МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО». Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Совхозная СОШ» Протокол №1 Руководитель ШМО _______________ /Андреев С.В./ подпись ________________ /Гасанова Ф.А./ Подпись от «____» августа 2021 г. ______________ /Магомедгаджиев М.Г./ подпись Приказ от «____» ________2021 г. № ____ от «_____» августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование учебного предмета: «МУЗЫКА» в 5 классе. Класс 5 Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 1 часа занятий в неделю (35 часов в год) и разработана для учебника: 1) «МУЗЫКА» учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Просвещение 2019г. Срок реализации рабочей программы 2021 -2022 учебный год. Учитель: Абдуризаева Шекерханум Улубековна. 1РАЗДЕЛ .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по музыке для обучающихся 5 класса (1 час в неделю (35 часов в год)): составлена в соответствии с нормативноправовыми документами: Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ). Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказом Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования». Приказом Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016). Данная рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2014г., с учетом авторской программой «Музыка» 5-7 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г. Учебником для ОУ "Музыка 5 класс». Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2019г. Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2019) в соответствии с ФГОС 2 поколения. 1 2РАЗДЕЛ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Цель программы: – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: -формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; -воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; -развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; -овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий). Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям уча 2 3РАЗДЕЛ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в V классе структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 2. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; формирование умения ориентироваться в современных общественно политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 3 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. 5.Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 6. Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. 7. Ценностей научного познания: мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей. 8. Эстетического воспитания: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; сохранение, поддержка и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. Учащиеся научатся: -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; -передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; -высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности; -использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах); Учащиеся получат возможность: -участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы; 4 -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся. Познавательные: Учащиеся научатся: -логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; -применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; -обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; -осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; -использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаковосимволическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; -пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся получат возможность: -научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; -удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: -принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; 5 -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. -прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; -мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: -ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; -действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: -понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; -слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; -понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; -использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; -опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; -приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: -совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; -создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования. Учащиеся научатся: -активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; -слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; 6 -ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); -наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; -моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; -использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; -воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; -планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании; Учащиеся получат возможность научиться: -ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; -творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; -организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; -оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Планируемые результаты изучения курса Ученик научится: -понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; -анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; -определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); -выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; -понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; -различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; -различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; -производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; -понимать основной принцип построения и развития музыки; -анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; -понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; -определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; -понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; 7 -понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; -распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; -определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; -определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; -узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; -выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; -различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; -называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); -узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); -определять тембры музыкальных инструментов; -называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; -определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; -владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; -узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; -определять характерные особенности музыкального языка; -эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; -анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; -анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; -творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; -выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; -анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; -различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; -определять характерные признаки современной популярной музыки; -называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.; -анализировать творчество исполнителей авторской песни; -выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; -находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; -сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; -понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; 8 -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; -понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; -называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; -определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; -владеть навыками вокально-хорового музицирования; -применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; -передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; -понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; -эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; -приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; -применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; -обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; -использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Ученик получит возможность научиться: -понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; -понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; -понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; -определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; -распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; -различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; -выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; 9 -исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; 3 РАЗДЕЛ. Содержание программы предмета Музыка» 5 класс Тема I Раздела:. Музыка и литература.16 часов. Воспитательный модуль .Школьный урок. Развивать понимания значения предмета музыки в жизни общества, способности владеть достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной наукипо музыке, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. Урок 1. Что роднит музыку с литературой . Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать 10 детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») пес Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно . Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» . Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества . Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны». Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. 11 Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта. Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» . Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» . Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера . Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет . Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балетискусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении . Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание 12 кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл . Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература” Тема II Раздела. Музыка и изобразительное искусство (19 часов) Воспитательный модуль .Школьный урок. Формирование представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета музыки в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету музыки , необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений. Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка . Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. 13 Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка . Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Урок 25. Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Урок 27. Застывшая музыка. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 28. Полифония в музыке и живописи. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. 14 Урок 29. Музыка на мольберте. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Урок 33. Мир композитора. Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. Урок 34-35. С веком наравне. Обобщающий урок. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема № урока Воспитательный урок «Школьный модуль» Тема I раздела: Музыка и литература. 16часов Количество часов 1 Что роднит музыку с литературой? Ценностей научного познания. 1 2-4 Вокальная музыка Эстетического воспитания. 3 5-6 Фольклор в музыке русских композиторов Патриотического воспитания. 2 7 Жанры инструментальной и вокальной музыки Гражданского воспитания. 1 8 Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества Духовно-нравственного воспитания. 1 9 «Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны» Патриотического воспитания. 1 15 Ценностей научного познания. 1 Ценностей научного познания. 2 13 «Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика Эстетического воспитания. 1 14 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Патриотического воспитания. 1 15 Музыка в театре, кино, на телевидении Гражданского воспитания. 1 16 Третье путешествие в музыкальный театр. Духовно-нравственного воспитания. 1 17 Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство 19 часов. Что роднит музыку с изобразительным искусством? Ценностей научного познания. 10 11-12 1 Эстетического воспитания. 1 19-20 «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» Патриотического воспитания. 2 21-22 Музыкальная живопись и живописная музыка Гражданского воспитания. 2 23 Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Духовно-нравственного воспитания. 1 24 Патриотического воспитания. 1 25 26 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира» Образы борьбы и победы в искусстве Ценностей научного познания. Эстетического воспитания. 1 1 27 Застывшая музыка Патриотического воспитания. 1 28 Полифония в музыке и живописи Ценностей научного познания. 1 29 30 31 32 33 34-35 Музыка на мольберте Импрессионизм в музыке и живописи «О доблестях, о подвигах, о славе...» «В каждой мимолётности вижу я миры...» Мир композитора. С веком наравне. Обобщающий урок. Эстетического воспитания. Патриотического воспитания. Гражданского воспитания. Духовно-нравственного воспитания. Патриотического воспитания. Ценностей научного познания. 1 1 1 1 1 1 18 16 Итого 35ч. 17