1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому зыку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, авторской программы «Русский язык» 1-4 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М.: Просвещение, 2013.,
планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи изучения предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия
и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике,
графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню
подготовки учащихся и минимума содержания образования:
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов общего образования;
Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год.
2
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении
основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык
является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь
окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём
своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 132 часа из расчёта 4
часа в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом
Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2019
Канакина В. П., Горецкий В. Г. русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Прописи (Обучение грамоте) В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись в 4 частях.
2.Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, предметных и метапредметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Ученик научится:
иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне,
соответствующем возрасту);
осознавать роль речи в общении людей;
понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной
звучащей речи.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
иметь устойчивую учебно-познавательной мотивацию учения, интерес к изучению курса русского языка;
установку на здоровый образ жизни.
3
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не
используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в не пунктированном
тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на
доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Ученик научится:
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
•
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
•
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
•
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
Ученик получит возможность научиться:
•
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
4
•
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,
что ещё неизвестно.
Познавательные
Ученик научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
•
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
•
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Ученик получит возможность научиться:
•
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
•
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Ученик научится:
•
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
•
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
•
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
•
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
(под руководством учителя).
Ученик получит возможность научиться:
•
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
•
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
5
Планируемые результаты по курсу «русский язык» к концу 1-го года обучения
Ученик научится
Ученик получит возможность научится
– виды предложений по цели высказывания (без
терминологии)
и
эмоциональной
окраске,
предложения восклицательные и невосклицательные
по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и
поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и
признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и
согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове,
о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы
обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только
мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких
словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора
интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце
предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного
употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений,
слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели
высказывания, на определённую тему.
3.Содержание учебного предмета
Добукварный период (18 ч)
Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование
бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо
6
длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких
наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных линий с закруглением
влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением
вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй
вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква
и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у
Речь (устная и письменная). Общее представление о языке.
Предложение и слово.Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение.Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесе ние
одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких,
глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в поло сти рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль
гласных.
Гласные и согласные звуки.Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление
количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло гов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Букварный период (60 ч)
Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученнымибуквами. Согласные и гласные звуки и буквы,
ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную
букву, чтение слогов с изученными буквами.Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после
предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.Постепенное обучение осознанному, правильному и
плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места
ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они
пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на
парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти
руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и
бордюров непрерывным движением руки.Знакомство с начертанием всех больших (загла вных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и
ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. За пись слов и
предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с
рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового
орфографического чтения написанных слов.Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и
7
предложений.Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный
или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение
внимания детей к словам, написание которых расходится с про изношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу
— щу).Знакомство с правилами гигиены письма.
Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающими звука. Формирование представления о правописании Ъ и Ь
разделительных знаков,сравнениес Ь знаком как показателем мягкости согласных.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и
речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному
речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко -слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии,
с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное
употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное
произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работанад словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нуж ное
слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание
чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор си нонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными
словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы.
Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам
учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или
небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим событиям.
8
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к
ответам и рассказам других детей.
Послебукварный (54 ч)
Наша речь(1ч.)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее
представление).
Русский язык- родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог (3ч.)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в
предложении.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слова, слова, слова (4ч.)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы
слов. «Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог, ударение (6ч.)
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с
орфоэпическим словарем. * Слова с непроверяемымнаисанием: сорока, собака.
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Звуки и буквы (35ч.)
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
9
Условные звуковые обозначения слов.
Слова с непровряемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын).
Буквы е, ё, ю, я и их фунции в слове. Слова с буквой э.
Слова с непроверяемым написанием: деревня.
Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопросы.
Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С.
Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.
Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение.
Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.
Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо
под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за
словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и
небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа
над формами букв и их соединений в словах.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
раздела
1
Наименование разделов и тем
2
Букварный период
3
Послебукварный период
4
Русский язык
Добукварный период
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Урок Знаний. Международный день
распространения грамотности
День славянской письменности и
культуры. Урок творчества «За страницами
учебников»:
Интеллектуальные интернет – конкурсы
«Учи. Ру»
Учебные часы
День ручного письма.
Итого
40
132
18
60
14
10
11