Аннотация к рабочей программе по биологии 7 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Совхозная средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
«Рассмотрено»
на ШМО учителей
____________Гасанова Ф.А.
Протокол № _1_ от
« 30 » 08. 2021г

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МКОУ «Совхозная СОШ»
_____________ Гасанова Ф.А.

«Утверждаю»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______ Магомедгаджиев М.Г.

«__»______2021 г.

Приказ № 1/1
от «01» 09. 2021 г.

Наименование учебного предмета
Биология
Класс 7 «а», «б»
Рабочая программа рассчитана на 2 часа
биологии в неделю
(68 часа в год) и разработана для учебника Пасечник В.В.,
Суматохин С.В., Калинова Г.С.
Учебник для 7 класса «Биология общеобразовательных учреждений».
Срок реализации программы
2021-2022 учебный год
Учитель: Разакова Хадижат Алиевна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования";
3. Федеральный перечень учебников. рекомендуемых к использованию в 2021-2022 учебном году
4. Устав МКОУ «Совхозная СОШ»
5. Учебный план МКОУ «Совхозная СОШ» на 2021-2022 учебный год.
6. ООП ФГОС ООО МКОУ «Совхозная СОШ»
7. Программы по биологии, разработанной в соответствии с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования
у школьников умения учиться, на основе авторской программы «Биология». Автор учебника Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний о живой природе и окружающем мире в
целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений оботличительных особенностей
живой природы, о ее многообразии и эволюции.
Курс биологии 7 класса является логичным продолжением изучения биологии в 6 классе. Изучение живой природы начинается с рассмотрения
организменного уровня с позиций системно-структурного подхода. Это позволяет рассматривать строение и жизнедеятельность организма каждого
царства в комплексе. При этом раскрываются общие признаки, присущие всем организмам, а затем особенности организма каждого из царств живой
природы. В содержании курса большое место отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о
жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Знакомство с организменной формой организации жизни целесообразно начинать с
наиболее элементарной единицы организма — клетки, составляющей его основу. Обмен веществ — ведущее системообразующее понятие, вокруг
которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. На базе знаний о
питании и дыхании растений и животных раскрывается понятие о транспорте веществ в организме как одной из составляющих обмена веществ.
Учащиеся знакомятся с передвижением веществ в растительном организме и транспортной системой животных.
Курс знакомит также и с другими признаками жизни — ростом, развитием, раздражением, раздражимостью. При этом внимание учащихся
акцентируется на особенностях этих признаков жизни у растений и животных. Поскольку все процессы жизнедеятельности организма протекают
согласованно, связаны между собой и зависят от окружающей среды, курс предусматривает рассмотрение разных форм их регуляции: гуморальной,
нервной и нейрогуморальной.
Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей
средой. Курс биологии 7 класса предусматривает знакомство с эволюцией растений и животных, изучение взаимоотношений организмов в природных
сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Цели данной учебной программы:
- Расширение знаний о разнообразии живых организмов;
- Осознание значимости видового богатства в природе и жизни человека;
2

- Знакомство с эволюцией растений и животных;
- Изучение взаимоотношений организмов в природных сообществах, влияния факторов среды на жизнедеятельность организмов;
Задачи данной учебной программы:
- Освоение знаний о растениях и животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и
средообразующей роли растений и животных и их роли в практической деятельности людей;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в
природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями и домашними животными, заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В образовательной программе по биологии на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной
программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и
педагогических технологий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Пасечник В.В.,Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник «Биология» 7 класс, «М. Просвещение, 2019.
2.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь по биологии 7 класс, М. Просвещение, 2019.
3. Пасечник В.В Уроки биологии 7 класс, М. Просвещение, 2010.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,
характерных для живых организмов;
2. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
3. аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
4. осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
5. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
6. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических
объектов;
3

7. выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
8. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
равнения;
0. устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
11. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
12. знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 13. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
14. описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
15. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
2. основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
3. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с
определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех
ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
5. осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе;
6. создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
7. работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений,
животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения биологии в единстве учебной и
воспитательной деятельности. Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотическое воспитание:
• отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
4

биологической науки.
Гражданское воспитание:
• готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
• готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
• понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
• понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
• ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
• понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и
норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
• сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
• осознание экологических проблем и путей их решения;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному
плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
5

5. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
6. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет).
7. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
8. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
9. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
10. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
11. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать»,
«что мне для этого надо сделать»).
12. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
5. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений; обобщать понятия – осуществлять логическую
операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
3. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать
удобную для себя форму фиксации и представления информации.
4. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
5. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы
6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.)
Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид— исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (9 ч.)
Бактерии - доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий
в природе и жизни человека.
Грибы - царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека.
Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.
Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа:
Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа:
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (22 ч.)
Водоросли - наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль
водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты - первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников.
Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное
сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс
Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений;
культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
7

Изучение видоизмененных побегов(луковица, корневище, клубень).
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Практические работы:
Распознание съедобных и ядовитых грибов
Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мир (28 ч.)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры
предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма
животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе
и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения
паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков
в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители
и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний.
Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в
природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от
укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в
природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство.
Породы
млекопитающих.
Роль
в
природе,
практическое
значение
и
охрана
млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры,
ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции
членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
Изучение многообразия одноклеточных животных.
8

Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение внешнего строения рыб.
Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
Экскурсии:
Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч.)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и
позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Глава 5. Экосистемы (4 ч.)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии.
Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз,
паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема

Введение. Многообразие
организмов, их классификация
Бактерии. Грибы. Лишайники
Многообразие растительного
мира
Многообразие животного мира
Эволюция растений и животных,
их охрана
Экосистемы
Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов
Административн Контрольная Практическая
ая работа
работа
работа
Авторская Рабочая
программа программа
2
2
-

Лабораторная
работа
-

9
22

9
22

1
1

1

1
1

2
6

28
3

28
3

1

3
-

-

6
-

4
68

4
68

3

4

2

14
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252