Аннотация к рабочей программе по чтению 1 класс

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, авторской программы «Литературное чтение» 1-4 класс / Климанова Л.Ф., В. Г. Горецкий, –
М.: Просвещение, 2019., планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение
следующих целей:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников;
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением
самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
2. овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
3. воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
4. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений.
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню
подготовки учащихся и минимума содержания образования:
 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
 Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 Планируемых результатов общего образования;
 Эффективного учебного плана МКОУ «Совхозная СОШ» на 2020-2021 учебный год;
2

 Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов в МКОУ «Совхозная СОШ».
 Перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020- 2021 учебный год.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества
обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать то красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в
систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Знания и умения, полученные учениками на уроках
обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения. .В процессе проведения занятий у школьников формируется
первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают
сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и
навыками работы с текстом и книгой.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Литературное чтение» отводится 99 часов из
расчёта 3 часа в неделю, при 33 рабочих неделях.
В данную программу изменения не внесены.
В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом
Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
Климанова Л.Ф., В. Г. Горецкий. Литературное чтение.Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: просвещение, 2019
Канакина В. П., Горецкий В. Г.литературное чтение : Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2019.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения литературного чтения обеспечиваются условия для достижения учащимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У ученика будут сформированы:

первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

осознание роли языка и речи в жизни людей;

умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной
3

действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

установка на здоровый образ жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;

установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Ученик научится:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ^> проговаривать последовательность действий на
уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ^> работать по предложенному учителем
плану;

адекватно воспринимать оценку учителя.
Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные
Ученик научится:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные
Ученик научится:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
4

формулировать собственное мнение и позицию; ^> слушать и понимать речь других; ^> задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в
минуту при чтении незнакомого текста);

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

находить заглавие текста, называть автора произведения;

различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;

знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;

оценивать поступки героя с помощью учителя и с опорой на текст и личный опыт;

узнавать сюжет по иллюстрациям;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Ученик получит возможность научиться:

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при
обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой
активный словарный запас;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать

выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
5





ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и
целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
читать по ролям литературное произведение;
отличать прозаический текст от поэтического.
Планируемые результаты по курсу «литературное чтение» к концу 1-го года обучения








Ученик научится
- различать, сравнивать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
- характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
- решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4-5
звуков;
- плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты (требования к
скорости чтения детям не предъявляются, что обусловлено достаточно большими
индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Однако учитель
должен иметь ввиду, что начинающий читатель затрудняется в осмыслении читаемого
текста при скорости чтения 20-25 слов в минуту. При работе над индивидуальным
продвижением в скорости чтения каждого ребенка основное внимание следует уделять
формированию осознанности чтения.);
- осознавать смысл прочитанного.
- понимать содержание прослушанных произведений;
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки,
песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
- читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

Ученик
получит
возможность
научится
- понимать нравственное содержание
прочитанного произведения;
высказывать
суждения
о
произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по
отрывкам из них;
оформлять
информцию
о
произведении или книге в виде модели.
- различать и сравнивать звонкие и
глухие согласные звуки;
читать
целыми
словами
и
предложениями;
- самостоятельно читать небольшие по
объему художественные произведения;
- выделять в словах слоги в устной
работе;
- правильно называть буквы русского
алфавита, знать их последовательность;
- переносить слова (в случаях
однозначного деления слова на слоги);
-участвовать в диалоге, учитывать
разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в
сотрудничестве.
6

- моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о сравнивать
тексты
сказок
и
Родине, о детях, о природе, о животных).
стихотворений, загадок и пословиц;
- находить в тексте произведения
- определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых сравнения, обращения;
произведений;
- находить в тексте и читать диалоги
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия героев;
автора, название произведения);
- определять примерную тему книги по
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; — сравнивать обложке и иллюстрациям.
фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.
- иллюстрировать отдельные эпизоды
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
произведения;
- моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;
- инсценировать отдельные эпизоды
- придумывать истории с героями изученных произведений.
произведения в парах или группах;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
создавать
устно
небольшие
- находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном произведения (истории, комиксы);
виде;
- пересказывать эпизоды от лица героя
- определять тему текста;
или от своего лица.
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
находить
информацию
о
- сравнивать произведения по таблице.
произведении и книге (фамилия автора,
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
жанр, тема);
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения не - дополнять недостающими данными
менее 30 слов в минуту), для пришедших в школу читающими — не менее 60 слов в готовую таблицу, схему, модель;
минуту;
- находить в тексте информацию о
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком героях произведений.
уровне — по готовому плану;
- знать наизусть 2–3 стихотворения, 1–2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения и книги.

3.

Содержание учебного предмета

Добукварный период (14 ч)
Речь устная и письменная – общее представление. Предложение и слово. Деление речи на предложение, предложение- на слова, слова –
на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение в словах.
Звуки и буквы. Представление о звуке. Различение на слух гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков.
7

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слоговой и звуковой анализ слов (установление количества звуков в
слове, их характера, последовательности). Выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а позже и читаемыми) словами и
предъявленными схемами-моделями. Знакомство с буквами А,О,И,Ы,У, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и
в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем
мире и в речи. Звуки в словах. Слог – слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а], буква А, а. Гласный
звук [о], буквы О, о. Гласный звук [и], буквы И, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквы У, у.
Букварный период (42 ч)
Обучение чтению.
Согласные и гласные звуки и буквы. Знакомство со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов – слияний с ориентировкой на гласную букву. Чтение слогов на выученную букву.
Составление (из букв и слогов разрезной азбуки) слов – после слого-звукового анализа, а затем и без него, чтение.
Сознательное, правильное, плавное, слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место
ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с'], буквы С, с. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к. Согласные звуки [т], [т'],
буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р. Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в. Гласные
буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п. Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м. Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з.
Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г'], буквы
Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч, ч. Буква ь – показатель мягкости
предшествующих согласных звуков. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж,
ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Гласные буквы Ё, ё. Звук [j'], буквы Й, й. Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х. Гласные буквы Ю, ю.
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ. Согласные
звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Русский алфавит.
Послебукварный период (10 ч)
Обучение чтению.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.
Ориентировочный темп чтения незнакомого текста – 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от
другогоВ круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы,
8

произведения
устного
народного
творчества,
стихи,
рассказы,
сказки
современных
писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные
и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Литературное чтение
Жили-были буквы -4 ч.
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы -2 ч.
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина.
Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель – 2 ч.
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской
природе.
И в шутку и всерьез – 3 ч.
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья - 3 ч.
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым,
А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших - 5 ч.
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой,
М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Одна у человека мать; одна и родина.К. Ушинский. Наше Отечество. История славянской азбуки. В. Крупин. Первый букварь. А. С.
Пушкин. Сказки. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. К. Д. Ушинский. Рассказы для детей. К. И. Чуковский. Телефон. К. И. Чуковский.
Путаница. В. В. Бианки. Первая охота. С. Я. Маршак. Угомон. Дважды два. М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. Стихи и
расска О братьях наших меньших - 5 ч.зы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Весёлые стихи Б. Заходера, В.
Берестова. Песенка – азбука.

9

Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№

Название раздела

Модуль воспитательной программы Всего часов
«Школьный урок»

1
2

Добукварный период.
Букварный период

3

Послебукварный период.

4

Литературное чтение

День Знаний.
14
Всероссийская неделя детской и 42
юношеской книги. Библиографический
урок.
Всероссийский урок безопасности 10
школьников в сети Интернет.
Уроки по «пожарной и электробезопасности».
Урок-консультация Всемирный день 33
приветствий.
Урок –общения.
Урок памяти «День освобождения
Ленинграда от фашистской блокады».

Итого

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252