Аннотация к рабочей программе по музыке 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО».

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

Протокол №1
Руководитель ШМО
_______________ /Андреев С.В./
подпись

________________ /Гасанова Ф.А./
Подпись
от «____» ___________________2021

от «_____» _____________________2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Совхозная СОШ»
______________ /Магомедгаджиев М.Г./
подпись
Приказ от «____» ________2021 г. №
____

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: «МУЗЫКА».
Класс: 8.
Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 1 часа занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебников:
1) «МУЗЫКА» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
.Авторы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Просвещение 2019г.
Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год.
Учитель: Абдуризаева Шекерханум Улубековна.

1РАЗДЕЛ. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для обучающихся 8 класса (1 час в неделю (35 часов в год)): составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).
Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и
воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в
общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива
стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».
Приказом Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016).
Данная рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),
М.: «Просвещение», 2014г., с учетом авторской программой «Музыка» 5-7 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.:
Просвещение, 2014г.
Учебником для ОУ "Музыка 8 класс». Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2019г.
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего
образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2019) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
1

2РАЗДЕЛ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Цель программы: – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях
музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки,
пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа
и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и
современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого
потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального
языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности
(слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного
и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов
2

школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства,
самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой
деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся.
3РАЗДЕЛ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при
воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
3

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование
приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России; формирование умения ориентироваться в современных общественно политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на
основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства,
как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать
своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; развития
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию позитивных жизненных
ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе
проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек,
необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.
4

5.Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и
способности к предмету, общественных интересов и потребностей, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
6. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, способности применять знания, получаемые при изучении
предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения
руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
7. Ценностей научного познания: мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем, содействие
повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей.
8. Эстетического воспитания: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному,
музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации; сохранение, поддержка и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
Учащийся научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение
выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования,
проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
5

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира,
разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией,
называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры
оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности
музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания
образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной
выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать
суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность
художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим
музицированием.
Учащийся получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки,
видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и
проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др.
(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных
выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
6

-структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
-понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных
стран мира;
-понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы,
реквиема;
-понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
-определять специфику духовной музыки в эпоху средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи
и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
7

-сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
-сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа
и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
4РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ предмета «Музыка» 8 класс.
Тема I полугодия «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ».16 часов
1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники
прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный
опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному
опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).
2. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды
опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на
основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной
драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип
музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
8

3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре
эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев
(сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете.
Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о
балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности
драматургического развития образов на основе контраста,
сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические
ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»
Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз,
спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
6. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных
жанров музыки.
7. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального
спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных
состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
8. Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме
Г.Ибсена «Пер Гюнт».
9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.
Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин
«драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с
многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности
музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении,
варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта,
П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Проектная работа
14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
9

И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX
века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и
легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США),
Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление
понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов
опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
15. Защита проекта.
16. Обобщающий урок- викторина.
Тема 2 полугодия. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»
19 часов
17. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX
века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и
легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США),
Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы.
Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ
музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
18. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная
драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен
19. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
20. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт
учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как
повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях
драматургии произведений разных жанров музыки.
21. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
22.
Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
23.
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
24. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Кошки».
25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
10

26. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
28. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с
образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой
мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Галерея религиозных образов. Всенощное
бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами
духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворн
29. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
30. Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
31. Музыкальные завещания потомкам. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам
авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
32. Исследовательский проект. Защита.
33. Пусть музыка звучит. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём
их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
34. Обобщающий урок по второму разделу.
35. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Тематическое планирование:
№

Разделы и темы

Количество
часов

Раздел: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»16 часов
1
2

Классика в нашей жизни.
В музыкальном театре. Опера

1
1
11

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет.
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»
Мюзикл «Ромео и Джульетта».
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта»
Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка
Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке.
Музыка в кино. Музыка немого кино.
Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония
№5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

1
1
1
1
1
1

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».
Музыканты – извечные маги»
Защита проекта.
Обобщающий урок- викторина.
Раздел: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»19 часов
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.
«Кошки».
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха
Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

30
31
32
33
34
35

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
Музыкальные завещания потомкам. Пусть музыка звучит.
Пусть музыка звучит.
Исследовательский проект. Защита.
Обобщающий урок по второму разделу.

1
1
1
1
1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)5745252