1.Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому зыку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Русский язык» 1-4 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М.: Просвещение, 2013., планируемых результатов начального общего образования. Цели и задачи изучения предмета Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Планируемых результатов общего образования; Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год; Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ». Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год. 2 Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 132 часа из расчёта 4 часа в неделю, при 33 рабочих неделях. В данную программу изменения не внесены. В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2019 Канакина В. П., Горецкий В. Г. русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2013. Прописи (Обучение грамоте) В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись в 4 частях. 2.Планируемые результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, предметных и метапредметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ Ученик научится: иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознавать роль речи в общении людей; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи. Ученик получит возможность научиться: осознавать себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну; иметь устойчивую учебно-познавательной мотивацию учения, интерес к изучению курса русского языка; установку на здоровый образ жизни. 3 ПРЕДМЕТНЫЕ Ученик научится: различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения; различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки; использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных; узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов; различать произношение и написание слов (простейшие случаи); производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции; применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме; запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить; грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов); выполнять основные гигиенические требования при письме. Ученик получит возможность научиться: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в не пунктированном тексте, озаглавливать тексты; составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений); различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов; различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале); находить родственные слова в группе предложенных слов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Ученик научится: • адекватно воспринимать оценку учителя; • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); • находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания); • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик получит возможность научиться: • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; 4 • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные Ученик научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Ученик получит возможность научиться: • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные Ученик научится: • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Ученик получит возможность научиться: • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. 5 Планируемые результаты по курсу «русский язык» к концу 1-го года обучения Ученик научится Ученик получит возможность научится – виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации; – способ оформления предложений на письме; – смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок; – слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета; – различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; – звук [й’] и букву й; – о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса; – гласные ударные и безударные; – согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме; – согласные только твердые, согласные только мягкие; – согласные, парные по звонкости и глухости; – соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации; – соблюдения орфоэпических норм; – оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения; – деления слов на слоги и для переноса; – определения ударного слога в слове; – использования прописной буквы в именах собственных; – написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу; – обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; – правильного написания слов типа пень, яма; – правописания слов с непроверяемыми орфограммами; – чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов; – правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом; – письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами; – устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему. 3.Содержание учебного предмета Добукварный период (18 ч) Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо 6 длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у Речь (устная и письменная). Общее представление о языке. Предложение и слово.Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесе ние одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в поло сти рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки.Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло гов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Букварный период (60 ч) Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученнымибуквами. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.Знакомство с начертанием всех больших (загла вных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. За пись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и 7 предложений.Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с про изношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу).Знакомство с правилами гигиены письма. Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающими звука. Формирование представления о правописании Ъ и Ь разделительных знаков,сравнениес Ь знаком как показателем мягкости согласных. Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко -слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работанад словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нуж ное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор си нонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим событиям. 8 Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. Послебукварный (54 ч) Наша речь(1ч.) Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык. Текст, предложение, диалог (3ч.) Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) Слова, слова, слова (4ч.) Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Слово и слог, ударение (6ч.) Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем. * Слова с непроверяемымнаисанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Звуки и буквы (35ч.) Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. 9 Условные звуковые обозначения слов. Слова с непровряемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их фунции в слове. Слова с буквой э. Слова с непроверяемым написанием: деревня. Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопросы. Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С. Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения. Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № раздела 1 Наименование разделов и тем 2 Букварный период 3 Послебукварный период 4 Русский язык Добукварный период Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Урок Знаний. Международный день распространения грамотности День славянской письменности и культуры. Урок творчества «За страницами учебников»: Интеллектуальные интернет – конкурсы «Учи. Ру» Учебные часы День ручного письма. Итого 40 132 18 60 14 10 11