Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Совхозная средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан «Рассмотрено» на ШМО учителей ____________Гасанова Ф.А. Протокол № _1_ от « 30 » 08. 2021г «Согласовано» Зам. директора по УВР МКОУ «Совхозная СОШ» _____________ Гасанова Ф.А. «Утверждаю» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» ______ Магомедгаджиев М.Г. «__»______2021 г. Приказ № 1/1 от «01» 09. 2021 г. Наименование учебного предмета Биология Класс 7 «а», «б» Рабочая программа рассчитана на 2 часа биологии в неделю (68 часа в год) и разработана для учебника Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник для 7 класса «Биология общеобразовательных учреждений». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год Учитель: Разакова Хадижат Алиевна 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; 3. Федеральный перечень учебников. рекомендуемых к использованию в 2021-2022 учебном году 4. Устав МКОУ «Совхозная СОШ» 5. Учебный план МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год. 6. ООП ФГОС ООО МКОУ «Совхозная СОШ» 7. Программы по биологии, разработанной в соответствии с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться, на основе авторской программы «Биология». Автор учебника Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний о живой природе и окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений оботличительных особенностей живой природы, о ее многообразии и эволюции. Курс биологии 7 класса является логичным продолжением изучения биологии в 6 классе. Изучение живой природы начинается с рассмотрения организменного уровня с позиций системно-структурного подхода. Это позволяет рассматривать строение и жизнедеятельность организма каждого царства в комплексе. При этом раскрываются общие признаки, присущие всем организмам, а затем особенности организма каждого из царств живой природы. В содержании курса большое место отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Знакомство с организменной формой организации жизни целесообразно начинать с наиболее элементарной единицы организма — клетки, составляющей его основу. Обмен веществ — ведущее системообразующее понятие, вокруг которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. На базе знаний о питании и дыхании растений и животных раскрывается понятие о транспорте веществ в организме как одной из составляющих обмена веществ. Учащиеся знакомятся с передвижением веществ в растительном организме и транспортной системой животных. Курс знакомит также и с другими признаками жизни — ростом, развитием, раздражением, раздражимостью. При этом внимание учащихся акцентируется на особенностях этих признаков жизни у растений и животных. Поскольку все процессы жизнедеятельности организма протекают согласованно, связаны между собой и зависят от окружающей среды, курс предусматривает рассмотрение разных форм их регуляции: гуморальной, нервной и нейрогуморальной. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей средой. Курс биологии 7 класса предусматривает знакомство с эволюцией растений и животных, изучение взаимоотношений организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Цели данной учебной программы: - Расширение знаний о разнообразии живых организмов; - Осознание значимости видового богатства в природе и жизни человека; 2 - Знакомство с эволюцией растений и животных; - Изучение взаимоотношений организмов в природных сообществах, влияния факторов среды на жизнедеятельность организмов; Задачи данной учебной программы: - Освоение знаний о растениях и животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений и животных и их роли в практической деятельности людей; - Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе; - Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями и домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В образовательной программе по биологии на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. Пасечник В.В.,Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник «Биология» 7 класс, «М. Просвещение, 2019. 2.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь по биологии 7 класс, М. Просвещение, 2019. 3. Пасечник В.В Уроки биологии 7 класс, М. Просвещение, 2010. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Предметные результаты Обучающийся научится: 1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; 2. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; 3. аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; 4. осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; 5. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; 6. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; 3 7. выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; 8. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; равнения; 0. устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; 11. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; 12. знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 13. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 14. описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 15. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: 1. находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 2. основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. 3. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; 4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); 5. осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; 6. создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; 7. работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения биологии в единстве учебной и воспитательной деятельности. Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: Патриотическое воспитание: • отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой 4 биологической науки. Гражданское воспитание: • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; • понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии. Эстетическое воспитание: • понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности. Ценности научного познания: • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья: • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. Экологическое воспитание: • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; • осознание экологических проблем и путей их решения; • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). 4. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). 5 5. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 6. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). 7. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. 8. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. 9. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. 10. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. 11. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). 12. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Коммуникативные УУД: 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. 4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 5. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 3. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. 4. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. 5. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.) Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид— исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы. Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (9 ч.) Бактерии - доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы - царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторная работа: Изучение строения плесневых грибов. Практическая работа: Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Глава 2. Многообразие растительного мира (22 ч.) Водоросли - наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты - первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком. Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания. Лабораторные работы: Изучение внешнего строения водорослей. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). Изучение строения и многообразия голосеменных растений. 7 Изучение видоизмененных побегов(луковица, корневище, клубень). Изучение органов цветкового растения. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Практические работы: Распознание съедобных и ядовитых грибов Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей. Глава 3. Многообразие животного мир (28 ч.) Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека. Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана. Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц. Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей. Лабораторные работы: Изучение многообразия одноклеточных животных. 8 Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение внешнего строения рыб. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова. Экскурсии: Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны. Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк). Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч.) Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных. Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции. Глава 5. Экосистемы (4 ч.) Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем. Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Введение. Многообразие организмов, их классификация Бактерии. Грибы. Лишайники Многообразие растительного мира Многообразие животного мира Эволюция растений и животных, их охрана Экосистемы Итого: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол-во часов Административн Контрольная Практическая ая работа работа работа Авторская Рабочая программа программа 2 2 - Лабораторная работа - 9 22 9 22 1 1 1 1 1 2 6 28 3 28 3 1 3 - - 6 - 4 68 4 68 3 4 2 14 9