МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РАССМОТРЕНО на заседании ШМО». «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ Подпись от «____»________________2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Совхозная СОШ» ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись Приказ от «____» _________2021 г. № ____ от «_____» ________________2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: «МУЗЫКА» Класс 7 Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 1 часа занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: 1) «МУЗЫКА» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Просвещение 2019г. Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год. Учитель: Абдуризаева Шекерханум Улубековна. 1РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по музыке для обучающихся 7 класса (1 час в неделю (35 часов в год)): составлена в соответствии с нормативноправовыми документами: Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ). Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказом Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования». Приказом Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016). Данная рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2014г., с учетом авторской программой «Музыка» 5-7 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г. Учебником для ОУ "Музыка 7 класс». Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2019г. Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2019) в соответствии с ФГОС 2 поколения. 1 2РАЗДЕЛ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Цель программы: – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: -формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; -воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; -развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; -овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий). Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов 2 школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям уча 3РАЗДЕЛ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в VII классе структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 2. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; формирование умения ориентироваться в современных общественно политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, 3 создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. 5.Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 6. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. 7. Ценностей научного познания: мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей. 4 8. Эстетического воспитания: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; сохранение, поддержка и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. Учащиеся научатся: -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; -передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; -высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности; -использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах); Учащиеся получат возможность: -участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся. Познавательные: Учащиеся научатся: -логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; -применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; 5 -обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; -осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; -использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаковосимволическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; -пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся получат возможность: -научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; -удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: -принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. -прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; -мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: 6 -ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; -действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: -понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; -слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; -понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; -использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; -опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; -приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: -совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; -создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования. Учащиеся научатся: -активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; -слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; -ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); -наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; -моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; 7 -использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; -воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; -планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании; Учащиеся получат возможность научиться: -ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; -творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; -организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; -оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Планируемые результаты изучения курса Ученик научится: -понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; -анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; -определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); -выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; -понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; -различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; -различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; -производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; -понимать основной принцип построения и развития музыки; -анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; -понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; -определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; 8 -понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; -понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; -распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; -определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; -определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; -узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; -выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; -различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; -называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); -узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); -определять тембры музыкальных инструментов; -называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; -определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; -владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; -узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; -определять характерные особенности музыкального языка; -эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; -анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; -анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; -творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; -выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; -анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; -различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; -определять характерные признаки современной популярной музыки; -называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.; 9 -анализировать творчество исполнителей авторской песни; -выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; -находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; -сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; -понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; -понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; -называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; -определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; -владеть навыками вокально-хорового музицирования; -применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; -передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; -понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; -эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; -приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; -применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; -обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; -использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Ученик получит возможность научиться: -понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; 10 -понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; -понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; -определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; -распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; -различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; -выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; -активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). 4РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Тема I Раздела. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов) 1. Классика и современность Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» 2.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». 11 3-4. В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. 5. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. 6. В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна».Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. 7 .Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. .Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». 8 В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». .В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. 9. В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. 10. Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен.Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. 12 Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. 11. Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. 12. Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. 13. Сюжеты и образы духовной музыки.Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. 14. Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. 15 Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер..Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. 16. Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». 17. Музыканты – извечные маги. Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. Тема II Раздел. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов) 18. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. 19 Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. 20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. 13 Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. 21. Транскрипция. Сравнительные интерпретации. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке. Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. 22. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. 23.«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. 24-25. Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., 26. Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. 27. Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. 28. Музыка на мольберте. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. 29. Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатносимфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. 30. Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. 31. Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. 14 Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. 32. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. 33 Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. 34. Музыка народов мира. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. 35. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам. Тематическое планирование: № Разделы и темы Воспитательный модуль «Школьный урок» I Раздел: «Особенности драматургии сценической музыки» 17ч. Духовно-нравственного воспитания. 1 Классика и современность 2 3 4 В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» 5 6 7 8 В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» В музыкальном театре. Балет В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Количество часов 1 Ценностей научного познания. Экологического воспитания. Эстетического воспитания. 1 1 1 Духовно-нравственного воспитания. Ценностей научного познания. Экологического воспитания. Эстетического воспитания. 1 1 1 1 15 1 23 24 25 26 27 28 В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги Духовно-нравственного воспитания. и Бесс». Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. Ценностей научного познания. Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Экологического воспитания. Эскамильо. Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» Эстетического воспитания. Сюжеты и образы духовной музыки. Духовно-нравственного воспитания. Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. Ценностей научного познания. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. Экологического воспитания. Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. Эстетического воспитания. Музыканты – извечные маги. Духовно-нравственного воспитания. II Раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». 18ч. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Духовно-нравственного воспитания. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская Ценностей научного познания. музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. Экологического воспитания. Транскрипция. Эстетического воспитания. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Духовно-нравственного воспитания. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Ценностей научного познания. Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Экологического воспитания. Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Эстетического воспитания. Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. Духовно-нравственного воспитания. Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. Ценностей научного познания. Музыка на мольберте Экологического воспитания. 29 30 31 Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова. Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Эстетического воспитания. Духовно-нравственного воспитания. Ценностей научного познания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 32 33 34 35 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Экологического воспитания. 1 Эстетического воспитания. 1 Духовно-нравственного воспитания. Ценностей научного познания. 1 1 17