Аннотация к рабочей программе по обучению грамоте. русский язык 1 класс.

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому зыку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, авторской программы «Русский язык» 1-4 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, - М.: Просвещение, 2013.,
планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи изучения предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия
и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике,
графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню
подготовки учащихся и минимума содержания образования:
 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
 Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 Планируемых результатов общего образования;
 Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год;
 Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
 Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год.

2

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении
основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык
является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь
окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём
своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 132 часа из расчёта 4
часа в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом
Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2019
Канакина В. П., Горецкий В. Г. русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Прописи (Обучение грамоте) В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Пропись в 4 частях.
2.Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, предметных и метапредметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Ученик научится:

иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне,
соответствующем возрасту);

осознавать роль речи в общении людей;

понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной
звучащей речи.
Ученик получит возможность научиться:

осознавать себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;

иметь устойчивую учебно-познавательной мотивацию учения, интерес к изучению курса русского языка;

установку на здоровый образ жизни.
3

ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:

различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;

применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не
используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);

выполнять основные гигиенические требования при письме.
Ученик получит возможность научиться:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в не пунктированном
тексте, озаглавливать тексты;

составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на
доступном языковом материале);

находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Ученик научится:
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
•
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
•
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
•
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
Ученик получит возможность научиться:
•
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
4

•

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,
что ещё неизвестно.
Познавательные
Ученик научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
•
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
•
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Ученик получит возможность научиться:
•
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
•
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Ученик научится:
•
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
•
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
•
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
•
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
(под руководством учителя).
Ученик получит возможность научиться:
•
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
•
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

5

Планируемые результаты по курсу «русский язык» к концу 1-го года обучения
Ученик научится

Ученик получит возможность научится

– виды предложений по цели высказывания (без
терминологии)
и
эмоциональной
окраске,
предложения восклицательные и невосклицательные
по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и
поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и
признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и
согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове,
о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы
обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только
мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких
словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора
интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце
предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного
употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений,
слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели
высказывания, на определённую тему.

3.Содержание учебного предмета
Добукварный период (18 ч)
Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование
бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо
6

длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких
наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных линий с закруглением
влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением
вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй
вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква
и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у
Речь (устная и письменная). Общее представление о языке.
Предложение и слово.Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение.Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесе ние
одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких,
глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в поло сти рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль
гласных.
Гласные и согласные звуки.Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление
количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных сло гов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Букварный период (60 ч)
Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученнымибуквами. Согласные и гласные звуки и буквы,
ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную
букву, чтение слогов с изученными буквами.Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после
предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.Постепенное обучение осознанному, правильному и
плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места
ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они
пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на
парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти
руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и
бордюров непрерывным движением руки.Знакомство с начертанием всех больших (загла вных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и
ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. За пись слов и
предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с
рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового
орфографического чтения написанных слов.Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и
7

предложений.Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный
или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение
внимания детей к словам, написание которых расходится с про изношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу
— щу).Знакомство с правилами гигиены письма.
Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающими звука. Формирование представления о правописании Ъ и Ь
разделительных знаков,сравнениес Ь знаком как показателем мягкости согласных.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и
речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному
речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко -слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии,
с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное
употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное
произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работанад словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нуж ное
слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание
чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор си нонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными
словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы.
Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам
учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или
небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим событиям.
8

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к
ответам и рассказам других детей.
Послебукварный (54 ч)
Наша речь(1ч.)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее
представление).
Русский язык- родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог (3ч.)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в
предложении.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слова, слова, слова (4ч.)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы
слов. «Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог, ударение (6ч.)
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с
орфоэпическим словарем. * Слова с непроверяемымнаисанием: сорока, собака.
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Звуки и буквы (35ч.)
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
9

Условные звуковые обозначения слов.
Слова с непровряемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын).
Буквы е, ё, ю, я и их фунции в слове. Слова с буквой э.
Слова с непроверяемым написанием: деревня.
Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопросы.
Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С.
Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.
Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение.
Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.
Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо
под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за
словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и
небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа
над формами букв и их соединений в словах.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№
раздела
1

Наименование разделов и тем

2

Букварный период

3

Послебукварный период

4

Русский язык

Добукварный период

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Урок Знаний. Международный день
распространения грамотности
День славянской письменности и
культуры. Урок творчества «За страницами
учебников»:
Интеллектуальные интернет – конкурсы
«Учи. Ру»

Учебные часы

День ручного письма.
Итого

40
132

18
60

14

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252