; предметы по размерам (больше, меньше); два числа (больше, меньше, больше на, меньше на); данные значения длины; отрезки по длине. Воспроизводить: · · · результаты табличного сложения любых однозначных чисел; результаты табличного вычитания любых однозначных чисел; способ решения задачи в вопросно- ответной форме. Распознавать: · геометрические фигуры. Моделировать: · отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; ситуации, иллюстрирующие арифметические действия 9сложение, вычитание, умножение, деление); ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка. Характеризовать: · · · · расположение предметов на плоскости и в пространстве; расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между); виде связного устного рассказа. Классифицировать: · определять классификации. Обосновывать: основание приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий. Контролировать деятельность: · осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах. Решать учебные и практические задачи: · · · · · · · преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями; использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях; выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы ( отрезок, треугольник и др. ), пересчитывать число таких фигур; составлять фигуры из частей; разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями; изображать на бумаге 8 · · · результаты сравнения чисел словами «больше или меньше»; предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры); расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец. Анализировать: · · текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения. Классифицировать: · · · распределять элементы множеств на группы по заданному признаку. Упорядочивать: · · · предметы (по высоте, ширине, длине); отрезки в соответствии с их длинами; числа (в порядке увеличения или уменьшения). Конструировать: · · алгоритм решения задачи; несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме). Контролировать: · свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки). Оценивать: · · · · треугольник с помощью линейки; находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей); определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей; представлять заданную информацию в виде таблицы; выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос. расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз); предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно). 9 3. Содержание учебного предмета Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (7 ч). Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.... Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» . Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (НА основе счета предметов). Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч) Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. Числа от 11 до 20. Нумерация (14 ч) 10 Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа. Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 ч). Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № Разделы программы 1 Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления 2 3 4 5 Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру) Урок проектной деятельности. Всего часов Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру) 28ч Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание Числа от 11 до 20. Нумерация Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру) Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру) Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру) 59ч итого 7ч 14ч 22ч 130ч 11 12