МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КИЗЛЯРСКОГО «РАССМОТРЕНО на заседании ШМО». «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ Подпись ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись от «_____» 2021 г. «____» Приказ от «____» 2021 г. № ____ 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: История. История Нового времени (1500-1800 гг.)) и История России: (Россия в XVI — начало XVII вв.). Класс 8 Рабочая программа рассчитана на 2 часа занятий в неделю (70 часов в год) и разработана для учебников: 1) А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени (1500-1800). 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.: «Просвещение», 2017 г. 2) Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017г. Срок реализации рабочей программы - 2021 -2022 учебный год. Учитель: Абдуризаева Шекерханум Улубековна Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта и примерной программы по учебным предметам. История 5 – 9 классы, М.: Просвещение, 2016 г. , авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)., М: Просвещения, 2016 г. УМК – Н. М. Арсеньтев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарев под редакцией академика РАН А.. В. Торкунова «История России» 8 класс изд - во "Просвещения" 2016г., А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Всеобщая история» 8 класс, М., изд- во «Просвещение», 2016 г. Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса. Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:«Просвещение»,2016 г). Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Рабочая программа предполагает использование следующих учебников: «История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. «Всеобщая история. Новая история.1500-1800 гг. 8 класс», авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под редакцией А.А. Искендерова – М. «Просвещение», 2016 год. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся. В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе. Цели и задачи изучения учебного предмета «История»: Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи изучения истории в основной школе: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации 1 в окружающем мире; — овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; — развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Наряду с обозначенными задачами выделяют задачи обучения курса с учетом ФГОС: - деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; — компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы; —дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. -личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения; -проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностноориентированной личности. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2; 2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577); 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81); 4 - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию 2 при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.); 5. «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2013» (ИКС) 6. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 класс». – М.:«Просвещение», 2013 г. 7. Авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова,изд - во Просвещение, 2016 г. 8. Историко - культурный стандарт. Описание учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Всеобщая история. Новая история.1500-1800 гг. 8 класс» и "История России", является структурной частью предмет "История", который входит в область "Общественно - научные предметы" и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Учебный предмет "История" 8 класса реализуется за счет часов обязательной части учебного плана. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (в 5 - 9 классах)) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 335 часов для обязательного изучения учебного предмета "История" на этапе основного образования, в том числе 5, 6, 7, 8, 9 классах из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 70 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история. (35 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 35 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также тестирование изученных тем. В рабочей программе запланирована промежуточная контрольная работа за курс истории 8 класса. Раздел № 2. Планируемые результаты изучения курса «История» Личностные результаты: -осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; -познавательный интерес к прошлому своей страны -освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; -изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; -уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; -уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в 3 процессе формирования древнерусской народности; -следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - формирование коммуникативной компетентности; -обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; - расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 2. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; формирование умения ориентироваться в современных общественно - политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с 4 ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. 5.Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 6. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. 7. Ценностей научного познания: мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей. 8. Эстетического воспитания: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; сохранение, поддержка и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. Предполагается, что в результате изучения истории ученики должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории - соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий 5 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий - группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям 3. Работа с историческими источниками: - читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды - осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др., отбирать ее, группировать, обобщать - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания 4. Описание (реконструкция): - последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников 5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка) - соотносить единичные исторические факты и общие явления - различать причину и следствие исторических событий, явлений - выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий 6. Работа с версиями, оценками: - проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий - использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде 6 - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся. Ученик научится: - локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; -объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Ученик получит возможность научиться: - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; - применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Раздел № 3. Содержание учебного курса «Всеобщая история. Новая история» Всемирная история. 25 часов. 7 Глава 1.Становление индустриального общества. 4часа. Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере. Основные понятия темы: Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм. Глава 2.Строительство новой Европы. 8часов. Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз. 8 Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии. Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории. Основные понятия темы: Империя, коалиция, консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм. Глава3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. 5часов Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ. Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в. Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в.. 9 От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.. Основные понятия темы: Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм, Тройственный союз. Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия. Глава4.Две Америки.3часа. США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в. Основные понятия темы: Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим. Глава5.Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа) Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в. Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г. Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС. Основные понятия темы: 10 Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс. Глава 6.Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. 1час. Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.(45 часов) Глава 1.РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I. 16 часов. Предпосылки петровских реформ. Усиление иностранного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского. Реформы А.Л. Ордина - Нащокина. Реформаторские планы В. В. Голицына. Бенедикт Спиноза. Исторические документы - В. О. Ключевский . Глава 2.РОССИЯ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ПЕТРА: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. 8 часов. Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762 гг.) Причины и сущность дворцовых переворотов. Историческая личность Екатерины 1 (1725 - 1727 годы). Верховный Тайный Совет. Борьба за власть. Историческая личность Петра 2 (1727 - 1730 гг.). "Верховники" (февраль 1730 гг.). Попытки ограничения абсолютной власти российского монарха. Правление Анны Иоанновны (1730 - 1740 гг.). Правление Ивана VI Антоновича (1740 - 1741 гг.). Правление Елизаветы Петровны (1741 - 1761 гг.) Правление Петра 3 (1761 - 1762 гг.). Бироновщина. Верховный Тайный Совет. Дворцовый переворот. Кондиции. Исторический документ - "Из кондиций, подписанных Анной Иоанновной" Внутренняя политика и экономика России в1725 - 1762 гг. Система управления страной. Укрепление позиций дворянства. Экономика России в 1725 - 1762 гг. Манифест о вольности дворянства 1762 г. Исторический документ - Жалованная грамота Императрицы Анны Иоанновны Московским купцам на заведение суконной мануфактуры 1736 г. Внешняя политика России в 1725 - 1762 гг. В сообществе европейских держав. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Причины и итоги Семилетней войны. Результаты Русско - Турецкой войны 1735 - 1739 гг. Причины вхождения в состав России земель казахских племен. Причины построения Оренбургской крепости. Исторический документ - "Из рескрипта императрицы Елизаветы В. В. Фермору по поводу взятия Кенигсберга и занятия русскими войсками Восточной Пруссии". Национальная и религиозная политика в 1725 - 1762 гг. 11 Прибалтика и Украина. Башкирские восстания. Религиозная политика. Буддизм. Главные положения буддизма. Исторический документ - "Из указа Елизаветы Петровны 1743 г." Глава 3.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II .11 часов. Россия в системе международных отношений . Изменение международных отношений в середине XVIII века. Отношения между Россией и Францией. Отношения между Россией и Англией. Отношения между Россией и Австрией. Отношения между Россией и Пруссией. Отношения между Россией и Швецией. Отношения между Россией и Речью Посполитой. Отношения России с Турцией и Крымом. Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Внутренняя политика Екатерины II. Екатерина II - правительница России. "Просвещенный абсолютизм". Соборное Уложение 1649 г. Основные этапы закрепощения крестьян в России. Реформы Екатерины II. Секуляризация церковных земель 1764 г. Реформа 1775 года ("Учреждения для управления губерний"). Местное управление по реформе Екатерины II. Жалованная грамота городам 1785 г. Школьная реформа 1786 г. Указ Синода 1773 г. принцип веротерпимости. 1782 г. Указ благочиния. Духовное управление мусульман. "Просвещенный абсолютизм". Уложенная комиссия. Исторические документы - "Из указа Екатерины II 1767 г." Глава 4.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПАВЛЕ I. 3 часа. Внутренняя политика Павла I Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении 12 крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Личность Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Преобразования в армии. Усиление бюрократизма. Полицейский произвол. Крестьянский вопрос. "Разжалованная грамота" дворянству. Исторический документ - "Из воспоминаний современника Павла I", "Из записок приближенного Павла I графа Ф. В. Растопчина". Внешняя политика Павла I. Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский походы. Союз с Наполеоном. Индийский поход. Заговор 11 марта 1801 года. Личности: Федор Федорович Ушаков (1745 - 1817 гг.). Андре Массена (1758 - 1817 гг.), Горацио Нельсон (1758 - 1805 гг.) Глава 5.КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в VIII в. 5 часов. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Повторение (2 часа) Промежуточная контрольная работа за курс истории в 8 классе. Защита проектов. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ и ДАТЫ. 13 1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V) 1682—1689 гг. — правление царевны Софьи 1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве 1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой 1686—1700 гг. — война с Османской империей 1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве 1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына 1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем 1695, 1696 гг. — Азовские походы 1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу 1700—1721 гг. — Северная война 1700 г. — поражение под Нарвой 16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга 1705—1706 гг. — восстание в Астрахани 1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина 1708—1710 гг. — учреждение губерний 1708 г. — битва при деревне Лесной 27 июня 1709 г. — Полтавская битва 1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход 1714 г. — указ о единонаследии 27 июля 1714 г. — Гангутское сражение 1718—1720 гг. — учреждение коллегий 1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 г. — сражение у острова Гренгам 1721 г. — Ништадтский мир со Швецией 1721 г. — провозглашение России империей 1722 г. — введение Табели о рангах 1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход 1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге 1725—1727 гг. — правление Екатерины I 1727—1730 гг. — правление Петра II 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны 1733—1735 гг. — война за польское наследство 1736—1739 гг. — русско-турецкая война 1741—1743 гг. — русско-шведская война 14 1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны 1755 г. — основание Московского университета 1756—1763 гг. — Семилетняя война 1761—1762 гг. — правление Петра III 1762 г. — Манифест о вольности дворянской 1762—1796 гг. — правление Екатерины II 1768—1774 гг. — русско-турецкая война 26 июня 1770 г. — Чесменское сражение 21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле 1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой 1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва 1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей 1775 г. — начало губернской реформы 1783 г. — присоединение Крыма к России 1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам 1787—1791 гг. — русско-турецкая война 1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона» 1788—1790 гг. — русско-шведская война РАЗДЕЛ № 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ История России № Название темы Воспитательный модуль раздела (раздела) «Школьный урок» 1Глава Россия в эпоху воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, преобразований этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического Петра I. опыта деятельности народов нашей страны в период правления Петра I; - осознание значимости преобразований эпохи для дальнейшего развития страны, формирование собственной оценки реформ, их социально-экономических, политических, культурных последствий; - понимание значимости Северной войны для решения геополитических проблем России. Кол-во часов 16 15 2Глава 3Глава 4Глава 5Глава № раздела Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов Российская империя при Екатерине II. Россия при Павле I. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. Итого воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «дворцовых переворотов»; - осознание роли России как европейской державы на примере изучения ее участия в коалициях. воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «просвещенного абсолютизма, формирование собственной оценки реформ Екатерины II; - понимание значимости русско-турецких войн для решения геополитических проблем России, воспитание уважения к таланту полководцев эпохи; - развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия народов России; - осознание значения вклада в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа, вклада русских ученых и деятелей искусства . - усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Название темы (раздела) Становление индустриального общества. 8 11 3 7 45 История нового времени Воспитательный модуль Кол-во «Школьный урок» часов - осознавать значимость процесса модернизации XVIII века, социально- 4 экономических последствий данного процесса, его влияния на жизнь человека эпохи Строительство новой Европы . - осознание влияния Великой французской и американской революций на развитие 8 общества, формирование собственной оценки революции как способа социальной динамики; Страны Западной Европы в - воспитание уважения к историческому наследию народов Европы, идеям ученых, 5 конце XIX века. Успехи и достижениям деятелей искусст. проблемы индустриального общества. Две Америки . - осознание значимости становление индустриального общества, развития идеологий. 3 16 Глава 5 Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма. Глава 6 Международные отношения конце XIX – начале XX вв. Итого - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к 4 культуре, образу жизни, религии других народов. в - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к 1 культуре, образу жизни, религии других народов 25 17